ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-24/2022 от 01.03.2022 Подпорожского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-24/2022 (2а-522/2021)

УИД 47RS0013-01-2021-000947-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«01» марта 2022 года г. Подпорожье

Подпорожский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Андреевой Т.С.,

при секретаре Армеевой М.Д.,

с участием представителя административного истца Ортяшовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности подготовить предложения о создании охранных зон памятника природы «Щелейки» на территории Подпорожского района Ленинградской области и природного парка «Вепсский лес» на территории Подпорожского, Тихвинского, Бокситогорского, Лодейнопольского районов Ленинградской области и об установлении их границ и передать их в Правительство Ленинградской области,

установил:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, указав, что Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры Ленинградской области проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, в ходе которой установлено, что до настоящего времени в Ленинградской области не установлены охранные зоны особо охраняемых территорий регионального значения.

П. 21 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2014 года № 341, к полномочиям Комитета отнесено управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

При этом согласно п. 3.1 Положения № 341 Комитет разрабатывает проекты областных законов и иных правовых актов Ленинградской области по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Надлежащих мер к реализации вышеуказанных полномочий в части подготовки проекта решения об установлении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения Комитетом не принято, до настоящего времени не установлены охранные зоны памятника природы «Щелейки» и природного парка «Вепсский лес», расположенных в Подпорожском районе Ленинградской области.

Отсутствие установленных охранных зон особо охраняемых территорий регионального значения создает угрозу неблагоприятных антропогенных воздействий на национальные парки и памятники природы и на прилегающие к ним участки, тем самым создавая угрозу благоприятной окружающей среде и нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Просит суд признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в неподготовке предложения о создании охранных зон памятника природы «Щелейки» и природного парка «Вепсский лес» на территории Подпорожского района Ленинградской области, возложить на Комитет по природным ресурсам Ленинградской области обязанность в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда подготовить предложение о создании охранных зон памятника природы «Щелейки» и природного парка «Вепсский лес» на территории Подпорожского района Ленинградской области и об установлении их границ, после чего передать их в Правительство Ленинградской области (т. 1 л.д. 3-6).

Представитель административного ответчика - Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Хабарова Е.А., действующая по доверенности от 11 января 2021 года , в письменных возражениях на административный иск указала, что особо охраняемая природная территория (далее – ООПТ) регионального значения - природный парк «Вепсский лес» (далее – Природный парк) создан постановлением Губернатора Ленинградской области от 14 сентября 1999 года № 302-г «Об организации природного парка «Вепсский лес» в Ленинградской области» и расположен в Бокситогорском, Лодейнопольском, Подпорожском и Тихвинском районах Ленинградской области в границах согласно приложению 1 к указанному постановлению.

ООПТ регионального значения – памятник природы «Щелейки» (далее – Памятник природы) создан решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета депутатов трудящихся от 29 марта 1976 . В дальнейшем Положение и границы Памятника природы были утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 03 августа 1995 года № 299 «Об утверждении границ и паспорта геологического памятника природы «Щелейки». В настоящее время Паспорт Памятника природы утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 06 октября 2014 года № 452.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ (далее – Федеральный закон № 406-ФЗ) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ООПТ и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу Федерального закона № 406-ФЗ сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до 30 декабря 2013 года.

До 30 декабря 2013 года часть 3 статьи 10 Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливала, что целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Таким образом, решение о необходимости охранной зоны для памятников природы, созданных до 2013 года, в том числе в отношении Природного парка и Памятника природы, принималось уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации исключительно от характера антропогенной нагрузки и необходимости ее снижения в целях сохранности памятника природы.

При этом необходимо отметить, что Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, на которые ссылается прокурор в заявленных требованиях, также утверждены после 2013 года, а именно Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138.

До 2013-2015 года на законодательном уровне не был урегулирован вопрос о безусловной обязанности создания охранной зоны памятников природы и природных парков. Данная норма носила диспозитивный характер. В связи с чем создание ООПТ и установление границ Природного парка и Памятника природы без принятия уполномоченным органом решения об установлении его охранной зоны не лишает юридической силы ранее принятые в установленном законом порядке акты и не свидетельствует о нарушении Комитетом норм природоохранного законодательства Российской Федерации.

