ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2504/2021 от 30.06.2021 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

УИД 34RS0002-01-2021-003216-51

Дело №2а-2504/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2021 года г. Волгоград

Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Байбаковой А.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Вдовиной А.О.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора г. Волгограда Родионовой Е.В.,

представителя административного ответчика – администрации Волгограда Корневой Е.В.,

представителя заинтересованного лица – администрации Дзержинского района г. Волгограда – Поповой С.В.,

представителя заинтересованного лица ООО «Ситиматик-Волгоград» Воробьевой Ю.В.,

специалиста Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Перехожева С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора г. Волгограда в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности создать места накопления твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г. Волгограда обратился в Дзержинский районный суд г. Волгограда в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности создать места накопления твердых коммунальных отходов. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г. Волгограда проведена проверка исполнения законодательства в сфере нарушения законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Дзержинского района г. Волгограда, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации Волгограда.

Общие требования к местам (площадкам) накопления отходов изложены в ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, согласно которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Правила благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 (далее – Правила).

Пунктом 3 Правил закреплено, что органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

На основании изложенного, накопление ТКО возможно только в специально отведенных местах – контейнерных площадках, осуществление полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО возложено на администрацию Волгограда.

Между тем, до настоящего времени администрацией Волгограда места (площадки) накопления ТКО в полном объёме не созданы.

Вышеуказанные обстоятельства влекут за собой нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, неэффективное регулирование проблем обращения с отходами производства и потребления.

Проверкой, проведенной в марте 2021 года, установлено отсутствие мест (площадок) накопления ТКО на территории частного сектора в границах ул. Березовской от пересечения с пр. Маршала Жукова до ул. Ткачева и прилегающей к ней территории.

Для реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду необходимо создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов исходя из плотности населения и санитарных требований.

Выявленное в деятельности органа местного самоуправления нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории города.

Административный истец указывает, что ответчиком нарушены интересы неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации, поскольку бездействие органа местного самоуправления не позволяет обеспечить реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, просит признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившиеся в непринятии мер по созданию на территории жилой застройки в границах ул. Березовской от пересечения с пр. Маршала Жукова до ул. Ткачева г.Волгограда и прилегающей к ней территории мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и обязать администрацию Волгограда организовать мероприятия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории жилой застройки в границах ул. Березовской от пересечения с пр. Маршала Жукова до ул. Ткачева г. Волгограда.

Представитель административного истца – помощника прокурора г. Волгограда Родионова Е.В. – в судебном заседании поданный административный иск поддержала, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации Волгограда Корнева Е.В. – в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считает административный иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению. Суду пояснила, что действующим законодательством предусмотрена возможность накопления ТКО бестарным способом, в связи с чем региональный оператор обязан заключить договор с каждым собственником, местами размещения следует признать места накопления ТКО. В ходе проведенного осмотра жилой застройки было выявлено отсутствие возможности для создания контейнерных площадок, соответствующих требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полагает, что невозможно, не нарушив СанПин, организовать мероприятия по созданию мест накопления ТКО на территории жилой застройки, указанной в иске, так как в данном районе узкие улицы и плотная застройка. В Роспотребнадзор за согласованием размещения мест накопления ТКО административный ответчик не обращался.

Согласно позиции административного ответчика, отраженной в возражении на административное исковое заявление, заявленные требования не подлежат удовлетворению, так как Приказом комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 16.09.2016 № 1310 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Волгоградской области» утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе и твердыми коммунальными отходами.

Согласно разделу 3 Приказа к местам накопления отходов, рассматриваемым в территориальной схеме, относятся:

Места накопления отходов, расположенные на территориях хозяйствующих субъектов, в результате деятельности которых образуются отходы.

Контейнерные площадки для сбора ТКО от населения.

Площадки временного накопления ТКО.

Места накопления ТКО от населения представлены контейнерными площадками и площадками временного накопления ТКО. Частично существующие места накопления ТКО находятся в совместном пользовании населения и организаций, осуществляющих деятельность на территории Волгоградской области.

Сбор и вывоз ТКО от большей части населения, проживающего в частном жилом секторе населенных пунктов Волгоградской области, организован бестарным способом. Сбор отходов осуществляется по установленным графикам специализированными предприятиями. Вывоз ТКО производится непосредственно на объекты обработки или размещения отходов, включенные в ГРОРО.

На территории Дзержинского района Волгограда накопление ТКО осуществляется тарным и бестарным способами, где отсутствует техническая возможность оборудования контейнерных площадок в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (не ближе 20 метров не дальше 100 метров).

Таким образом, сбор твердых коммунальных отходов бестарным способом не противоречит требованиям положений действующего законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. При этом, собственники отходов вправе приобретать контейнеры и бункеры отходов и осуществлять их содержание.

Одновременно, согласно пункту 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, необходимая валовая выручка регионального оператора, в том числе включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования.

Таким образом, региональный оператор вправе приобрести контейнеры и бункеры, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы.

Администрация Волгограда не располагает информацией о включении в тариф регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Волгоградской области расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО.

