ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2524/2023 от 13.10.2023 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

УИД 58RS0018-01-2023-003343-97 № 2а-2524/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2023 г. г. Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Бариновой Н.С.

при секретаре судебного заседания Викуловой Д.А.

с участием представителей административного истца ЖК «Мираж» председателя Соломадина С.М., Федулаева В.В., действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика администрации города Пензы по доверенности Кочетовой С.В., представителя заинтересованного лица Управления ЖКХ г. Пензы по доверенности Яфаровой Е.С., представителя заинтересованного лица Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области по доверенности Корнюхиной И.А., представителя заинтересованного лица Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области по доверенности, Арясовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ЖК «Мираж» об оспаривании в части постановления администрации города Пензы от 17 февраля 2023 г. № 193/2 «О внесении изменений в постановление администрации города Пензы от 25 сентября 2014 г. № 1121 «О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора»,

установил:

жилищный кооператив «Мираж» (далее – ЖК «Мираж») обратился в суд с административным иском к администрации города Пензы об оспаривании нормативного правового акта в части, в котором просил признать недействующим с даты принятия постановление администрации города Пензы от 17 февраля 2023 г. № 193/2 «О внесении изменений в постановление администрации города Пензы от 25 сентября 2014 г. № 1121 «О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора» в части включения в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Пензы, включенных в региональную программу, в отношении которых принято решение о формировании фонда капительного ремонта общего имущества собственников помещений на счете регионального оператора многоквартирного дома по адресу: г. Пенза, проспект Строителей, д. 23.

В обоснование заявленных требований указал, что 6 августа 2014 г. собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23, было принято решение о формировании фонда капитального ремонта указанного многоквартирного дома на специальном счете, владельцем которого определен ЖК «Мираж». Согласно договору от 21 августа 2014 г. ЖК «Мираж» открыл специальный счет в Пензенском отделении № 8624 ПАО Сбербанк Номер для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома. Таким образом, способ формирования фонда капитального ремонта выбран собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23, в полном соответствии с требованиями ЖК РФ, региональных нормативно-правовых актов. Право распоряжаться указанными денежными средствами принадлежит исключительно собственникам помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36.1 ЖК РФ).

В мае 2023 г. ЖК «Мираж» получено уведомление от Управления ЖКХ г. Пензы о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23 в связи с не проведение в срок капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме согласно постановлению администрации города Пензы от 25 сентября 2015 г. № 1570 в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 19 февраля 2014 г. № 95-пП.

Обращает внимание, что согласно «Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области» на 2014-2045 годы, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 19 февраля 2014 г. № 95-пП, выполнение капитального ремонта (замены) лифтового оборудования запланировано в 2024 году.

Краткосрочным планом реализации в г. Пензе региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, в 2021-2023 годах, утвержденным постановлением администрации г. Пензы от 25 сентября 2015 г. № 1570 предусмотрено проведение в 2022 году ремонта или замены лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации в количестве 3 штук по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23.

Вместе с тем, с целью оценки соответствия лифтов требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 ЖК «Мираж» еще в 2021 г. был заключен договор от 19 октября 2021 г. № 124-Д с ООО «НТЦ Дефектоскопия». Согласно заключениям, выданным ООО «НТЦ Дефектоскопия» техническое состояние оборудования и металлоконструкций допускает возможность продления срока использования лифтов до 15 февраля 2025 г. (включительно), о чем своевременно было сообщено Управлению ЖКХ г. Пензы.

Обращает внимание, что орган местного самоуправления в отступление от части 7 статьи 189 ЖК РФ не направлял владельцу специального счета (ЖК «Мираж») соответствующего решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Данное решение принято без учета мнения собственников помещений в многоквартирном доме, что является нарушением Конституции Российской Федерации и ЖК РФ.

Согласно части 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Однако такое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23, отсутствует.

В письменных пояснениях от 9 сентября 2023 г. ЖК «Мираж» указало, что о возможности продления срока использования лифтов до 15 февраля 2025 г. было своевременно сообщено Министерству ЖКХ и ГЗН Пензенской области (12 января 2023 г.). Таким образом, Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области более чем за месяц до принятия оспариваемого постановления администрации города Пензы от 17 февраля 2023 г. № 193/2 было проинформировано о возможной дальнейшей эксплуатации лифтового оборудования до 2025 г.

