Дело № 2а-251/2021г.
УИД 45RS0001-01-2021-000392-56
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Альменево 24 сентября 2021 года
Альменевский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Хабирова Р.Н.,
при секретаре Галимове С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Альменевского района Курганской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Альменевского района Курганской области, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Альменевского района Курганской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Альменевского района Курганской области с вышеуказанным административным иском. В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере теплоснабжения на территории Альменевского района, в ходе которой выявлены существенные нарушения закона. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; развитие систем централизованного теплоснабжения; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального № 190 – ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации. В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2033 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится рациональное пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 131–ФЗ в целях решения вопросов местного значения орган местного самоуправления муниципального района обладает полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении». В ходе проведенной проверки прокуратурой района установлено, что Администрацией Альменевского района 18.05.2021 года принято распоряжение № 47-12р «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Альменевского района к осенне-зимнему периоду 2021-2022 годов», которым утвержден перечень мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к осенне-зимнему периоду 2021-2022 годов по Альменевскому району. Из уведомления ООО «Пермьэнергосервис» от 5.08.2021 года следует, что данная организация уведомила Администрацию Альменевского района о прекращении оказания услуг по теплоснабжению и расторжении договора аренды муниципального имущества от 8.12.2012 года. Надзорными мероприятиями установлено, что несмотря на поступление указанного уведомления Администрацией Альменевского района должные меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей с. Альменево не приняты, организация, которая будет осуществлять обеспечение теплоснабжения потребителей в отопительный период 2021-2022гг., не определена, договор о теплоснабжении на предстоящий отопительный период не заключен, теплоснабжающая организация не определена. По состоянию на 3.09.2021 года отсутствуют необходимые источники тепловой энергии (котлы) для осуществления теплоснабжения потребителей с. Альменево Альменевского района, конкретный перечень мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к осенне-зимнему периоду 2021-2022гг. по Альменевскому району не утвержден, конкретные лица и организации, ответственные за выполнение определенных мероприятий по подготовке к отопительному периоду не назначены. Бездействие Администрации Альменевского района Курганской области по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, организации подготовки к отопительному сезону 2021-2022гг. противоречит ст. ст. 3,6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанные факты нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение надежного теплоснабжения. Прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации Альменевского района Курганской области, выразившееся в ненадлежащей организации подготовки к отопительному периоду 2021-2022гг. на территории с. Альменево Альменевского района Курганской области, ненадлежащем обеспечении надежного теплоснабжения потребителей на территории с. Альменево Альменевского района Курганской области, и возложить на Администрацию Альменевского района Курганской области обязанности: организовать надлежащую подготовку к отопительному сезону 2021-2022гг. на территории с. Альменево Альменевского района в срок до 1.10.2021 года и обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории с. Альменево; определить организацию, которая будет осуществлять теплоснабжение потребителей на территории с. Альменево, и заключить с ней договор теплоснабжения; приобрести и установить источники тепловой энергии (котлы), необходимые для осуществления теплоснабжения потребителей с. Альменево Альменевского района Курганской области.
В суд не явился представитель заинтересованного лица – ООО «Пермьэнергосервис», просил рассмотреть дело без участия представителя ООО «Пермьэнергосервис». Дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Прокурор Коробейников Е.А. в судебном заседании исковые требования о признании незаконным бездействия Администрации Альменевского района Курганской области, выразившегося в ненадлежащей организации подготовки к отопительному периоду 2021-2022гг. на территории с. Альменево Альменевского района Курганской области, ненадлежащем обеспечении надежного теплоснабжения потребителей на территории с. Альменево Альменевского района Курганской области, и в части возложения на Администрацию Альменевского района Курганской области обязанности организовать обеспечение надежного теплоснабжения потребителей в отопительном периоде 2021-2022гг. на территории с. Альменево Альменевского района Курганской области и определить организацию, которая будет осуществлять теплоснабжение в отопительном периоде 2021-2022гг. на территории с. Альменево Альменевского района Курганской области, поддержал. Представил письменный отказ прокурора от остальных исковых требований и просил прекратить по ним производство по мотиву того, что отопительный период в Альменевском районе уже начат, и в настоящее время подлежит исполнению обязанность по обеспечению надежного теплоснабжения, которая может быть исполнена ответчиком не только путем приобретения котлов. Пояснил, что в настоящее время на территории с. Альменево нет теплоснабжающей организации, отопительный период уже начат, а должного запаса топлива нет. Так, не может быть признано надлежащей подготовкой к отопительному периоду действия ответчика, в результате которых накануне зимы и холодов в с. Альменево не определена теплоснабжающая организация, а запаса приобретенного в долг угля, хватит лишь на 1 неделю и то при условии отсутствия низкой температуры атмосферного воздуха. До настоящего времени нет никаких гарантий тому, что в Альменевском районе не будет сорван отопительный период; отсутствие надлежащего отопления может стать основанием к введению на территории района режима чрезвычайной ситуации, при этом уже введен режим повышенной готовности. Доводы представителя административного ответчика о том, что вся ответственность в части организации должного теплоснабжения лежит на муниципальных образованиях сельских поселений несостоятельны, поскольку собственником тепловых сетей, котельных является муниципальное образование Альменевский район. Администрацией Альменевского района не проводилась проверка готовности района к предстоящему отопительному периоду, не принято необходимых мер к обеспечению надежного теплоснабжения потребителей на территории с. Альменево Альменевского района Курганской области, к надлежащей организации подготовки к отопительному периоду 2021-2022 годов на территории с. Альменево Альменевского района Курганской области. Просил удовлетворить исковые требования в оставшейся части.
