дело № 2а-2532/18г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2018 года г.Казань
Приволжский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И.,
при секретаре Егоровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Отделу судебных приставов по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани, судебным приставам-исполнителям Отдела судебных приставов по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани ФИО2, ФИО3, начальнику отдела – старшему судебному приставу Отдела судебных приставов по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани ФИО4, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об оспаривании бездействия, действий.
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 (далее по тексту – административный истец) обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан (далее по тексту – административный ответчик) об оспаривании бездействия и действий.
В обоснование административного иска указано, что 13.03.2018 пенсионеру ФИО1 в отделении № 8610/054 Банка «Татарстан» Сбербанка России стало известно, что 12.03.2018 с его депозитного счёта № списана денежная сумма в размере 4811, 84 руб. Таким образом, административный истец узнал о существовании исполнительного производства, в рамках которого он является должником. Административные ответчики не направляли административному истцу, как должнику какие-либо документы, вынесенные в рамках исполнительного производства, в том числе, постановление о возбуждении исполнительного производства, в противном случае, не было бы необходимости в применении судебным приставом-исполнителем мер принудительного характера.
Поэтому административный истец просит восстановить пропущенный срок на подачу административного иска; признать незаконным бездействие административных соответчиков, выразившееся в не направлении должнику постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; признать незаконными действия административных соответчиков, выразившиеся в применении мер принудительного исполнения до истечения срока для добровольного исполнения; признать незаконными действия административных соответчиков, выразившиеся в обращении взыскания на денежные средства, на которые не может быть обращено взыскание; признать незаконным документ, оформляющий процедуру взыскания, реквизиты которого пока неизвестны.
В судебном заседании представитель административного истца, уточнив требования, просит восстановить пропущенный срок на подачу административного иска; признать незаконным бездействие административных соответчиков, выразившееся в не направлении должнику постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; признать незаконными действия административных соответчиков, выразившиеся в применении мер принудительного исполнения до истечения срока для добровольного исполнения; признать незаконными действия административных соответчиков, выразившиеся в обращении взыскания на денежные средства, на которые не может быть обращено взыскание.
Определениями суда к участию в деле привлечены: в качестве административных соответчиков: Отдел судебных приставов по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани (далее по тексту – ОСП по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани), судебный пристав-исполнитель указанного отдела ФИО3, начальник отдела – старший судебный пристав ОСП по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани ФИО4; в качестве заинтересованных лиц – Межрайонная ИФНС РФ № 4 по РТ, Межрайонная ИФНС № 18 по РТ, Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан (далее по тексту – УФК по Республике Татарстан).
В судебном заседании представитель административного истца уточнённый административный иск и ходатайство о восстановлении срока на подачу административного иска поддержал, просил удовлетворить в полном объёме.
Административные соответчики: судебный пристав-исполнитель ОСП по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани ФИО3, судебный пристав-исполнитель ОСП по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани ФИО2, представляющая также интересы административного ответчика ОСП по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани с уточнёнными административными исковыми требованиями не согласились.
Административные соответчики: начальник отдела – старший судебный пристав ОСП по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани ФИО4, представитель УФССП по РТ, а также заинтересованные лица: представители Межрайонной ИФНС РФ № 4 по РТ, Межрайонной ИФНС № 18 по РТ в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица УФК по Республике Татарстан в судебном заседании разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Суд, в соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1, частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 и статья 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными необходимо наличие двух условий: нарушение закона и нарушение интересов заявителя.
Частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено в ходе судебного заседания, с административным исковым заявлением об оспаривании бездействий, действий судебного пристава-исполнителя, связанных с не направлением постановления о возбуждении исполнительного производства, с применением мер принудительного исполнения до истечения срока для добровольного исполнения, с обращением взыскания на денежные средства, на которые не может быть обращено взыскание, ФИО1 обратился в суд 23.03.2018 (л.д. 7), учитывая, что постановление о возбуждении исполнительного производства было вынесено 22.02.2018, постановление об обращении взыскания на денежные средства должника 12.03.2018, то есть с пропуском процессуального срока, установленного статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В административном иске содержится ходатайство ФИО1 о восстановлении срока на обжалование бездействий, действий судебного пристава-исполнителя, поскольку о нарушении прав административному истцу стало известно после получения из банка выписки по счету, с которого были списаны денежные средства, а именно 13.03.2018.
