ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2523/2021 от 27.07.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело 2а-2523/2021

УИД 60RS0001-01-2021-006914-97

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2021 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

судьи Лукьяновой Л.В.,

при секретаре Пискуновой С.А.,

с участием

административного истца Тихомирова А.В.,

представителя административного истца Федоровой О.В.,

представителя административного ответчика Управления Росреестра по Псковской обьласти Червонцевой Н.Е.,

представителя заинтересованного лица Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области Изюмовой-Нестеровой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тихомирова А. В. к Управлению Росреестра по Псковской области о признании незаконным приказа, обязании устранить нарушение прав путем повторного рассмотрения вопроса о включении землеустроительного дела в государственный фонд данных,

УСТАНОВИЛ:

Тихомиров А.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Псковской области о признании незаконным приказа Управления Росреестра по Псковской области № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании устранить нарушение прав путем повторного рассмотрения вопроса о включении землеустроительного дела в государственный фонд данных.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области и ООО «ПрофКадастр» подписан Государственный контракт на оказание услуг землеустройства по установлению границ муниципальных образований Псковской области в соответствии с техническим заданием.

Работы по землеустройству выполнялись кадастровым инженером Тихомировым А.В.

В рамках выполнения государственного контракта были подготовлены землеустроительные дела по описанию местоположения границ муниципальных образований в форме электронного образа бумажного документа в виде файлов в формате PDF на цифровых носителях СD-R.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Псковской области подана землеустроительная документация по установлению границы муниципального образования «Себежский район» Псковской области.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «ПрофКадастр» Управление Росреестра по Псковской области направило уведомление об отказе во включении землеустроительной документации в фонд данных в виду имеющихся замечаний, отраженных в заключение экспертизы землеустроительной документации .

Считая свои права нарушенными, административный истец просит признать незаконным Приказ Управления Росреестра по Псковской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы землеустроительной документации Управления Росреестра по Псковской области». Обязать Управление Росреестра по Псковской области устранить нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения вопроса о включении землеустроительного дела по описанию местоположения границы муниципального образования «Себежский район» Псковской области в государственный фонд данных, полученных в результате землеустройства.

В судебном заседании административный истец Тихомиров А.В. и его представитель Федорова О.В. требования поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра Червонцева Н.Е. в судебном заседании административный иск не признала. В письменной позиции указала, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление ООО «ПрофКадастр» в лице директора Тихомирова А.В. поступило, подготовленное им в рамках выполнения обязательств по Государственному контракту землеустроительное дело и карта (план) границ муниципального образования «Себежский район» Псковской области. По результатам проведения государственной экспертизы землеустроительной документации Комиссией было вынесено заключение , утвержденное Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в ГФД землеустроительных дел в связи с нарушениями п. 6.3 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, выраженных в пересечении границ муниципальных образований с границами земельных участков, не занятых линейными объектами. В соответствии с заключением при проведении пространственного анализа координатного описания границ МО «Себежский район» выявлены пересечения с границами земельных участков категории земель лесного фонда: пересечение с единым землепользованием с КН , в состав которого входят 270 обособленных земельных участков, из которых 5 входят в предполагаемые границы МО «Себежский район». Остальные 265 земельных участков расположены в установленных границах сельского поселения «Апольская волость» Пустошкинского района Псковской области; пересечение с границами многоконтурного земельного участка с КН расположенного по адресу: <адрес> образованного ДД.ММ.ГГГГ путем раздела земельного участка с КН .

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Псковской области выявлены реестровые ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ муниципальных образований. Наличие реестровых ошибок обусловлено тем, что границы земельного участка с КН , сведения о которых содержатся в ЕГРН, пересекают границу муниципального образования СП «Алольская волость» Пустошкинского района Псковской области и границу муниципального образования ГП «Идрица» Себежского района Псковской области Псковской области.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации ГП «Идрица» Себежского район и КУГИ Псковской области направлено решение о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН /вх-2021-2, а в адрес Пустошкинского района Псковской области и Администрации СП «Алольская волость» Пустошкинского района Псковской области направлено решение о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН /вх-2021-1. Таким образом, исходя из пункт 6.3 Порядка, при наличии выявленной реестровой ошибки в отношении ранее установленной административной границы смежных муниципальных образований, устанавливаемая граница МО «Себежский район» определена в настоящее время некорректно.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области Изюмова-Нестерова Д.А. в судебном заседании пояснила, что Комитет заинтересован в исполнении заключенного контракта, при исполнении которого, будет подготовлена землеустроительная документация с правильным описанием местоположения границ муниципальных образований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области и ООО «ПрофКадастр» заключен Государственный контракт на оказание услуг землеустройства по установлению границ муниципальных образования Псковской области в соответствии с техническим заданием.

