ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-252/2023 от 05.07.2023 Приволжского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2а-252/2023

37RS0015-01-2023-000348-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приволжский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи И.А. Шабаровой,

при секретаре ФИО3,

с участием представителя административного истца ФИО2 - ФИО11, действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика ОМВД России по Приволжскому району ФИО4, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к ОМВД России по Приволжскому району о признании незаконным отказа в регистрации по месту пребывания,

у с т а н о в и л:

ФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО11 обратился в Приволжский районный суд Ивановской области с административным иском к ОМВД России по Приволжскому району Ивановской области, в котором просит признать незаконным отказ в регистрации по месту пребывания, изложенный в письме ОМВД России по Приволжскому району от ДАТА. Административный иск мотивирован тем, что истец является сотрудником Плесского колледжа бизнеса и туризма. Как работнику колледжа, ему предоставлена комната в общежитии колледжа на период работы, то есть на срок более 90 дней. Для оформления регистрации по месту пребывания он обратился с соответствующим заявлением. Однако в предоставлении государственной услуги ему было отказано. Из письма ОМВД России по Приволжскому району от ДАТА следует, что закон запрещает регистрацию, так как помещения в общежитии по документам значатся как «нежилые», а регистрировать можно только в «жилых». Административный истец считает, что в действиях сотрудников имеются нарушения законодательства, а именно: ч. 1 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п. 29.1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (далее по тексту – Правила № 713). В ст. 2 указанного закона определены понятия места жительства и места пребывания гражданина. В соответствии с ними: место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Аналогичные понятия места пребывания и места жительства приведены в п.3 вышеуказанных Правил № 713. Специализированный жилищный фонд - это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ) жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ). Принадлежность жилого помещения к специализированному жилищному фонду определяется в установленном законодательством порядке в соответствии со ст. 92 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (ч. 1 ст. 94 ЖК РФ). Согласно ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. Согласно п. 2 ст. 105 ЖК РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии. Типовой договор найма жилого помещения в общежитии утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42. При этом, назначение здания общежития при осуществлении кадастрового учета должно определяться как «нежилое здание» (ч. 17 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.04.2016 N 14-исх/05565-ГЕ/16). Изменить статус общежития на «жилое» невозможно в силу закона. С точки зрения кадастрового учета общежития являются нежилыми зданиями, а с точки зрения Жилищного кодекса РФ - жилыми помещениями, предназначенными для постоянного или временного проживания. При этом пунктом 29.1 Правил N 713 предусмотрено, что граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, регистрируются в общежитиях по месту пребывания. В указанном пункте вообще ничего не говорится о том, что помещение в общежитии обязательно должно быть поставлено на учет как «жилое». В других пунктах Правил (п.п. 3, 14) указано, что регистрация по месту пребывания также осуществляется в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах или в иных подобных учреждениях, которые также по законодательству к жилым не относятся. Перечень учреждений, где можно зарегистрироваться по месту пребывания, являемся открытым. Процедура регистрации по месту пребывания является уведомительной, а не разрешительной. При этом подача такого заявления - уведомления порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность выполнить регистрационные действия. Отказ в регистрации по месту пребывания нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку он не может оформить положенные ему субсидии и льготы по оплате за предоставленное в пользование помещение. В аналогичной ситуации по заявлению другого лица - ФИО1, ДАТА выдано свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес>.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее участвуя в судебном заседании, поддержал заявленное административное исковое требование по основаниям, изложенным в административном иске.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 и заинтересованного лица Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Плесский колледж бизнеса и туризма» (далее по тексту – ОГБПОУ «ПКБТ») по доверенности ФИО11 поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в административном иске и в отзыве ОГБПОУ «ПКБТ» (л.д. 2-5, 42-43). Дополнительно пояснил, что в нежилом здании (общежитие коридорного типа) по адресу: Ивановская обл., Приволжский р-он, с. Северцево, д. 3, расположены жилые помещения (комнаты). Функциональное назначение здания не изменялось, статус общежития сохранен. Согласно Своду правил СП 379.1325800.2020 «Общежития. Правила проектирования» (утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 № 917/пр) общежитие - это здание для временного пребывания, размещение проживающих в котором осуществляется в жилых комнатах. При этом, назначение здания общежития при осуществлении кадастрового учета должно определяться как «нежилое здание» (ч. 17 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Требования, которым должно отвечать жилое помещение, указаны в разделе II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом МДС 13- 21.2007 (утверждены постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47). Из указанного раздела следует, что жилое помещение, прежде всего, должно располагаться в многоквартирном доме, о чем прямо указано в нормах, содержащихся в этом разделе. Пункт 6 Положения № 47 предусматривает, что квартиры, как жилые помещения, располагаются в здании, которое является многоквартирным домом, то есть зданием, состоящим из жилых помещений. Отдельное помещение (апартаменты, студии, комнаты в общежитиях), расположенные в нежилом здании, не могут быть признаны отвечающим требованиям, установленным для жилых помещений, и переведены в жилые помещения без изменения целевого назначения всего здания на «жилое». Директор Плесского колледжа бизнеса и туризма обращалась в Администрацию Плесского городского поселения с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое (кадастровый ), на что был получен отказ от 24.02.2022 № 2, обоснованный тем, что при внесении в ЕГРН сведений о здании с видом разрешенного использования «общежитие» в кадастре недвижимости указывается назначение такого здания – «нежилое». Но для гражданина ФИО2 безразлично является общежитие жилым или нежилым помещением, ему предоставили для проживания комнату в общежитии в связи с его работой в колледже, в связи с чем, ему нужна регистрация по месту пребывания. Факт пребывания (временного проживания) в комнате общежития, которое согласно сведениям ЕГРН является нежилым зданием, не препятствует регистрации по месту пребывания. Процедура регистрации по месту пребывания является уведомительной, а не разрешительной. При этом подача такого заявления - уведомления порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность выполнить регистрационные действия, в связи с чем, оспариваемый ответ административного ответчика является незаконным.