Определением суда производство в части исковых требований, от которых прокурор отказался, прекращено.
Представитель административного ответчика Администрации Альменевского района Курганской области ФИО1 в суде исковые требования признала частично. Пояснила, что на территории с. Альменево в настоящее время действительно нет теплоснабжающей организации, поскольку единственная теплоснабжающая организация на территории с. Альменево - ООО «Пермьэнэнергосервис» - отказалась оказывать услуги по теплоснабжению, летом 2021 года данной организацией были вывезены котлы. Другая теплоснабжающая организация – ООО «Энергосервис» - осуществляет теплоснабжение на территории Альменевского района, а не с. Альменево. В настоящее время по устной договоренности с Администрацией Шумихинского района во избежания чрезвычайной ситуации были ввезены 2 котла, документов на них пока нет, договоры на передачу в стадии оформления. Котлы уже смонтированы в систему. Какова мощность котлов, является ли она достаточность для надежного теплоснабжения точно не знает. После получения от ООО «Пермьэнергосервис» уведомления от 5.08.2021 года о расторжении действующих договоров аренды, Администрацией Альменевского района предпринимались попытки оставить ООО «Пермьэнергосервис» в с. Альменево в качестве теплоснабжающей организации; в адрес руководителя данной организации направлялись предложения. Кроме того, были запрошены денежные средства из областного бюджета на приобретение собственных источников тепловой энергии (котлов). В настоящее время заключен соответствующий муниципальный контракт на поставку и монтаж блочно-модульной котельной в с. Альменево, ведется работа по созданию МКП «Энергия» - организации, которая будет оказывать услуги по теплоснабжению потребителей в с. Альменево; решается вопрос о назначении руководителя. Устав будущего предприятия еще не зарегистрирован в установленном законом порядке. Договоры аренды тепловых сетей и источников теплоснабжения, заключенные с ООО «Пермьэнергосервис», до настоящего времени не расторгнуты. До последнего времени предполагалось, что как и в прошлом году, несмотря на уведомления о прекращении оказания услуг по теплоснабжению, ООО «Пермьэнергосервис» продолжит оказывать услуги по теплоснабжению. ООО «Пермьэнергосервис» не согласовывало с Администрацией Альменевского района вывод источников тепловой энергии в ремонт или из эксплуатации. При этом Администрацией Альменевского района не рассматривались варианты принятия мер к ООО «Пермьэнергосервис», предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О теплоснабжении». Обстановку с обеспечением теплоснабжения достоверно изложил в судебном заседании свидетель ФИО2
Представитель заинтересованного лица – глава Альменевского сельсовета ФИО3 в суде выразил согласие с исковыми требованиями прокурора. Пояснил, что Администрация Альменевского сельсовета не имеет в собственности каких-либо объектов теплоснабжения, не распоряжается ими. Все эти объекты – тепловые сети, здания котельных и иное относящееся к теплоснабжению имущество - сельсовету не принадлежат, сельсовет им не распоряжается. В связи с чем Альменевский сельсовет самостоятельно в прошлом и в настоящее время не решал вопросы теплоснабжения потребителей на территории с. Альменево, никогда сельсоветом не решался вопрос об определении теплоснабжающей организации, этот вопрос решался Администрацией Альменевского района, в собственности которой и находятся объекты теплоснабжения, и которая передала в аренду ООО «Пермьэнергосервис» имеющиеся в с. Альменево объекты теплоснабжения. Сведения о готовности муниципального образования Альменевского сельсовета в Администрацию Альменевского района не направлялись, фактически затребованы не были. Все вопросы по теплоснабжению потребителей на территории с. Альменево, по определению теплоснабжающей организации всегда решала Администрация Альменевского района.
