ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2509/19 от 28.01.2020 Железногорского городского суда (Курская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

28 января 2020 года г.Железногорск

Железногорский городской суд Курской области в составе

председательствующего Солодухиной Н.Н.,

с участием

представителей административного истца ФИО8, ФИО7,

по доверенности от **.**.**,

представителя административного ответчика ФИО5,

по доверенности от **.**.**№ ***,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к *** Курской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, выразившегося в отказе в предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с земельными участками, находящимися в частной собственности, о возложении обязанности на орган местного самоуправления принять решение о перераспределении земельных участков,

установил:

ФИО6 обратилась в суд с административным исковым заявлением к *** Курской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, выразившегося в отказе в предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с земельными участками, находящимися в частной собственности, о возложении обязанности на орган местного самоуправления принять решение о перераспределении земельных участков, указывая, что ей на праве собственности принадлежат земельные участки из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № *** площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м. с местоположением: *** с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от **.**.**. **.**.** она обратилась в адрес администрации *** Курской области с заявлением об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с земельными участками, находящимися в частной собственности административного истца. Решением администрации *** Курской области в виде письма от **.**.** ей было отказано в утверждении вышеназванных схем на основании п.п.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, так как согласно предоставленных схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, возможно образовать самостоятельные земельные участки без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ. Дополнительно, административный ответчик сообщил, что постановлением администрации *** Курской области от **.**.**№ *** «О разработке проекта планировки и проекта межевания» ей было разрешено разработать проект планировки и межевания территории индивидуальной жилой застройки в районе *** С решением администрации *** она не согласна. Статья 10.2 Правил землепользования и застройки МО «Троицкий сельсовет» *** Курской области, утвержденных решением ФИО1 Курской области № ***-РС от **.**.** устанавливает Градостроительный регламент зоны жилой застройки - № ***. Согласно данных Правил предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков для вида разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства составляют: минимальный размер земельного участка - № *** га; максимальный размер земельного участка: до - № *** га. Согласно представленных схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории предлагалось образовать следующие земельные участки: площадью № *** кв.м., путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; площадью № *** кв.м., путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; № *** кв.м., путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; площадью № *** кв.м., путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; площадью № *** кв.м, путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; площадью № *** кв.м., путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; площадью № *** кв.м., путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.: площадью № *** кв.м. путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; площадью № *** кв.м., путем перераспределения с земельным № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; площадью № *** кв.м., путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; площадью № *** кв.м., путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; площадью № *** кв.м., путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; площадью № *** кв.м., путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; площадью № *** кв.м., путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; площадью № *** кв.м., путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; площадью № *** кв.м., путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; площадью № *** кв.м., путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; площадью № *** кв.м, путем перераспределения с земельным № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; площадью № *** кв.м., путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; площадью № *** кв.м., путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; площадью № *** кв.м., путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.; площадью № *** кв.м., путем перераспределения с земельным участком № ***, площадью № *** кв.м., увеличение площади на № *** кв.м.. Таким образом, площадь всех земельных участков на предоставленных схемах расположения земельных участков на кадастровом плане территории увеличивается не более, чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков, а именно до № *** га.. Кроме того, увеличение площадей земельных участков с кадастровыми номерами; № ***, № *** соответствовали всем требованиям действующего законодательства, так как увеличение площади от № *** кв.м., до № *** кв.м., не нарушало требование подпункта 9 пункта 9 ст.39.29 ЗК РФ в связи с тем, что минимальная площадь для образования самостоятельных земельных участков с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства согласно Правил составляет - № *** га. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами: № *** площадь увеличивается от № *** кв.м, до № *** кв.м., что могло позволить ответчику образовать самостоятельные земельные участки с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Однако, образование самостоятельных земельных участков приведет к нарушению требований ст.11.9 ЗК РФ. Предоставленные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагались для образования всех спорных участков путем перераспределения, как раз приводят границы земельных участков для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы исходных земельных участков, которые принадлежат истцу и приводят к невозможности разрешенного использования земельных участков и другим препятствующим рациональному использованию недостаткам, что подтверждается обзорным планом перераспределения земельных участков, подготовленным ООО «РУМБ». Кроме того, при образовании всех самостоятельных земельных участков будет отсутствовать беспрепятственный проход или проезд к образуемым земельным участкам, так как образуемые земельные участки расположены внутри земельных участков, которые принадлежат административному истцу на праве собственности. На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным решение администрации *** Курской области от **.**.**, выразившееся в отказе в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с земельными участками, находящимися в частной собственности ФИО2; обязать администрацию *** Курской области принять решение по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков путем перераспределения земельных участков из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м., с кадастровым номером: № ***, площадью № *** кв.м. с местоположением: ***, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, находящихся в частной собственности ФИО2, согласно представленных схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории с заявлением от **.**.** вх. № ***.

