Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пенза 14 февраля 2024 г.
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Снежкиной О.И.
при секретаре Солнцевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-252/2024 по административному исковому заявлению Мишуниной Светланы Алексеевны к администрации Пензенского района Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,
у с т а н о в и л:
Мишунина С.А. обратилась в суд с названным выше административным исковым заявлением, указав, что на основании постановления администрации Пензенского района Пензенской области от 01.08.2022 № 1051 между ней и администрацией Пензенского района Пензенской области 01.08.2022 заключен договор № безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., местоположение:<...>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, сроком на 6 лет.В соответствии с разрешенным использование на указанном земельном участке осуществлено строительство жилого дома площадью <...> кв.м., который в установленном порядке поставлен на кадастровый учет, за ней зарегистрировано право собственности на данный жилой дом. 16.08.2023 она обратилась в администрацию Пензенского района Пензенской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, по результатам рассмотрения которого в предоставлении земельного участка ей было отказано. Решением Пензенского районного суда Пензенской области от 31.10.2023 указанное решение администрации Пензенского района Пензенской области было признано незаконным, на ответчика была возложена обязанность повторно рассмотреть ее заявление о предоставлении ей земельного участка в собственность. 15.12.2023, обратившись в администрацию Пензенского района Пензенской области с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность за плату без проведения торгов на основании пп. 6п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, был получен ответ администрации Пензенского района Пензенской области от 26.12.2023 №14106, в соответствии с которым ей вновь отказано в предоставлении земельного участка в собственность на основании п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ, указывая, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Принятие такого решения мотивировано тем, что действующим законодательством не предусмотрено прекращение права безвозмездного пользования в связи с приобретением земельного участка в собственность, а также не предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося на праве безвозмездного пользования, в собственность за плату по основаниям, предусмотренным ст. 39.3 ЗК РФ.
Считая указанное решение администрации Пензенского района Пензенской области незаконным, просит суд признать незаконным и отменить решение администрации Пензенского района Пензенской области от 26.12.2023 № 14106 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м, местоположение: <...>; обязать администрацию Пензенского района Пензенской области предоставить ей в собственность без проведения торгов земельный участок на основании заявления от 15.12.2023.
В судебном заседании административный истец Мишунина С.А. и ее представитель Лавриненко Е.В., допущенная к участию в деле по ходатайству административного истца, административное исковое заявление поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить, дали пояснения, аналогичные доводам иска.
Представитель административного ответчика – администрации Пензенского района Пензенской области по доверенности Пчелинцев А.В. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно частям 1, 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Таким законом является, в том числе Земельный кодекс Российской Федерации.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 части 1 ЗК РФ определён принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены в статье 39.1 ЗК РФ.
В свою очередь случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов определены в статье 39.3 ЗК РФ.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Основания, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, перечислены в статье 39.16 ЗК РФ.
Вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулированы в том числе статьёй 39.17 ЗК РФ.
В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление о предоставлении земельного участка в собственность, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В упомянутом решении должны быть указаны все основания отказа.
Таким образом, решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Мишуниной С.А. на основании постановления администрации Пензенского района Пензенской области от 01.08.2022 №1051 предоставлен в безвозмездное пользование сроком на 6 лет земельный участок с кадастровым номером № площадью <...> кв.м., местоположение: <...>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.
01.08.2022 на основании указанного постановления администрации Пензенского района Пензенской области между Мишуниной С.А. и администрацией Пензенского района Пензенской области заключен договор № безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м., местоположение: <...>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, сроком на 6 лет.
В соответствии с разрешенным использование на указанном земельном участке Мишуниной С.А. осуществлено строительство жилого дома площадью <...> кв.м., право собственности на который зарегистрировано за истцом в установленном законом порядке.
16.08.2023 Мишунина С.А. обратилась в администрацию Пензенского района Пензенской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
По результатам рассмотрения данного заявления в предоставлении земельного участка Мишуниной С.А. было отказано.
Решением Пензенского районного суда Пензенской области от 31.10.2023 указанное решение администрации Пензенского района Пензенской области было признано незаконным, на ответчика была возложена обязанность повторно рассмотреть ее заявление о предоставлении ей земельного участка в собственность.
15.12.2023Миишунина С.А. обратилась в администрацию Пензенского района Пензенской области с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность за плату без проведения торгов на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.