В судебном заседании представитель административного ответчика ОМВД России по Приволжскому району ФИО5 возражала против удовлетворения административного иска ФИО2 по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административный иск. Пояснила, что миграционный пункт Отдела осуществляет свою деятельность, касающуюся предоставления государственных услуг по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ в соответствии Законом от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», «Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, а также приказом МВД России от 31.12.2017 № 984 «Об утверждении административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». Административный истец при обращении в Миграционный пункт ОМВД с заявлением о регистрации по месту пребывания предоставил пакет документов, согласно которым свидетельство о государственной регистрации права указывает на то, что помещение ОГБПОУ «Плесский колледж бизнеса и туризма» имеет назначение «нежилое». В тоже время, согласно Договору найма специализированного помещения в общежитии ОГБПОУ «ПКБТ» от ДАТА, заключенного между Администрацией колледжа в лице директора ФИО6 и ФИО2, «Наймодатель» передает «Нанимателю» и членам его семьи за плату во владение и временное пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности...». Как следует из нормы ст.2 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1-ФЗ, регистрация по месту жительства производится в доме, квартире, ином жилом помещении, в котором он живет на основании права собственности, договора найма или социального найма. Согласно пункту 9 раздела 2 Правил, граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение)». Аналогичные требования по предоставлению документов для регистрации по месту пребывания гражданин установлены административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984 (п.40, 41). Регламентирующие деятельность Миграционного пункта ОМВД нормативные акты не дают законных оснований для регистрации по месту пребывания ФИО2 в помещении, имеющем статус нежилого. В свою очередь Административный ответчик поясняет, что ФИО1 B.C. со своим законным представителем - органом опеки и попечительства по Приволжскому муниципальному району обратились в Миграционный пункт ОМВД России по Приволжскому району с заявлением о регистрации по месту пребывания установленной формы, приложив копии документов, из которых следует, что ФИО1 B.C. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Согласно ст.10 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.05.2023) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и п. 23(1) раздела 4 «Регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства» Правил № 713, регистрация граждан, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется по месту жительства по адресу местной администрации или территориального органа местной администрации (при его наличии) муниципального образования, на территории которого они проживают, в субъекте Российской Федерации, где они включены в список, на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства с представлением документа, удостоверяющего личность. В силу действующего законодательства Миграционный пункт ОМВД России по Приволжскому району имел законные основания для регистрации ФИО1 B.C. по месту пребывания. По документам, представленным с заявлением ФИО2, ОМВД не может предоставить ему регистрацию по месту пребывания, т.к. директор техникума заключает договоры найма жилого помещения, а в выписке из Росреестра указано, что помещение нежилое.

Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Ивановской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени слушания дела, направило в адрес суда запрашиваемые сведения и документы, послужившие основанием для внесения в ЕГРН записи регистрации от ДАТА и изменения назначения объекта недвижимости с кадастровым номером с жилого на нежилое, пояснений по делу суду не представлено.

В соответствии со ст. ст. 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) дело рассмотрено судом при имеющейся явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно пункту 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими федеральными законами.

Из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статей 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).

Судом установлено, что ДАТА между Администрацией ОГБПОУ «Плесский колледж бизнеса и туризма» в лице директора ФИО6, действующей на основании Устава, именуемой в договоре «Наймодатель», и гр. ФИО2, именуемым в договоре «Наниматель», был заключен Договор найма специализированного помещения в общежитии ОГБПОУ «Плесский колледж бизнеса и туризма». Согласно данному Договору ФИО2 предоставлено во владение и временное пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, общей площадью 36,0 кв.м, расположенное по адресу: Ивановская область, Приволжский район, с. Северцево, д. 3, комната , для проживания в нем на время с 15.06.2022 по 15.05.2023 (л.д.13-14).

ДАТА между Администрацией ОГБПОУ «Плесский колледж бизнеса и туризма» в лице директора ФИО6, действующей на основании Устава, именуемой в договоре «Наймодатель», и гр. ФИО2, именуемым в договоре «Наниматель», был заключен Договор найма специализированного помещения в общежитии ОГБПОУ «Плесский колледж бизнеса и туризма», по котором ФИО2 предоставлено во владение и временное пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, общей площадью 36,0 кв.м, расположенное по адресу: Ивановская область, Приволжский район, с. Северцево, д. 3, комната , для проживания в нем на время работы с 15.05.2023 по 15.04.2024 (л.д.11-12).

ФИО2 с 28.01.2009 по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.56).

ДАТАФИО2 обратился в МП ОМВД России по Приволжскому району Ивановской области с заявлением о регистрации по месту пребывания с 13.03.2023 по 15.05.2023 по адресу: Ивановская область, Приволжский район, с. Северцево, д. 3, кв. 202, на основании договора найма от ДАТА. Данное заявление оформлено по Форме № 1 Приложение № 4 к Административному регламенту МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации (л.д.35-36).

Решением начальника ОМВД России по Приволжскому району Ивановской области, полковника полиции ФИО7, изложенным в письме от ДАТА, отказано в регистрации ФИО2 по месту пребывания по адресу: Ивановская область, Приволжский район, с. Северцево, д. 3, <адрес> Отказ обоснован тем, что согласно п. 40,41 Приказа МВД России № 984 от 31.12.2017 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» для регистрации по месту пребывания гражданину необходимо предоставить следующие документы: - паспорт РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ, - заявление о регистрации по месту пребывания по форме № 1; - документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. В соответствии с п.3 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с peгистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» местом пребывания является жилое помещение, в котором гражданин временно проживает. На основании п.1 ст.94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. С учетом изложенного регистрация граждан по месту пребывания осуществляется только в помещении, имеющем назначение жилое. Для регистрации по месту пребывания заявителем не предоставлено всех необходимых документов, являющихся основанием для регистрации по месту пребывания, а именно назначение помещения, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.11.2013 указано как «нежилое». В связи с вышеуказанным, оказание государственной услуги по осуществлению регистрационного учета, а именно регистрации ФИО2 по месту пребывания по адресу: Ивановская область. Приволжский район, с. Северцево, д. 3, <адрес> миграционным пунктом ОМВД России по Приволжскому району не представляется возможным. Предлагают ОГБПОУ «Плесский колледж бизнеса и туризма» изменить статус помещения для регистрации с «нежилого» на «жилое». При предоставлении всех надлежащим образом оформленных документов услуга будет оказана (л.д. 16).

