ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2521/18 от 03.09.2018 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 сентября 2018 года город Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Ереминой И.Н.

при секретаре судебного заседания Симоновой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2521/2018 по административному иску Алексеева Н. А., Молякова С. А., Михайловой С. А. к Администрации городского округа Сызрань о признании решений об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий незаконными, возложении обязанности согласовать проведение публичных мероприятий,

У С Т А Н О В И Л :

Алексеев Н.А., Моляков С.А., Михайлова С.А. обратились в суд к административному ответчику Администрации городского округа Сызрань (далее – Администрации г.о.Сызрань) с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что <дата> Главе городского округа Сызрань Лядину Н.М. административными истцами были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий:

- пикетирования с призывом к соблюдению конституционного права сексуальных и гендерных меньшинств на свободу мирных собраний в России с целью призыва к исполнению постановления Европейского Суда по правам человека по делу «* * *» о неправомерности запретов публичных акций гей-прайдов в Москве, а также призыв к соблюдению права на свободу собраний геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России, гарантированного статьей 31 Конституции РФ. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно состояться <дата> с * * * час. до * * * час. на <адрес> в городе Сызрани с количеством участников до № *** человек;

- пикетирования с призывом к кандидатам на выборах в Думу городского округа Сызрань выступить против гомофобии, трансфобии и дискриминации геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров с целью призыва к кандидатам на выборах в Думу городского округа Сызрань <дата> включить положение о недопустимости дискриминации сексуальных и гендерных меньшинств в свои предвыборные программы, а также выступить против гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам) и трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам) в России. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно состояться <дата> с * * * час. до * * * час. на <адрес> в городе Сызрани с количеством участников до № *** человек;

- шествия Сызранского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться <дата> с * * * час. до * * * час. по <адрес> с количеством участников до № *** человек.

<дата> Глава городского округа Сызрань Лядин Н.М. уведомил их об отказе в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий, ссылаясь на законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и, в частности, Федеральный закон от 29.12.2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральный закон от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также статью 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающую ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. Главой городского округа Сызрань Лядиным Н.М. было предложено устранить несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона №54-ФЗ. При этом должностное лицо предупредил, что проведение мероприятий без согласования может повлечь привлечение организатора такого публичного мероприятия к ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административные истцы полагают, что отказы в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий являются незаконными, поскольку нарушают их права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированного статьей 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19.06.2004 года.

В этой связи административные истцы отмечают, что оспариваемые решения противоречат нормам международного права и позициям Европейского Суда по правам человека. Цели мероприятий не подпадают под действие законодательства, запрещающего пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.

По мнению административных истцов, должностным лицом Администрации г.о.Сызрань был нарушен порядок согласования публичных мероприятий в связи с не предоставлением административным истцам предложения об изменении места и (или) времени проведения заявленных публичных мероприятий с указанием конкретного альтернативного места и (или) времени проведения шествия и пикетирований.

В связи с чем, административные истцы обратились в суд и просят признать незаконными решения Администрации г.о.Сызрань об отказе в согласовании Главой городского округа Сызрань Лядиным Н.М. №№ ***, № *** от <дата> заявленных публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований и обязать Администрацию г.о. Сызрань согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

В судебное заседание административные истцы - Алексеев Н.А., Моляков С.А., Михайлова С.А. не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в письменном ходатайстве просили рассмотреть дело без их участия, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административных истцов.

Представитель административного ответчика – Администрации г.о.Сызрань по доверенности А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила письменное заявление о рассмотрении дело в ее отсутствие, административный иск просит оставить без удовлетворения, в письменном отзыве (л.д. 49-51) указала, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон №54-ФЗ) в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган местного самоуправления обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона № 54-ФЗ, а также письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

По информации, содержащейся в тексте уведомления о проведении публичных мероприятий, усматривалось, что цели запланированного мероприятия не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Поскольку согласно статье 2 Федерального закона №54-ФЗ любое
публичное мероприятие является открытой, доступной каждому, акцией,
имеющей целью свободное выражение и формирование мнений, а также
выдвижение требований, учитывая намерение провести публичные
мероприятия в месте, предполагающем присутствие большого количества
людей, в том числе детей, его проведение с заявленными целями могло
оказать информационно-психологическое воздействие на несовершеннолетних, находящихся в месте его проведения, что свидетельствует о нарушении запретов, предусмотренных Федеральным Законом от 29.12.2010 года №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», и могло привести к административному правонарушению, за которое предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Полагает, что принятые Администрацией городского округа Сызрань решения об отказе в согласовании проведения вышеуказанных мероприятий являются законными, т.к. цель заявленных публичных мероприятий не соответствовала требованиям действующего законодательства и нарушала запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, права и законные интересы административных истцов принятыми решениями не нарушены, в связи с чем, в удовлетворении административного иска просит отказать.