В судебном заседании сторона административных ответчиков не отрицала, что копия постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 12.03.2018 не была направлена ФИО1, а копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 22.02.2018 хоть и была направлена в адрес ФИО1 почтовым отправлением в виде простой корреспонденции, однако доказательств отправки копии такого постановления она лишена возможности представить суду.
В силу части 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
С учётом изложенных обстоятельств, принимая во внимание, что административными ответчиками не опровергнуты доводы административного истца о не направлении вышеуказанных постановлений в адрес административного истца, суд считает необходимым восстановить ФИО1 срок подачи настоящего административного искового заявления, поскольку срок пропущен им по уважительной причине.
Судом установлено, что на основании постановления начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан ФИО7 № 88 от 20.04.2016 (л.д. 25, 26), обжалованного защитником ФИО1, оставленного без изменения решением Приволжского районного суда г.Казани от 22.06.2016 (л.д. 63, 64), ФИО1 привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб. В тексте данного постановления указано, что постановление вступило в законную силу 22.06.2016, в срок, установленный для добровольного исполнения, штраф не оплачен (л.д. 26).
На основании указанного постановления начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан ФИО7 № 88 от 20.04.2016, судебным приставом-исполнителем ОСП по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани ФИО2 22.02.2018 возбуждено исполнительное производство № 10597/18/16003-ИП, взыскателем по которому является УФК МФ по РТ (МРИФНС РФ № 4 по РТ), должником – ФИО1, предметом исполнения – назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, начиная с момента получения должником копии постановления (л.д. 23).
12.03.2018 судебным приставом-исполнителем ОСП по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани ФИО2 вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника ФИО1, находящиеся в банке, а именно на сумму 5 000 руб. на счёте № отделения Банка Татарстан № 8610 ПАО Сбербанк России (л.д. 37, 38).
Как следует из выписки по счёту № отделения Банка Татарстан № ПАО Сбербанк России от ДД.ММ.ГГГГ, указанные денежные средства были списаны со счёта ФИО1 в банке на депозитный счёт ОСП по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани, а впоследующем перечислены судебным приставом-исполнителем в УФК по Республике Татарстан (л.д. 55-60, л.д. 65-67).
11.04.2018 судебным приставом-исполнителем ОСП по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани ФИО3 вынесено постановление об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства ФИО1 в соответствии со статьями 6, 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа в принудительном порядке (л.д. 39, 40).
В тот же день - 11.04.2018 в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа в принудительном порядке, судебным приставом-исполнителем ОСП по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани ФИО3 в соответствии со статьями 6, 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление об окончании исполнительного производства № 10597/18/16003-ИП от 22.02.2018, назначенные меры принудительного исполнения, а также установленные для должника ограничения отменены (л.д. 36).
При этом, как видно из представленного в суд административным истцом чек-ордера от 26.10.2016, назначенный ФИО1 штраф в размере 5 000 руб. оплачен последним 26.10.2016, то есть до вынесения судебным приставом-исполнителем 22.02.2018 постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с положениями пунктов 1, 8 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав - исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель в трёхдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 вышеуказанного Закона предусмотрено, что судебный пристав - исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным, либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.
Перечень видов исполнительных документов изложен в статье 12 Закона об исполнительном производстве.
Согласно данной норме, исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
Порядок обращения взыскания на денежные средства должника регламентирован статьей 70 Закона об исполнительном производстве, части 2,3 и 5 которой предусматривают, что перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.
Если денежные средства имеются на нескольких счетах должника, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства.
Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняют содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя.
Согласно положений статьи 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
Как было указано выше, частями 11 и 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно части 17 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии с пунктом 4.8.1 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утв. Приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682, отправку исходящих документов производит экспедиция подразделения документационного обеспечения центрального аппарата (аппарата управления, структурного подразделения территориального органа) Службы.
Положениями Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утв. Приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682, а именно пунктом 4.8.3.4 установлено, что регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату направляется должнику постановление о возбуждении исполнительного производства.