В письменных пояснениях от 12 сентября 2023 г. ЖК «Мираж» указало, что краткосрочным планом реализации в г. Пензе региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, в 2021-2023 годах, утвержденным постановлением администрации г. Пензы от 25 сентября 2015 г. № 1570, был предусмотрен в 2022 году ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации. Для ремонта или замены лифтового оборудования, которое не было признано непригодным для эксплуатации, краткосрочный план, утвержденный постановлением администрации города Пензы от 25 сентября 2015 г. № 1570, никаких сроков не устанавливал. Год планового ремонта лифтового оборудования, определенный региональной программой капитального ремонта (2024 г.) остался неизменным. Таким образом, предусмотренные законом основания изменения способа формирования фонда капитального ремонта для собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23, в настоящее время отсутствуют.

В письменных пояснениях от 13 сентября 2023 г. ЖК «Мираж» указало, что в силу части 6 статьи 208 КАС РФ срок обращения в суд с административным иском о признании постановления администрации города Пензы от 17 февраля 2023 г. № 193/2 (как муниципального нормативного правового акта) недействующим не может считаться пропущенным.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из обстоятельств дела следует, что административное исковое заявление ЖК «Мираж» об оспаривании в части постановления администрации города Пензы от 17 февраля 2023 г. № 193/2 «О внесении изменений в постановление администрации города Пензы от 25 сентября 2014 г. № 1121 «О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора» было принято судом к рассмотрению в порядке главы 21 КАС РФ.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Поскольку оспариваемое постановление администрации города Пензы от 17 февраля 2023 г. № 193/2 «О внесении изменений в постановление администрации города Пензы от 25 сентября 2014 г. № 1121 «О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора» не обладает перечисленными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, 25 сентября 2023 г., принимая во внимание ходатайство административного истца, руководствуясь пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» суд перешел к рассмотрению административного дела по правилам главы 22 КАС РФ, продолжив судебное разбирательство по делу.

В судебном заседании представитель административного истца ЖК «Мираж» председатель Соломадин С.М., действующий в соответствии с уставом, заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить. Пояснил, что 4 августа 2022 г. собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23, было принято решение о переносе срока замены лифтов за счет взносов на капитальный ремонт на 2025 г. согласно заключениям ООО «НТЦ Дефектоскопия». Вместе с тем, данный протокол общего собрания ни в Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области, ни в Управление ЖКХ г. Пензы, ни в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области не представлялся. В Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области по электронной почте 12 января 2023 г. были направлены только заключения ООО «НТЦ Дефектоскопия». Не оспаривал тот факт, что присутствовал 12 января 2023 г. в Министерстве ЖКХ и ГЗН по Пензенской области на заседании комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области.

Представитель ЖК «Мираж» Федулаев В.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить. Пояснил обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении и письменных пояснениях. Дополнительно указал, что оспариваемым постановлением администрации города Пензы от 17 февраля 2023 г. № 193/2 внесены изменения в приложение к постановлению администрации города Пензы от 25 сентября 2014 г. № 1121, которым является перечень многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества собственником помещений на счете регионального оператора, собственники помещений в которых до 25 августа 2014 г. не выбрали и (или) не реализовали способ формирования капитального ремонта. Учитывая, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Пенза. Пр. Строителей, 23, до 25 августа 2014 г. выбрали и реализовали способ формирования капитального ремонта (специальный счет), дополнения перечня, утвержденного постановлением администрации города Пены № 1121, сведениями о многоквартирном доме по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23, являлось невозможным из-за несоответствия обязательному критерию формирования этого перечня. Также указал, что основания для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, предусмотренные частью 7 статьи 170 ЖК РФ, к многоквартирному дому по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23, не применимы. Полагает, что постановление администрации города Пензы от 17 февраля 2023 г. № 193/2 не соответствует условиям, предусмотренным частью 7 статьи 189 ЖК РФ. Условием принятия решения, предусмотренного частью 7 статьи 189 ЖК РФ, является пропуск срока капитального ремонта, предусмотренного региональной программой капитального ремонта. В данном случае региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области» на 2014-2045 годы, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 19 февраля 2014 г. № 95-пП, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23, предусмотрен не ранее 2024 г. Следовательно, в момент принятия оспариваемого постановления этот срок не мог быть пропущен. Приказом Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области от 20 января 2023 г. № 27/ОП необходимость проведения работ по капитальному ремонту лифтов в многоквартирном доме по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23, была установлена не позднее 2024 г., что соответствует региональной программе и исключает принятие решения в 2023 г. ЖК «Мираж» не получал никакого решения, предусмотренного частью 7 статьи 189 ЖК РФ. Таким образом, полагает, что оспариваемое постановление администрации города Пензы от 17 февраля 2023 г. № 193/2 не соответствует ни содержанию постановления № 1121, ни положениям части 7 статьи 170 ЖК РФ, следовательно, не может считаться законным и обоснованным, не должно влечь правовых последствий. Указал, что о попытке применения Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области последствий, связанных с постановлением администрации от 17 февраля 2023 г. № 193/2, ЖК «Мираж» узнало из искового заявления, явившегося основанием для возбуждения Арбитражным судом Пензенской области дела № А49-4890/2023. До получения искового заявления Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Пензенской области ЖК «Мираж» воспринимало постановление администрации города Пенза от 17 февраля 2023 г. № 193/2 как ошибочное и не способное оказать влияние на права и законные интересы кооператива, так как права и обязанности собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23, осуществивших выбор и реализацию способа формирования фонда капитального ремонта, находились за пределами предмета правового регулирования постановления № 1121, о чем было указано в письме ЖК «Мираж» от 4 марта 2023 г. № 3/03. Таким образом, ЖК «Мираж» полагает, что срок обращения в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации города Пензы от 17 февраля 2023 г. № 193/2 пропущен по уважительным причинам, просил его восстановить.