Выслушав прокурора, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, допросив свидетеля, изучив письменные материалы дела, суд считает, что поддержанные прокурором исковые требования о признании бездействия незаконным и возложении обязанности являются законными и обоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения орган местного самоуправления муниципального района обладает полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Законом Курганской области Закон Курганской области от 29.06.2021 N 72 "О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Альменевского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области"
(принят Постановлением Курганской областной Думы от 29.06.2021) определено преобразовать путем объединения поселения, входящие в состав Альменевского района Курганской области: Альменевский сельсовет Альменевского района Курганской области, Бороздинский сельсовет Альменевского района Курганской области, Иванковский сельсовет Альменевского района Курганской области, Казенский сельсовет Альменевского района Курганской области, Малышевский сельсовет Альменевского района Курганской области, Парамоновский сельсовет Альменевского района Курганской области, Танрыкуловский сельсовет Альменевского района Курганской области, Шариповский сельсовет Альменевского района Курганской области, Юламановский сельсовет Альменевского района Курганской области, Ягоднинский сельсовет Альменевского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области.
Согласно п. 2 ч. 3 вышеуказанного Закона Курганской области, до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
В настоящее время органы управления муниципального образования - Альменевский муниципальный округ Курганской области не созданы.
С учетом изложенного исковые требования обосновано предъявлены к Администрации Альменевского района как исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления, реализующему полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области.
Согласно п. 4 Положения Об Администрации Альменевского района, Администрация Альменевского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области.
Согласно подп. 5 п. 12 Положения Об Администрации Альменевского района, к полномочиям Администрации Альменевского района относится организация теплоснабжения, предусмотренная Федеральным законом «О теплоснабжении».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; развитие систем централизованного теплоснабжения; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 6 данного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленномправиламиорганизации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; в случаях, установленных настоящим Федеральнымзаконом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации; направление в федеральныйорганисполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, разработанных в соответствии стребованиямик схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации; осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренныечастью 1ст. 6 данного Федерального закона, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, полномочия по организации теплоснабжения на территории Альменевского района в том числе и принятие соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, законодателем возложена на органы местного самоуправления, то есть – и на Администрацию Альменевского района.
В силу ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ, проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется впорядке, установленном Правительством Российской Федерации. Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется в соответствии справиламиоценки готовности к отопительному периоду, которыми устанавливаютсякатегориипотребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке,требованияк указанным потребителям икритериинадежности их теплоснабжения с учетом климатических условий,требованияк теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей. Согласно ч. 4 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ, проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.
Согласно ч. 5 указанной статьи, проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетейтребованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно ст. 21 Федерального закона № 190-ФЗ, В целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации. Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи, с особенностями, установленными для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.12 настоящего Федерального закона, и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. Орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае уведомления органа местного самоуправления собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию.
Из ответа Уральского управления Ростехнадзора следует, что на территории Альменевского района свою деятельность осуществляет одна теплоснабжающая организация – ООО «Энергосервис»; Управлением Ростехнадзора проверка хода подготовки ООО «Энергосервис» к работе в осенне-зимний период 2021-2022гг. не проводилась. Проверка готовности муниципального образования Альменевский район проводится Управлением с 21.09.2021 года по 29.09.2021 года, в настоящее время документы, подтверждающие готовность муниципального образования Альменевский район к отопительному периоду, не поступали. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии проводится органом местного самоуправления в соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду». Статьей 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 191 – ФЗ «О теплоснабжении» определен порядок вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации. В случае уведомления органа местного самоуправления собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов, этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в потреблении указанных объектов, вправе осуществить выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей, оно несет ответственность за их эксплуатацию.
Из письма ООО «Пермьэнергосервис» от 26.10.2020 следует, что они уведомляют о прекращении оказания услуг теплоснабжения потребителям с. Альменево с 1 июля 2021 года.
Из письма Администрации Альменевского района Курганской области от 28.10.2020 следует, что договоры теплоснабжения потребителей заканчивают действие по окончании отопительного периода. Между Администрацией Альменевского района и ООО «Пермьэнергосервис» действует договор аренды муниципального имущества на котельное оборудование, на который стороны не заявляли о его расторжении.