Согласно части 2 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
В силу пункта 1 части 3 статьи 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обращение взыскания на имущество должника, в том числе, на денежные средства, является мерой принудительного исполнения.
Как следует из разъяснений пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в течение срока для добровольного исполнения применение мер принудительного исполнения не допускается. Между тем, в указанный срок судебный пристав-исполнитель вправе совершать отдельные исполнительные действия, например, наложить арест на имущество должника, установить запрет на распоряжение имуществом.
Судом установлено, в том числе из пояснений административных соответчиков, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства была направлена должнику ФИО1 простым почтовым отправлением (л.д. 68-70), а не с уведомлением о вручении адресату, как предусмотрено законом.
При этом надлежащих доказательств, подтверждающих обстоятельство направления копии постановления о возбуждении исполнительного производства простым почтовым отправлением, например, журнал учета исходящей корреспонденции РОСП, выписка из книги регистрации исходящих документов РОСП, либо иные документы, в том числе, зафиксированные посредством электронного документооборота (например, распечатка АИС ФССП России), административными соответчиками суду не представлено.
В своих пояснениях административный истец сообщил, что по адресу регистрации по месту жительства, постановление о возбуждении исполнительного производства не направлялось.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства получения должником постановления судебного пристава-исполнителя от 22.02.2018 о возбуждении исполнительного производства и уведомления о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа в определенный срок.
Следовательно, установленные законом правила и сроки направления копии постановления о возбуждении исполнительного производства должнику, судебным приставом-исполнителем нарушены.
Кроме того, как усматривается из постановления о возбуждении исполнительных производств, должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления.
Учитывая, что судебным приставом-исполнителем административному истцу не было вручено в установленном законом порядке постановление о возбуждении исполнительного производства, тем самым до истечения 5-ти дневного срока с момента получения постановления не предоставлена возможность добровольного исполнения требований исполнительного документа, что повлекло необоснованное применение мер принудительного исполнения, а также обращение взыскания на денежные средства должника, а также невозможность должника ФИО1 в течение срока для добровольного исполнения уведомить судебного пристава-исполнителя о добровольной оплате им штрафа в размере 5 000 руб., назначенного постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан ФИО7 № 88 от 20.04.2016, то при таком положении суд приходит к выводу, что бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в не направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства, являются незаконными.
Поскольку, доказательства получения должником копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, в материалах дела отсутствуют и в судебное заседание административными соответчиками, чьи действия обжалуются, представлены не были, то суд приходит к выводу, что течение срока для добровольного исполнения судебного постановления, установленного судебным приставом-исполнителем, для должника ФИО1 не началось и не окончилось, в связи с чем, оснований для принятия судебным приставом-исполнителем мер по принудительному исполнению постановления налогового органа, не имелось.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административными соответчиками не представлены доказательства, подтверждающие законность и обоснованность действий судебного пристава-исполнителя по применению меры принудительного исполнения - обращению взыскания на денежные средства должника ФИО1, находящиеся на банковском счете.
Следовательно, уточнённые административные исковые требования ФИО1 о признании незаконным бездействия, выраженного в не направлении в адрес должника постановления о возбуждении исполнительного производства, а также незаконными действий, выраженных в применении мер принудительного исполнения до истечения срока для добровольного исполнения и в обращении взыскания на денежные средства, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ФИО1 к Отделу судебных приставов по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани, судебным приставам-исполнителям Отдела судебных приставов по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани ФИО2, ФИО3, начальнику отдела – старшему судебному приставу Отдела судебных приставов по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани ФИО4, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан об оспаривании бездействия, действий удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани ФИО2 по не направлению в адрес должника ФИО1 постановления о возбуждении исполнительного производства 22.02.2018 в рамках исполнительного производства № 10597/18/1600-ИП.
Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани ФИО2, выразившиеся в применении мер принудительного исполнения до истечения срока для добровольного исполнения и в обращении взыскания на денежные средства должника ФИО1 в рамках исполнительного производства № 10597/18/1600-ИП от 22.02.2018, обязав устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов ФИО1.
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани ФИО3, начальнику отдела – старшему судебному приставу Отдела судебных приставов по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани ФИО4 об оспаривании бездействий, действий отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Д.И. Галяутдинова