Представитель административного ответчика администрации города Пензы Кочетова С.В., действующая на основании доверенности, административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, полагала доводы административного истца основанными на неверном толковании норм права.

Представитель заинтересованного лица Управления ЖКХ г. Пензы Яфарова Е.С., действующая на основании доверенности, считала административный иск ЖК «Мираж» необоснованным и не подлежащим удовлетворению, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области Корнюхина И.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска.

Представитель заинтересованного лица Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области Арясова Е.А., действующая на основании доверенности, считала административный иск ЖК «Мираж» не подлежащим удовлетворению, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 3 статьи 189 ЖК РФ организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, отвечает за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества этого дома в случае, если собственники формируют фонд капитального ремонта на специальном счете.

В соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Согласно частью 7 статьи 189 ЖК РФ в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.

На случай установления в соответствии с частью 7 статьи 189 ЖК РФ необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, если в срок, определенный в региональной программе, капитальный ремонт не был проведен, постановлением Правительства Пензенской области от 16 октября 2014 г. № 712-пП утвержден Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее – Порядок).

Согласно пункту 3 упомянутого Порядка в целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах исполнительный орган государственной власти Пензенской области, уполномоченный в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган), создает комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - комиссия) и утверждает состав комиссии.

Комиссия оценивает техническое состояние общего имущества многоквартирного дома путем анализа представленных документов; анализа фактического срока эксплуатации конструктивных элементов и (или) инженерных систем многоквартирного дома до их капитального ремонта (замены) от года постройки многоквартирного дома.

С целью установления технического состояния общего имущества многоквартирного дома, требующего определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, комиссия вправе проводить выездные проверки визуального осмотра такого дома с приложением фотоматериалов.

Результаты оценки технического состояния общего имущества отражаются в акте о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома (пункт 9 Порядка).

По результатам работы комиссия вправе принять решение о признании многоквартирного дома требующим проведения какого-либо вида работ по капитальному ремонту общего имущества, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта (пункт 10.1 Порядка).

Согласно пункту 12 Порядка один экземпляр заключения комиссии с приложением материалов, использованных комиссией при принятии решений, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка, в трехдневный срок со дня принятия направляется в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в уполномоченный орган для принятия окончательного решения. Окончательное решение принимается уполномоченным органом в семидневный срок со дня получения заключения комиссии и оформляется приказом, который подлежит опубликованию на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение трех рабочих дней после его подписания.

Приказ уполномоченного органа не позднее дня, следующего за днем подписания, направляется в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: региональному оператору для принятия решения о зачете стоимости ранее оказанных услуг и (или) проведенных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с частью 5 статьи 181 ЖК РФ; в орган местного самоуправления для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в соответствии с частью 7 статьи 189 ЖК РФ (пункт 13 Порядка).

В соответствии с пунктом 14 Порядка приказ уполномоченного органа является основанием для актуализации региональной программы в соответствии со статьей 168 ЖК РФ.

В судебном заседании установлено, что ЖК «Мираж» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23.