Работы по землеустройству выполнялись кадастровым инженером Тихомировым А.В., которым подготовлены землеустроительные дела по описанию местоположения границ муниципальных образований в форме электронного образа бумажного документа в виде файлов в формате PDF на цифровых носителях СD-R.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Псковской области подана землеустроительная документация по установлению границы муниципального образования «Себежский район» Псковской области.

Приказом Управления Росреестра по Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение экспертной комиссии Управления Росреестра по Псковской области по проведению государственной экспертизы землеустроительной документации по установлению границы МО «Себежский район» Псковской области (л.д. 17).

В соответствии с заключение Управления Росреестра по Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ комиссия при проведении пространственного анализа координатного описания границ муниципального образования установила следующее: по границе МО «<адрес>» выявлено пересечение с границами земельных участков, категории земель лесного фонда: пересечением с единым землепользованием с КН , обособленные участки, входящие в состав данного единого землепользования с КН , полностью входят в контур муниципального образования «<адрес>», остальные расположены на территории СП «Алольская волость» <адрес>; пересечение земельным участком с КН , который был образован ДД.ММ.ГГГГ в результате раздела земельного участка с ; с границами земельных участков категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для обеспечения нужд энергетики, входящих в состав единого землепользования КН ; в отношении земельных участков КН органом регистрации прав выявлены реестровые ошибки в местоположении указанных земельных участков, в связи с тем, что участок российско- латвийской границы, а также сведения о границах муниципальных образований, входящих в «Себежский район» внесены в ЕГРН ранее. Исправление указанных реестровых ошибок осуществляется в соответствии с ч. 6 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно п. 2.1 заключения, комиссия пришла к выводу о том, что конфигурация границы муниципального образования «Себежский район» Псковской области соответствует описаниям, указанным в Законах Псковской области от 28.02.2005 № 419-оз «О границах и статусе действующих на территории области муниципальных образований», Закона от 28.02.2005 № 420-оз «Об установлении границ и статусе вновь образуемых муниципальных образований на территории Псковской области», а также документам территориального планирования и градостроительного зонирования.

Землеустроительная документация по описанию границ муниципального образования «Себежский район» удовлетворяет Требованиям № 621 и Порядку № 267 в части: комплектности представленной документации; соответствия точности определения координат характерных точек Границ нормативной точности определения местоположения границ объектов землеустройства; соответствия представленных карт (планов) объектов землеустройства утвержденной форме и требованиям к их составлению; наличия списка смежных объектов землеустройства с указанием смежных частей границ и наименований соответствующих смежных объектов землеустройства; соответствия использованных систем координат установленным системам координат для ведения Единого государственного реестра недвижимости на территории Псковского кадастрового округа.

Выявленные пересечения границ муниципальных образований с границами земельных участков, занятых линейными сооружениями, представляется возможным не рассматривать как нарушения, препятствующие помещению землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Пересечения границ муниципальных образований с границами земельных участков, не занятых линейными объектами, являются нарушениями пункта 6.3. Порядка № 267.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных п. 3 ч. 9 ст. 218 КАС РФ при рассмотрении данной категории дел возложена на орган, принявший оспариваемое решение (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В силу статьи 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее - Закон о землеустройстве) землеустройство представляет собой мероприятия, в том числе по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, к которым относятся, в том числе территории муниципальных образований. Землеустроительная документация – документы, полученные в результате проведения землеустройства.

Представленная в орган кадастрового учета карта (план) соответствовала требованиям закона в силу следующего.

