ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2514/2023 от 30.10.2023 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-2514/2023

УИД 27RS0006-01-2023-004566-70

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 30 октября 2023 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Рябцевой Н.Л.

при секретаре Корниевской З.Ю.

с участием административного истца Кривулько Е.Л.

представителя административного ответчика Троицкого Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кривулько ФИО5 к Дальневосточному таможенному управлению, в лице Владивостокской таможни, Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края о признании незаконными решений об отказе в выдаче дубликата ПСМ на экскаватор, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Кривулько Е.Л. обратился в суд с иском к Дальневосточному таможенному управлению, в лице Владивостокской таможни, Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее также (ГУ ГРКЛ). Указал, что им 26/09/2014 г. был приобретен экскаватор Кубота к-022 2005г. с номером шасси (рамы) 12169, номером двигателя от ДД.ММ.ГГГГг. был оформлен и выдан Владивостокской таможней согласно договора купли-продажи.

Указанный административным истцом ПСМ был утрачен, как пояснил административный истец, после ввоза в РФ он экскаватор на учет не ставил, данные обстоятельства подтверждаются данными ГУРГКЛ.

Кривулько Е.Л. обратился во Владивостокскую таможню за выдачей дубликата указанного ПСМ, на что 04/07/2023 получил отказ, в котором указано, что нужно обращаться Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края.

01/08/2023 Кривулько Е.Л. обратился в Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края с аналогичным обращением, 07/08/2023 я получил и от этого гос.органа отказ, с указанием, что надо обращаться во Владивостокскую таможню.

Ссылаясь на п. 9 Решения Коллегии Евразийской экономической, комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники", просил: признать незаконным отказ от 04/07/2023 Владивостокской таможни и отказ от 07/08/2023 Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования <адрес> в выдаче дубликата ПСМ на экскаватор Кубота к-022 с номером шасси (рамы) 12169, номером двигателя , обязать уполномоченный государственный орган выдать мне ПСМ на экскаватор Кубота к-022 с номером шасси (рамы) 12169, номером двигателя .

В судебном заседании административный истец Кривулько Е.Л. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнил, что экскаватор ввозился из Японии в 2014 г. дилером-юридическим лицом, он сразу после ввоза купил экскаватор, особо им не пользовался, на учет на ставил. Впоследствии обнаружил утерю ПСМ. Дилера уже не существует. Считает, что оба административных ответчика являются уполномоченными органами, обязанными к выдаче дубликата ПСМ, однако и тот, и другой госорган необоснованно перенаправляют его друг к другу.

Представитель административного ответчика Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Троицкий Ю.С. в судебном заседании с иском не согласился, просил оставить его без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Полагал, что главное управление мог бы выдать дубликат ПСМ, если бы оно было зарегистрировано надлежащим образом на территории РФ, чего не произошло. Т.к. завод-изготовитель не функционирует, документацию может выдать таможенный орган.

Представитель административного ответчика Дальневосточного таможенного управления в лице Владивостокской таможни, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просила, с требованиями не с огласился, по основаниям, изложенным в представленном письменном отзыве, указал, что действующее законодательство не предусматривает обязанности таможенного органа по оформлению дубликата ПСМ.

Выслушав пояснения сторон/представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.2 ст.1 КАС РФ настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ст. 62 ч.2 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Судом установлено, что Кривулько Е.Л. на основании договора купли-продажи с ООО «ДВ-Моторс» от 26.09.2014 г. принадлежит экскаватор Кубота к-022 2005г. с номером шасси (рамы) 12169, номером двигателя

от ДД.ММ.ГГГГ был оформлен и выдан Владивостокской таможней для внутреннего потребления по декларации на товары согласно договора купли-продажи.

В ходе эксплуатации экскаватор на учет так и не был поставлен, при этом владельцем выданный таможенным органом ПСМ утрачен.

Административный истец обратился 02.06.2023 г. во Владивостокскую таможню за выдачей дубликата указанного ПСМ, на что получил отказ от 04/07/2023 исх. /, в котором указано, что нужно обращаться Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, со ссылкой на решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники», согласно которому со 2 ноября 2022 г. у таможенных органов отсутствуют основания для выдачи ПСМ, в том числе на самоходные машины, зарегистрированные на территории государств - членов ЕАЭС, как в бумажном так и в электронном виде.

01/08/2023 Кривулько Е.Л. обратился в Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края с обращением о постановке на учет указанного экскаватора, выдаче ЭПСМ, впоследствии получил отказ в предоставлении услуги от 07/08/2023 .1-33-11039, мотивированный положениями п.9 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники", п.58 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1507, приказом Минпромторга РФ № 531 от 01.03.2016 г.

В соответствии с пунктом 58 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1507, основанием для отказа в государственной регистрации техники и внесении изменений в регистрационные данные является отсутствие документов или сведений, наличие которых является обязательным в соответствии с Правилами.

