Дело № 2а-2509/2021
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2021 года г.Барнаул
председательствующего Подберезко Е.А., при секретаре Мордвиной А.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО4 к Управлению Росреестра по Алтайскому краю, заместителю руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО5, специалисту-эксперту отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО3 об оспариваний действий, бездействия, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Алтайскому краю, заместителю руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО5, специалисту-эксперту отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО3 об оспариваний действий, бездействия, возложении обязанности.
Требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлением, в котором просила провести проверку требований законности строений по адресу <адрес>, с целью установлении местонахождения зданий и их собственника, по результатам административного обследования названного земельного участка Управлением истцу был дан ответ № от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии нарушений земельного законодательства.
Административный истец считает, что ответчики не совершили всех необходимых действий при рассмотрении обращения, не уведомили ее о переадресации обращения в соответствующий государственный орган, ответ на обращение не содержит всесторонних, полных выводов по существу всех указанных в обращении вопросов, документально не подтвержден, изложенные в ответе выводы Управления не соответствуют действительности, необъективны и не полны, в результате чего нарушено право административного истца на получение полной объективной и достоверной информации.
Административный истец просит:
признать незаконным бездействие должностных лиц Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО3, заместителя руководителя Управления ФИО5 в части не предоставления всесторонней, полной, объективной, достоверной и документально подтвержденной информации по существу обращения, не уведомления о переадресации обращения;
признать незаконным ответ Управления Росреестра по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ;
обязать Управление Росреестра по Алтайскому краю в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда дать письменный ответ по существу обращения, уведомить о переадресации обращения.
Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Ее представитель в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по указанным основаниям.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Алтайскому краю в судебном заседании полагала иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным письменно, ссылалась на то, что обращение административного истца рассмотрено Управлением в установленном законом порядке, ответ заявителю дан в соответствии с полномочиями на то должностного лица, считала, что права административного истца не нарушены.
Административный ответчик специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным письменно, указывая, что обращение ФИО4 рассмотрено по существу вопросов, поставленных в нем, в соблюдением порядка и срока предоставления ответа и в пределах полномочий отдела государственного земельного надзора.
Административный ответчик заместитель руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, административного ответчика, изучив материалы дела, материал контрольных мероприятий по государственному земельному надзору, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из содержания вышеприведенных норм, признание незаконными действий (бездействия) и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемых действий (бездействия) и решений нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года №59-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и их должностным лицам, в государственные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно статье 5 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Частью 3 статьи 8 названного закона определено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (статья 9 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 10 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года №1, подпунктом 5.1.14 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года №457, на органы Росреестра возложены обязанности по осуществлению государственного земельного надзора.
Пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре определена компетенция Росреестра в сфере земельного надзора, в соответствии с которым Росреестр и его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
в) требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
г) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
д) требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
е) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
з) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора имеют право осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для проведения внеплановой проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации может являться выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Согласно пункту 8 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года №251, результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года №251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений» или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
В случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
В случае отсутствия по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО4 обратилась в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлением о проведении проверки требований законности строений с кадастровыми номерами № и № по адресу <адрес>, ссылаясь на то, что смежные землепользователи к принадлежащему ей зданию пристроили здание, незаконно поставив его на кадастровый учет, нарушив при этом строительные нормы права, что не позволяет ей обслуживать стену своего здания, а также отсутствует доступ к теплотрассе, которую она должна подготовить к отопительному сезону в соответствии с выданным ей обществом «Барнаульская генерация» предписанием.
Заявление передано в отдел государственного земельного надзора Управления Росреестра по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по использованию и охране земель г.Барнаула, ЗАТО Сибирский, специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора ФИО3 на основании задания от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного заместителем руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО5, осуществлено с выездом на место административное обследование земельного участка по указанному адресу.
По результатам обследования нарушения границ смежных земельных участков и требований земельного законодательства не установлено, в связи с чем для принятия мер административного реагирования в рамках осуществления полномочий по государственному земельному надзору не имелось, о чем составлено заключение и сообщено ФИО4 в ответе заместителя руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что обращение административного истца, было рассмотрено по существу уполномоченным органом, без переадресации, письменный ответ, содержащий соответствующую информацию, был направлен в адрес заявителя в установленный законом срок, в связи с чем бездействия Управления и его должностных лиц при рассмотрении обращения ФИО4 допущено не было, права административного истца не нарушены.
Доводы о нарушении земельного законодательства были проверены надлежащим образом, нарушений требований земельного законодательства не установлено, ответ заявителю был дан в установленный законом срок.
По своему характеру обращение ФИО4 сводилось к необходимости проверки соблюдения смежным землепользователем требований земельного законодательства.
В данном случае при административном обследовании земельного участка соответствующих нарушений выявлено не было, о чем заявителю был дан ответ по существу вопросов, изложенных в ее обращении.
Само по себе несогласие административного истца с содержанием ответа на ее обращение не свидетельствует о его незаконности либо бездействии должностных лиц при рассмотрении обращения.
Ссылки административного истца на нарушение ответчиками положений Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 августа 2011 года №395, не могут быть приняты во внимание, поскольку приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25 сентября 2013 года №556 названный приказ признан утратившим силу.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований ФИО4 к Управлению Росреестра по Алтайскому краю, заместителю руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО5, специалисту-эксперту отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО3 об оспариваний действий, бездействия, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Барнаула.
Судья Подберезко Е.А.
Мотивированное решение вынесено 26.08.2021 года