Административный истец ФИО6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представители административного истца ФИО8, ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержали, по вышеизложенным основаниям и просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО5 административные исковые требования не признала, пояснив, что из земель, планируемых к перераспределению, возможно образовать самостоятельные земельные участки без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ. Согласно пп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является образование земельного участка или земельных участков предусмотренное путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ. В связи с чем, утвердить представленные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории не представляется возможным. Просит административный иск ФИО2 оставить без удовлетворения.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст.3.3 Федерального закона №137-ФЗ от **.**.** «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

В силу ч.2 вышеуказанной статьи предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии ч.1 ст.11.2 Земельного Кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ч.3 ст.11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.8 ст.11.10 ЗК РФ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.

В силу ч.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1)несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2)полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3)разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4)несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5)расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В соответствии с ч.1 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

3)перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно ст.11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Из правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от **.**.**№ ***-О следует, что указанное законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).

В судебном заседании установлено, что в собственности ФИО2 находятся земельные участки из категории земель населенных пунктов с кадастровыми номерами: № ***, площадью № *** кв.м.; № ***, площадью № *** кв.м.; № ***, площадью № *** кв.м.; № ***, площадью № *** кв.м.; № ***, площадью № *** кв.м.; № ***77, площадью № *** кв.м.; № ***, площадью № *** кв.м.; № ***, площадью № *** кв.м.; № ***, площадью № *** кв.м.; № ***, площадью № *** кв.м.; № ***, площадью № *** кв.м.; № ***, площадью № *** кв.м.; № ***, площадью № *** кв.м.; № ***, площадью № *** кв.м.; № ***, площадью № *** кв.м.; № ***, площадью № *** кв.м.; № ***, площадью № *** кв.м.; № ***, площадью № *** кв.м.; № *** площадью № *** кв.м.; № ***, площадью № *** кв.м.; № ***, площадью № *** кв.м.; № ***, площадью № *** кв.м., с местоположением: ***, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от **.**.**.

В судебном заседании установлено, что **.**.**ФИО6 обратилась в адрес администрации *** Курской области с заявлением об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с земельными участками, находящимися в частной собственности административного истца.

Решением администрации *** Курской области в виде письма от **.**.**ФИО2 было отказано в утверждении вышеназванных схем на основании п.п.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, поскольку установлено, что из земель, планируемых к перераспределению, возможно образовать самостоятельные земельные участки без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ. Согласно пп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является образование земельного участка или земельных участков предусмотренное путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ.

Также администрация *** Курской области сообщила, что постановлением администрации *** Курской области от **.**.**№ *** «О разработке проекта планировки и проекта межевания» ФИО2 было разрешено разработать проект планировки и межевания территории индивидуальной жилой застройки в районе д.Гнездилово Троицкого сельсовета *** Курской области. Направленный ею **.**.** вх. № *** в администрацию *** проект межевания территории был подготовлен с нарушением требований Земельного кодекса РФ, в связи, с чем был подготовлен и направлен в ее адрес отказ в утверждении проектов планировки и межевания (исх. № *** от **.**.**). До настоящего времени документации по планировке территории, подготовленной в соответствии с требованиями действующего законодательства, не поступало.

В судебном заседании установлено, что площадь перераспределения составляет 14093 кв.м..

Исходя из данной площади, суд приходит к выводу о том, что возможно образовать самостоятельные земельные участки, которые могут быть использованы самостоятельно в соответствии с их разрешенным использованием, с учетом возможности установления сервитута, а также без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательства невозможности образования самостоятельных земельных участков и их использования представителями заявителя в судебное заседание не представлены.

При этом заслуживает внимания и довод представителя административного ответчика ФИО5 о том, что возможность образования самостоятельных земельных участков, подтверждают и представленные административным истцом схемы расположения земельных участков.

Кроме того, согласно п.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от **.**.**№ ***-О Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях отмечал, что федеральный законодатель, будучи связанным конституционными принципами справедливости и равенства прав граждан, обладает достаточно широкой дискрецией при определении конкретных механизмов предоставления гражданам земли, в том числе при установлении условий и оснований, при которых земельные участки должны предоставляться исключительно на торгах; предоставление земельного участка (прав аренды) на конкурсной основе обеспечивает справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности (определения от **.**.**№ ***-О и от **.**.**№ ***-О).

Таким образом, заявитель не лишена возможности получить права на земельный участок на конкурсной основе, которая обеспечивает справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности.

Учитывая изложенное, суд считает, что основания для признания незаконным решения администрации об отказе в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в целях образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с земельными участками, находящимися в частной собственности ФИО2, отсутствуют.

На основании изложенного, суд считает правильным в удовлетворении административных исковых требований ФИО2, отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решение:

ФИО2 в удовлетворении административных исковых требований к *** Курской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, выразившегося в отказе в предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с земельными участками, находящимися в частной собственности, о возложении обязанности на орган местного самоуправления принять решение о перераспределении земельных участков, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Железногорский городской суд Курской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено **.**.**.

Председательствующий: