ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2509/18 от 10.07.2018 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-2509/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Омск 10 июля 2018 года

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Баловой Т.А., при секретаре судебного заседания Костоусовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным приказа исполняющего обязанности директора департамента транспорта Администрации г. Омска № 57 от 14.05.2018, взыскании судебных расходов,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что как председатель правозащитной общественной организации ОРОО «Омский областной комитет по правам человека» и окончивший Сибирский автодорожный институт по специальности автомобильный транспорт, на основании распоряжения Мэра г. Омска и приказа директора департамента транспорта Администрации г. Омска № 17 от 15.03.2016 был включен в состав Экспертного общественного совета. Кроме того, на основании приказа директора департамента транспорта Администрации г. Омска № 82 от 03.08.2017, ФИО1 был включен в состав комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок о муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах г. Омска. В связи с чем, административный истец активно принимал участие в работе данных муниципальных структур на общественных началах, предлагая конструктивные варианты решения проблем, сложившихся при перевозке пассажиров общественным транспортом в г. Омске и работы самого департамента транспорта. Отстаивая свою позицию, административный истец неоднократно обращался в вышестоящие органы, суды и правоохранительные органы.

Однако, приказом исполняющего обязанности директора департамента транспорта Администрации г. Омска № 57 от 14.05.2018 административный истец был исключен из состава Экспертного общественного совета при департаменте транспорта Администрации г. Омска и комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок о муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах г. Омска. Копия данного приказа была направлена административному истцу посредством электронной почты 16.05.2018.

С приказом административный истец не согласен, поскольку в нем не указаны причины его исключения. Кроме того, приказ вынесен с целью исключения объективного общественного контроля деятельности департамента транспорта Администрации г. Омска, что не соответствует положениям ст. 5 и 6 Федерального закона № 212-ФЗ от 21.07.2014 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Поэтому, 01.06.2018 ФИО1 обратился к Мэру г. Омска с просьбой разъяснить причины исключения, а также дать ответ был ли согласован с Мэром обжалуемый приказ. Административный истец был приглашен 09.06.2018 в департамент транспорта Администрации г. Омска, где исполняющий обязанности директора департамента сообщил о том, что обжалуемый приказ с Мэром г. Омска согласован не был. В качестве причины издания данного приказа было указано на несогласие ФИО1 с политикой и действиями департамента транспорта, а также обращение в суд с исками, что наносит ущерб имиджу данной организации. Административный истец полагает, что указанное не может являться основанием для исключения его из участников данных структур.

Ссылаясь на положения КАС РФ, ст. 5,6 Федерального закона № 212-ФЗ от 21.07.2014 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», просит признать незаконным приказ исполняющего обязанности директора департамента транспорта Администрации г. Омска № 57 от 14.05.2018 об исключении ФИО1 из состава Экспертного общественного совета при департаменте транспорта Администрации г. Омска и комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах г. Омска. Взыскать понесенные по делу судебные расходы.

Административный истец и его представитель ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования полностью поддержали по изложенным в административном иске основаниям. Кроме того, ФИО1 пояснил, что платных услуг по представлению интересов ИП З.А.А при обжаловании итогов проведения конкурса, не оказывал. В УФАС по Омской области при рассмотрении жалобы ИП З.А.А представлял интересы перевозчиков как представитель общественной организации. С учетом выявленных нарушений, административный истец и его представитель просили вынести частное определение в адрес исполняющего обязанности губернатора Омской области и Мэра г. Омска.

Представитель департамента транспорта Администрации г. Омска ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив, что ФИО1 на основании приказа директора департамента транспорта Администрации г. Омска № 17 от 15.03.2016 был включен в состав Экспертного общественного совета. Кроме того, на основании приказа директора департамента транспорта Администрации г. Омска № 82 от 03.08.2017, административный был включен в состав комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах г. Омска. Порядок включения или исключения из указанных структур не регламентирован. Издание приказов входит в полномочия руководителя департамента и согласованию с Мэром г. Омска не подлежит. Указание в составе Экспертного общественного совета в отношении некоторых его членов «по согласованию» означает, что член Экспертного общественного совета дал свое согласие на его включение в состав. Приказом исполняющего обязанности директора департамента транспорта Администрации г. Омска № 57 от 14.05.2018 административный истец был исключен из Экспертного общественного совета и комиссии по проведению открытого конкурса. Причины принятия указанного решения были разъяснены административному истцу в ходе встречи, состоявшейся в рабочем порядке в департаменте 09.06.2018. Так, ФИО1, являясь членом комиссии по проведению открытого конкурса, получил от участника конкурса – ИП З.А.А, денежные средства в размере 1000 рублей за участие в заседании комиссии УФАС по Омской области при рассмотрении жалобы ИП З.А.А по вопросу о неправомерных действиях при проведении конкурса. Данное обстоятельство подтверждается аудиозаписью заседания УФАС по Омской области от 11.05.2018. Таким образом, действия заявителя дискредитируют деятельность органов местного самоуправления и приводят к невозможности участия административного истца в коллегиальных органах, созданных при департаменте транспорта, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Представитель Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений относительно заявленных требований не представил.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно положению о департаменте транспорта Администрации г. Омска, утвержденному Решением Омского городского Совета № 442 от 28.09.2011, департамент транспорта является структурным подразделением Администрации г. Омска, наделен правами юридического лица. Департамент возглавляет директор департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Мэром г. Омска по представлению первого заместителя Мэра г. Омска, регулирующего деятельность департамента.

