ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-252/16 от 09.06.2016 Каа-хемского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-252/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 июня 2016 года с. Сарыг-Сеп

Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Ак-кыс А.В., с участием административного истца помощника прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва Доспан-Комбу А.А., при секретаре Сандык С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «сумона <адрес> Каа-Хемского района о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения «сумона <адрес> по не уничтожению дикорастущей конопли и обязании в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда, уничтожить дикорастущую коноплю которая произрастает на территории заброшенного здания по <адрес> Каа-Хемского района,

установил:

Прокурор Каа-Хемского района Республики Тыва в порядке ч.1 ст.39 КАС РФ обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Администрации сельского поселения сумона <адрес> Каа-Хемского района, в обоснование которого указано, что по результатам проверки осуществления органами местного самоуправления полномочий в части проведения мероприятий по уничтожению дикорастущей конопли, ответчиком не исполняются требования Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее Закон о наркотических средствах) Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 934, «Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации» по контролю за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690, в целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан Российской Федерации по пресечению распространения на территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Согласно п.п. 7, 9 Стратегии, государственная антинаркотическая политика - это система стратегических приоритетов и мер, а также деятельность субъектов антинаркотической деятельности федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией.

В ст. 8 Закона Республики Тыва от 17.08.1999 № 263 «Об основах государственной политики в сфере профилактики, лечения алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Тыва» установлены полномочия органов местного самоуправления в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, к которым относятся: разработка и реализация муниципальных программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании; координация деятельности органов местного самоуправления и организаций, реализующих программы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании; содействие развитию и поддержка антиалкогольной и антинаркотической пропаганды, санитарно-гигиеническое просвещение населения; участие в организации деятельности по предупреждению немедицинского потребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ, злоупотребления алкоголем.

Согласно п. 1 ст.20 Устава сельского поселения «сумона <адрес> Каа-Хемского района, утвержденного Решением Хурала представителей сельского поселения «сумона <адрес> Каа-Хемского района от ДД.ММ.ГГГГ, администрация сумона является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. По требованию прокурора Каа-Хемского района ОУУП и ПДН ОП МО МВД РФ «Кызылский», совместно с другими сотрудниками ОП и председателями администраций сельских поселений Каа-Хемского района в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводился осмотр территорий сельских поселений на предмет произрастания дикорастущей конопли, с составлением справки о результатах проведенного осмотра. По результатам проведенной проверки установлено, что в сельском поселении «сумона <адрес> на территории заброшенного здания по <адрес> выявлено произрастания дикорастущей конопли. Земельный участок, на котором произрастает дикорастущая конопля, находиться в пределах территории сельского поселения, следовательно, обязанность по уничтожению конопли возлагается на администрацию сельского поселения. Бездействие администрации сельского поселения «сумона <адрес> Каа-Хемского района по не уничтожению дикорастущей конопли на территории сельского поселения могут повлечь негативные последствия для здоровья населения.

Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «сумона <адрес> Каа-Хемского района по не уничтожению дикорастущей конопли на территории сельского поселения и обязать административного ответчика в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда уничтожить дикорастущую коноплю, которая произрастает на территории заброшенного здания по <адрес> Каа-Хемского района.

От представителя административного ответчика Канзан-оола А.С. поступило письменное признание административного иска прокурора в полном объеме. Правовые последствия признания иска ему известны и понятны, просил рассмотреть дело без его участия.

В судебном заседании помощник прокурора Доспан-Комбу А.А. Каа-Хемского района Республики Тыва, административный иск поддержала, и просила удовлетворить по указанным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика председатель администрации сельского поселения «сумона <адрес> Канзан-оол А.С. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, требования административного иска признает в полном объеме, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

Выслушав мнения сторон и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

В соответствии с частями 1 - 2 статьи 2.1 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», наркотикосодержащие растения, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации. Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения или федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области сельского хозяйства.

Постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 № 934 утвержден Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, в который включено растение конопля (растение рода Cannabis).

Согласно статье 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», юридические и физические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых произрастают либо культивируются наркосодержащие растения, обязаны их уничтожить, кроме случаев культивирования наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности и сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования в промышленных целях (за исключением производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ).

Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690, в целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан Российской Федерации по пресечению распространения на территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

Согласно п.п. 7, 9 Стратегии, государственная антинаркотическая политика - это система стратегических приоритетов и мер, а также деятельность субъектов антинаркотической деятельности федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией.

В ст. 8 Закона Республики Тыва от 17.08.1999 № 263 «Об основах государственной политики в сфере профилактики, лечения алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Тыва» установлены полномочия органов местного самоуправления в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, к которым относятся: разработка и реализация муниципальных программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании; координация деятельности органов местного самоуправления и организаций, реализующих программы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании; содействие развитию и поддержка антиалкогольной и антинаркотической пропаганды, санитарно-гигиеническое просвещение населения; участие в организации деятельности по предупреждению немедицинского потребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ, злоупотребления алкоголем.

На основании статьи 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов входят, в том числе, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Как предусмотрено статьей 11 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

Статьей 14 данного Федерального закона установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно п. 1 ст.20 Устава сельского поселения «сумона <адрес> Каа-Хемского района, утвержденного Решением Хурала представителей сельского поселения «сумона <адрес> Каа-Хемского района от ДД.ММ.ГГГГ, администрация сумона является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

В соответствии со справкой начальника ОП МО МВД РФ «Кызылский ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ ОУУП и ПДН ОП МО МВД РФ «Кызылский», совместно с другими сотрудниками и председателями администраций сельских поселений Каа-Хемского района в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводился осмотр территорий сельских поселений на предмет произрастания дикорастущей конопли.

По результатам проведенной проверки установлено, что на территории заброшенного здания по <адрес> Каа-Хемского района Республики Тыва выявлено произрастание дикорастущей конопли.

Указанный земельный участок находится в пределах населенного пункта и относится к землям поселений общего пользования, следовательно, суд приходит к выводу о том, что обязанность по уничтожению произрастающей дикорастущей конопли возлагается на орган местного самоуправления сельского поселения муниципального образования.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком мероприятия по уничтожению дикорастущей конопли на территории сельского поселения, в нарушение требований вышеуказанного законодательства Российской Федерации и Республики Тыва по предупреждению, выявлению и пресечению незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, токсических и психотропных веществ, не исполняются.

Бездействие администрации сельского поселения «сумона <адрес> Каа-Хемского района по не уничтожению дикорастущей конопли на территории сельского поселения могут повлечь негативные последствия для здоровья населения.

В соответствии с п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах, административный иск прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению. Следует признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сумона <адрес> Каа-Хемского района по не уничтожению дикорастущей конопли на территории сельского поселения.

В связи с чем, суд возлагает обязанность на ответчика в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда уничтожить дикорастущую коноплю, которая произрастает на территории заброшенного здания по <адрес> Каа-Хемского района Республики Тыва.

В соответствии со ст.333.36 ч.1 п.9 и п.19 НК РФ, прокурор и орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска в суд, в связи с чем, на основании ч.3 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сумона <адрес> Каа-Хемского района Республики Тыва по не уничтожению дикорастущей конопли.

Возложить обязанность на Администрацию сельского поселения сумона <адрес> Каа-Хемского района Республики Тыва в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда, уничтожить дикорастущую коноплю которая произрастает на территории заброшенного здания по <адрес> Каа-Хемского района Республики Тыва.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения.

Судья А.В. Ак-кыс