ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2501/2023 от 17.01.2024 Тамбовского районного суда (Тамбовская область)

УИД 68RS0004-01-2023-003335-31

Дело № 2а-290/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2024 г. г. Тамбов

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Дюльдиной А.И.,

при секретаре Лудашовой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тамбовского района Тамбовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Тамбова Тамбовской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

установил:

Заместитель прокурора Тамбовского района Тамбовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации города Тамбова Тамбовской области о признании незаконным бездействия, выразившемся в непринятии мер по передаче прав владения и (или) пользования эксплуатирующей организации следующих объектов: - водонапорная башня. Назначение: нежилое. Общая площадь застройки: 18 кв.м. Инвентарный номер 737/2/22. Литер 2. Кадастровый номер: 68:20:2802003:549 по адресу: Тамбовская область, д. Перикса, в районе ул. Элеваторной, д. 16; - артезианская скважина № 4312. Назначение: нежилое. Площадь: глубина 138 м. Инвентарный номер: 1536/1/22. Литер 1. Кадастровый номер: 68:20:2801005:562, Тамбовская область, с. Покрово-Пригородное, в районе ул. Советской, д. 72 А; - артезианская скважина № 6532. Назначение: нежилое. Площадь: глубина 115 м. Инвентарный номер: 1535/1П2. Литер 1. Кадастровый номер: 68:20:2801006:427, Тамбовская область, с. Покрово-Пригородное, в районе ул. Пионерской, д. 4; - артезианская скважина № 7329. Назначение: нежилое. Площадь: глубина 200м. Инвентарный номер:737/1/22. Литер 1. Кадастровый номер: 68:20:2802003:371, Тамбовская область, д. Перикса, в районе ул. Элеваторной, д. № 16; - водонапорные сети. Назначение. 7.7 Сооружения трубопроводного транспорта. Протяженность 19000 м. Кадастровый номер: 68:00:0000000:431: год завершения строительства 1983, Тамбовская область, с. Покрово-Пригородное; - водопроводные сети. Год завершения строительства 1983, кадастровый номер 68:00:0000000:432, протяженность 4000 м, Тамбовская область, д. Перикса; - артезианская скважина питьевого водоснабжения № 8346 (резервная водозаборная скважина), расположенная по адресу: <...>; - строительство водозаборной скважины, водонапорной башни и водопровода в <...> канализации. Назначение. 10.3. Сооружения канализации. Протяженность 181 м. Кадастровый номер: 68:20:2801008:489. Год ввода в эксплуатацию 2014, <...>; - уличные сети канализации. Назначение 10.3. Сооружения канализации. Протяженность 14232 м. Кадастровый номер 68:00:0000000:243. Год ввода в эксплуатацию – 2014, <...> - уличные сети канализации. Назначение 10.3. Сооружения канализации. Протяженность 543 м. Кадастровый номер 68:20:2801008:492. Год ввода в эксплуатацию 2014, <...> от жилого дома № 10 до жилого дома № 46; - водопровод для подключения улиц Заречная, Советская, Садовая, с. Покрово-Пригородное Тамбовской области к централизованным сетям холодного водоснабжения, протяженность 2529 м. Кадастровый номер:68:00:0000000:9093, год завершения строительства 2020, Тамбовская область, с. Покрово-Пригородное. Возложить на администрацию г. Тамбова Тамбовской области обязанность принять меры по передаче прав владения и (или) пользования указанными объектами эксплуатирующей организации в соответствии с ч. 2 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2022 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с целью их надлежащего содержания и ремонта. (требования в окончательной форме).