Необходимо также обратить внимание суда на то, что указанные Правила создания охранных зон действуют до 01 января 2022 года, в связи с чем требование прокурора о возложении на Комитет обязанности по подготовке предложения о создании охранной зоны в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения, является необоснованным и носит неопределенный характер, так как установленный порядок создания охранных зон в отношении памятников природы утратит законную силу.

Также необходимо учитывать, что при подготовке документации, обосновывающей необходимость придания территории, занимаемой Природным парком и Памятником природы, статуса ООПТ были проведены исследования, в том числе, характеризующие возможное негативное воздействие на ценные природные комплексы и объекты Природного парка и Памятника природы, результаты которых были учтены при разработке соответствующих постановлений Правительства Ленинградской области в части описания границ и определения режима особой охраны ООПТ. В связи с чем наложение на хозяйствующие субъекты дополнительных ограничений при наличии действующего режима особо охраны Природного парка и Памятника природы является чрезмерным и необоснованным.

В настоящее время Положение об охранных зонах ООПТ Правительством Российской Федерации, соответствующее требованиям статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, не утверждено. В связи с чем в настоящее время в отношении охранных зон ООПТ до 1 января 2022 года действуют Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138.

Доказательств необходимости установления охранной зоны с учетом критериев, установленных пунктом 4 Правил, прокуратурой суду не представлено, равно как и сведений о ширине необходимой и предполагаемой к созданию охранной зоны.

При этом пункт 24 Правил предусматривает возможность направления органами, указанными в пункте 23 Правил мотивированного отказа в согласовании такого проекта решения.

Учитывая изложенное, возложение на Комитет обязанности по разработке проекта создания охранных зон в отношении спорной ООПТ еще не означает безусловное принятие Правительством Ленинградской области решения об их создании, поскольку от федеральных министерств и ведомств, которым в соответствии с пунктом 23 Правил проект решения и пояснительная записка к нему направляются на согласование, могут быть получены замечания, в ходе рассмотрения которых будет принято решение об отказе в создании охранных зон, что процедурно соответствует действующим Правилам.

Следовательно, требование административного истца о возложении на Комитет обязанность подготовить предложение о создании охранной зоны Памятника природы и Природного парка, созданных до 30 декабря 2013 года, и об установлении их границ в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения, после чего направить их в Правительство Ленинградской области, является необоснованным и носит неопределенный характер, так как с 01 января 2022 года установленный порядок создания охранных зон утратит законную силу, а новые Правила, которые подлежали бы применению, в настоящий момент еще не утверждены.

Обращает внимание, что с момента вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» бездействие Комитета по подготовке проектов решения о создании охранных зон ООПТ не оспаривалось и соответствующие акты прокурорского реагирования в адрес Комитета не поступали до осени 2021 года, при этом при подготовке настоящего административного иска прокуратурой не дана правовая оценка положениям части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ.

Просит отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме (т. 1 л.д. 86-87, 108-110).

Представитель заинтересованного лица – Правительства Ленинградской области Вилаева М.А., действующая по доверенности, поддержала позицию, приведенную административным ответчиком в письменных возражениях на административный иск, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать (т. 1 л.д. 173-174)

Представитель администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области оставил разрешение требований прокурора на усмотрение суда (т. 2 л.д.12).

Административный ответчик - Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, заинтересованные лица: Правительство Ленинградской области, Администрация муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области», администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области, администрации муниципального образования Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области, ЛОГКУ «Дирекция ООПТ ЛО» извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.

Представитель административного ответчика, представиель заинтересованного лица - администрации муниципального образования Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области не сообщили о причинах неявки, не представили доказательств их уважительности, не просили об отложении судебного заседания.

Представители заинтересованных лиц: Правительства Ленинградской области, Администрация муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области», администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области, ЛОГКУ «Дирекция ООПТ ЛО» ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Судом на основании ст. 150 КАС РФ года определено о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.

В судебном заседании представитель административного истца – Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора Ортяшова О.В. поддержала уточненные административные исковые требования и доводы, приведенные в их обоснование, в административном исковом заявлении.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Ч. 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено право граждан, организаций, иных лиц могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с подп. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне общественные отношения в сфере организации, охраны, функционирования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии с подпунктами «в» и «д» п. 2, п.п. 4 и 5 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются несколько категорий указанных территорий, в том числе, природные парки и памятники природы, которые могут иметь региональное значение и находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

Создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении (ч. 3).