Из заявления директора ООО «Пермьэнергосервис» от 02.08.2021 в адрес и.о. Главы Альменевского района следует, что он просит расторгнуть договор аренды муниципального имущества от 8.11.2012 года.
Из ответа директора ООО «Пермьэнергосервис» от 05.08.2021 в адрес и.о. Главы Альменевского района следует, что уведомление о прекращении оказания услуг теплоснабжения с 01.07.2020 было направлено 26.10.2020, то есть за восемь месяцев до прекращения оказания услуг, они вынуждены ликвидировать предприятие по экономическим причинам, в виду роста цен на энергоресурсы, товары и услуги. Действующий тариф не позволяет организации продолжать работу в с. Альменево.
Из заявления от 09.08.2021 следует, что Администрация Альменевского района Курганской области предлагает заключить договор аренды муниципального имущества с ООО «Энергосервис», при условии, что данная организация будет являться правопреемником ООО «Пермьэнергосервис».
Из письма от 11.08.2021 следует, что Администрация Альменевского района Курганской области просит направить расчет стоимости и условия аренды имущества ООО «Пермьэнергосервис». Указанные сведения для рассмотрения будут предоставлены в Департамент строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области.
Из ответа от 30.08.2021 № 533 следует, что Администрация Альменевского района Курганской области предлагает ООО «Пермьэнергосервис» начать работу по передаче муниципального имущества по договору аренды муниципального имущества от 08.11.2012 и договору ответственного хранения муниципального от 08.11.2012. Просит освободить земельный участок по адресу: <...> для размещения котельного оборудования.
Из обращения и.о. главы Администрации Альменевского района Курганской области ФИО4 к заместителю Губернатора Курганской области ФИО5 следует, что для обеспечения теплоснабжения потребителей с. Альменева и установки блочно-модульной котельной с 3 котлами требуется 27260 тыс. рублей. Просит рассмотреть возможность оказать финансовую помощь монтаж блочно-модульной котельной.
Из обращения к заместителю Губернатора Курганской области ФИО5 следует, что в адрес Администрации Альменевского района 05.08.2021 поступили письма от ООО «Пермьэнергосервис» о расторжении договора и прекращении деятельности предприятия на территории с. Альменева по экономическим причинам. В адрес руководителя предприятия ООО «Энергосервис» направлено предложение о заключении договора аренды сроком до одного года, для обеспечения теплоснабжением потребителей с. Альменева.
Согласно ответу директору ООО «Пермьэнергосервис», в адрес Департамента цен и тарифов Курганской области направлено обращение о рассмотрении возможности увеличения тарифа на 5%.
Из уведомления Администрации Альменевского района Курганской области от 02.08.2021 следует, что от ООО «Пермьэнергосервис» заявлений о расторжении договора аренды и прекращения услуг теплоснабжения в адрес администрации не поступало.
Из представления прокурора Альменевского района от 20.08.2021 года об устранении нарушений федерального законодательства следует, что надзорными мероприятиями установлено, что несмотря на поступление уведомления ООО «Пермьэнергосервис» от 26.10.2020 года, Администрацией Альменевского района должные меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей с. Альменево не приняты, организация, которая будет осуществлять обеспечение теплоснабжения потребителей в отопительный период 2021-2022гг., не определена, договор о теплоснабжении на предстоящий отопительный период не заключен, теплоснабжающая организация не определена. По состоянию на 3.09.2021 года отсутствуют необходимые источники тепловой энергии (котлы) для осуществления теплоснабжения потребителей с. Альменево Альменевского района, конкретный перечень мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к осенне-зимнему периоду 2021-2022гг. по Альменевскому району не утвержден, конкретные лица и организации, ответственные за выполнение определенных мероприятий по подготовке к отопительному периоду не назначены.
Согласно постановлению Администрации Альменевского района Курганской области от 16.09.2021 № 311, отопительный период 2021-2022 годов в Альменевском районе постановлено начать с 08:00 часов 20 сентября 2021 года. В постановлении указано о необходимости руководителям теплоснабжающих организаций (по согласованию) обеспечить отпуск тепловой энергии потребителям в соответствии с установленным температурным графиком, на условиях заключенных договоров и выполнения требований готовности объектов потребителей к отопительному периоду 2021-2022 годов. Главам сельсоветов и руководителям муниципальных учреждений Альменевского района (по согласованию) обеспечить контроль и готовность к включению отопления в подведомственных учреждениях с 08:00 часов 20 сентября 2021 года.