Год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23, - 1996 г.

Протоколом № 2 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома ЖК «Мираж» по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23, от 6 августа 2014 г. принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на специальном счете ЖК «Мираж», открыть специальный счет ЖК «Мираж» в ОАО «Сбербанк России».

В соответствии с заявлением на открытие банковского счета от 20 августа 2014 г., договора специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта от 21 августа 2014 г. в дополнительном офисе № 8624/02 Пензенского отделения Сбербанк России был открыт специальный счет Номер ЖК «Мираж» для формирования фонда капитального ремонта. В соответствии с соглашением об изменении номера счета от 13 марта 2015 г. номером специального счета ЖК «Мираж» установлено считать Номер .

Согласно региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 19 февраля 2014 г. № 95-пП (в редакции до 9 февраля 2023 г.), краткосрочному Плану реализации в г. Пензе региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, в 2019 - 2021 годах, утвержденному постановлением администрации г. Пензы от 25 сентября 2015 г. № 1570, в 2022, 2024 гг. предусмотрено проведение капитального ремонта общего имущества (замена лифтового оборудования) в многоквартирном доме по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23.

Постановлением администрации города Пензы от 25 сентября 2014 г. № 1121 «О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора» принято решение о формировании фондов капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования город Пенза, включенных в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области (далее - региональная программа), на счете некоммерческой организации Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области, собственники помещений в которых до 25 августа 2014 г. не выбрали и (или) не реализовали способ формирования капитального ремонта. Утвержден перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования города Пензы, включенных в региональную программу, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества собственников помещений на счете регионального оператора в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления, согласно приложению.

Согласно заключениям ООО «НТЦ Дефектоскопия» от 25 октября 2021 г. № 2021-10-111, № 2021-10-112, от 27 января 2022 г. № 2022-01-006, от 19 октября 2022 г. № 2022-10-086, № 2022-10-087 техническое состояние оборудования и металлоконструкций допускает возможность продления срока использования лифтов в многоквартирном доме по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23, до 15 февраля 2025 г.

Из протокола общего собрания от 4 августа 2022 г. следует, что собственники помещений многоквартирного дома № 23 по пр. Строителей в г. Пензе приняли решение о переносе срока замены лифтов за счет взносов на капитальный ремонт на 2025 год согласно заключениям ООО «НТЦ Дефектоскопия».

В соответствии постановлением Правительства Пензенской области от 19 июля 2021 г. № 424-пП «Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области» уполномоченным органом по реализации на территории Пензенской области мероприятий, предусмотренных Законом Пензенской области от 1 июля 2013 г. № 2403-ЗПО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области» является Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области.

Приказом Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области от 21 февраля 2022 г. № 43/ОП утвержден состав комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области. Приказом от 27 апреля 2022 г. № 99/ОП в состав данной комиссии были внесены изменения.

9 января 2023 г. главным специалистом-экспертом отдела по жилищному надзору за техническим состоянием многоквартирных домов – государственным жилищным инспектором Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области ФИО9 проведен визуальный осмотр лифтового оборудования в многоквартирном доме № 23 по пр. Строителей в г. Пензе, о чем составе акт визуального обследования от 9 января 2023 г. № 6.

В соответствии с заключением комиссия, назначенная приказом Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области от 21 февраля 2022 г. № 43/ОП, по результатам рассмотренных документов: заявления министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области, копий заключений по оценке соответствия лифтов, отработавших назначенный срок службы требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 от 25 октября 2021 г., 27 января 2022 г., 19 октября 2022 г., выданных ООО «НТЦ Дефектоскопия», акта главного специалиста-эксперта отдела по жилищному надзору за техническим состоянием многоквартирных домов – государственного жилищного инспектора Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области от 9 января 2023 г. № 6, приняла заключение о признании многоквартирного дома требующим проведение какого-либо вила работ по капитальному ремонту общего имущества, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта. Установлен предельный срок проведения капитального ремонта, замены, модернизации лифтов – 2024 год.

12 января 2023 г. в Министерстве ЖКХ и ГЗН Пензенской области состоялось заседание комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области в рамках постановления Правительства Пензенской области от 16 октября 2014 г. № 712-пП «Об утверждении порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме». На данном заседании комиссии председатель ЖК «Мираж» Соломадин С.М. присутствовал, что подтверждается его подписью в листе регистрации и не оспаривается Соломадиным С.М.

