ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2526/2021 от 05.10.2021 Нефтекамского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-2526/2021

УИД 03RS0013-01-2021-003381-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2021 года г. Нефтекамск РБ

Нефтекамский городской суд РБ в составе председательствующего судьи А.А.Хановой, при секретаре Максютовой Д.Д., с участием истца ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Председателю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа города Нефтекамск РБ, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа города Нефтекамск Республики Башкортостан, Администрации городского округа г.Нефтекамск РБ о признании незаконным бездействия должностных лиц Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа города Нефтекамск Республики Башкортостан,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском. В обосновании иска указано, что ФИО1 является матерью, а ФИО2 является отцом несовершеннолетнего сына ФИО3, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в Администрацию городского округа г.Нефтекамск РБ о привлечении ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), в связи с нарушением им ст.55, 56 Семейного кодекса Российской Федерации. Протокол об административном правонарушении не составлен. В ответе ей указано об отсутствии у комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа города Нефтекамск Республики Башкортостан полномочий для составления протокола. Это противоречит ч.5 ст.28.3 КоАП РФ. В связи с тем, что срок рассмотрения дела об административном правонарушении составляет два месяца, просила обратить решение к немедленному исполнению.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле привлечены в качестве соответчика комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа города Нефтекамск РБ, в качестве заинтересованных лиц орган опеки и попечительства Администрации городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан, отец несовершеннолетнего ребенка ФИО3 – ФИО2

В судебном заседании административный истец ФИО1 иск поддержала по изложенным в нем основаниям, суду пояснила, что решение суда об определении места жительства не вступило в законную силу, но она несколько месяцев не видела своего малолетнего сына. Отец ребенка прячет сына и препятствует общению.

В судебное заседание административные ответчики председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа города Нефтекамск РБ ФИО4, представители Администрации городского округа г.Нефтекамск РБ и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа города Нефтекамск РБ не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены. ФИО4 направил возражение на административное исковое заявление и ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заинтересованные лиц орган опеки и попечительства Администрации городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан, ФИО2, представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены.

Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что ФИО1 является матерью, а ФИО2 является отцом несовершеннолетнего сына ФИО3, дата рождения 02.04.2020.

Как следует из заявления, брак между ФИО1 и ФИО2 прекращен, ребенок ФИО3 проживает с отцом.

По исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 об определении места жительства ребенка, принято решение Нефтекамского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ (гражданское дело . Суд определил место жительства несовершеннолетнего ФИО3, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, с матерью ФИО1 по адресу: <адрес>, обязал отца – ФИО2 передать матери – ФИО1 несовершеннолетнего ребенка – ФИО3, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда не вступило в законную силу, находится на апелляционном рассмотрении.

Согласно статье 55 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

ФИО1 обратилась к главе Администрации городского округа города Нефтекамск РБ с заявлением о привлечении ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.5.35 КоАП РФ, в связи с тем, что он не дает ей общаться с несовершеннолетним сыном. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не известно местонахождение сына. В заявлении ФИО1, ссылаясь на п.2 ч.5 ст.28.3 КоАП РФ, просит составить протокол и признать ФИО1 потерпевшей, направить протокол в комиссию по делам несовершеннолетних г.Нефтекамска для принятия решения, рассмотреть на комиссии по делам несовершеннолетних заявление, протокол и вынести решение о привлечении ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.5.35 КоАП РФ.

Частью 2 ст. 5.35 КоАП РФ за нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

ДД.ММ.ГГГГ первый заместитель главы Администрации городского округа города Нефтекамск РБ ФИО4, рассмотрев заявление ФИО1 направил ей ответ исх., в котором указал, что председатель комиссии, заместитель комиссии, ответственный секретарь комиссии не обладают полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренном КоАП РФ.