Полномочия ОМВД России по Приволжскому району по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации подтверждаются подп. 28 п.10 Положения об Отделе Министерства внутренних дел Российской федерации по Приволжском району, утвержденном приказом УМВД России по Ивановской области от 17.12.2017 № 1465 (л.д.81).

Выпиской из ЕГРН от 14.06.2023 подтверждается, что ОГБПОУ «Плесский колледж бизнеса и туризма» на праве оперативного управления принадлежит нежилое помещение, общая площадь 5 921,4 кв.м, по адресу: Ивановская область, Приволжский район, с. Северцево, д.3, подвал пом. №№1-23, 1 этаж пом.№№1-59, 66-139, встроенное пом.№2 (пом.№№1-5), 2 этаж пом. №№1-143, 3 этаж пом.№№ 1-143, 4 этаж пом. №№1-143, 5 этаж пом. №№1-143, кадастровый (л.д.67-71).

Свидетельством о государственной регистрации права от 21.11.2013 37-СС , подтверждается, что Управлением Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области 21.11.2013 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации о праве оперативного управлении ОГБПОУ «Плесский колледж бизнеса и туризма» на объект права: помещение, назначение: нежилое, общая площадь 5 921,4 кв.м, этаж 1,2,3,4,5, адрес (местонахождение) объекта: Ивановская область, Приволжский район, с. Северцево, д.3, подвал пом. №№1-23, 1 этаж пом.№№1-59, 66-139, встроенное пом.№2 (пом.№№1-5), 2 этаж пом. №№1-143, 3 этаж пом.№№ 1-143, 4 этаж пом. №№1-143, 5 этаж пом. №№1-143. Документы-основания: Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом но Ивановской области от 19.04.2007 №199 «О закреплении федерального имущества на праве оперативного управления» и Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области от 15.07.2011 № 277 "О внесении изменений в вышеуказанное Распоряжение от 19.04.2007 № 199 (л.д.37, 48).

Согласно вышеуказанному распоряжению от 19.04.2007 № 199 за ФГОУ СПО «Плесский аграрный техникум» (в настоящее время ОГБПОУ «ПКБТ») на праве оперативного управления закреплено имущество согласно Приложению к настоящему Распоряжению, в том числе общежитие № 3 на 440 мест по адресу: Ивановская область, Приволжский район, с. Северцево, д.3, общей площадью 7162 кв.м (л.д.49-51).

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом но Ивановской области (ТУ Росимущества в Ивановской области) от 07.03.2012 № 62 имущество, находящееся в оперативном управлении ФГОУ СПО «Плесский аграрный техникум» передано из федеральной собственности в собственность Ивановской области, в том числе домовладение (общежитие) по адресу: Ивановская область, Приволжский район, с. Северцево, д.3 (л.д.72-74, 95-98).

Свидетельством о государственной регистрации права от 25.06.2012 37-СС , подтверждается, что Управлением Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области ДАТА в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации о праве оперативного управлении ОГБПОУ «Плесский аграрный колледж» на объект права: общежитие, назначение: жилое, 5-этажный (подземных этажей-1), общая площадь 5957 кв.м, по адресу (местонахождение) объекта: Ивановская область, Приволжский район, с. Северцево, д.3, кадастровый (л.д.100).

Технический паспорт по состоянию на 27.06.2008 оформлен на домовладение по адресу: Ивановская область, Приволжский район, с. Северцево, д.3 (общежитие) (л.д.101, 120-126).

Однако в техническом плане помещения от 12.08.2013 расположенное по адресу: Ивановская область, Приволжский район, с. Северцево, д.3, подвал пом. №№1-23, 1 этаж пом.№№1-59, 66-139, встроенное пом.№2 (пом.№№1-5), 2 этаж пом. №№1-143, 3 этаж пом.№№ 1-143, 4 этаж пом. №№1-143, 5 этаж пом. №№1-143, общей площадью 5 921,4 кв.м. указано назначение: нежилое помещение (л.д.128).

