Дело № 2а-2507/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 05 июня 2017 года
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Пепеляевой И.С.,
при секретаре Симонян Т.С.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика МИФНС №17 по Пермскому краю – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании действий налогового органа,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 17 по Пермскому краю, ИФНС России по Кировскому району г. Перми о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 17 по Пермскому краю по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 06.04.2015 ГРН: № об исключении Гаражно-строительного кооператива «ТРУД» (ОГРН: №, ИНН: №) из Единого государственного реестра юридических лиц; обязании Межрайонной ИФНС России № по Пермскому краю внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц о восстановлении в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о Гаражно-строительном кооперативе «ТРУД» (ОГРН: №, ИНН: №) в качестве действующего юридического лица.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является членом Гаражно-строительного кооператива «ТРУД», зарегистрированного 13.08.1999 Администрацией Кировского района города Перми (ОГРН: №; ИНН: №). 06.04.2015 в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, Межрайонной ИФНС России № 17 по Пермскому краю была внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с фактическим прекращением деятельности на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ (ГРН записи: №). Об исключении из ЕГРЮЛ Гаражно-Строительного кооператива «ТРУД» административному истцу стало известно в конце января 2017 года, когда было проведено общее собрание членов кооператива с целью избрания нового председателя. ФИО1 был избран новым председателем кооператива и, заказав выписку из ЕГРЮЛ, обнаружил информацию о том, что кооператив исключен из ЕГРЮЛ. Между тем, кооператив является фактически действующим юридическим лицом, с момента создания по настоящее время. Кооператив ведет деятельность, члены кооператива оплачивают членские взносы, по необходимости проводятся собрания членов кооператива, кооператив владеет и пользуется земельным участком, который выделен для строительства и эксплуатации гаражей решением Пермского городского совета депутатов трудящихся от 04.01.1978 №12. Члены кооператива пользовались, так и продолжают пользоваться гаражами для хранения своего имущества и личного автотранспорта. Кооператив является некоммерческой организацией и не имеет расчетного счета в банке, что не противоречит действующему законодательству РФ. Законодательством не предусмотрена обязанность кооператива иметь банковские счета и вести по ним операции. Непредоставление кооперативом бухгалтерской и (или) налоговой отчетности в налоговый орган не является достаточным основанием для признания его прекратившим свою деятельность и исключения его из ЕГРЮЛ. Уведомление о принятом решении об исключении ГСК «ТРУД» из ЕГРЮЛ в адрес кооператива и председателя кооператива не поступало. Нет сведений о соблюдении налоговым органом процедуры исключения кооператива из ЕГРЮЛ. Кооператив до сегодняшнего дня продолжает действовать. Сам факт непредставления отчетности не является достаточным основанием для исключения кооператива из ЕГРЮЛ. Проверки фактического ведения или неведения деятельности кооперативом налоговым органом не проводилось. Прекращение деятельности кооператива по решению налогового органа нарушает права и законные интересы административного истца как члена кооператива. Кооператив утратил свою правоспособность, ФИО1 как председатель не имеет возможности выступать в отношениях с третьими лицами от имени в интересах кооператива, не представляется возможным получить официальные документы от имени кооператива (например, о полной выплате пая), оформить правоустанавливающие документы на недвижимое имущество (гаражные боксы, земельные участки под земельными боксами).
В заседании суда административный истец ФИО1 и представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности (представлен диплом), на исковых требованиях настаивали, дали пояснения, аналогичные, изложенным в исковом заявлении. Отметили, что у членов ГСК не было сомнений, что деятельность кооперативом ведется, собирались членские взносы, исключение кооператива из ЕГРЮЛ нарушает права всех членов кооператива. Налоговым органом нарушена процедура исключения, что выразилось в частности, в том, что не были предоставлены сведения в каком порядке возможно было представление возражений. Просили восстановить срок для обращения в суд, поскольку ранее не знали о том, что кооператив исключен из ЕГРЮЛ. Указали, что кооператив является плательщиком земельного налога.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 17 по Пермскому краю – ФИО3, действующий на основании доверенности (представлен диплом), с административным иском не согласился. Представил письменный отзыв на административный иск, в котором отмечено, что процедура исключения лица из ЕГРЮЛ, предусмотренная законом, соблюдена, требования закона налоговым органом исполнены, нарушения отсутствуют, а следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.
