ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-252/16 от 24.02.2016 Нерехтского районного суда (Костромская область)

Дело №2а-252/2016г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2016 года г. Нерехта Костромской области

Нерехтский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Бекеновой С.Т.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

при секретаре Моисеевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 ча к администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство нежилого здания и обязании органа местного самоуправления выдать разрешение на строительство,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на строительство административного здания (офиса) по адресу: (,,,), и обязать орган местного самоуправления выдать данное разрешение.

Административный истец заявленные требования обосновал тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию муниципального образования городское поселение город Нерехта с заявлением о выдаче разрешения на строительство административного здания (офиса) на земельном участке по адресу: (,,,), принадлежащем ему на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ получил ответ за , которым орган местного самоуправления в выдаче разрешения отказал, ссылаясь на то, что строительство объекта недвижимости уже начато без получения надлежащих документов, поэтому в силу п.1 ст.222 ГК РФ нежилое помещение является самовольной постройкой. Истец считает данный отказ незаконным по следующим основаниям. В соответствии с пп.5 п.3 ст.8 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа. Согласно ч.1 и ч.2 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство. Уполномоченный публичный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч.7 и ч.9 ст. 51 ГрК РФ (ч.13 ст.51 ГрК РФ), либо их несоответствии требованиям закона. По смыслу вышеуказанных положений, уполномоченный публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, начало проведения строительных работ либо само по себе проведение работ по реконструкции здания к таковым основаниям федеральным законодательством не отнесено. Следовательно, вывод ответчика о том, что реконструированный объект кап.строительства имеет признаки самовольной постройки, не могут быть признаны законными, поскольку не соответствуют понятию самовольной постройки, закрепленному в ст.222 ГК РФ, которая устанавливает, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 - ФИО1, действующий на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., заявленные требования поддержал по доводам иска, просил признать незаконными действия администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на строительство административного здания (офиса) по адресу: (,,,), и обязать орган местного самоуправления выдать данное разрешение. Дополнительно суду пояснил, что в собственности истца с ДД.ММ.ГГГГ года находится земельный участок площадью (данные изъяты) кв.м. из земель населенных пунктов с разрешенным использованием – для производственных нужд по адресу: : (,,,), на котором находилось одноэтажное нежилое строение общей площадью (данные изъяты) кв.м. с назначением – контора. Истец в соответствие с проектной документацией в (данные изъяты) году на месте прежнего объекта недвижимости осуществил строительство административного здания (офиса), которое на данный момент возведено под крышу (не проведены внутренние отделочные работы и не подведены инженерные сети). ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство, предоставив в администрацию городского поселения все необходимые документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального строительства. ДД.ММ.ГГГГ. истец получил отказ органа местного самоуправления, который является незаконным, так как не основан на нормах действующего законодательства и противоречит ему, поскольку само по себе осуществление строительных работ не является основанием для отказа испрашиваемого разрешения.

Истец ФИО2 в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме /л.д.(данные изъяты)/.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, разрешение требований оставляет на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Из материалов дела следует, что в собственности ФИО2 находятся одноэтажное нежилое строение, назначение: контора, общей площадью (данные изъяты) кв.м., инв. , лит. (данные изъяты)., и земельный участок общей площадью (данные изъяты) кв.м., категория земель: земли (данные изъяты), находящиеся по адресу: (,,,). Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными управлением Росреестра по (,,,)ДД.ММ.ГГГГ. /л.д.(данные изъяты)/.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в администрацию муниципального образования городское поселение (,,,) с заявлением о выдаче разрешения на строительство в (данные изъяты) году административного здания (офиса) по адресу: (,,,), представив следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального строительства /л.д.(данные изъяты)/.

По пояснениям представителя ФИО1 в судебном заседании следует, что в (данные изъяты) году ФИО2 на месте прежнего объекта недвижимости в пределах границ земельного участка и в соответствии с его целевым назначением и проектной документацией осуществил строительство административного здания (офиса), которое на данный момент возведено под крышу.

Согласно ответу на указанное заявление за от ДД.ММ.ГГГГ. за подписью главы администрации городского поселения город Нерехта ФИО3, в предоставлении разрешения на строительство административного здания (офиса) по адресу: (,,,)ФИО2 отказано, так как оно (здание) уже построено и в соответствии с п.1 ст.222 ГК РФ является самовольной постройкой, заявителю рекомендовано обратиться в суд за признанием права собственности.