В заключении к вышеуказанному техническому плану кадастровый инженер ФИО8 указала, что кадастровые работы проведены с целью постановки на кадастровый учет нежилого помещения, расположенного в здании с кадастровым номером общей площадью 5957 кв.м, по адресу: Ивановская область, Приволжский район, с. Северцево, д.3. Общая площадь описанного помещения согласно предъявленной декларации об объекте недвижимости от 07.08.2013 и с учетом требований приказа Минэкономразвития РФ от 30.09.2011 № 531 составляет 5921,4 кв.м. В ходе кадастровых работ выявлено, что в состав вышеописанного помещения вощло ранее поставленное на кадастровый учет нежилое помещение с кадастровым номером (общей площадью 52,4 кв.м). В связи с тем, что на кадастровый учет поставлено также нежилое помещение с кадастровым номером 37:13:033011:299 общей площадью 35,6 кв.м, полагает, что целесообразно провести работы по постановке на кадастровый учет нежилого помещения общей площадью 5921,4 кв.м (л.д.129).

При этом в декларации об объекте недвижимости с кадастровым номером в разделе 2.2 «Назначение здания» указано «многоквартирный дом» (л.д. 136).

На основании вышеуказанного технического плана помещения от 12.08.2013 ФГБУ «ФКП Росреестра»» по Ивановской области оформило кадастровый паспорт помещения по адресу: Ивановская область, Приволжский район, с. Северцево, д.3,. кадастровый общей площадью 5921,4 кв.м, указав в описании данного объекта назначение: нежилое (л.д.104-107).

На основании заявления ФИО9, действующего от имени ОГБОУ СПО «Плесский колледж бизнеса и туризма», от 06.11.2013 Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области произвело в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок государственную регистрацию права оперативного управления ОГБОУ СПО «Плесский колледж бизнеса и туризма» на нежилое помещение по адресу: Ивановская область, Приволжский район, с. Северцево, д.3, кадастровый общей площадью 5921,4 кв.м, запись регистрации от 21.11.2013 (л.д.108).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 24.02.2014, земельный участок по адресу: Ивановская область, Приволжский район, с. Северцево, д.3, кадастровый , площадью 4668+/-24 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, имеет разрешенное использование: под общежитие (л.д.45-47).

Предоставление государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ осуществляется в соответствии с Законом от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.12.2017 N 984 (далее - Административный регламент).

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Закона N 5242-1).

В силу части второй статьи 3 Закона N 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абзац второй статьи 2 Закона N 5242-1).

Абзацем седьмым статьи 2 вышеуказанного закона определено, что местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

В силу части 2 статьи 5 этого же Закона гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

В силу положений части 6 статьи 5 Закона N 5242-1 орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.

В соответствии с частью седьмой статьи 5 Закона N 5242-1 регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения, если иное не предусмотрено данной статьей.

Названной статьей закона определено, что администрации учреждений, указанных в части седьмой этой статьи, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи информацию о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть одиннадцатая); администрация соответствующего учреждения вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в том же субъекте Российской Федерации, что и указанные организация или учреждение (часть двенадцатая). При этом основания для освобождения от обязанности регистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания, предусмотренные частями двенадцатой - четырнадцатой этой статьи, применяются в случае, если непрерывный срок пребывания данного гражданина в соответствующем месте пребывания не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания (часть пятнадцатая).

Аналогичные предписания закреплены в пунктах 9 и 14 вышеуказанных Правил № 713. На обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания указано в абзаце втором пункта 4 и пункте 9 Правил.

Согласно п. 4 Правил, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Согласно пункту 9 раздела 2 Правил, граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение)». Аналогичные требования по предоставлению документов для регистрации по месту пребывания гражданин установлены административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984 (п.40, 41).

В соответствии с п. 11 Правил лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения граждан, передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.

Согласно п. 12 данных Правил органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.

В соответствии с п. 29(1) Правил № 713 регистрация граждан, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, по месту пребывания в общежитиях производится органами регистрационного учета на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, заверенного должностными лицами организации, осуществляющей образовательную деятельность, указанными в пункте 4 настоящих Правил, и документа, удостоверяющего личность заявителя. Документы в органы регистрационного учета представляются должностными лицами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, ответственными за регистрацию, в течение 3 дней со дня предоставления гражданину места в общежитии.

В соответствии с п. 15 Административного регламента запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации.

Основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации, в том числе отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом (пункты 58 и 59 Административного регламента).

Административный ответчик ОМВД России по Приволжскому району в обоснование имеющихся возражений по делу ссылается на то, что регламентирующие деятельность миграционного пункта ОМВД нормативные акты не дают законных оснований для регистрации по месту пребывания ФИО2 в помещении, имеющем статус нежилого.

Однако, административным ответчиком не учтено, что в силу вышеуказанных норм Закона N 5242-1 и положений пунктов 14 и 29(1) Правил № 713, ФИО2, проживающий в общежитии ОГБПОУ «ПКБТ», мог быть зарегистрирован в нем по месту пребывания на основании заявления о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (приложение N 4 к Административному регламенту) и паспорта гражданина РФ, удостоверяющего его личность.

Кроме того, при рассмотрении данного дела судом установлено, что перевод здания общежития ОГБПОУ «ПКБТ», расположенного по адресу: Ивановская область, Приволжский район, с. Северцево, д.3, из жилого в нежилое помещение в установленном законом порядке не осуществлялся, что подтверждено и ответом Администрации Плесского городского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области от 29.06.2023 № 5 (л.д. 151).

Согласно части 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган (часть 4 статьи 23 ЖК РФ).

Исходя из положений приведенных выше правовых норм, доказательством приобретения жилым помещением статуса нежилого является только решение органа местного самоуправления о соответствующем переводе. Между тем материалы дела не содержат решения органа местного самоуправления о переводе вышеуказанного здания общежития в нежилое помещение.

Согласно ч. 1 ст. 19 ЖК РФ совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации составляет жилищный фонд.

В силу п. 2 ч.3 ст.19 ЖК РФ одним из составляющих жилищного фонда является специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV данного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, среди прочего, жилые помещения в общежитиях (п.2 ч.2 1 ст. 92 ЖК РФ).

Согласно ст. 105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

После 01.03.2005 основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно статье 99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица (например, администрации государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения) о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 (пункт 41 "б" постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").

Комната расположена в здании общежития по адресу: Ивановская область, Приволжский район, с. Северцево, д.3. Указанное общежитие является собственностью Ивановской области и закреплено на праве оперативного управления за ОГБПОУ «ПКБТ», статус общежития сохранен, функциональное назначение здания не изменялось, в нем имеются жилые комнаты, предназначенные для проживания студентов и работников ОГБПОУ «ПКБТ, что подтверждено материалами дела.

Кроме того, по заявлению ФИО1 от ДАТА административным ответчиком принято решение от ДАТА зарегистрировать ФИО1 на основании п.29.1 Правил № 713 (регистрация граждан, обучающихся по очной форме обучения). (л.д.88-89).

Поскольку ФИО2 проживает в общежитии образовательного учреждения - ОГБПОУ «ПКБТ, он обратился для решения вопроса о регистрации по месту пребывания к должностному лицу данного учреждения, ответственному за регистрацию граждан по месту жительства или по месту пребывания, предъявив заявление по установленной форме, паспорт, удостоверяющий личность, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (договор от ДАТА найма специализированного помещения в общежитии ОГБПОУ «ПКБТ»), что подтверждено его заявлением от ДАТА, в котором имеется подпись директора ОГБПОУ «ПКБТ» ФИО6, предоставившей жилое помещение (л.д.35).

Наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о регистрации вышеуказанного общежития в качестве нежилого помещения, не может свидетельствовать об утрате жилым помещением статуса специализированного служебного жилого помещения.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для административного дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

При этом суд исходит из того, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении административному истцу ФИО2 государственной услуги по регистрационному учету по месту пребывания, отказ ОМВД России по Приволжскому району в предоставлении такой услуги, изложенный в письме от ДАТА в данном случае является незаконным.

В соответствии со ст.111 КАС РФ с ОМВД России по Приволжскому району в пользу ФИО2 подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Удовлетворить административный иск ФИО2.

Признать незаконным отказ ОМВД России по Приволжскому району в регистрации по месту пребывания, изложенный в письме от ДАТА.

Взыскать с ОМВД России по Приволжскому району в пользу ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья И.А. Шабарова

Решение в окончательной форме изготовлено 24.07.2023.