ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2515/19 от 01.11.2019 Артемовского городского суда (Приморский край)

Дело № 2а-2515/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

1 ноября 2019 год город Артем Приморский край

Артемовский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Гладских Д.Ю.,

при секретаре Алтуниной Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Главного управления Минюста России по <адрес> к частному научному учреждению «Институт социального проектирования» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Главное управление Минюста России по <адрес> обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором указало, что частное научное учреждение «Институт социального проектирования» зарегистрировано распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р, о чем ДД.ММ.ГГГГ внесены соответствующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером .

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам , утвержденным Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом положений пункта 3.1 статьи 32 вышеназванного Федерального закона), в срок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным).

Организация отчеты за ДД.ММ.ГГГГ по утвержденным законодательством Российской Федерации формам № OH000l и № ОН0002, либо информацию о продолжении своей деятельности в 2017, 2018 годах с заявлением, подтверждающим соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> (далее - Управление) не представила.

За указанные нарушения законодательства Российской Федерации 12.12.2018 Организации было вынесено предупреждение , в котором установлен срок один месяц с момента получения настоящего предупреждения для предоставления в Управление документов, подтверждающих устранение нарушений законодательства Российской Федерации. Однако данное предупреждение возвращено ДД.ММ.ГГГГ в Управление с отметкой почтовой службы «истек срок хранения».

За указанные нарушения законодательства Российской Федерации <данные изъяты> Организации вынесено повторное предупреждение , в котором установлен срок один месяц с момента получения настоящего предупреждения для представления в Главное управление документов, подтверждающих устранение нарушений законодательства Российской Федерации.

Изложенное свидетельствует о неоднократных нарушениях Организацией требований действующего законодательства Российской Федерации, что является основанием для ликвидации юридического лица согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Ссылаясь на статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», главу 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просили суд принять решение о ликвидации частного научного учреждения «Институт социального проектирования», а также об исключении частного научного учреждения «Институт социального проектирования» из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель Главного управления Минюста России по <адрес> не явился, о рассмотрении дела уведомлен, направил в суд ходатайство о проведении слушания в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика - частного научного учреждения «Институт социального проектирования» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании части 4 статьи 263 КАС РФ.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по <адрес> в суд не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации…» по конституционно-правовому смыслу положений ст. 61 ГК РФ предполагается, что санкция в виде ликвидации юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу п. 4.1 ст. 32 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций (п. 30.10).

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что общественное объединение, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах общественных объединений, представляет в уполномоченный орган (его территориальный орган), документы, содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным (пункт 2).

В силу п. 10 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения.

Как установлено в судебном заседании некоммерческая организация частное научное учреждение «Институт социального проектирования» зарегистрирована распоряжением Управления Минюста России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р, о чем ДД.ММ.ГГГГ внесены соответствующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Из представленных в материалы дела доказательств в их совокупности следует, что частным научным учреждением «Институт социального проектирования» допущены неоднократные и грубые нарушения (по своему характеру и их последствиям) требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, а именно организация отчеты за 2016, 2017 годы по утвержденным законодательством Российской Федерации формам № OH000l и № ОН0002, либо информацию о продолжении своей деятельности в 2017, 2018 годах с заявлением, подтверждающим соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> не представила.

Главным управлением Министерства юстиции по <адрес> неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) выносились предупреждения, административному ответчику предоставлялся срок для предоставления документов, подтверждающих устранение нарушений законодательства РФ.

Заказная корреспонденция возвращена в адрес Управления с отметкой почтовой службы «истек срок хранения».

Пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта. Государственная регистрация политической партии осуществляется по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа партии.

В Едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3 статьи 54 ГК РФ).

Статьей 165.1 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», следует, что, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, являющихся юридическими лицами» разъяснено о том, что судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, предприняло ли такое объединение граждан все возможные действия для устранения названных нарушений, имели ли место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, устранены ли выявленные нарушения до принятия судебного решения.

Таких обстоятельств судом в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.

Таким образом, организация в течение длительного времени не предприняла мер к устранению выявленных нарушений, в том числе за прошлые периоды, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.

Сама по себе незаконная деятельность организации является основанием для ее ликвидации как представляющая угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества.

При таких обстоятельствах требования о ликвидации организации в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов, подлежат удовлетворению.

Исходя из положений ст.63 ГК РФ, ст.22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. С учетом изложенного, подлежат удовлетворению административные исковые требования об исключении сведений об организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Главного управления Минюста России по <адрес> к частному научному учреждению «Институт социального проектирования» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.

Ликвидировать Некоммерческую организацию частное научное учреждение «Институт социального проектирования», <данные изъяты>

Исключить Некоммерческую организацию частное научное учреждение «Институт социального проектирования», <данные изъяты> из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца путём подачи апелляционной жалобы в Артемовский городской суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Д.Ю. Гладских