Дело №...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Лиманской В.А.
при секретаре Марченко А.Г.
17 мая 2021 года в городе Волжский Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> о признании действий незаконными,
Установил :
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> о признании действий незаконными, в обоснование требований указав, что с "."..г. он стал членом СССПК «Тамерлан» на основании договора №..., им был внесен вступительный взнос 300 рублей и паевой взнос 100 рублей. Кроме того, "."..г. между ФИО1 и СССПК «Тамерлан» был заключен договор займа №..., по условиям которого, последнему был предоставлен займ в сумме 500 000 рублей на срок 6 месяцев, до "."..г., с уплатой процентов в размере 16. Заемщик возвратил сумму займа частично, в размере 100 000 рублей, остальную сумму займа не возвратил, проценты не выплатил. По данному факту, ФИО2 обратился с заявлением о привлечении председателя СССПК «Тамерлан» к уголовной ответственности. В отношении председателя СССПК «Тамерлан» ФИО5 было возбуждено уголовное дело, но "."..г. предварительное следствие было приостановлено.
"."..г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> СССПК «Тамерлан» исключен из ЕГРЮЛ, как фактически недействующий, регистрационным номер записи <...> Об исключении СССПК «Тамерлан» из ЕГРЮЛ истцу стало известно "."..г. из выписки ЕГРЮЛ.
Считает, признание СССПК «Тамерлан» фактически недействующим, а следовательно, его исключение из ЕГРЮЛ незаконным, так как данный факт не соответствует действительности и нарушает права истца, как кредитора на возврат суммы займа, поскольку исключение Кооператива из ЕГРЮЛ ведет к невозможности взыскания с него денежных средств по договору займа.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ недействующим юридическим лицом является юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Такое юридическое лицо может быть исключено из реестра в порядке, предусмотренном названной нормой Закона № 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Согласно пункту 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 указанного Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи.
При подготовке заявления, ФИО2 стало известно, что сообщение о принятии решения о предстоящем исключении СССПК «Тамерлан» вместе с информацией о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации», часть 2 №... (743) от "."..г./2581.
Поскольку кредиторы или какие-либо иные лица в установленный срок заявления о прекращении процедуры исключения СССПК «Тамерлан» из ЕГРЮЛ не представили, каких-либо иных заявлений в налоговый орган также не поступило, регистрирующий орган принял решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Кредиторы исключаемых из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц при отсутствии со стороны регистрирующего органа нарушений пунктов 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ реализуют право на защиту своих прав и законных интересов в сфере экономической деятельности путем подачи в регистрирующий орган заявлений в порядке, установленном пунктом 4 статьи 21.1 указанного Закона.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 названного закона исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Административный истец просит признать незаконным внесение "."..г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> в Единый государственный реестр юридических лиц записи №... об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц СССПК «Тамерлан»; обязать Инспекцию исключить сведения из Единого государственного реестра юридических лиц о прекращении деятельности Сельскохозяйственного снабженческо-сбытового потребительского кооператива «Тамерлан» (сокращенное наименование - СССПК «Тамерлан»).
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен в установленном законом порядке.
Представитель административного истца ФИО6 в судебном заседании поддержала исковые требования по указанным в иске основаниям, настаивая на нарушении прав ФИО1 как кредитора СССПК «Тамерлан» оспариваемыми действиями налогового органа.
Представитель административного ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>, представитель заинтересованного лица Управления ФНС России по <адрес> в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав доводы представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом от "."..г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от "."..г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закона № 129-ФЗ) которым установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц.
Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (ст. 2 Закона №129-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 4 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (пп. "д", п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
В силу статьи 21.1 ФЗ №129-ФЗ, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету признается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 1).
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (пункт 2).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3).
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4).Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:
а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);
б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи(пункт 5).
В силу пункта 7 статьи 22 того же Федерального закона, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (пункт 8 статьи 22 указанного Федерального закона).
В судебном заседании установлено, Сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой потребительский кооператив «Тамерлан» (сокращенное наименование - СССПК «Тамерлан») зарегистрирован "."..г., директором являлся ФИО7 Основным видом деятельности являлась деятельность агентов по оптовой торговле прочим сельскохозяйственным сырьем, текстильным сырьем и полуфабрикатами.
С "."..г.ФИО2 являлся членом Кооператива, с паевым взносом в сумме 100 рублей, вступительным взносов 300 рублей.
"."..г. между ФИО1 и СССПК «Тамерлан» в лице председателя ФИО5 был заключен договор займа №..., по условиям которого, ФИО2 передал СССПК «Тамерлан» сумму займа в размере 500000 рублей на срок до "."..г., с уплатой процентов за пользование займом – 16% годовых.