Согласно подп. 8 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Согласно подп. «б» п. 11 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Приведенные положения закона свидетельствуют о необходимости принятия мер по охране территорий памятников природы, в том числе путем определения их границ, границ охранной зоны.

Согласно п. 19 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138, решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В силу п. 21 указанных Правил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

Согласно ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 35 Устава Ленинградской области (Закон Ленинградской области от 27 октября 1994 года № 6-оз (в редакции от 29 ноября 2021 года)) Губернатор Ленинградской области является высшим должностным лицом Ленинградской области и возглавляет Правительство Ленинградской области. Правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области.

В силу п. 1.1 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2014 года № 341, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии.

Согласно п. 2.1 Положения, в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды Комитет осуществляет, в том числе, полномочия по управлению в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Пунктом 3.1 Положения в число функций Комитета входит разработка проектов областных законов и иных правовых актов Ленинградской области по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.

Таким образом, из анализа приведенных выше правовых норм следует, что решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимает Губернатор Ленинградской области как высшее должностное лицо субъекта. При этом проект указанного решения на основе подготовленных Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области предложений о создании таких зон и определении их границ, готовит Правительство Ленинградской области как высший исполнительный орган государственной власти Ленинградской области.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось административным ответчиком, что Постановлением Губернатора Ленинградской области от 14 сентября 1999 года № 302-пг «Об организации природного парка «Вепсский лес» постановлено придать статус природного парка территории площадью 190 тысяч гектаров в Бокситогорском, Лодейнопольском, Подпорожском и Тихвинском районах Ленинградской области; в приложении 1 описаны границы природного парка, приложением к указанному Постановлению утверждено Положение о природном парке.

Сведения о границах природного парка «Вепсский лес» внесены в Единый государственный реестр недвижимости с обозначением координат характерных точек, что следует из выписки из ЕГРН от 11 января 2022 года (т. 2 л.д. 54-76).

Решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета депутатов трудящихся от 29 марта 1976 года (в редакции Постановления Правительства Ленинградской области от 19 декабря 1995 года ) «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области» уступ габбро-диабазов, обрывающийся в Онежское озеро высотой 40 м, расположенный между деревнями Щелейки и Гимрека в Подпорожском районе Ленинградской области, признан памятником природы (т. 1 л.д. 115-126).

Постановлением правительства Ленинградской области от 06 октября 2014 года № 452 «О памятнике природы регионального значения» природный комплекс части уступа габбро-диабазов, расположенный к югу от геологического памятника природы «Щелейки», образованного решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета депутатов трудящихся от 29 марта 1976 года , а также участок побережья Онежского озера вдоль указанного уступа объявлены памятником природы регионального значения «Щелейки», а территория, занятая им, - особо охраняемой природной территорией регионального значения.

Постановлено объединить памятник природы регионального значения «Щелейки» с ранее образованным геологическим памятником природы «Щелейки» в один памятник природы регионального значения с тем же названием, а территории, занятые памятниками природы, - в одну особо охраняемую природную территорию регионального значения. Утверждены паспорт и границы особо охраняемой природной территории, занятой памятником природы регионального значения «Щелейки» (т. 1 л.д. 128-130).

Согласно выписке из ЕГРН от 09 декабря 2021 года, произведено описание границ памятника природы регионального значения «Щелейки» с установлением координат характерных точек, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (т. 1 л.д. 208-222).

Оба объекта включены в Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ленинградской области (т. 1 л.д. 192-204).

23 апреля 2021 года Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой направлена в адрес Комитета по природным ресурсам Ленинградской области информация о результатах проведенного прокуратурой анализа состояния законности в сфере соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях и необходимости подготовки проектов решений Губернатора Ленинградской области о создании охранных зон природного парка и памятников природы регионального значения, об установлении их границ и утверждения положений о них (т. 1 л.д. 9-10).