Согласно постановлению Администрации Альменевского района Курганской области от 14.09.2021 № 307, постановлено создать муниципальное казенное предприятие «Энергия»; определить основными целями деятельности создаваемого муниципального казенного предприятия «Энергия» для осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг в целях решения социальных задач и необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.
Из муниципального контракта № 1/9-А на поставку и монтаж блочно-модульной котельной в с. Альменево Альменевского муниципального округа Курганской области от 10.09.2021 (с приложениями) следует? что поставщик обязуется осуществить поставку и монтаж блочно-модульной котельной в с.Альменево Альменевского муниципального округа Курганской области, а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Срок поставки: с момента заключения контракта - по 20 ноября 2021 года. В указанный срок включается поставка товара, монтаж и пусконаладочные работы.
Из постановления Администрации Альменевского района Курганской области «О введении режима повышенной готовности с 3 сентября по 20 ноября 2021 года» от 03.09.2021 № 291 следует, что для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части организации отопительного периода 2021-2022 годов на территории с. Альменево Альменевского муниципального округа с 03 сентября по 20 ноября 2021 года введен режим повышенной готовности.
Из представленных стороной административного ответчика выписок из ЕГРН следует, что муниципальное образование Альменевский район является собственником недвижимого имущества – сооружений коммунального хозяйства: тепловых сетей, зданий котельных, расположенных в сельских поселениях, в том числе в с. Альменево Альменевского района Курганской области.
Из договоров аренды от 12.08.2012 следует, что Администрация Альменевского района передала ООО «Пермьэнергосервис» муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения потребителей в с. Альменево, а также имущественные комплексы (здания котельных, с оборудованием, наземной теплотрассой) для производства и передачи тепловой энергии потребителям.
Из распоряжения Администрации Альменевского района № 47-12р от 28.05.2021 года «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Альменевского района к осенне-зимнему периоду 2021-2022 годов» следует, что распоряжением утвержден перечень мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к осенне-зимнему периоду 2021-2022 годов по Альменевскому району. Руководителям муниципальных учреждений указано о необходимости создать необходимый запас материалов и оборудования к началу отопительного периода и обеспечить выполнение прилагаемых мероприятий по подготовке объектов к осенне-зимнему периоду 2021-2022 годов. Рекомендовано главам сельских советов Альменевского района утвердить комиссии по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к работе в указанный осенне-зимний период, предусмотреть установку резервных котлов во всех подведомственных котельных; МУП «Уют», ООО «Пермьэнергосервис», ООО «Энергосервис», главам сельсоветов Альменевского района (по согласованию), руководителям муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных Администрации Альменевского района, обеспечить выполнение прилагаемых мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Альменевского района к осенне-зимнему периоду 2021-2022 годов. Приложением к распоряжению является план финансирования мероприятий.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля заместитель главы Альменевского района, начальник отдела ЖКХ и МТО Администрации Альменевского района ФИО2 в суде показал, что после получения уведомления ООО «Пермьэнергосервис» от 05.08.2021 о том, что они вынуждены ликвидировать предприятие по экономическим причинам, в связи с чем ООО «Пермьэнергосервис» больше не будет продолжать работу в с. Альменево, со стороны Администрации Альменевского района стали предприниматься попытки сохранить работу указанной организации в с. Альменево. Поскольку такие уведомления о прекращении оказания услуг от данной организации поступали и в прошлый год, то полагалось, что они продолжат работу. Однако на запросы и предложения Администрации ООО «Пермьэнергосервис» не согласилось продолжать оказывать услуги по теплоснабжению на территории с. Альменево. При этом данной организацией были изъяты и вывезены котлы на ремонт. В связи с чем в тепловых сетях не оказалось источников тепловой энергии. По устной договоренности из Администрацией Шумихинского района было передано 2 котла, работающих на твердом топливе (угле), которые в настоящее время установлены в тепловые сети. Однако мощность котлов не позволяет обеспечивать теплоснабжение потребителей в с. Альменево в условиях низкой отрицательной температуры атмосферного воздуха. В настоящее время нет теплоснабжающей организации, занимающейся теплоснабжением потребителей на территории с. Альменево, решается вопрос о создании муниципального предприятия «Энергия», которое будет заниматься в том числе теплоснабжением населения в с. Альменево, и которому будут переданы объекты теплоснабжения, находящиеся до настоящего времени в аренде у ООО «Пермьэнергосервис». Договоры аренды объектов теплоснабжения, переданные ООО «Пермьэнергосервис», до настоящего времени не расторгнуты, направлены предложения о расторжении договоров аренды. Поскольку нет