В то же время следует иметь в виду, что у потребителей – собственников жилого дома или части жилого дома – в свою очередь есть самостоятельная обязанность «обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором», которая продиктована необходимостью соблюдения требований части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Таким образом, обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО лежит только на собственниках помещений в многоквартирных домах и собственниках частных домов, а также на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих свою деятельность в помещениях многоквартирных домов и частных домов.

Представитель заинтересованного лица – администрации Дзержинского района г. Волгограда – Попова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считает административный иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению. Указала, что согласно письма ООО «Управление отходами – Волгоград» от 20.12.2019 г. утвержден график вывоза ТКО тарным и бестарным способами, согласно графику, по ул. Березовская производится вывоз ТКО бестарным способом в определенные дни, права жителей ул. Березовская не нарушены.

Представитель заинтересованного лица ООО «Ситиматик-Волгоград» Воробьева Ю.В., в судебном заседании административные исковые требования поддержала, пояснила, что обязанность по созданию на территории Волгограда мест (площадок) накопления ТКО лежит на органах местного самоуправления в силу закона.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно ч. 4 ст. 8 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа.

Статьей 13.4. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.

Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Как следует из материалов дела, прокурорской проверкой, проведенной в марте 2021 года, установлено отсутствие мест (площадок) накопления ТКО на территории частного сектора в границах <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес> и прилегающей к ней территории.

Данное обстоятельство участниками разбирательства не оспаривалось.

Согласно акта осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленного главным специалистом отдела правовой работы в сфере градостроительства и землепользования правового управления аппарата главы Волгограда ФИО6, совместно с главным специалистам отдела муниципального земельного контроля департамента муниципального имущества администрации Волгограда ФИО7, консультантом отдела по взаимодействию со структурами социальной сферы, общественными организациями и ТОС администрации <адрес> Волгограда ФИО8, помощником прокурора <адрес>ФИО9, в ходе осмотра границ жилой застройки <адрес> от пересечения с <адрес> до <адрес>, установлено, что на предполагаемом месте размещения площадки складированы строительные материалы, над земельным участком расположены линии электропередач, расстояние от предполагаемого места размещения площадки ТКО до границ земельных участков жилых домов составляет 14,09 м и 13,65 м.

В соответствии с утвержденным графиком вывоза твердых коммунальных отходов тарным и бестарным способом на территории частного сектора <адрес> предусмотрен бестарный способ вывоза коммунальных отходов, по четвергам и воскресеньям.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству административного истца в качестве специалиста допрошен начальник отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>ФИО10, который пояснил, что порядок согласования временного накопления ТКО предусмотрен законодательством, в данном случае площадки накопления ТКО в зоне жилой застройки отсутствуют. Представитель Роспотребнадзора при осмотре местности участия не принимал, полагает, что всегда можно найти место для размещения площадки. В настоящее время в Управление Роспотребнадзора заявление от правообладателя земельного участка о размещении площадки накопления ТКО не поступало, в связи с чем данный вопрос не разрешался. Бестарный способ сбора ТКО предусмотрен законодательством, однако влечет риски по загрязнению окружающей среды путем образования несанкционированных свалок.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).

Во исполнение приведённой нормы Закона, Приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 12.07.2019 № 1923 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Волгоградской области.

Согласно пунктам 2.1, 2.2, 3.1, 3.4 указанного Порядка, накопление (складирование) ТКО потребителями допускается в местах (на площадках) накопления ТКО, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области.

В местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

На территории индивидуальной жилой застройки, территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, применяются способы накопления ТКО, указанные в подпунктах «б», «в» пункта 3.1 настоящего Порядка.

Таким образом, приведенные нормативные положения предусматривают необходимость создания мест накопления ТКО независимо от способа сбора ТКО.

Довод административного ответчика о невозможности создания мест накопления ТКО на территории жилой застройки в границах <адрес> от переселения с <адрес> до <адрес> в ходе разбирательства дела своего подтверждения не получил, в связи с чем не может являться основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.

Исходя из того, что на указанной прокурором территории Дзержинского района г. Волгограда отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, не определены схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не ведется реестр сведений о создании таковых мест, суд находит обоснованными заявленные прокурором к органу местного самоуправления требования, поскольку с его стороны имеет место незаконное бездействие, выразившееся в неправомерном уклонении от выполнения требований ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, что в свою очередь, нарушает гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ, суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером требований.

Определяя 6-месячный срок исполнения решения суда, суд учитывает необходимость соблюдения процедуры согласования мест размещения ТКО, предусмотренной нормативными актами, регламентирующими правоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора г. Волгограда в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности создать места накопления твердых коммунальных отходов - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории жилой застройки в границах ул. Березовской от переселения с пр. Маршала Жукова до ул. Ткачева г. Волгограда.

Возложить на администрацию Волгограда обязанность в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории жилой застройки в границах ул. Березовской от пересечения с пр. им. Маршала Жукова до ул. Ткачева г. Волгограда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 14 июля 2021 года.

Судья А.Н. Байбакова