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в том числе функции: определяет потребность населения г. Омска в услугах по перевозке пассажиров транспортом общего пользования на территории г. Омска; разрабатывает предложения по внедрению новых методов организации движения транспорта общего пользования на территории г. Омска.

Для осуществления своих задач и функций департамент, в том числе имеет право: создавать совещательные, коллегиальные органы (наблюдательные, координационные советы), комиссии, привлекать для консультаций специалистов структурных подразделении Администрации г. Омска, организаций по вопросам, отнесенным к компетенции департамента.

Директор департамента на основе единоначалия организует работу департамента, обеспечивает решение возложенных на департамент задач, а также, в том числе издает приказы по вопросам деятельности департамента.

На основании приказа директора департамента транспорта Администрации г. Омска № 27п от 21.03.2013, в целях совершенствования деятельности в сфере организации транспортного обслуживания населения, обеспечения безопасности дорожного движения, всестороннего взаимодействия с общественностью и обеспечения коллегиальности в решении вопросов развития транспортной инфраструктуры, качественного обслуживания населения был создан Экспертный общественный совет при департаменте транспорта Администрации г. Омска, а также утверждено положение о Совете и состав Совета (л.д. 71, 71-74).

Кроме того, приказом директора департамента транспорта Администрации г. Омска № 95 от 01.11.2016 был утвержден порядок проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах г. Омска. Впоследствии, приказом директора департамента № 68 от 08.06.2018 в приказ № 95 от 01.11.2016 были внесены изменения (л.д. 75-76, 77-93).

Раздел № 4 порядка проведения открытого конкурса содержит положение о создании комиссии по проведению конкурса и порядок ее деятельности, из которого в том числе следует, что организатор конкурса (департамент транспорта Администрации г. Омска) принимает решение о создании комиссии по поведению конкурса и утверждает ее состав. Состав комиссии включает председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии и других членов комиссии. Число членов комиссии должно быть не менее пяти человек. В состав комиссии помимо представителей организатора конкурса по согласованию могут быть включены представители иных органов власти и организаций.

Судебным разбирательством установлено, что ФИО1 на основании приказа директора департамента транспорта Администрации г. Омска № 17 от 15.03.2016 по согласованию был включен в состав Экспертного общественного совета. Кроме того, на основании приказа директора департамента транспорта Администрации г. Омска № 82 от 03.08.2017, административный был включен в состав комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах г. Омска (л.д.10, 11, 12).

На основании приказа исполняющего обязанности директора департамента транспорта Администрации г. Омска № 57 от 14.05.2018, ФИО1 был исключен из состава Экспертного общественного совета при департаменте транспорта Администрации г. Омска и из состава комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок о муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах г. Омска (л.д.6).

Несогласие с указанным выше приказом послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что приказ № 57 от 14.05.2018, соответствует действующему законодательству РФ, регулирующему данные правоотношения, поскольку вопрос включения и исключения из состава Экспертного общественного совета и комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах г. Омска относится к компетенции директора департамента, осуществляющего свои функции на основе единоначалия. Директор департамента в целях обеспечения решения возложенных на департамент задач вправе самостоятельно определять составы Экспертного общественного совета и комиссии по проведению открытого конкурса, созданных при департаменте транспорта Администрации г. Омска. При этом, согласования с Мэром г. Омска решение данного вопроса не требует.

Нарушения прав и законных интересов административного истца при рассмотрении настоящего административного иска не установлено, поскольку ФИО1 был включен в состав Экспертного общественного совета и комиссии по проведению открытого конкурса как представитель общественной организации.

Доводы административного иска основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Иные представленные административным истцом доказательства правового значения для разрешения данного спора не имеют.

С учетом изложенного, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, суд полагает необходимым отказать в полном объеме.

По правилам ст. 111, 112 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска, понесенные административным истцом по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины и оплате услуг представителя, не возмещаются.

Оснований, предусмотренных ст. 200 КАС РФ, для вынесения частного определения, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным приказа исполняющего обязанности директора департамента транспорта Администрации г. Омска № 57 от 14.05.2018, взыскании судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.А. Балова

Решение в окончательной форме принято 16.07.2018.