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Тамбовского района Тамбовской области проведена проверка исполнения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере. Проверкой установлено, что администрацией г. Тамбова Тамбовской области не принято мер по заключению концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения: - водонапорная башня. Назначение: нежилое. Общая площадь застройки: 18 кв.м. Инвентарный номер 737/2/22. Литер 2. Кадастровый номер: 68:20:2802003:549 по адресу: Тамбовская область, д. Перикса, в районе ул. Элеваторной, д. 16; - артезианская скважина № 4312. Назначение: нежилое. Площадь: глубина 138 м. Инвентарный номер: 1536/1/22. Литер 1. Кадастровый номер: 68:20:2801005:562, Тамбовская область, с. Покрово-Пригородное, в районе ул. Советской, д. 72 А; - артезианская скважина № 6532. Назначение: нежилое. Площадь: глубина 115 м. Инвентарный номер: 1535/1П2. Литер 1. Кадастровый номер: 68:20:2801006:427, Тамбовская область, с. Покрово-Пригородное, в районе ул. Пионерской, д. 4; - артезианская скважина № 7329. Назначение: нежилое. Площадь: глубина 200м. Инвентарный номер:737/1/22. Литер 1. Кадастровый номер: 68:20:2802003:371, Тамбовская область, д. Перикса, в районе ул. Элеваторной, д. № 16; - водонапорные сети. Назначение. 7.7 Сооружения трубопроводного транспорта. Протяженность 19000 м. Кадастровый номер: 68:00:0000000:431: год завершения строительства 1983, Тамбовская область, с. Покрово-Пригородное; - водопроводные сети. Год завершения строительства 1983, кадастровый номер 68:00:0000000:432, протяженность 4000 м, Тамбовская область, д. Перикса; - артезианская скважина питьевого водоснабжения № 8346 (резервная водозаборная скважина), расположенная по адресу: <...>; - строительство водозаборной скважины, водонапорной башни и водопровода в <...> канализации. Назначение. 10.3. Сооружения канализации. Протяженность 181 м. Кадастровый номер: 68:20:2801008:489. Год ввода в эксплуатацию 2014, <...>; - уличные сети канализации. Назначение 10.3. Сооружения канализации. Протяженность 14232 м. Кадастровый номер 68:00:0000000:243. Год ввода в эксплуатацию – 2014, <...> - уличные сети канализации. Назначение 10.3. Сооружения канализации. Протяженность 543 м. Кадастровый номер 68:20:2801008:492. Год ввода в эксплуатацию 2014, <...> от жилого дома № 10 до жилого дома № 46; - водопровод для подключения улиц Заречная, Советская, Садовая, с. Покрово-Пригородное Тамбовской области к централизованным сетям холодного водоснабжения, протяженность 2529 м. Кадастровый номер:68:00:0000000:9093, год завершения строительства 2020, Тамбовская область, с. Покрово-Пригородное.

Надлежащее содержание и ремонт данных объектов не осуществляется.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

С момента поступления имущества в собственность администрация города Тамбова Тамбовской области обязана в предусмотренном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, выступив самостоятельно с инициативой по заключению концессионного соглашения в наиболее ранние сроки. Конкурсные процедуры для заключения концессионных соглашений в отношении указанных объектов административным ответчиком не проводились, обстоятельства, объективно препятствующие осуществить мероприятия по передаче имущества на основании концессионного соглашения, не установлены.

Учитывая непринятие администрацией г. Тамбова Тамбовской области мер, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении указанного имущества, административный истец усматривает незаконное бездействие со стороны администрации г. Тамбова Тамбовской области, нарушающее права и законные интересы неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования, пользующихся услугами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «РКС-Тамбов».

В судебном заседании прокурор Кузнецов С.Ю. административные? ?исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, с учетом уточнения требований. Пояснил, что в данном случае за административным ответчиком остается право самостоятельно решить вопрос о порядке и способе передачи объектов водоснабжения с целью их надлежащей эксплуатации и обслуживания. Срок для исполнения требований прокурором не предложен с учетом длительного бездействия, допущенного и в период, когда полномочиями по содержанию объектов водоснабжения имелись у администрации Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области.