26.12.2023 администрацией Пензенского района Пензенской области в предоставлении ей земельного участка было вновь отказано на основании п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ, при этом в ответе указано, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.Кроме того, принятие такого решения мотивировано тем, что действующим законодательством не предусмотрено прекращение права безвозмездного пользования в связи с приобретением земельного участка в собственность, а также не предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося на праве безвозмездного пользования, в собственность за плату по основаниям, предусмотренным ст. 39.3 ЗК РФ.
Как усматривается из оспариваемого письма администрации Пензенского района, отказывая в удовлетворении заявления административного истца, административный ответчик ссылается на нормы законодательства, регламентирующие порядок предоставления земельных участков в собственность бесплатно, в то время как Мишунина С.А. обратилась с заявлением о предоставлении ей земельного участка за плату.
В силу п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственность, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Статьей 39.3 ЗК РФ установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно положениям пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственника таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.При этом договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Нахождение земельного участка на праве безвозмездного пользования также не является препятствием для последующего выкупа земельного участка.
В соответствии с п. 1ст. 47 ЗК РФ право безвозмездного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон: 1. по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен; 2. по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 699 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, ссудополучатель вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного с указанием срока, в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - ФЗ N 218) государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Исходя из смысла приведенной правовой нормы, сведения ЕГРН, включающие сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, подлежат применению уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе при разрешении вопроса о наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Данная правовая позиция неоднократно отражалась Верховным Судом Российской Федерации в вынесенных судебных актах, в частности, в кассационных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2021 года N 4-КАД21-59-К1, от 07 февраля 2020 года N 41-КА19-13.
В данном случае существование на испрашиваемом Мишуниной С.А. земельном участке объекта недвижимости – жилого дома подтверждено имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРН, запись в ЕГРН и право собственности Мишуниной С.А. на жилое здание не оспорены и недействительными не признаны.
Поскольку Мишунина С.А. является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, площадью № кв.м., в силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ при отказе от договора безвозмездного пользования имеет исключительное право на приобретение данного земельного участка в собственность. Какого-либо запрета на предоставление земельного участка, находящегося у лица на праве безвозмездного пользования, в собственность за плату без проведения торгов, действующим законодательством не предусмотрено, что соответствует положениям п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что административный истец не относится к категории лиц, которые не имеют права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, среди которых отсутствует такое основание как наличие представления органов прокуратуры.
В судебном заседании стороной административного истца представлено достаточно доказательств в подтверждение незаконности принятого администрацией Пензенского района Пензенской области решения.
Представителем ответчика опровержимых доказательств в данной части не представлено.
Ссылки представителя ответчика, содержащиеся в письменном отзыве на административное исковое заявление, по мнению суда, являются несостоятельными, поскольку противоречат нормам действующего законодательства и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Проверяя обоснованность заявленных требований, суд исследовал представленные доказательства с точки зрения относимости и допустимости и пришел к выводу, что исковые требования Мишуниной С.А. подлежат удовлетворению.
Системное толкование норм КАС РФ свидетельствует о том, что для удовлетворения требований административного иска Мишуниной С.А. должно быть указано не только на нарушения закона, допущенные административным ответчиком по делу, но и на такие последствия, которые бы свидетельствовали о нарушении прав административного истца.
Поскольку оспариваемое Мишуниной С.А. решение требованиям закона не соответствует и нарушает её права и законные интересы, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка.
В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которыхбыло подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, административным ответчиком неоднократно отказывалось в удовлетворении заявлений Мишуниной С.А. о предоставлении ей земельного участка в собственность без проведения торгов.
При таких обстоятельствах, определяя способ восстановления нарушенного права, суд приходит к выводуо возложения на администрацию Пензенского района Пензенской области обязанности предоставить в собственность Мишуниной С.А. земельный участок с кадастровым номером № без проведения торгов на основании ее заявления от 15.12.2023.
Руководствуясь ст.ст.227-228 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Мишуниной Светланы Алексеевны к администрации Пензенского района Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участкаудовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение администрации Пензенского района Пензенской области от 20.12.2023 № 13881 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м, местоположение: <...><...>.
Обязать администрацию Пензенского района Пензенской области устранить нарушение прав Мишуниной Светланы Алексеевны путем предоставления ей в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м, местоположение: <...>, <...>, на основании заявления от 15.12.2023.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
В окончательной форме решение принято 29 февраля 2024 года.
Председательствующий