В установленный договором срок ФИО2 сумма займа возвращены не была, проценты за пользование займом не уплачены, в связи с чем, он обратился в правоохранительные органы с заявлением о противоправных действиях СССПК «Тамерлан». "."..г. обращение зарегистрировано в КУСП, впоследствии возбуждено уголовное дело в отношении ФИО5№... по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ. В настоящее время по уголовному делу проводятся следственные действия и оперативные мероприятия.
"."..г. СССПК «Тамерлан», председатель Кооператива ФИО8 уведомлены о необходимости предоставления в течение тридцати дней достоверной информации относительно адреса юридического лица.
В связи с неисполнением СССПК «Тамерлан» обязанности по предоставлению в регистрирующий орган документов, свидетельствующих о достоверности сведений, Инспекцией "."..г. год в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице), ГРН 2183443714562.
"."..г. Инспекцией ФНС по <адрес> внесена запись о принятом "."..г. решении №... о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, в связи с наличием в реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более шести месяцев с момента внесения такой записи.
Указанное решение опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от "."..г.№.... Одновременно с указанным решением опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
"."..г. внесена запись о принятом решении от "."..г. (ГРН №...).
"."..г. принято решение №...П прекращении деятельности Кооператива и внесена запись о прекращении юридического лица - исключении из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности ГРН №....
Таким образом, "."..г. деятельность СССПК «Тамерлан» прекращена, из чего следует, что заявлений от заинтересованных лиц относительно прекращения деятельности Кооператива в установленные сроки, не поступило.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии обстоятельств, которые в силу статьи 21.1 Федерального закона от "."..г. № 129-ФЗ являются основанием для принятия решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, в ходе судебного разбирательства суду не представлено.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, проанализировав установленные по делу обстоятельства и основания принятия оспариваемого решения и руководствуясь положениями Федерального закона от "."..г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» приходит к выводу о том, что условия и порядок принятия оспариваемого решения были соблюдены, поскольку порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, определенный в ст. 21.1 указанного Федеральным законом, определяет, что юридическое лицо, может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии установленных законом оснований регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Установленный указанной нормой порядок в соответствии с пп. "б" п. 5 названной статьи применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Таким образом, в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, налоговый орган вправе принять решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Кроме того, на основании п. 3 ст. 21.1 указанного Федерального закона, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается (пункт 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ).
Однако заявлений кредиторами СССПК «Тамерлан», в том числе ФИО1, предоставлено не было, что не оспаривается административным истцом.
В силу п. 7 ст. 22 указанного Федерального закона, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Указанные требования закона налоговым органом были соблюдены.
Учитывая наличие в ЕГРЮЛ более шести месяцев сведений об адресе СССПК «Тамерлан», в отношении которых внесена запись об их недостоверности, то налоговым органом обоснованно принято решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Ссылка административного истца на то, что предусмотренный законом порядок исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ не должен приводить к нарушению прав кредиторов, не учитывает особого характера отношений, регулируемых статьей 21.1 Федерального закона от "."..г. № 129-ФЗ, не предполагающего наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридических лицах, фактически прекративших свою деятельность.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (Постановление от "."..г.№...-П, Определения от "."..г., №...-О-О, от "."..г.№...-О, от "."..г.№...-О и др.), правовое регулирование, установленное вышеуказанной статьей, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ каких-либо нарушений.
Таким образом, административный истец, будучи лицом, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением СССПК «Тамерлан» из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Федерального закона от "."..г. № 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением СССПК «Тамерлан» из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из ЕГРЮЛ.
Однако ФИО2 не воспользовался своим правом заявить возражения по форме и в установленный срок, в связи с чем оснований полагать, что исключением СССПК «Тамерлан» из ЕГРЮЛ нарушены его права, не имеется.
Дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены пунктом 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса РФ, согласно которому исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, так как в отношении СССПК «Тамерлан» принято решение и внесена запись о его исключении из ЕГРЮЛ, кредиторы не лишены возможности привлечения к субсидиарной ответственности лица, уполномоченного выступать от имени общества с ограниченной ответственностью, членов коллегиальных органов общества с ограниченной ответственностью и лиц, определяющих действия общества с ограниченной ответственностью (пункты 1 - 3 статьи 53.1 ГК РФ).
Довод административного истца о том, что у СССПК «Тамерлан» имеются перед ним неисполненные обязательства, судом не принимается во внимание, поскольку сам по себе он не свидетельствует о незаконности внесения оспариваемой записи в реестр.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил :
ФИО2 в удовлетворении административного иска к Инспекции Федеральной налоговой службы
России по <адрес> о признании
незаконным внесение "."..г. в Единый государственный реестр юридических лиц записи №... об исключении
Сельскохозяйственного снабженческо-сбытового потребительского кооператива «Тамерлан», исключении из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о прекращении деятельности Сельскохозяйственного снабженческо-сбытового потребительского кооператива «Тамерлан» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: /подпись/
Справка: мотивированное решение суда составлено "."..г..
Судья: /подпись/