Представитель административного ответчика администрации г. Тамбова Тамбовской области по доверенности ФИО1 возражала относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административный иск. Письменные возражения администрации г. Тамбова мотивированы тем, что в силу ч. 2 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров (заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям), не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством РФ о концессионных соглашениях. В силу ч. 1 и 3 ст. 17.1 указанного Федерального закона заключение любых договоров в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей. Из материалов дела следует, что ввод в эксплуатацию ряда перечисленных объектов превышает 5 лет, следовательно, передача прав владения и (или) пользования объектами, находящимися в муниципальной собственности, должна была осуществляться по концессионному соглашению, которое подлежало заключению по итогам проведения конкурса на право заключения данного соглашения. Закрепление имущества на праве хозяйственного ведения за третьим лицом является предусмотренным действующим законодательством правом собственника. Действующее законодательство не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями. Исходя из буквального толкования статьи, на которую ссылается прокурор, инициативная концессия может быть заключена без проведения конкурса, но при соблюдении требований законодательства, исключения из данного порядка не предусмотрено. Вместе с тем, положения федерального закона о заключении инициативной концессии не может быть применено при рассмотрении настоящего спора, так как инициатора являющегося основным субъектом при заключении такой концессии, в данном случае нет. Суду пояснила, что исполнение решения суда в случае удовлетворения заявленных требований невозможно в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Так, переданные объекты водоснабжения не инвентаризированы, что необходимо для регистрации права собственности, и только после составления технической документации и регистрации объектов в ЕГРН возможно предпринимать какие-либо меры с целью передачи таких объектов. В случае, если будет необходимо будет заключение концессионного соглашения, такая процедура с учетом согласования УФАС, может занять около одного года.

Представитель заинтересованного лица ООО «РКС-Тамбов» по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы возражений административного ответчика, учитывая, что перечисленные объекты не поставлены на кадастровый учет, и исполнение требований может занять длительное время.

Выслушав в судебном заседании прокурора, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания незаконными действий административных ответчиков необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями прав и законных интересов административного истца. При недоказанности хотя бы одного из названных условий административное исковое заявление не может быть удовлетворено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в собственности администрации г. Тамбова Тамбовской области находятся указанные объекты системы водоснабжения на основании постановления администрации города Тамбова Тамбовской области от 28.12.2022 № 9364 «О принятии в состав муниципальной собственности городского округа – город Тамбов муниципального имущества Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области».

В течение длительного периода времени водоснабжение населенных пунктов д. Перикса и с. Покрово-Пригородное осуществляется без заключения договора с лицензирующей организацией, ремонтные работы проводились администрацией Покрово-Пригородного сельсовета по срочным договорам, надлежащее содержание и ремонт объектов водоснабжения в указанных населенных пунктах не осуществляется, что не отрицалось административным ответчиком в ходе рассмотрения дела. Доказательства обратного суду не представлены, не смотря на разъяснение положений ч. 11 ст. 226 КАС РФ.

Документы, подтверждающие принятие мер для передачи прав владения или пользования эксплуатирующей организации в отношении объектов водоснабжения, суду не представлены.

Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

При этом в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3).

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).

Согласно части 4.1 статьи 37 указанного Закона о концессии с 1 мая 2015 года допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.

На основании статьи 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона (часть 1).

Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (часть 2).

Из содержания части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Федеральным законом N 115-ФЗ предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. Согласно ч. 4.1 ст. 37 указанного Закона о концессии с 01 мая 2015 года допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2-4.10 и 4.12 данной статьи.

Статьями 2 и 3 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении», который дополнен статьей 28.1, а также в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который дополнен статьей 41.1.

Согласно ч. 2 ст. 41.1 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» осуществление полномочий по организации в границах поселения, муниципального округа, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Таким образом, в силу прямого указания перечисленных норм законодательства администрация города Тамбова осуществляет полномочия по передаче прав владения и пользования эксплуатирующей организации объектов водоснабжения.

Реализация таких полномочий вопреки доводам возражений административного ответчика не может квалифицироваться как нарушение положений Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а заявленные требования как необоснованное вмешательство в деятельность администрации г. Тамбова Тамбовской области, учитывая, что в данном случае требования прокурора предполагают самостоятельное усмотрение администрации г. Тамбова в отношении порядка и способа передачи объектов водоснабжения.

В нарушение перечисленных норм действующего законодательства муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг водоснабжения, водоотведения необоснованно не передано в пользование или владение эксплуатирующей организации с целью развития систем коммунальной инфраструктуры, обеспечения устойчивого водоснабжения и водоотведения.

При предъявлении настоящего административного иска прокурором указано на длительный период бездействия, связанный с неисполнением обязанности по надлежащему содержанию имущества, в том числе и предыдущим собственником такого имущества.