теплоснабжающей организации, не заготовлен необходимый запас топлива к началу отопительного периода, твердое топливо (угль) взят в долг по инициативе Администрации Альменевского района, в настоящее время запаса угля при работе двух котлов достаточно на срок не более 1 недели, а при низкой отрицательной температуре атмосферного воздуха – менее 1 недели. Сведения в отчете по форме 1-ЖКХ с показателями уровня запаса топлива не соответствуют действительности, так как должного запаса твердого топлива (угла) нет. Собственных источников тепловой энергии для обеспечения теплом потребителей с. Альменево не имеется. Из-за отсутствия теплоснабжающей организации у потребителей тепловой энергии на территории с. Альменево нет возможности оплачивать услуги теплоснабжения. ООО «Пермьэнергосервис» не согласовывало с Администрацией Альменевского района вывод источников тепловой энергии в ремонт или из эксплуатации. При этом Администрацией Альменевского района не рассматривались варианты принятия мер к ООО «Пермьэнергосервис», предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О теплоснабжении». По заключенному Администрацией Альменевского района муниципальному контракту в срок до 20.11.2021 года должна быть смонтирована и установлена в тепловую сеть в с. Альменево блочно-модульная котельная, котлы которой в настоящее время находятся в стадии изготовления на заводе-изготовителе.
Представителем ответчика ФИО1 в суде указано о том, что показания свидетеля ФИО2 являются верными и достоверно отражают существующую обстановку по теплоснабжению потребителей на территории с. Альменево.
Таким образом, установлено, что на территории с. Альменево Альменевского района Курганской области в 2020 году услуги по теплоснабжению оказывала одна организация – ООО «Пермьэнергосервис», которая в октябре 2020 года уведомила Администрацию Альменевского района Курганской области о прекращении с 1 июля 2021 года оказания услуг по теплоснабжению потребителям с. Альменево, а уведомлениями от 05.08.2021 и 2.08.2021 со ссылкой на заблаговременное уведомление о прекращении оказания услуг теплоснабжения от 26.10.2020, сообщила о прекращении своей работы в с. Альменево и просила расторгнуть действующий договора аренды объектов теплоснабжения.
Указанное подтверждено представителем административного ответчика в судебном заседании и бесспорно доказывается исследованными доказательствами, в том числе копиями вышеуказанных уведомлений от 26.10.2020, 2.08.2021, 5.08.2021, письменными объяснениями заместителя главы Альменевского района ФИО2 и его показаниями в суде о том, что от ООО «Пермьэнергосервис» в октябре 2020 года поступало уведомление о прекращении услуг по теплоснабжению с 1 июля 2020 года.
Представителем административного ответчика не представлено доказательств тому, что на момент обращения прокурора с настоящим административным иском в суд и до настоящего времени на территории с. Альменево Альменевского района Курганской области обеспечено надежное теплоснабжение, и была осуществлена надлежащая организация подготовки к отопительному периоду 2021-2022 годов. Не представлено доказательств необоснованности и доводов административного истца, согласно которым конкретный перечень мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к осенне-зимнему периоду 2021-2022гг. по Альменевскому району не утвержден, конкретные лица и организации, ответственные за выполнение определенных мероприятий по подготовке к отопительному периоду не назначены. Более того, при согласии с показаниями свидетеля ФИО2, признано отсутствие в настоящее время надежного теплоснабжения потребителей на территории с. Альменево Альменевского района.
Таким образом, стороной административного ответчика признано и фактически подтверждено показаниями свидетеля - заместителя Главы Альменевского района и начальника отдела ЖКХ и МТО Администрации Альменевского района ФИО2, что в настоящее время, то есть после начала отопительного периода в Альменевском районе:
- нет теплоснабжающей организации, занимающейся теплоснабжением потребителей на территории с. Альменево, в связи с чем потребителям некому оплачивать услуги теплоснабжения;
- нет необходимого запаса топлива к началу отопительного периода (твердое топливо (угль) взят в долг по инициативе Администрации Альменевского района, в настоящее время запаса угля при работе двух котлов достаточно на срок не более 1 недели, а при низкой отрицательной температуре атмосферного воздуха – и менее этого срока); сведения в отчете по форме 1-ЖКХ с показателями уровня запаса топлива не соответствуют действительности, так как должного запаса твердого топлива (угла) нет;
- собственных источников тепловой энергии для обеспечения теплом потребителей с. Альменево не имеется;
- для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части организации отопительного периода 2021-2022 годов на территории с. Альменево Альменевского муниципального округа с 03 сентября по 20 ноября 2021 года введен режим повышенной готовности;
- договоры аренды имеющихся в собственности Администрации Альменевского района объекты теплоснабжения с теплоснабжающей организацией ООО «Пермьэнергосервис», прекратившей оказывать услуги, не расторгнуты,
- без документов ввезены и установлены 2 источника тепловой энергии, мощность которых недостаточна для обеспечения надежного теплоснабжения в отопительный период 2021-2022гг.