К заявлению Кривулько Е.Л. о постановке экскаватора на регистрационный учет от 01.08.2023 г. не был приложен ПСМ.

Согласно пункта 9 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники" (далее Порядок № 100) в случае утраты или порчи паспорта дубликат этого паспорта выдается:

изготовителем, выдавшим паспорт, - в отношении изготовленной им машины, выпущенной в обращение, но не зарегистрированной органом (организацией), уполномоченным на регистрацию;

уполномоченным органом (организацией), выдавшим паспорт, - в отношении машины, ввезенной на таможенную территорию Союза, но не зарегистрированной органом (организацией), уполномоченным на регистрацию;

органом (организацией), уполномоченным на регистрацию, - в отношении машины, зарегистрированной в соответствии с законодательством государства-члена, и незарегистрированной машины, которая была зарегистрирована ранее в соответствии с законодательством государства-члена.

Органы государственного технического надзора являются организацией, уполномоченной на регистрацию самоходных машин, но поскольку самоходная машина - экскаватор Кубота к-022, идентификационный номер D1105-YN5474, на регистрационном учете ранее не состояла, у ГУРГКЛ оснований выдать ЭПСМ/дубликат ПСМ, взамен утерянного ПСМ не имеется, соответственно, не имеется оснований для проведения госрегистрации, в связи с недостачей обязательных документов, в данному административному ответчику требования заявлены безосновательно.

Позиция Владивостокской таможни о том, что в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники» со 2 ноября 2022 г. у таможенных органов отсутствуют основания для выдачи ПСМ, в том числе на самоходные машины, зарегистрированные на территории государств - членов ЕАЭС, как в бумажном так и в электронном виде, судом учитывается; вместе с тем, административный истец не обращался в таможенный орган с заявлением о выдаче ему ПСМ (в бумажном или электронном виде), также его самоходная машина не была зарегистрирована на территории государств - членов ЕАЭС; Кривулько Е.Л. просил об оказании в принципе иной услуги- выдаче дубликата ПСМ, который изначально выдавался ему таможенным органом.

Доводы таможенного органа о том, что согласно Приказа Минпромторга России № 531 от 01.03.2016 г. «О включении уполномоченных органов (организаций) и организаций-изготовителей в национальную часть единого реестра уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций -изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники» к полномочиям административного ответчика (п.140) относилось: «Оформление паспортов транспортных средств, паспортов шасси транспортных средств в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. № 477, паспортов самоходных машин и других видов техники в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. № 460», однако данные нормативные акты утратили силу, не имеют значения, т.к. на момент рассмотрения обращения Владивостокской таможней-04.07.2023 г.- постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. № 460 действовало (утратило силу 05.08.2023 г).

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.1995 N 460 (ред. от 23.09.2020, действовавшей на момент оформлении оспариваемого решения от 04.07.2023 г.) "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации", установлено, что дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются:

-предприятиями-изготовителями - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;

-таможенными органами Российской Федерации - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.;

-органами гостехнадзора - во всех остальных случаях.

Доводы таможни, что данный приказ Минпромторга России № 531 не предусматривает выдачу дубликатов ПСМ и не предусматривает наложения такой обязанности на таможенный орган, суд отвергает, как основанный на неверном толковании законодательства, т.к. положения приказа № 531 должны рассматриваться в комплексе правового регулирования, в совокупности с положениями п.9 решения коллегии ЕАЭС № 100 от 18.08.2015 г., согласно которым дубликат ПСМ выдается уполномоченным органом, выдавшим ПСМ изначально (в случае Кривулько Е.Л.-это Владивостокская таможня), а также действовавшего на момент рассмотрения обращения п.2 Постановления Правительства РФ от 15.05.1995 N 460.

Таким образом, решение Владивостокской таможни об отказе в выдаче Кривулько Е.Л. дубликата ПСМ, выраженное в письме № 17-34/К-204 от 04.07.2023 г., является незаконным, поскольку обстоятельства, на которые уполномоченный орган ссылается в обоснование своего решения, не подтверждены.

При принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения (ч.2 ст.178 КАС РФ). В целях восстановления прав и законных интересов административного истца на административного ответчика должна быть возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Кривулько Е.Л. от 02.06.2023 г. Суд усматривает необходимость установить ответчику десятидневный срок на исполнения решения суда, с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 175-180, гл. 22 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Кривулько ФИО6 – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Владивостокской таможни об отказе в выдаче Кривулько Е.Л. дубликата ПСМ, выраженное в письме /К-204 от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Владивостокскую таможню в течении десяти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Кривулько Е.Л. о выдаче дубликата ПСМ от 02.06.2023 г.

В удовлетворении остальной части заявленных требований-отказать.

Взыскать с Владивостокской таможни в пользу Кривулько ФИО7 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Л.Рябцева

Мотивированное решение изготовлено 21.11.2023 г.