При этом исх. от ДД.ММ.ГГГГ копия заявления ФИО1 направлена для принятия мер по составлению протокола по ч.2 ст.5.35 КоАП РФ начальнику ОМВД России по г.Нефтекамску. На данное письмо начальник ОМВД России по г.Нефтекамску ДД.ММ.ГГГГ дал ответ о передаче обращения по подведомственности в Нефтекамский межрайонный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан.

Исх. от ДД.ММ.ГГГГ копия заявления ФИО1 направлена для принятия мер по привлечению к административной ответственности по ч.2 ст.5.35 КоАП РФ ФИО2 начальнику Нефтекамского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан.

ДД.ММ.ГГГГ Нефтекамский межрайонный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан сообщил комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа города Нефтекамск РБ, что на принудительном исполнении не имеется исполнительного документа об определении порядка общения ФИО2, ФИО1 с несовершеннолетним ребенком ФИО3, при этом ДД.ММ.ГГГГ направлено определение о вызове ФИО2 по вопросу составления протокола.

Сведений о составлении протокола в отношении ФИО2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.5.35 КоАП РФ, на момент рассмотрения данного административного дела суду не представлено.

В ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах своей компетенции.

Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 и ст. 14.52 настоящего Кодекса).

Дело об административном правонарушении по части 2 статьи 5.35 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних могут возбуждать должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также члены районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (п. 2 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ) и должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Из п.1 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 (ред. от 10.02.2020) следует, что законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления. Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий в Республике Башкортостан (далее – Порядок, утвержденный Постановлением Правительства Республики Башкортостан №391 от 30.06.2020).

В пунктах 14,15,16 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан №391 от 30.06.2020, определены полномочия председателя комиссии, заместителя комиссии, ответственного секретаря комиссии. Действительно, данные лица не обладают полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренном КоАП РФ. Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях отнесены к полномочиям членов комиссии.

Из представленного суду положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа города Нефтекамск РБ, утвержденного Постановлением И.о. главы администрации городского округа г.Нефтекамск РБ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (принято после рассмотрения обращения ФИО1, но иное положение отсутствовало) также следует, что члены комиссии обладают полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренном КоАП РФ (п.12 «е»).

Таким образом, изученными материалами дела опровергаются доводы административного ответчика об отсутствии полномочий у членов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа г.Нефтекамск РБ, по составлению протоколов об административных правонарушениях по ч.2 ст.5.35 КоАП РФ.

Из должностной инструкции заместителя главы Администрации городского округа г.Нефтекамск ФИО4 следует, что в его должностные обязанности (раздел 3 должностной инструкции) относится координация деятельности структурного подразделения Администрации городского округа г.Нефтекамск РБ – комиссии по делам несовершеннолетних (пп.18 п.3.1).

Председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа города Нефтекамск Республики Башкортостан является ФИО4 (состав комиссии утвержден Постановлением Администрации городского округа г.Нефтекамск РБ от ДД.ММ.ГГГГ).

В пп. «ж» п.13 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в числе полномочий председателя комиссии указано: «дает заместителю председателя, ответственному секретарю, членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии».

Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Из обстоятельств дела следует, что обращение ФИО1 в порядке, установленном КоАП РФ, не рассмотрено, не принято процессуальное решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, в трехдневный срок, установленный ст. 28.5 КоАП РФ:

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа города Нефтекамск РБ не организовал в установленном порядке рассмотрение обращение ФИО1 членами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа города Нефтекамск РБ.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу обязать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа города Нефтекамск Республики Башкортостан рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.5.35 КоАП РФ, в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Председателю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа города Нефтекамск РБ, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа города Нефтекамск РБ, Администрации городского округа г.Нефтекамск о признании незаконным бездействия должностных лиц Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации городского округа города Нефтекамск РБ, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа города Нефтекамск Республики Башкортостан, выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

Обязать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации городского округа города Нефтекамск Республики Башкортостан рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в административную коллегию Верховного суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан.

Мотивированное решение составлено 05 октября 2021 года.

Судья подпись А.А.Ханова

Копия верна. Судья А.А.Ханова