Суд, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет вышепоименованное требование гражданина, если признает, что оспариваемые решение, действие органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии таких обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Аналогичные права закреплены в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года), статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года.

Вопросы реализации гражданами вышеуказанных прав урегулированы Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о митингах).

В соответствии со статьей 2 названного Федерального закона одними из форм проведения публичного мероприятия являются шествие, пикетирование.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2).

Согласно части 1 статьи 7 названного Федерального закона информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия.

Согласно статье 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1).

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2).

Согласно части 1 статьи 12 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения (пункт 1); довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона (пункт 2).

В силу части 2 статьи 12 названного Закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Основания для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия предусмотрены часть 3 статьи 12 Закона о митингах.

Судом установлено, что <дата> в Администрацию городского округа Сызрань от организатора публичных мероприятий Алексеева Н.А.и лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичных мероприятий Молякова С.А., Михайловой С.А. поступили уведомления о проведении <дата> и <дата> в г.Сызрани Самарской области трех публичных мероприятий:

- пикетирования с призывом к соблюдению конституционного права сексуальных и гендерных меньшинств на свободу мирных собраний в России с целью призыва к исполнению постановления Европейского Суда по правам человека по делу «* * *» о неправомерности запретов публичных акций гей-прайдов в Москве, а также призыв к соблюдению права на свободу собраний геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России, гарантированного статьей 31 Конституции РФ. Дата проведения - <дата> с * * * час. до * * * час., место - <адрес> в г.Сызрани, предполагаемое количество участников до № *** человек;

- пикетирования с призывом к кандидатам на выборах в Думу городского округа Сызрань выступить против гомофобии, трансфобии и дискриминации геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров с целью призыва к кандидатам на выборах в Думу городского округа Сызрань <дата> включить положение о недопустимости дискриминации сексуальных и гендерных меньшинств в свои предвыборные программы, а также выступить против гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам) и трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам) в России. Дата проведения - <дата> с * * * час. до * * * час., место - на <адрес> в г.Сызрани, предполагаемое количество участников до № *** человек;

- шествия Сызранского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей тендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Дата проведения - <дата> с * * * час. до * * * час., место - по <адрес> переулка в г.Сызрани, предполагаемое количество участников до № *** человек.

<дата> на данные уведомления организатора публичного мероприятия Администрацией городского округа Сызрань даны ответы №№ ***, № *** (л.д. 20, 25, 30) о невозможности согласования проведения вышеназванных публичных мероприятий по причине того, что цели их проведения не соответствуют Конституции Российской Федерации и нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», что может привести к административному правонарушению, за которое предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 6.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В уведомлениях административные истцы также были предупреждены о возможности привлечения к ответственности в случае проведения мероприятий в нарушение законодательства.

Проанализировав содержание оспариваемых уведомлений административного ответчика, соотнеся их с целями публичных мероприятий, заявленных к проведению административными истцами, и дав им оценку на соответствие действующему законодательству, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не было допущено нарушения действующего законодательства Российской Федерации.

Отказ в согласовании проведения публичных мероприятий не носил дискриминационного характера, а был направлен на реализацию органом местного самоуправления своих полномочий в области защиты прав и законных интересов граждан, обеспечение общественного порядка и безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения), поскольку цели проведения заявленных административными истцами публичных мероприятий предполагают распространение информации о нетрадиционных сексуальных отношениях. При этом, распространение этой информации предполагалось не только среди лиц, участвующих в мероприятиях, но и среди иных лиц, не участвующих в них, но находящихся поблизости.