Административный ответчик – ИФНС России по Кировскому району г.Перми в заседание суда своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором отметил, что ФИО1 пропущен срок для обращения в суд. По существу требований указали, что процедура исключения кооператива из ЕГРЮЛ соблюдена, то есть нарушения прав административного истца отсутствуют.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон о государственной регистрации) решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Пунктом 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее – недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, наличие двух вышеназванных условий может являться основаниями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. При этом наличие этих условий само по себе не является безусловным основанием для принятия указанного решения, они должны оцениваться в совокупности, с учетом особенностей правового положения юридического лица и фактических обстоятельств.
В силу пункта 3 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4 статьи 21.1 Закона).
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что Гаражно-строительный кооператив «ТРУД» зарегистрирован 13.08.1999 Администрацией Кировского района города Перми (ОГРН: №; ИНН: №).
Согласно справке ИФНС России по Кировскому району г.Перми №281-С от 02.12.2014 по ГСК «ТРУД» отсутствуют сведения об осуществлении операций по открытым банковским счетам в течение последних 12 месяцев.
В соответствии со справкой ИФНС по Кировскому району г.Перми №281 от 02.12.2014 ГСК «ТРУД» не исполняло обязанности по предоставлению отчетности в ИФНС России по Кировскому району г.Перми в течение последних 12 месяцев.
Решение о предстоящем исключении ГСК «ТРУД» из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» ч.2 №50 (510) от 17.12.2014 на основании п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации.
06.04.2015 в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, Межрайонной ИФНС России № 17 по Пермскому краю была внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с фактическим прекращением деятельности на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ (ГРН записи: №).
Об исключении из ЕГРЮЛ Гаражно-Строительного кооператива «ТРУД» административному истцу стало известно в конце января 2017 года, когда было проведено общее собрание членов кооператива с целью избрания нового председателя.
Представленными в материалы дела доказательствами, а частности, копией журнала учета членов ГСК «ТРУД», показаниями свидетеля ФИО6, в также показаниями самого административного истца ФИО1, который также является членом ГСК «Труд», следует, что деятельность ГСК «ТРУД», соответствующая целям его создания, фактически велась, вносились членские взносы, проводились собрания по вопросам деятельности кооператива по мере необходимости, кооператив владеет и пользуется земельным участком, который выделен для строительства и эксплуатации гаражей, члены кооператива пользовались, и в настоящее время продолжают пользоваться гаражами для хранения своего имущества и личного автотранспорта, собирают денежные средства для оплаты земельного налога.
Факт ведения хозяйственной деятельности кооперативом не опровергнут.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований административного истца ФИО1
Что касается справок ИФНС по Кировскому району г.Перми относительно отсутствия движения денежных средств по счету и отсутствия счета, а также о непредставлении отчетности, то суд учитывает следующее.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 06.12.2011 № 26-П сформулировал правовую позицию о том, что применение данной нормы рассчитано в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или непроведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей.
Кооператив является некоммерческой организацией и не имеет расчетного счета в банке, что не противоречит действующему законодательству РФ.
Непредставление юридическим лицом налоговой отчетности в течение двенадцати месяцев может свидетельствовать о нарушении им требований налогового законодательства, и может являться основанием для возможного привлечения организации к налоговой ответственности, однако не всегда может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности и правомерной причиной для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Таким образом, установленные налоговым органом обстоятельства могут свидетельствовать о нарушении норм налогового законодательства, однако сами по себе не могут служить правомерной причиной для исключения юридического лица из реестра.
Иных доказательств, свидетельствующих о правомерности исключения кооператива из ЕГРЮЛ налоговым органом не представлено.
