ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-252/2021 от 08.06.2022 Нижнеингашского районного суда (Красноярский край)

УИД 24RS 0038-02-2021-000704-59

Решение

Именем Российской Федерации

п. Нижняя Пойма 08 июня 2022 года

Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Никифоровой Л.А., при секретаре Гусаровой Н.В., с участием административного истца Бакуменко Е.И.(участвует путем ВКС), представителя административного ответчика – прокуратуры Красноярского края Алексеевич С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-34\2022 по административному исковому заявлению Бакуменко Евгения Ивановича к Минусинскому межрайонному прокурору, прокуратуре Красноярского края о признании действий незаконными,

установил:

Бакуменко Е.И. обратился в суд с административным иском( с учетом заявления об уточнении требований том № 1 л.д. 148-150) к Минусинскому межрайонному прокурору, в котором просил признать незаконным отказ прокурора об ознакомлении с материалами проверки, проведенной по его заявлению, а также просит признать незаконным ответ прокурора от 27.07.2021г., по результатам проведенной прокурором проверку по его обращению, так как, по его мнению, проверка фактически не проводилась. В ответах прокурора от 19.10.2021г. и 27.07.2021г. не разъяснено право на их обжалование. Требования мотивировав тем, что 14.09.2021г. и 15.09.2021г. он обратился к Минусинскому межрайонному прокурору с просьбой ознакомить с материалами проверки, проведенной по его обращению. 19.10.2021г. получил письменный ответ, в котором прокурор отказал ему в ознакомлении с материалами проверки. Считает действия прокурора незаконными. Кроме того, по его обращению прокурором была проведена проверка. 27.07.2021г. по результатам проверки прокурор дал ему ответ, с которым он не согласен, считает, что проверку прокурором проведена ненадлежащим образом.

Определением суда от 24.01.2022г. соответчиком по делу была привлечена прокуратура Красноярского края(том № 1 л.д. 27).

В судебном заседании Бакуменко Е.И., участие которого было обеспечено посредством ВКС, поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика – прокуратуры Красноярского края Алексеевич С.В., действующая по доверенности от 06.06.2022г., требования административного истца не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать, по основаниям, изложенным в возражениях.

Административный ответчик – Минусинский межрайонный прокурор в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд возражения(том № 1 л.д.74-75), в которых просит в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений ч.2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия), если установит, что оспариваемое решение, действие(бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требований о признании решения, действия(бездействия) незаконными.

В силу положений п.2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Согласно п.2 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Согласно ч.6 ст. 15 УИК РФ органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 02.05.2005г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2005г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно п. 4.15, 4.16 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013г. № 45 заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержаться сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.

Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право на обжалование принятого решения вышестоящему прокурору и(или) в суд.

Направление лицу, находящемуся в местах лишения свободы, копий документов и материалов, касающихся рассмотрения его обращений, ни вышеприведенной Инструкцией, ни Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29.12.2011г. № 450, не предусмотрено.

Также не предусмотрен действующим законодательством выезд прокурора с надзорным производством по месту отбывания наказания лицом, обратившимся с заявлением об ознакомлении, для ознакомления указанного лица с материалами лично.

В судебном заседании установлено, что административный истец отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ . 14.09.2021г. и 15.09.2021г. обратился в Минусинскую межрайонную прокуратуру с заявлением, просит ознакомить с материалами проверок от 27.07.2021г. и от 23.08.2021г.(том № 1 л.д.6, 8)

На указанное обращение Бакуменко Е.И. Минусинский межрайонный прокурор дал письменный ответ от 19.10.2021г., согласно которому рассмотрены обращения Бакуменко Е.И., по результатам рассмотрения даны ответы. Материалы проверки сформированы в надзорное производство ж-2021. Бакуменко Е.И. разъяснено, что с материалами проверки он может ознакомиться с помощью представителя непосредственно в Минусинской межрайонной прокуратуре( том № 1 л.д.5).

Таким образом, минусинским районным прокурором Дерменевым Е.В. заявление Бакуменко Е.И. рассмотрено с соблюдением указанных выше сроков рассмотрения обращения граждан. При этом, обжалуемый ответ не содержит отказа заявителю в ознакомлении с материалами проверки, в нем указано на возможность осуществления ознакомления через представителя. Кроме того, административный истец не лишен возможности лично после освобождения из мест лишения свободы ознакомиться с указанными материалами проверок.

Из анализа действующего законодательства следует, что у органов прокуратуры отсутствует обязанность предоставлять материалы проверки или их копии по заявлению заявителя по месту его нахождения либо обеспечивать доставку заявителя из мест лишения свободы или содержания под стражей для ознакомления с материалами проверки.

Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий(бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий- это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Оспариваемый ответ подготовлен должностным лицом в рамках действующего законодательства и в пределах представленной ему компетенции, его содержание соответствует предъявляемым к такому вида ответам требованиям закона.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав Бакуменко Е.И. со стороны административного ответчика.

Согласно статье 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (часть 3 статьи 10 Закона о прокуратуре).

В силу части 2 статьи 10 названного Федерального закона поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. В силу положений статьи 10 указанного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Конкретизация положений Федерального закона N 59-ФЗ применительно к органам прокуратуры нашла свое отражение в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие Приказом Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 года N 45.

Пунктом 5.1 названной Инструкции установлено, что обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Согласно пункту 6.1. Инструкции, обращения считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям.

Анализ приведенных норм свидетельствует, что, каждое обращение должно получить своевременное, объективное решение, обеспечивающее защиту и охрану прав и свобод человека и гражданина, укрепляя законность и правопорядок государства (часть 3 статьи 10 Закона о прокуратуре).

В судебном заседании установлено, что в Минусинскую межрайонную прокуратуру 29.06.2021г. из прокуратуры Красноярского края поступила жалоба Бакуменко Е.И. от 14.04.2021г. на незаконные действия УКП ФКУ ЛИУ-32 ГУФСИН России по Красноярскому краю, необоснованном наложении взыскания, невежливом обращении, унижении чести и достоинства.

По данному обращению проведена проверка, по результатам которой нарушений не установлено. 27.07.2021г. Бакуменко Е.И. дан мотивированный ответ.

Как следует из положений ст. ст. 5, 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", органы прокуратуры самостоятельно определяют порядок разрешения обращений, а гражданин не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение.

Не разъяснение Бакуменко Е.И. в ответах прокурора права обжалования их в судебном порядке, не свидетельствует об их незаконности и не препятствует заявителю воспользоваться судебным способом защиты, что он и сделал, обратившись в суд с настоящим административным иском.

Поскольку обстоятельствами дела установлено, что ответ на обращение Бакуменко Е.И. от 27.07.2021 дан уполномоченным должностным лицом и в установленный законом срок, содержит исчерпывающие ответы по существу поставленных в обращении вопросов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания его незаконным.

Кроме того, Бакуменко Е.И. обратился в суд с требованием о признании ответа прокурора от 27.07.2021г. незаконным 08.04.2022г.( подав заявление об уточнении требований)

Вместе с тем, в силу ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Бакуменко Евгения Ивановича к Минусинскому межрайонному прокурору, прокуратуре Красноярского края о признании действий незаконными,- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение суда (с учетом выходных дней 11.06.2022г., 12.06.2022г., 13.06.2022г., 18.06.2022г., 19.06.2022г.) изготовлено 23.06.2022г.