По итогам рассмотрения указанной информации Комитетом в письме от 05 апреля 2021 года сформулирована позиция о том, что принятие решения об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории является правом уполномоченного органа (должностного лица), а не его обязанностью, возникающей в силу существования особо охраняемой природной территории самой по себе ( т. 1 л.д. 11, 12-13).

Губернатором Ленинградской области направлено обращение в Министерство природных ресурсов Российской Федерации по вопросу установления охранных зон особо охраняемых природных территорий. Из ответа на указанное обращение следует, что по смыслу п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установление охранной зоны особо охраняемой природной территории является обязанностью уполномоченных органов государственной власти (т. 1 л.д. 18-19).

13 августа 2021 года исполняющим обязанности Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора внесено представление Председателю Комитета по природным ресурсам Ленинградской области об устранении выявленных в ходе проверки нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях, заключающихся в непринятии Комитетом надлежащих мер к реализации полномочий в части подготовки проекта охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения (т. 1 л.д. 20-21).

23 сентября 2021 года в связи с тем, что до указанного времени в Ленинградской области не установлены охранные зоны особо охраняемых территорий регионального значения, прокурором направлено в суд настоящее административное исковое заявление.

Таким образом, судом установлено и административным ответчиком не оспаривалось то обстоятельство, что до настоящего времени им не подготовлены и не направлены в Правительство Ленинградской области предложения о создании охранных зон указанных выше особо охраняемых природных территорий регионального значения. При этом объективных препятствий для выполнения административным ответчиком указанных полномочий не имеется.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком допущено виновное бездействие, выразившееся в неподготовке предложения о создании охранных зон памятника природы «Щелейки» и природного парка «Вепсский лес», в результате которого создается угроза неблагоприятных антропогенных воздействий на памятник природы, природный парк и на прилегающие к ним участки, что влечет угрозу благоприятной окружающей среде и нарушает тем самым соответствующие права и законные интересы неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований.

В целях восстановления нарушенных прав Российской Федерации, неопределенного круга лиц на административного ответчика следует возложить обязанность подготовить и передать в Правительство Ленинградской области предложение о создании охранных зон памятника природы «Щелейки» и природного парка «Вепсский лес» на территории Подпорожского района Ленинградской области.

Доводы административного ответчика о диспозитивности законодательных норм, регулирующих вопросы создания охранных зон особо охраняемых природных территорий, отсутствии необходимости в создании таких зон указанных в административном иске объектов, и, как следствие, об отсутствии у Комитета законодательно закрепленной обязанности по подготовке соответствующего предложения о создании охранных зон, признаются судом несостоятельными как основанные на неверном, произвольном толковании приведенных выше норм действующего законодательства, регулирующего спорные отношения, в частности, положений Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», носящих императивный характер. При этом необходимость создания охранных зон особо охраняемых природных территорий не ставится действующим законодательством в зависимость от времени создания самой ООПТ и обусловлена лишь особым статусом такой территории, требующей особой защиты.

Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2021 года) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Земельный кодекс РФ введена ст. 105, согласно которой охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы) является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий.

Ст. 106 ЗК РФ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).

Вместе с тем, в силу ч. 16 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 27 декабря 2019 года № 455-ФЗ, от 11 июня 2021 года № 191-ФЗ, от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ), до 1 января 2025 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 16.3 настоящей статьи.

Данное обстоятельство опровергает доводы административного ответчика о том, что с 01 января 2022 года установленный порядок создания охранных зон утратил законную силу.

Предложенный прокурором срок для исполнения административным ответчиком обязанностей по подготовке предложение о создании охранных зон – в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу – суд находит разумными и достаточным для исполнения требований закона.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в неподготовке предложения о создании охранных зон памятника природы «Щелейки» на территории Подпорожского района Ленинградской области и природного парка «Вепсский лес» на территории Подпорожского, Тихвинского, Бокситогорского, Лодейнопольского районов Ленинградской области и об установлении их границ.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области обязанность в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда подготовить предложение о создании охранных зон памятника природы «Щелейки» на территории Подпорожского района Ленинградской области и природного парка «Вепсский лес» на территории Подпорожского, Тихвинского, Бокситогорского, Лодейнопольского районов Ленинградской области и об установлении их границ, после чего передать их в Правительство Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Подпорожский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий

Решение в окончательной форме составлено «05» марта 2022 года.