ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2511/21 от 05.07.2021 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

УИД 36RS0006-01-2021-003429-23

№ 2а-2511/21

Строка 3.020а

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2021 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Дегтяревой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения, выраженного в письме от 13.04.2021 №52-17-5373з, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,

установил:

ФИО2 обратился в Центральный районный суд г.Воронежа с указанным административным иском, ссылаясь на то, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. Указанный жилой дом расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером , площадью 1043 кв.м. Границы земельного участка в установленном законом порядке не были установлены. На протяжении многих лет границы земельного участка не менялись и осуществлялись по забору, установленному более 15 лет назад. Административный истец, имея намерение утвердить границы земельного участка, обратился посредством своего представителя, действующей на основании доверенности от 21.09.2017, ФИО3 в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 434 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый квартал

Решением административного ответчика, выраженном в письме от 13 апреля 2021 года № 52-17-5373з ФИО3, действующей в интересах ФИО2, было отказано в удовлетворении данного заявления на основании пп. 3 п. 16 ст. 11.10 и п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не были учтены положения п.4 требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762. Кроме того, указано, что согласно сведениям ЕГРН жилой дом, принадлежащий ФИО2 на праве собственности, расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером , площадью 1043 кв.м. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Указанный отказ ФИО2 считает незаконным, поскольку административным ответчиком не было указано, какое именно положение п.4 Требований не было учтено при подготовке схемы, а также ошибочно указано на невозможность формирования земельного участка меньшей площади, нежели отражено в государственном кадастре недвижимости.

Считая свои права нарушенными, ФИО2 просит суд признать незаконным решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; возложить обязанность утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 434 кв.м. на кадастровом плане территории, подготовленную кадастровым инженером ФИО1 23.06.2020.

Административный истец ФИО2 о месте и времени рассмотрения дела извещен 10.06.2021 надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, действующий на основании доверенности, ФИО4 просил отказать в удовлетворении административного иска. Утверждал, что основания для отказа в утверждении схемы четко указаны в оспариваемом решении уполномоченного лица.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ч. 9 ст. 226 КАС РФ указано, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании части 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).

На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365.

Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции (п. 1.1. Положения).

В соответствии с п. 5.36 вышеуказанного Положения Департамент обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории.

Согласно ст.2 Закона Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» Правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж: 1) распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена; 2) утверждение схемы расположения земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на кадастровом плане соответствующей территории.

В соответствии с п.п. 3.1.20, 3.3.21 Положения в соответствии с возложенными задачами Департамент исполняет следующие государственные функции: распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области". Департамент предоставляет следующие государственные услуги: утверждение схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на территории городского округа город Воронеж является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В силу п.1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2 ст. 11.10 ЗК РФ).

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

На основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, одним из таких оснований является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее – Требования).

В соответствии с указанными Требованиями схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (п. 2).

Согласно п.4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:

-утвержденных документов территориального планирования;

-правил землепользования и застройки;

-проектов планировки территории;

-землеустроительной документации;

-положения об особо охраняемой природной территории;

-о зонах с особыми условиями использования территории;

-о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;

-о местоположении границ земельных участков,

-о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу <адрес>.

Указанный жилой дом расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером , площадью 1043 кв.м.

Границы земельного участка в установленном законом порядке не были установлены.

01.02.2021 ФИО2 в лице представителя, действующей на основании доверенности от 21.09.2017, ФИО3 обратился к руководителю Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 434 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый квартал , с разрешенным использованием «отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи», приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, сведения об основных характеристиках объекта недвижимости – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , копию доверенности на представителя.

Письмом от 13 апреля 2021 года № 52-17-5373з ФИО3, действующей в интересах ФИО2, было отказано в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Как следует из оспариваемого решения, правовым основанием для отказа послужил тот факт, что при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не были учтены положения п. 4 требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.

Вместе с тем, оспариваемое решение не содержит указание на то, какому именно требованию установленной нормы, не соответствует предоставленная схема, которую просит утвердить заявитель.

Изложенные ответчиком основания для отказа в предоставлении истцам государственной услуги являются неконкретными и не позволяют последним разумным способом устранить имеющиеся недостатки в представленных схемах расположения земельного участка в случае их наличия.