После заседания комиссии 12 января 2023 г. Соломадин С.М. по электронной почте направил Министерству ЖКХ и ГЗН Пензенской области копии заключений ООО «НТЦ Дефектоскопия».

Приказом от 20 января 2023 г. № 27/ОП Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области признало многоквартирные дома, в том числе по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23, требующими проведения работ по капитальному ремонту лифтов, предусмотренных региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 19 февраля 2014 г. № 95-пП, установив предельный срок их проведения – 2024 год.

20 января 2023 г. Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области направило в Управление ЖКХ г. Пензы копию данного приказа и письмо № 01-03-297/08 о предоставлении решения о формировании фонда капитального ремонта, в том числе по многоквартирному дому по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23, на счете регионального оператора.

Постановлением администрации города Пензы от 17 февраля 2023 г. № 193/2 «О внесении изменений в постановление администрации города Пензы от 25 сентября 2014 г. № 1121 «О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора» приложение к постановлению администрации города Пензы от 25 сентября 2014 г. № 1121 дополнено сведениями о многоквартирном доме по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23, дом внесен в перечень многоквартирных домов г. Пензы, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества собственников помещений на счете регионального оператора.

Указанное постановление опубликовано в муниципальной газете «Пенза» и размещено на официальном сайте администрации Адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2 марта 2023 г. Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области в письме № 04-3/306 довел до сведения председателя ЖК «Мираж» Соломадина С.М. о том, что в соответствии с пунктом 7 статьи 189 ЖК РФ по многоквартирному дому № 23 по пр. Строителей в г. Пензе администрацией города Пензы принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (постановление администрации города Пензы от 17 февраля 2023 г. № 193/2). В связи с этим, как владельцу специального счета ЖК «Мираж» предложено перечислить денежные средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора до 17 марта 2023 г.

В ответе от 4 марта 2023 г. № 3/03 ЖК «Мираж» сообщило Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области, что к ЖК «Мираж» не применим пункт 1 постановления Правительства Пензенской области от 25 сентября 2014 г. № 1121, так как решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23, о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете принято до 25 августа 2014 г., специальный счет открыт в Пензенском отделении № 8624 Сбербанка России.

23 марта 2023 г. Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области направил ЖК «Мираж» претензию о перечислении остатка денежных средств со специального счета на счет регионального оператора.

В силу пункта 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, и внесение в региональную программу изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта на более поздний период, не допускается, за исключением случаев принятия соответствующего решения собственниками.

Анализ собранных по делу доказательств в их совокупности приводят суд к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Как следует из материалов дела и не оспаривается административным истцом, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23, от 4 августа 2022 г. о переносе срока капитального ремонта на более поздний природ на основании заключений ООО «НТЦ Дефектоскопия» ни в Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области, ни в Управление ЖКХ г. Пензы, ни в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области, ни в администрацию города Пензы ЖК «Мираж» не представлялось.

Начальник отдела целевых программ Управления ЖКХ г. Пензы Девяткина И.Ю., допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, показала, что за год, предшествующий проведению капитального ремонта в срок, установленный региональной программой капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области, с руководителями организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, у которых фонд капитального ремонта формируется на специальном счете, начинает проводиться работа по вопросам проведения капитального ремонта, разъясняется, что в случае его не проведения остаток денежных средств необходимо перечислись на счет регионального оператора и капитальный ремонт будет проведен региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области. В 2021 г. началась проводиться работа с владельцами специальных счетов, у которых срок проведения капитального ремонта был определен в 2022 г., в том числе с ЖК «Мираж», по телефону, путем личного общения. В конце 2021 г. на электронную почту Управления ЖКХ г. Пензы от ЖК «Мираж» поступило два заключения о продлении срока использования лифтового оборудования, которые были перенаправлены в Министерство ЖКХ и ГЗН Пензенской области для использования в работе. В 2022 г. она лично общалась несколько раз с председателем ЖК «Мираж» Соломадиным С.М. по вопросу проведения капитального ремонта лифтового оборудования в многоквартирном доме по пр. Строителей, 23 в г. Пензе. Соломадин С.М. сообщил, что у него имеются заключения ООО «НТЦ Дефектоскопия» и никакого решения общего собрания о переносе срока проведения капитального ремонта на более поздний период в данном случае не требуется. Соломадин С.М. присутствовал на заедании комиссии в Министерстве ЖКХ и ГЗН Пензенской области 12 января 2023 г., где ему разъяснялись последствия не проведения капитального ремонта в срок, установленный региональной программой.