В то же время указанные мероприятия намечались к проведению в публичных местах, предназначенных для отдыха жителей города Сызрани, в том числе и несовершеннолетних детей (<адрес>). Проведение мероприятий в указанных местах безусловно означало, что информация о нетрадиционных сексуальных отношениях, распространение которой предполагают цели этих мероприятий, станет доступной в том числе и для несовершеннолетних лиц, находящихся в местах проведения этих мероприятий и рядом с ними.

Однако, распространение в указанных обстоятельствах такой информации, вызывающей интерес к названным отношениям, безусловно, нарушает запреты на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, установленные Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", которыми устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (пункт 2 статьи 14).

Кроме того, семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления традиционных семейных отношений - основанных на чувствах взаимной любви и уважения мужчины и женщины, их детей (статьи 1, 12, 47 Семейного кодекса Российской Федерации) и не предусматривает возможности воспитания детей в однополых семьях, то, принимая во внимание заявленное количество участников, формы проведения (парад, пикетирование) и тематику запланированных мероприятий, которые имеют для истцов актуальное значение, такое воздействие на несовершеннолетних следует признать нежелательным по причине его потенциальной угрозы для нравственного и духовного развития детей, сопряженным с формированием искаженных представлений о социально признанных моделях семейных отношений, соответствующих общепринятым в российском обществе (и разделяемым всеми традиционными религиозными конфессиями) нравственным ценностям и представлениям о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое формально-юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 7; часть 1 статьи 38; пункт "ж" части 1 статьи 72).

Соответственно, распространение лицом своих убеждений и предпочтений, касающихся сексуальной ориентации и конкретных форм сексуальных отношений не должно ущемлять достоинство других лиц и ставить под сомнение общественную нравственность в ее понимании, сложившемся в российском обществе, поскольку иное противоречило бы основам правопорядка.

Законодательный запрет к такой пропаганде, направленной на защиту здоровья детей, не может расцениваться как дискриминационный, поскольку в равной степени относится ко всем.

Таким образом, заявленные цели публичных мероприятий были сформулированы административными истцами так, что давали административному ответчику основания для выводов о их несоответствии положениям Конституции Российской Федерации и нарушении запретов, предусмотренных вышеуказанными Федеральными законами, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обоснованно установив такое несоответствие целей заявленных публичных мероприятий законодательству Российской Федерации, в соответствии с требованиями части 2 статьи 12 Закона о митингах орган местного самоуправления (Администрация городского округа Сызрань) уведомил об этом административных истцов оспариваемыми уведомлениями, предупредив об ответственности за нарушения законодательства.

Не согласование органом местного самоуправления публичных мероприятий по изложенным в оспариваемых уведомлениях основаниям не может считаться нарушающим права, свободы и законные интересы административных истцов, гарантированные статьей 31 Конституции Российской Федерации, поскольку их права в данном случае ограничены на основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

При этом, необходимо учесть, что проведение публичных мероприятий носит уведомительный характер. В данном случае административный ответчик не запрещал проведение публичных мероприятий, а предупреждал заявителей о правовых последствиях нарушения законодательных запретов при проведении публичного мероприятия с заявленными целями. При этом, органом местного самоуправления организатору публичных мероприятий предоставлена возможность провести публичные мероприятия после устранения несоответствия указанных в уведомлениях целей действующим законодательным запретам.

Ссылка административных истцов о том, что Администрацией г.о.Сызрань был нарушен порядок согласования публичных мероприятий в связи с не предоставлением административным истцам предложения об изменении места и (или) времени проведения заявленных публичных мероприятий с указанием конкретного альтернативного места и (или) времени проведения шествия и пикетирований признается судом несостоятельной, поскольку противоречит нормам пункта 2 статьи 12 Закона о митингах.

Принимая во внимание, что оспариваемые решения Администрации городского округа Сызрань о не согласовании проведения публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований не противоречат требованиям действующего законодательства, права и законные интересы административных истцов не нарушают, суд полагает административное исковое заявление Алексеева Н.А., Молякова С.А., Михайловой С.А. подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Алексеева Н. А., Молякова С. А., Михайловой С. А. к Администрации городского округа Сызрань о признании решений №№ ***, № *** от <дата> об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований, возложении обязанности согласовать проведение заявленных публичных мероприятий – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течении месяца со дня его принятия.

Судья: Еремина И.Н.