Вышеуказанная обстановка свидетельствует об отсутствии надежного теплоснабжения потребителей на территории с. Альменево; при этом она была очевидно прогнозируема и возникла в силу бездействия Администрации Альменевского района. Так, доказательств тому, что после получения уведомления от единственной теплоснабжающей организации уведомления от 26.10.2020 года о прекращении оказания услуг теплоснабжения, в условиях отсутствия запаса топлива и контроля о подготовке теплоснабжающей организации фактически вплоть до 5 августа 2021 года бездействие Администрации Альменевского района было выражено последующей безрезультатной перепиской с ООО «Пермьэнергосервис» и запросами накануне отопительного периода о выделении денежных средств из областного бюджета на приобретение источников тепловой энергии. Следствием этого стало отсутствие на момент обращения прокурора в суд с настоящим иском конкретной теплоснабжающей организации, готовой оказывать услуги по теплоснабжению в с. Альменево.
Отсутствие теплоснабжающей организации перед началом и после начала отопительного периода, отсутствие должного запаса топлива (на 1 неделю при условии отсутствия низкого температурного режима), источников тепловой энергии с мощностью, достаточной для обеспечения тепловой энергии потребителей в с. Альменево, наличие не расторгнутых договоров аренды с ООО «Пермьэнергосервис», прекратившей оказание услуг по теплоснабжению, - все это подтверждает фактическое отсутствие надежного теплоснабжения потребителей на территории с. Альменево в наступившем отопительном периоде. То, что Администрацией Альменевского района не рассматривались варианты принятия мер и не принимались меры к ООО «Пермьэнергосервис», предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О теплоснабжении» в связи с несогласованием вывода источников тепловой энергии в ремонт или из эксплуатации, также является свидетельством бездействия Администрации Альменевского района в организации обеспечения надежного теплоснабжения на территории с. Альменево. Довод о наличии муниципального контракта на поставку и монтаж новой котельной, не опровергает бездействие административного ответчика по обеспечению надежного теплоснабжения, поскольку срок его исполнения указан по 20 ноября 2021 года (спустя 2 месяца после начала отопительного периода); а то, что источники тепловой энергии (котлы) данной блочно-модульной котельной в настоящее время находятся в стадии изготовления – доказывает отсутствие надежного теплоснабжения.
С учетом этого надлежит признать, что прокурор обоснованно обратился с настоящим иском в суд в связи с бездействием административного ответчика в организации подготовки к отопительному периоду и обеспечения надежного теплоснабжения на период 2021-2022гг. Учитывая, что объектами теплоснабжения как находящимися в собственности муниципального образования Альменевского района, распоряжается Администрация Альменевского сельсовета, учитывая установленные обстоятельства и полномочия Администрации Альменевского района в организации обеспечения надежного теплоснабжения, требования прокурора о возложении обязанности на административного ответчика для организации обеспечения надежного теплоснабжения определить организацию, которая будет осуществлять теплоснабжение потребителей на территории с. Альменево Альменевского района Курганской области, являются обоснованными и законными.
Каких-либо действий в контексте вышеизложенных положений ч.ч. 1, 1.1 ст. 6, ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 190-ФЗ должностными лицами Администрацией Альменевского района в целях обеспечения надежного теплоснабжения не было выполнено.
Указанные факты нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение надежного теплоснабжения на территории Альменевского района.
Как правильно указано прокурором, каких-либо реальных действий по определению теплоснабжающей организации, которая будет оказывать услуги по теплоснабжению в период 2021-2022 года, о проверке готовности ее к работе в предстоящий отопительный ответчиком не выполнено.
Должностными лицами Администрации Альменевского района не принято необходимых мер, направленных на недопущение сложившейся неблагоприятной ситуации в сфере теплоснабжения на территории с. Альменево, до настоящего времени нет действующей на территории с. Альменево теплоснабжающей организации, тем самым не обеспечена надежность теплоснабжения потребителей на территории с. Альменево, о чем предусмотрено ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ, фактически не выполнены контроль и оценка готовности Альменевского сельсовета, контроль за готовностью теплоснабжающих организаций к предстоящему отопительному периоду..