Оснований не доверять показания данного свидетеля у суда не имеется, поскольку они логичны, последовательны и согласуются с имеющимися в материалах дела доказательствами.

Составление заключений ООО «НТЦ Дефектоскопия» о возможности использования лифтового оборудования до 2025 г. без предоставления решения общего собрания собственников помещений в многоквартирного дома о переносе срока капитального ремонта на более поздний период не освобождало административного истца от выполнения региональной программы капитального ремонта и краткосрочного плана ее реализации в части ремонта (замены) лифтового оборудования. Направление одних только заключений ООО «НТЦ Дефектоскопия» в адрес Управления ЖКХ г. Пензы, Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области не является основанием для внесения изменений в региональную программу капитального ремонта.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление администрации города Пензы от 17 февраля 2023 г. № 193/2 «О внесении изменений в постановление администрации г. Пензы от 25 сентября 2014 г. № 1121 «О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора» в части включения многоквартирного дома по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, 23, в Перечень многоквартирных домов г. Пензы, в отношении которых принимается решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, является законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства и в пределах полномочий государственного органа, оснований для признания незаконным указанного постановления не имеется.

Кроме того, согласно части 4 статьи 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

По смыслу положений части 5 статьи 138 КАС РФ при подготовке дела к судебному разбирательству суд может выяснить причины пропуска административным истцом срока обращения в суд; законодателем установление вопроса о причинах пропуска срока по нормам КАС РФ не ставится в зависимость от наличия соответствующего ходатайства противоположной стороны; установление факта пропуска срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с положениями части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Из материалов дела следует, что оспариваемое истцом постановление администрации города Пензы от 17 февраля 2023 г. № 193/2 было опубликовано в муниципальной газете «Пенза» и размещено на официальном сайте администрации города Пензы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», кроме того, о принятом постановлении ЖК «Мираж» было известно из письма Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области от 2 марта 2023 г. № 04-3/306 о перечислении средств фонда капитального ремонта со специального счета ЖК «Мираж» на счет регионального оператора. В своем ответе на данное обращение 4 марта 2023 г. ЖК «Мираж» также ссылается на оспариваемое постановление как не применимое к кооперативу, из чего следует вывод, что с содержанием постановления администрации города Пензы от 17 февраля 2023 г. № 193/2 административный истец ознакомился не позднее 4 марта 2023 г.

Однако в суд с административным иском об оспаривании данного постановления администрации города Пензы административный истец обратился лишь 18 июля 2023 г.

Заявляя ходатайство о восстановлении процессуального срока для подачи административного искового заявления, представитель административного истца ЖК «Мираж» указал, что трехмесячный срок для обжалования постановления администрации города Пензы от 17 февраля 2023 г. № 193/2 пропущен в связи с тем, что в ЖК «Мираж» воспринимало данное постановление администрации города Пенза как ошибочное и не способное оказать влияние на права и законные интересы кооператива. Необходимость обжалования указанного постановления администрации города Пензы возникла после возбуждения Арбитражным судом Пензенской области дела по иску Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов по Пензенской области к ЖК «Мираж» о возложении обязанности по перечислению денежных средств фонда капитального ремонта со специального счета ЖК «Мираж» на счет регионального оператора.

Вместе с тем, указанные доводы представителя административного истца не свидетельствуют об уважительности причин пропуска процессуального срока. Иных доказательств того, что ЖК «Мираж» был лишен возможности своевременно обратиться с настоящим административным иском в суд, в материалах делах не имеется.

Таким образом, срок подачи административного искового заявления пропущен без уважительных причин, представители административного истца не представили доказательств того, что, действуя разумно и добросовестно, они столкнулись с обстоятельствами, препятствующими своевременному направлению в суд административного искового заявления, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения ходатайства о восстановления срока.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что административный иск ЖК «Мираж» удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление жилищного кооператива «Мираж» к администрации города Пензы о признании незаконным постановления администрации города Пензы от 17 февраля 2023 г. № 193/2 «О внесении изменений в постановление администрации города Пензы от 25 сентября 2014 г. № 1121 «О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора» в части включения многоквартирного дома по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, д. 23, в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Пензы, включенных в региональную программу, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества собственников помещений на счете регионального оператора, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.С. Баринова

Мотивированное решение составлено 24 октября 2023 г.