Кроме того, суд отмечает, что в Вестнике Государственной Регистрации ч.2 №50 (510) от 17.12.2014 было размещено сообщение следующего содержания: «Инспекция Федеральной налоговой службы по адрес сообщает о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Принято решение № от 12.12.2014 о предстоящем исключении ГСК «ТРУД», ОГРН: №, дата присвоения ОГРН: ДД.ММ.ГГГГ, ИНН: №.
Требования к публикации решения о предстоящем исключении и сведений о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, сформулированы в пункте 3 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ.
Пунктом 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 № «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 04.07.2006 № 8001) установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».
Состав сведений, публикуемых в журнале «Вестник государственной регистрации» определен в приложении № к вышеназванному Приказу.
В разделе II приложения № 2 к Приказу ФНС РФ от 16.06.2006 № указано какие именно сведения о принятом решении о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ подлежат публикации. В частности, в журнале «Вестник государственной регистрации» публикуются: наименование регистрирующего органа; адрес регистрирующего органа; полное наименование юридического лица; ОГРН и дата его присвоения (при наличии); сведения о регистрации юридического лица до 01.07.2002 (в случае отсутствия ОГРН): регистрационный номер и дата регистрации; ИНН юридического лица (при наличии); номер решения о предстоящем исключении; дата решения о предстоящем исключении. Сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Между тем, ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих, что публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» об исключении из ЕГРЮЛ ГСК «ТРУД» содержит сведения о порядке и сроках направления заявлений самим недействующим юридическим лицом, его кредиторами и иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением из ЕГРЮЛ, а также об адресе, по которому могут быть направлены такие заявления.
Таким образом, суд считает подлежащими удовлетворению требования административного истца ФИО1 о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 17 по Пермскому краю по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 06.04.2015 ГРН: № об исключении Гаражно-строительного кооператива «ТРУД» (ОГРН: №, ИНН: №) из Единого государственного реестра юридических лиц; и обязании Межрайонной ИФНС России № 17 по Пермскому краю внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц о восстановлении в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о Гаражно-строительном кооперативе «ТРУД» (ОГРН: №, ИНН: №) в качестве действующего юридического лица. Поскольку ГСК «ТРУД» фактически осуществляло свою деятельность при наличии формальных признаков недействующего юридического лица.
При удовлетворении требований суд также учитывает и доводы административного истца, что в данном случае, прекращение деятельности кооператива по решению налогового органа нарушает права и законные интересы административного истца как члена кооператива, поскольку утрата правоспособности препятствует кооперативу выступать в отношениях с третьими лицами, получать официальные документы, в том числе, о полной выплате пая, оформлять правоустанавливающие документы на недвижимое имущество (гаражные боксы, земельные участки под земельными боксами), оплачивать земельный налог.
Доводы административных ответчиков о пропуске административным истцом срока для обращения в суд не принимаются, поскольку в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона о регистрации исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Из административного искового заявления и пояснений, данных в судебном заседании следует, что об исключении из ЕГРЮЛ Гаражно-Строительного кооператива «ТРУД» административному истцу стало известно в конце января 2017 года, когда было проведено общее собрание членов кооператива с целью избрания нового председателя. ФИО1 был избран новым председателем кооператива и, заказав выписку из ЕГРЮЛ, обнаружил информацию о том, что кооператив исключен из ЕГРЮЛ. Данных о том, что административному истцу могло стать известно ранее о нарушении своих прав, в материалах дела не содержится, а следовательно, срок для обжалования административным истцом не пропущен.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России №17 по Пермскому краю по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 06.04.2015 ГРН: № об исключении Гаражно-строительного кооператива «Труд» (ОГРН: №, ИНН: №) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Обязать Межрайонную ИФНС России №17 по Пермскому краю внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц о восстановлении в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о Гаражно-строительном кооперативе «Труд» (ОГРН: №, ИНН: №) в качестве действующего юридического лица.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись) И.С. Пепеляева
Копия верна. Судья