ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-251/20 от 28.10.2020 Верховажского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а – 251 / 2020

УИД 35RS0007-01-2020-000557-59

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2020 года с. Верховажье

Верховажский районный суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Лукинского Ю.М., при секретаре Стуловой Е.В.,

а также с участием представителя административного истца прокурора Верховажского района Новицкого М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Вологодского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Верховажского муниципального района Вологодской области о признании бездействия незаконным,

установил:

Вологодской транспортной прокуратурой в соответствии с требованиями организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Северо-Западной транспортной прокуратуры изучены нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере безопасности полетов, размещенные на официальных сайтах органов местного самоуправления.

Установлено, что в нарушение требований федерального законодательства администрацией Верховажского муниципального района Вологодской области не разработан и не принят административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче пользователям воздушного пространства разрешения в случаях, предусмотренных п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138; указанная услуга не включена в реестр муниципальных услуг.

И.о. Вологодского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры обратился с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Верховажского муниципального района Вологодской области о признании бездействия незаконным в части непринятия административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138. Просил обязать администрацию Верховажского муниципального района Вологодской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138; включить информацию о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг.

В судебном заседании представитель административного истца прокурор Верховажского района Новицкий М.В. просил о рассмотрении дела при состоявшейся явке, исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Верховажского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не прибыл.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, а также прав, свобод неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи ( ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).

Статьей 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) предусмотрено, что воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 ВК РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Согласно ч. 1 ст. 13 ВК РФ все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ВК РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя, в том числе обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства.

Пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (далее - Федеральные правила использования воздушного пространства № 138), установлено, что авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

При этом под авиационными работами понимаются работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации (ч. 1 ст. 114 ВК РФ).

Беспилотное воздушное судно - это воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот) (ч. 5 ст. 32 ВК РФ).

Аэростат - это летательный аппарат, подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно аэростатическом и аэродинамическом принципах. Аэростаты подразделяются на пилотируемые, автоматические, привязные и свободные (пп. 10. п. 7 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны РФ № 136, Минтранса РФ № 42, Росавиакосмоса № 51 от 31.03.2002).

Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют разрешительную деятельность в рассматриваемой сфере общественных отношений.

В соответствии с п.п. 105, 117 Федеральных правил использования воздушного пространства № 138, Федеральных авиационных правил «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 16.01.2012 № 6 (далее - ФАП № 6), планирование и координирование использования воздушного пространства осуществляется центрами ЕС ОрВД в соответствии с федеральными авиационными правилами.

Согласно п. 28 ФАП № 6 распределение воздушного пространства представляет собой процесс, в ходе которого центрами Единой системы определяются условия использования воздушного пространства в целях обеспечения безопасности его использования.

В силу п. 40.5 ФАП № 6 разрешение и условия на использование воздушного пространства при выполнении авиационных работ и парашютных прыжков, а также демонстрационных полетов над населенными пунктами выдается соответствующими оперативными органами Единой системы на основании представленного плана полета воздушного судна, который должен быть подан на этапе предтактического планирования использования воздушного пространства, а также разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Информация о разрешении органа местного самоуправления в виде копии документа предоставляется пользователем воздушного пространства в зональный центр Единой системы, региональный центр Единой системы.

Из анализа указанных требований законодательства следует, что при необходимости использования воздушного пространства над населенным пунктом в целях выполнения авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аратов, подъема привязных аэростатов, а также посадки (взлета) на положенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, пользователю воздушного пространства (физическому, юридическому лицу) в соответствии с п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства № 138 дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта.

При этом за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства предусмотрена административная ответственность по ст. 11.4 КОАП РФ и уголовная ответственность по ст. 271.1 УК РФ.

В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг») муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (ст. 13).

Согласно ч.ч. 1, 6, 7 ст. 11 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Реестр муниципальных услуг содержит сведения: 1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; 2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; 3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; 4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.

Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

Таким образом, из приведенных норм законодательства следует, что рассмотрение вопроса о выдаче разрешения на выполнение действий, усмотренных п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства № 138, является муниципальной услугой. Для реализации полномочий по предоставлению указанной муниципальной услуги необходимо принятие соответствующего административного регламента, поскольку в отсутствие последнего предоставление услуги невозможно, что следует из п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Как установлено в судебном заседании в нарушение указанных требований законодательства администрацией Верховажского муниципального района не разработан и не утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче пользователям воздушного пространства разрешения в случаях, предусмотренных п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства № 138; услуга по выдаче пользователям воздушного пространства разрешения в случаях, предусмотренных п. 49 Федеральных правил пользования воздушного пространства №138, не включена в реестр муниципальных услуг.

Заместителем Вологодского транспортного прокурора 08.05.2020 в адрес руководителя администрации Верховажского муниципального района Вологодской области внесено представление № 23/1-4-2020 «Об устранении нарушений законодательства о безопасности полетов» (л.д. 13-17), по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, администрацией района, в соответствии с письмом № 2055 от 11.06.2020, мер по устранению выявленных нарушений не принято (л.д.18)

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше нормы права, исковые требования прокурора Верховажскорго района обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования и.о. Вологодского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Верховажского муниципального района Вологодской области, выразившееся в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138.

Обязать администрацию Верховажского муниципального района Вологодской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138; включить информацию о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Вологодский областной суд через Верховажский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Лукинский Ю.М.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.