ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2534/2022 от 30.09.2022 Туймазинского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-2534/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2022 года г. Туймазы РБ

Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сосновцевой С.Ю.

при секретаре Багнюк О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к главе Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, главе сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия главы Администрации муниципального района <адрес> РБ, Главы сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по сносу указанного незаконного строения, обязании главу Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, главу сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан принять меры по сносу указанного строения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к главе Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, главе сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия главы Администрации муниципального района <адрес> РБ, Главы сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по сносу указанного незаконного строения, обязании главу Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, главу сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан принять меры по сносу указанного строения. Как следует из ответа Туймазинской межрайонной прокуратуры, указанное капитальное строение возведено частично на ее земельном участке и на неоформленном земельном участке, т.е. имеются признаки возможного самовольного строительства и самозахвата земельного участка. Несмотря на ее обращение к главе Администрации муниципального района <адрес> РБ и главе сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, указанные должностные лица бездействуют, чем нарушают ее права и законные интересы как собственника указанного жилого дома и земельного участка. На основании изложенного, истец просила признать незаконным бездействие главы Администрации муниципального района <адрес> РБ и главы сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, выразившееся в непринятии мер по сносу указанного незаконного строения; обязать главу Администрации муниципального района <адрес> РБ и главу сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> РБ принять меры к сносу указанного строения.

Решением Туймазинского межрайонного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ В удовлетворении исковых требований ФИО1 к главе Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, главе сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия главы Администрации муниципального района <адрес> РБ – отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ решение Туймазинского межрайонного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением Туймазинского межрайонного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение требований ФИО1 к ФИО1 к главе Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, главе сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия главы Администрации муниципального района <адрес> РБ перешло по правилам установленным Кодексом административного судопроизводства РФ.

В качестве заинтересованного лица привлечено Министерство природопользования и экологии РБ.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила, об отложении дела не просила.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 административный иск поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> ФИО3 просил в иске отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> РБ – ФИО4 просила в иске отказать в полном объеме.

Заинтересованные лица ООО «Железобетон» <адрес> РБ, ООО «Газпром трансгаз Уфа», Министерства земельных и имущественных отношений РБ, Министерство природопользования и экологии РБ на судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.

Туймазинская межрайонная прокуратура в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.

На основании ст. 150 КАС Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии со ст. 219 ч. 1 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Статьей 12 ФЗ N 59-ФЗ установлен срок для рассмотрения обращения гражданина - 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец указала, что на ее земельном участке установлен кирпичный забор, в результате чего был частично самовольно захвачен принадлежащий ей на праве собственности земельный участок.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: РБ, <адрес> кадастровым номером площадью 3881 кв.м. на основании записи о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ Категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с постановлением Администрации <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО5 изъят земельный участок площадью 0,15 га в <адрес> Старокандринского сельского Совета, ранее предоставленный на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ для индивидуального жилищного строительства в связи с добровольным отказом.

Земельный участок предоставлен ДООО «Железобетон» ООО «Баштрансгаз» ОАО «Газпром» в постоянное пользование для строительства базы отдыха.

Из реестрового дела объекта недвижимости, представленного по судебному запросу следует, что на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 продала принадлежащие ей на праве собственности, а ФИО1 купила жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: РБ, <адрес>, под номером 19. Кадастровый номер участка

Из материалов надзорного производства ж-2020 усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Туймазинскую межрайонную прокуратуру РБ с заявлением проведении проверки соблюдения земельного и водного законодательства с учетом возведения капитального строения на водоохранной зоне и на ее земельному участке без ее согласия. В случае признаков самовольного строительства просила принять меры по сносу незаконных строений.

Согласно ответа главы сельского поселения Кандринского сельсовета муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, при визуальном обследовании обнаружено, что на земельным участком с кадастровым номером имеется земельный участок, частично огороженный железными заборами с фундаментом. На земельном участке капитальных строений не обнаружено, строительство новых капитальных строений не ведется. Земельный участок в соответствии с земельным законодательством не оформлен, пользователя земельного участка не выявили.

Согласно ответу Туймазинской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГж-2020 на обращение ФИО1 следует, что на земельном участке с кадастровым номером 02:46:090502:10 имеется земельный участок, частично огороженный железными заборами с фундаментом. Капитальных строений не обнаружено, строительство новых капитальных строений не ведется. Земельный участок в соответствии с требованиями земельного законодательства не оформлен. Проведенной проверкой нарушений требований закона не выявлено, в связи с чем, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усматривается.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась на имя Главы Администрации муниципального района <адрес> РБ с заявлением в котором просила провести проверку соблюдения земельного и водного законодательства с учетом возведения капитального строения на водоохранной зоне и на ее земельному участке без ее согласия. В случае признаков самовольного строительства просила принять меры по сносу незаконных строений.

ДД.ММ.ГГГГ пр/з Администрацией муниципального района <адрес> РБ дан ответ ФИО1 о том, что по ее обращению направлен запрос в Туймазинское территориальное правление Министерства природопользования и экологии РБ. После получения вышеуказанного заключения будет направлен ответ с разъяснениями.

Согласно справке Туймазинского территориального правления Министерства природопользования и экологии РБ от ДД.ММ.ГГГГ местоположение <адрес>, земельный участок <адрес>, кадастровый . Водные объекты: озеро Кандпы-Куль в пределах 51 м. Наличие особо охраняемых природных территория: особо охраняемая природная территория природный парк «Кандры-Куль». Ограничения по природопользованию: при условии соблюдения требований природоохранного законодательства: При условии соблюдения в границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос ограничений хозяйственной и иной деятельности, установленных статьей 63 Водного закона РФ № 74-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ При условии соблюдения требований, установленных статьями 20, 21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

ДД.ММ.ГГГГ пр/з Администрацией муниципального района <адрес> РБ дан ответ ФИО1 о том, что земельный участок. Расположенные по адресу: РБ, <адрес>, кадастровый , находится в особо охраняемой природной территории природный парк «Кандры-Куль».

ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 поступило заявление о необходимости провести проверку земельного и водного законодательства в связи с возведением капитального строения в водоохраной зоне и на ее земельном участке.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в связи с тем, что поставленный в обращении вопрос не относился к компетенции сельского поселения Кандринский сельсовет, обращение в течение семи дней со дня регистрации был направлен компетентному органу – Администрации МР <адрес> РБ, и ФИО1 была уведомлена о переадресации ее обращения.

Администрацией муниципального района <адрес> осуществлено комиссионное обследование земельного участка, расположенного по адресу: РБ, Кандринский сельсовет, д. Кандры-Кутуй, <адрес>, с кадастровым номером , в составе начальника юридического отдела Администрации муниципального района <адрес> ФИО7, начальника отдела по муниципальному земельному контролю <адрес> ФИО8, заместителя главы Администрации СП Кандринский сельсовет ФИО4, специалиста землеустроителя Администрации СП Кандринский сельсовет ФИО9, специалистом МБУ «Архитектура и градостроительство» ФИО10

В ходе обследования земельного участка установлено, что земельный участок частично расположен в водоохраной зоне озера «Кандры-Куль» и полностью расположен в границах особо охраняемой природной территории (ООПТ) регионального значения – Природного парка «Кандры-Куль»; соответствие земельного участка с кадастровым номером , принадлежащий ФИО1, данным кадастрового учета установить не удалось ввиду отсутствия боковых и задних границ земельного участка (забора или межи); с правой и с левой стороны расположены земельные участки с индивидуальными жилыми домами и хозяйственными постройками, с торцевой части прибрежная зона озера Кандры-Куль; объект капитального строительства – кирпичный забор, расположен с торцевой части земельного участка, приблизительно в 20 метрах от границы земельного участка ФИО1, границы участка не пересекает. Однако, объект капитального строительства – ограждение, представляющее собой металлический забор, пересекает земельный участок на 1,4 метра; озеро Кандры-Куль расположено с торцевой части земельного участка забор загораживает доступ, однако необходимо отметить, что данный участок земли не является землями общего пользования и находится в водоохраной зоне озера Кандры-Куль, к тому же, имеется доступ к озеру с фасадной стороны через земли общего пользования; земельный участок, на котором располагается объект капитального строительства (кирпичный забор) на кадастровый учет не поставлен, собственность на него не разграничена; объект капитального строительства представляет собой забор, состоящий из кирпича и металла, высотой около 2 метров, имеются металлические ворота, с навесным замком.

Согласно части 2 55.32 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:

1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;

2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;

3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

На основании Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ.1. разработано Положение о Природном парке «Кандры-Куль» в соответствии с требованиями Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан "Об особо охраняемых природных территориях в <адрес>", Положения о природных парках в <адрес>, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях в <адрес>" (с последующими изменениями), Постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 167 "Об утверждении размеров платы за оказываемые услуги на особо охраняемых природных территориях республиканского значения" (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 99). 1.2. Природный парк "Кандры-Куль" является особо охраняемой природной территорией республиканского значения, в границах которой выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение. 1.3. Природный парк находится в ведении Республики Башкортостан и располагается на землях <адрес> Республики Башкортостан. <адрес> земель в границах Природного парка составляет 5174,6 га. 1.4. Срок действия Природного парка - бессрочный. 1.5. Изменение границ, режима особой охраны и упразднение Природного парка осуществляются в том же порядке, что и его создание.

2.1. Управление Природным парком осуществляется государственным учреждением, находящимся в ведении республиканского органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

2.2. Учреждение возглавляет директор, назначаемый и освобождаемый от должности приказом республиканского органа исполнительной власти, в ведении которого находится Учреждение. 2.3. Директор Учреждения осуществляет общее руководство Природным парком и несет ответственность за его деятельность. 2.4. Природный парк возглавляет должностное лицо, назначаемое и освобождаемое от должности директором Учреждения. (п. 2.4 в ред. Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 354) 2.5. Должностное лицо, возглавляющее Природный парк, подотчетно директору Учреждения, в ведении которого находится Природный парк, и решает вопросы, относящиеся к его компетенции. (п. 2.5 в ред. Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 354) 2.6. Должностное лицо, возглавляющее Природный парк, работники Учреждения обеспечивают соблюдение режима особой охраны Природного парка. (п. 2.6 в ред. Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 354) 2.7. Земельные участки (в том числе земельные участки лесного фонда) в границах Природного парка предоставляются Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2.8. В границах Природного парка могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей. 2.9. Запрещаются изъятие или иное прекращение прав на земельные участки, предоставленные Учреждению, за исключением случаев, предусмотренных земельным и лесным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Таким образом, под самовольной постройкой понимается объект недвижимости (здание, сооружение, другое строение).

Забор не может быть отнесен к объектам недвижимости, поскольку он не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского права, выполняет лишь обслуживающую функцию по отношению к земельному участку.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», положения ст. 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом.

Из материалов дела усматривается, что полномочными должностными лицами проводилась проверка по обращению истца в связи с возведением капитального строения в водоохраной зоне и на ее земельном участке.

С учетом изложенного, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к главе Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, главе сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия главы Администрации муниципального района <адрес> РБ, Главы сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по сносу указанного незаконного строения, обязании главу Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, главу сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан принять меры по сносу указанного строения,

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к к главе Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, главе сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия главы Администрации муниципального района <адрес> РБ, Главы сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по сносу указанного незаконного строения, обязании главу Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, главу сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан принять меры по сносу указанного строения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца.

Судья С.Ю. Сосновцева

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.