При таких обстоятельствах не имеет правового значения для квалификации допущенного бездействия как незаконного дата правопреемства администрации города Тамбова в отношении объектов водоснабжения после реорганизации Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области.

В силу ч.1 ст. 44 КАС РФ в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

При этом в силу прямого указания ч. 6 ст. 44 КАС РФ все действия, совершенные в судебном процессе до вступления правопреемника в административное дело, обязательны для него в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил. Согласно ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Реорганизация органа местного самоуправления не является основанием для прекращения прав и обязанностей, возникающих из публичных правоотношений, а, напротив, порождает соответствующие правовые последствия, означающие переход от реорганизованного лица к вновь созданному юридическому лицу прав и обязанностей.

Изложенное представляет собой гарантию прав неопределенного круга лиц, в интересах которых инициирован административный иск прокурора, на надлежащую судебную защиту в публично-правовых отношениях с органами государственной власти.

Требование об обязании совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц в данном случае представляет собой указание на способ восстановления нарушенного права, и является производным от требования о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

В соответствии с положениями п.17-18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. N 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).

При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.

Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Таким образом, в силу императивных требований действующего законодательства, в данном случае административные исковые требования подлежат удовлетворению за счет администрации г. Тамбова как правопреемника администрации Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, на которую возложена обязанность по осуществлению деятельности в области водоснабжения.

Бездействие административного ответчика создает угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества, нарушает права неопределенного круга лиц – населения муниципального образования на качественное оказание коммунальных услуг, благоприятные и безопасные условия проживания.

С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию указанных объектов систем водоснабжения, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в полном объеме.

Срок обращения с настоящим административным иском в суд, установленный ст. 219 КАС РФ, соблюден, принимая во внимание, что о нарушении прав неопределенного круга лиц прокурору стало известно 19.11.2023 при проведении проверки исполнения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере.

Суд полагает возможным с учетом характера работ, необходимых для исполнения решения суда, предоставить административному ответчику срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, принимая во внимание объем необходимых работ, а также то обстоятельство, что доказательства невозможности исполнения требований административного истца в установленный срок административным ответчиком не представлено.

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, административные ответчики не лишены права обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в порядке ст. 358 КАС РФ.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Тамбовского района

Тамбовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Тамбова Тамбовской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по передаче прав владения и (или) пользования эксплуатирующей организации в соответствии с ч. 2 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следующих объектов:

- водонапорная башня. Назначение: нежилое. Общая площадь застройки: 18 кв.м. Инвентарный номер 737/2/22. Литер 2. Кадастровый номер: 68:20:2802003:549 по адресу: Тамбовская область, д. Перикса, в районе ул. Элеваторной, д. 16;

- артезианская скважина № 4312. Назначение: нежилое. Площадь: глубина 138 м. Инвентарный номер: 1536/1/22. Литер 1. Кадастровый номер: 68:20:2801005:562, Тамбовская область, с. Покрово-Пригородное, в районе ул. Советской, д. 72 А;

- артезианская скважина № 6532. Назначение: нежилое. Площадь: глубина 115 м. Инвентарный номер: 1535/1П2. Литер 1. Кадастровый номер: 68:20:2801006:427, Тамбовская область, с. Покрово-Пригородное, в районе ул. Пионерской, д. 4;

- артезианская скважина № 7329. Назначение: нежилое. Площадь: глубина 200м. Инвентарный номер:737/1/22. Литер 1. Кадастровый номер: 68:20:2802003:371, Тамбовская область, д. Перикса, в районе ул. Элеваторной, д. № 16;

- водонапорные сети. Назначение. 7.7 Сооружения трубопроводного транспорта. Протяженность 19000 м. Кадастровый номер: 68:00:0000000:431: год завершения строительства 1983, Тамбовская область, с. Покрово-Пригородное;

- водопроводные сети. Год завершения строительства, кадастровый номер 68:00:0000000:432, протяженность 4000 м, Тамбовская область, д. Перикса;

- артезианская скважина питьевого водоснабжения № 8346 (резервная водозаборная скважина), расположенная по адресу: <...>;