Кроме того, из оспариваемого решения следует, что согласно сведениям ЕГРН жилой дом, принадлежащий ФИО2 на праве собственности, расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером , площадью 1043 кв.м. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Вместе с тем, какое юридическое значение имеет указанное обстоятельство, и на основании какой нормы права указанное обстоятельство указано в качестве основания для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения участка, решение не содержит.

В судебном заседании представитель административного ответчика указал, что основания для принятия оспариваемого решения установлены в ходе проведенной проверки и отражены в акте проверки земельного участка.

Суду предоставлен акт 15.03.2021 и фотоматериал к акту выездной проверки земельного участка.

Вместе с тем, доводы представителя ДИЗО ВО и предоставленные материалы проверки не могут повлиять на выводы суда о том, что правовые и фактические обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения, в оспариваемом уведомлении не приведены.

Утверждение представителя ответчика о том, что индивидуальный жилой дом, принадлежащий на праве собственности административному истцу, находится за границами участка, согласно предоставленной схеме, судом во внимание не принимается, так как данное обстоятельство в качестве основания для отказа в утверждении схемы не указано.

В силу прямых предписаний, содержащихся в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд должен выяснить, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, основания для принятия оспариваемого решения (подпункт "в" пункта 3), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 этой же части, возлагается на административного ответчика (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Указанная обязанность административным ответчиком не исполнена.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выраженное в письме от 13.04.2021 №52-17-5373з, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 434 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, без соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, основания для принятия оспариваемого решения (подпункт "в" пункта 3), содержание оспариваемого решения не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).

По указанным основаниям, суд приходит к выводам о незаконности выраженного в письме от 13.04.2021 №52-17-5373з отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Оспариваемое решение нарушает права правообладателя земельного участка, которым является административный истец, как собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке.

Таким образом, в судебном заседании установлены основания для удовлетворения административных исковых требований в части признания незаконным решения.

Способом восстановления нарушенного права административного права истца будет возложение обязанности на административного ответчика повторно в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление ФИО2 об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО2 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения, выраженного в письме от 13.04.2021 №52-17-5373з, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выраженное в письме от 13 апреля 2021 года № 52-17-5373з об отказе ФИО2 в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 434 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление ФИО3, действующей в интересах ФИО2, об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 434 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 07.07.2021.

Судьи Шумейко Е.С.

УИД 36RS0006-01-2021-003429-23

№ 2а-2511/21

Строка 3.020а

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2021 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Дегтяревой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения, выраженного в письме от 13.04.2021 №52-17-5373з, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка,

установил:

ФИО2 обратился в Центральный районный суд г.Воронежа с указанным административным иском, ссылаясь на то, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. Указанный жилой дом расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером , площадью 1043 кв.м. Границы земельного участка в установленном законом порядке не были установлены. На протяжении многих лет границы земельного участка не менялись и осуществлялись по забору, установленному более 15 лет назад. Административный истец, имея намерение утвердить границы земельного участка, обратился посредством своего представителя, действующей на основании доверенности от 21.09.2017, ФИО3 в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 434 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый квартал

Решением административного ответчика, выраженном в письме от 13 апреля 2021 года № 52-17-5373з ФИО3, действующей в интересах ФИО2, было отказано в удовлетворении данного заявления на основании пп. 3 п. 16 ст. 11.10 и п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не были учтены положения п.4 требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762. Кроме того, указано, что согласно сведениям ЕГРН жилой дом, принадлежащий ФИО2 на праве собственности, расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером , площадью 1043 кв.м. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Указанный отказ ФИО2 считает незаконным, поскольку административным ответчиком не было указано, какое именно положение п.4 Требований не было учтено при подготовке схемы, а также ошибочно указано на невозможность формирования земельного участка меньшей площади, нежели отражено в государственном кадастре недвижимости.

Считая свои права нарушенными, ФИО2 просит суд признать незаконным решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; возложить обязанность утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 434 кв.м. на кадастровом плане территории, подготовленную кадастровым инженером ФИО1 23.06.2020.

Административный истец ФИО2 о месте и времени рассмотрения дела извещен 10.06.2021 надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, действующий на основании доверенности, ФИО4 просил отказать в удовлетворении административного иска. Утверждал, что основания для отказа в утверждении схемы четко указаны в оспариваемом решении уполномоченного лица.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ч. 9 ст. 226 КАС РФ указано, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании части 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействия).

На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365.

Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции (п. 1.1. Положения).

В соответствии с п. 5.36 вышеуказанного Положения Департамент обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории.