В соответствии со статьей 20 Закона о землеустройстве карта (план) объекта землеустройства отображает в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» утверждена форма карты (плана) объекта землеустройства. Сведения о земельных участках, расположенных в границах объекта землеустройства, в карту (план) соответствующего объекта землеустройства, подготовленную в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, не включаются.

Форма карты-плана территории утверждена приказом Минэкономразвития России от 21.11.2016 № 734.

Пунктом 2 Требований к подготовке карты-плана территории (приложение N 2 к приказу Минэкономразвития России от 21.11.2016 № 734) установлено, что в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости карта-план территории содержит необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельных участках, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ, а также сведения о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на таких земельных участках.

Положениями статьи 6 Закона о землеустройстве установлено, что государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок проведения экспертизы установлен Положением о государственной экспертизе землеустроительной документации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. №214 (далее - Положение № 214).

В соответствии с Положением № 214 экспертизу осуществляют экспертные комиссии Росреестра или его территориальных органов (далее - экспертная комиссия).

В соответствии со статьей 15 ФЗ № 78-ФЗ порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила описания местоположения границ территорий муниципальных образований утверждены Приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 «Об утверждений порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» (далее Приказ № 267).

Описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений ЕГРН, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений (пункт 2 Приказа № 267).

Пункты 4, 6 и 7 данного приказа предусматривают, что, если часть границы объекта землеустройства совпадает с частью границы учтенного в ЕГРН земельного участка, то в качестве описания местоположения такой части границы объекта землеустройства принимается указанная часть границы земельного участка, за исключением случаев, если сведения ЕГРН о местоположении границы такого земельного участка требуют уточнения; при описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования: территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в состав территории муниципального района. Если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы. При описании местоположения административных границ дополнительно составляется текстовое описание местоположения административной границы относительно природных и созданных трудом человека объектов (базисов). При выборе базисов принимается во внимание обеспечение их долговременной сохранности.

В Законе Псковской области «Об установлении границ и статусе вновь образуемых муниципальных образований на территории Псковской области" от 28.02.2005 N 420-03 (с изменениями) содержится описание местоположения границы муниципального образования «Себежский район».

При этом пунктом 2.1 заключения комиссии установлено, что конфигурация границы муниципального образования «Себежский район» Псковской области соответствует описаниям, указанным в Законах Псковской области от 28.02.2005 № 419-оз «О границах и статусе действующих на территории области муниципальных образований», от 28.02.2005 № 420-оз «Об установлении границ и статусе вновь образуемых муниципальных образований на территории Псковской области», а также документам территориального планирования и градостроительного зонирования.

Из приведенных положений следует, что кадастровый инженер обоснованно определил местоположение границ муниципального образования «Себежский района» исходя из ранее установленного описания административных границ данного муниципального образования относительно природных объектов, содержащихся в Законе Псковской области № 420-ОЗ.

Представленная карта (план) кадастрового инженера Тихомирова А.В., с учетом вышеприведенных правовых актов соответствовала требованиям закона.

Следовательно, оснований, для издания оспариваемого приказа не имелось.

Ссылка административного ответчика в возражениях на выявление реестровых ошибок в местоположении границ муниципальных образований СП «Алольская волость» и ГП «Идрица» Себежского района Псковской области, как на основания для отказа в принятии карты (план), несостоятельна, поскольку данное основание не указано в заключении комиссии.

С учетом установленных по делу обстоятельств, применительно к указанным выше нормам права, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение не соответствует требованиям закона, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ об исполнении решения административный ответчик обязан сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 174-175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Тихомирова А. В. к Управлению Росреестра по Псковской области о признании незаконным приказа, обязании устранить нарушение прав путем повторного рассмотрения вопроса о включении землеустроительного дела в государственный фонд данных, удовлетворить.

Признать незаконным Приказ Управления Росреестра по Псковской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы землеустроительной документации Управления Росреестра по Псковской области».

Обязать Управление Росреестра по Псковской области устранить нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения вопроса о включении землеустроительного дела по описанию местоположения границы муниципального образования «Себежский район» Псковской области в государственный фонд данных, полученных в результате землеустройство.

Решение в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.

Судья: подпись Л.В. Лукьянова

Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2021 года.

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна:

Судья: Л.В.Лукьянова