Указанный ответ суд расценивает как решение органа местного самоуправления.

В соответствии с пп.5 п.3 ст.8 ГрК РФ, пп. 26 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

Согласно частям 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Уполномоченный публичный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса), либо их несоответствии требованиям закона.

По смыслу приведенных норм, уполномоченный публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе, начало проведения строительных работ либо само по себе проведение работ по реконструкции здания к таковым основаниям федеральным законодательством не отнесено.

Производство строительных работ без соответствующего разрешения управомоченного публичного органа влечет применение мер юридической ответственности, предусмотренных федеральным законом.

Таким образом, отказ органа местного самоуправления со ссылкой на то, что объект недвижимости уже возведен и имеет признаки самовольной постройки, не может быть признан законным, поскольку не соответствуют понятию самовольной постройки, закрепленному в ст. 222 ГК РФ, так как решение администрации городского поселения город Нерехта об отказе в выдаче разрешения не содержит предусмотренных законом доказательств признания возведенного здания самовольной постройкой. Вывод административного ответчика основан только на факте отсутствия у ФИО2 разрешения на момент начала тстроительства здания офиса. Тогда как самовольной постройкой в соответствии со п.1 ст.222 ГК РФ (в редакции с ДД.ММ.ГГГГ.) является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В подтверждение заявленных истцом требований суду представлены копии документов, направленных в администрацию вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство; доказательства наличия у ФИО2 зарегистрированного права собственности на земельный участок с целевым назначением – для производственных нужд, на котором возводится спорный объект недвижимости взамен ранее имевшегося, проектная документация на строительство административного здания (офиса), разработанная ООО «СтройМонтаж» в (данные изъяты) году, утверждённый администрацией городского поселения градостроительный план земельного участка.

Доказательств того, что при обращении к ответчику ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 представил неполный пакет требуемых законодательством документов в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах требования истца о признании незаконными действий администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на строительство административного здания (офиса) по адресу: (,,,), подлежат удовлетворению.

Истцом ФИО2 также заявлено требование о возложении на администрацию муниципального образования городское поселение город Нерехта обязанности выдать разрешение на строительство административного здания (офиса) по адресу: (,,,).

Данное требование подлежит отклонению по следующим основаниям.

В силу положений, закрепленных в пп.5 п.3 ст.8 ГрК РФ, пп. 26 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к исключительной компетенции администрации городского поселения город Нерехта.

В силу вышеприведенных норм разрешение на строительство является законно выданным только тогда, когда заявителем представлены все указанные в законе документы, а уполномоченным органом власти проведена проверка наличия этих документов и их соответствия требованиям, установленным законом.

Из ответа администрации городского поселения город Нерехта на заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. о выдаче разрешения на строительства следует, что орган местного самоуправления, принимая решение об отказе, не исполнил возложенных на него законом функций: не провел анализ на предмет соответствия проектной документации строительства административного здания (офиса) градостроительному плану земельного участка, разрешенному виду использования земельного участка, действующим градостроительным и строительным нормам и правилам и другим нормативным документам, не установил несоответствие (соответствие) проектной документации возведенного истцом до обращения в администрацию объекта.

При таких обстоятельствах обязание ответчика выдать разрешение на строительство является преждевременным и может привести к нарушению прав третьих лиц (например, в случае несоответствия проектной документации или возведенного здания строительным нормам и правилам создать ситуацию, опасную для жизни и здоровья, строителей, производящих отделочные работы, лиц, которые впоследствии будут эксплуатировать или находиться в силу каких-либо обстоятельств в здании офиса и других лиц и т.п.).

Вместе с тем указанное выше, не освобождает ответчика от обязанности устранить нарушение прав истца путем совершения действий, предусмотренных действующим законодательством, и рассмотреть повторно вопрос о выдаче ФИО2 разрешения о строительстве в соответствии с требованиями положений ст.51 Градостроительного кодекса РФ и других норм, регламентирующих отношения по поводу выдачи разрешения на строительство.

Руководствуясь ст.ст.175-181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 ча удовлетворить частично.

Признать незаконным решение администрации муниципального образования городское поселение (,,,) муниципального района г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в выдаче разрешения на строительство нежилого здания по адресу: (,,,)(,,,)(,,,).

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения.

П.П.Председательствующий С.Т. Бекенова