Включение в мае 2021 года в перечень мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к осенне-зимнему периоду 2021-2022 годов действий применительно к ООО «Пермьэнергосервис» фактически было осуществлено в ситуации отсутствия каких-либо гарантий и обязательств со стороны данной организации, то есть при тех же прежних обстоятельствах – при наличии сведений о прекращении оказания услуг по теплоснабжению с 1.07.2021 года, сообщенном в уведомлении от 26.10.2020 года.
Довод о том, что теплоснабжающая организация ООО «Пермьэнергосервис» не расторгла договоры аренды источников теплоснабжения и тепловых сетей, не является гарантией того, что она продолжит оказывать услуги по теплоснабжению в отопительном периоде 2021-2022гг. Об указанном свидетельствует фактическое прекращение этой организацией оказания услуг по теплоснабжению со ссылкой на уведомлением об этом, направленное еще 26.10.2020 года.
Доводы представителя административного ответчика о том, что вся ответственность в части организации должного теплоснабжения лежит на муниципальных образованиях сельских поселений несостоятельны, поскольку собственником тепловых сетей, котельных является муниципальное образование Альменевский район; кроме того, согласно п. 12 Положения Об Администрации Альменевского района, к полномочиям Администрации Альменевского района относится организация теплоснабжения, предусмотренная Федеральным законом «О теплоснабжении».
Таким образом, из установленных по настоящему административному делу обстоятельств следует, что Администрацией Альменевского района вопрос местного значения по организации обеспечения надежного теплоснабжения населения Альменевского района решен не был.
Согласно п. 10 Правил оценки готовности к отопительному периоду сроки выдачи паспортов готовности к отопительному периоду, выдаваемых теплоснабжающим и теплосетевым организациям, определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 1 ноября. Вместе с тем, как следует из материалов дела, датой начала отопительного сезона 2021-2022 гг. определено 20 сентября 2021 г., в связи с установившейся среднесуточной температурой наружного воздуха ниже +8 градусов по Цельсию, соответственно, готовность как потребителей тепловой энергии, так и теплоснабжающих организаций к отопительному сезону должна быть обеспечена до начала отопительного сезона, то есть до указанной выше даты, что Администрацией Альменевского района сделано не было.
Согласно п. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий суд указывает на необходимость совершения определенного действия и срок его исполнения, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом изложенного, в связи признанием обоснованности требования о возложении обязанности на административного ответчика для организации обеспечения надежного теплоснабжения определить организацию, которая будет осуществлять теплоснабжение потребителей на территории с. Альменево Альменевского района Курганской области, суд в связи с отсутствием требований об обращении решения суда к немедленному исполнению, с учетом уже предпринятых административным ответчиком мер устанавливает срок к определению теплоснабжающей организации на территории с. Альменево – не позднее 20 ноября 2021 года, который соответствует сроку исполнения заключенного муниципального контракта по установке и монтажу блочно-модульной котельной.
Администрации Альменевского района Курганской области необходимо сообщить об исполнении настоящего решения в Альменевский районный суд Курганской области и прокурору Альменевского района Курганской области в срок не позднее 30 ноября 2021 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 62, 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Альменевского района Курганской области о признании незаконным бездействия Администрации Альменевского района Курганской области, выразившегося в ненадлежащей организации подготовки к отопительному периоду 2021-2022 годов на территории с. Альменево Альменевского района Курганской области, в ненадлежащей организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории с. Альменево Альменевского района Курганской области, и возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Альменевского района Курганской области, выразившееся в ненадлежащей организации подготовки к отопительному периоду 2021-2022 годов на территории с. Альменево Альменевского района Курганской области, в ненадлежащей организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории с. Альменево Альменевского района Курганской области.
Обязать Администрацию Альменевского района Курганской области организовать обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории с. Альменево Альменевского района Курганской области, в срок не позднее 20 ноября 2021 года определить организацию, которая будет осуществлять теплоснабжение потребителей на территории с. Альменево Альменевского района Курганской области.
Администрации Альменевского района Курганской области сообщить об исполнении настоящего решения в Альменевский районный суд Курганской области и прокурору Альменевского района Курганской области в срок не позднее 30 ноября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Альменевский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 4 октября 2021 года
Судья Хабиров Р.Н.