- строительство водозаборной скважины, водонапорной башни и водопровода в <...> канализации. Назначение. 10.3. Сооружения канализации. Протяженность 181 м. Кадастровый номер: 68:20:2801008:489. Год ввода в эксплуатацию 2014, <...>;

- уличные сети канализации. Назначение 10.3. Сооружения канализации. Протяженность 14232 м. Кадастровый номер 68:00:0000000:243. Год ввода в эксплуатацию – 2014, <...>

- уличные сети канализации. Назначение 10.3. Сооружения канализации. Протяженность 543 м. Кадастровый номер 68:20:2801008:492. Год ввода в эксплуатацию 2014, <...> от жилого дома № 10 до жилого дома № 46;

- водопровод для подключения улиц Заречная, Советская, Садовая, с. Покрово-Пригородное Тамбовской области к централизованным сетям холодного водоснабжения, протяженность 2529 м. Кадастровый номер:68:00:0000000:9093, год завершения строительства 2020, Тамбовская область, с. Покрово-Пригородное.

Возложить на администрацию г. Тамбова Тамбовской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обязанность принять меры по передаче прав владения и (или) пользования эксплуатирующей организации в соответствии с ч. 2 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следующих объектов:

- водонапорная башня. Назначение: нежилое. Общая площадь застройки: 18 кв.м. Инвентарный номер 737/2/22. Литер 2. Кадастровый номер: 68:20:2802003:549 по адресу: Тамбовская область, д. Перикса, в районе ул. Элеваторной, д. 16;

- артезианская скважина № 4312. Назначение: нежилое. Площадь: глубина 138 м. Инвентарный номер: 1536/1/22. Литер 1. Кадастровый номер: 68:20:2801005:562, Тамбовская область, с. Покрово-Пригородное, в районе ул. Советской, д. 72 А;

- артезианская скважина № 6532. Назначение: нежилое. Площадь: глубина 115 м. Инвентарный номер: 1535/1П2. Литер 1. Кадастровый номер: 68:20:2801006:427, Тамбовская область, с. Покрово-Пригородное, в районе ул. Пионерской, д. 4;

- артезианская скважина № 7329. Назначение: нежилое. Площадь: глубина 200м. Инвентарный номер:737/1/22. Литер 1. Кадастровый номер: 68:20:2802003:371, Тамбовская область, д. Перикса, в районе ул. Элеваторной, д. № 16;

- водонапорные сети. Назначение. 7.7 Сооружения трубопроводного транспорта. Протяженность 19000 м. Кадастровый номер: 68:00:0000000:431: год завершения строительства 1983, Тамбовская область, с. Покрово-Пригородное;

- водопроводные сети. Год завершения строительства, кадастровый номер 68:00:0000000:432, протяженность 4000 м, Тамбовская область, д. Перикса;

- артезианская скважина питьевого водоснабжения № 8346 (резервная водозаборная скважина), расположенная по адресу: <...>;

- строительство водозаборной скважины, водонапорной башни и водопровода в <...> канализации. Назначение. 10.3. Сооружения канализации. Протяженность 181 м. Кадастровый номер: 68:20:2801008:489. Год ввода в эксплуатацию 2014, <...>;

- уличные сети канализации. Назначение 10.3. Сооружения канализации. Протяженность 14232 м. Кадастровый номер 68:00:0000000:243. Год ввода в эксплуатацию – 2014, <...>

- уличные сети канализации. Назначение 10.3. Сооружения канализации. Протяженность 543 м. Кадастровый номер 68:20:2801008:492. Год ввода в эксплуатацию 2014, <...> от жилого дома № 10 до жилого дома № 46;

- водопровод для подключения улиц Заречная, Советская, Садовая, с. Покрово-Пригородное Тамбовской области к централизованным сетям холодного водоснабжения, протяженность 2529 м. Кадастровый номер:68:00:0000000:9093, год завершения строительства 2020, Тамбовская область, с. Покрово-Пригородное.

Разъяснить администрации г. Тамбова Тамбовской области необходимость сообщения об исполнении настоящего решения в суд и прокурору Тамбовского района Тамбовской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в административную коллегию Тамбовского областного суда через районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 31 января 2024 года.

Судья А.И. Дюльдина