Согласно ст.2 Закона Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» Правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж: 1) распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена; 2) утверждение схемы расположения земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на кадастровом плане соответствующей территории.

В соответствии с п.п. 3.1.20, 3.3.21 Положения в соответствии с возложенными задачами Департамент исполняет следующие государственные функции: распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области". Департамент предоставляет следующие государственные услуги: утверждение схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на территории городского округа город Воронеж является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В силу п.1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2 ст. 11.10 ЗК РФ).

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

На основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, одним из таких оснований является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее – Требования).

В соответствии с указанными Требованиями схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (п. 2).

Согласно п.4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:

-утвержденных документов территориального планирования;

-правил землепользования и застройки;

-проектов планировки территории;

-землеустроительной документации;

-положения об особо охраняемой природной территории;

-о зонах с особыми условиями использования территории;

-о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;

-о местоположении границ земельных участков,

-о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу <адрес>.

Указанный жилой дом расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером , площадью 1043 кв.м.

Границы земельного участка в установленном законом порядке не были установлены.

01.02.2021 ФИО2 в лице представителя, действующей на основании доверенности от 21.09.2017, ФИО3 обратился к руководителю Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 434 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый квартал , с разрешенным использованием «отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи», приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, сведения об основных характеристиках объекта недвижимости – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , копию доверенности на представителя.

Письмом от 13 апреля 2021 года № 52-17-5373з ФИО3, действующей в интересах ФИО2, было отказано в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Как следует из оспариваемого решения, правовым основанием для отказа послужил тот факт, что при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не были учтены положения п. 4 требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.

Вместе с тем, оспариваемое решение не содержит указание на то, какому именно требованию установленной нормы, не соответствует предоставленная схема, которую просит утвердить заявитель.

Изложенные ответчиком основания для отказа в предоставлении истцам государственной услуги являются неконкретными и не позволяют последним разумным способом устранить имеющиеся недостатки в представленных схемах расположения земельного участка в случае их наличия.

Кроме того, из оспариваемого решения следует, что согласно сведениям ЕГРН жилой дом, принадлежащий ФИО2 на праве собственности, расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером , площадью 1043 кв.м. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Вместе с тем, какое юридическое значение имеет указанное обстоятельство, и на основании какой нормы права указанное обстоятельство указано в качестве основания для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения участка, решение не содержит.

В судебном заседании представитель административного ответчика указал, что основания для принятия оспариваемого решения установлены в ходе проведенной проверки и отражены в акте проверки земельного участка.

Суду предоставлен акт 15.03.2021 и фотоматериал к акту выездной проверки земельного участка.

Вместе с тем, доводы представителя ДИЗО ВО и предоставленные материалы проверки не могут повлиять на выводы суда о том, что правовые и фактические обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения, в оспариваемом уведомлении не приведены.

Утверждение представителя ответчика о том, что индивидуальный жилой дом, принадлежащий на праве собственности административному истцу, находится за границами участка, согласно предоставленной схеме, судом во внимание не принимается, так как данное обстоятельство в качестве основания для отказа в утверждении схемы не указано.

В силу прямых предписаний, содержащихся в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд должен выяснить, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, основания для принятия оспариваемого решения (подпункт "в" пункта 3), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 этой же части, возлагается на административного ответчика (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Указанная обязанность административным ответчиком не исполнена.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выраженное в письме от 13.04.2021 №52-17-5373з, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 434 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, без соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, основания для принятия оспариваемого решения (подпункт "в" пункта 3), содержание оспариваемого решения не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).

По указанным основаниям, суд приходит к выводам о незаконности выраженного в письме от 13.04.2021 №52-17-5373з отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Оспариваемое решение нарушает права правообладателя земельного участка, которым является административный истец, как собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке.

Таким образом, в судебном заседании установлены основания для удовлетворения административных исковых требований в части признания незаконным решения.

Способом восстановления нарушенного права административного права истца будет возложение обязанности на административного ответчика повторно в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление ФИО2 об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО2 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения, выраженного в письме от 13.04.2021 №52-17-5373з, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, выраженное в письме от 13 апреля 2021 года № 52-17-5373з об отказе ФИО2 в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 434 кв.м на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление ФИО3, действующей в интересах ФИО2, об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 434 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 07.07.2021.

Судьи Шумейко Е.С.

1версия для печатиДело № 2а-2511/2021 ~ М-1918/2021 (Решение)