Дело № 2а-2537/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2019 года гор. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Эминова О.Н.,
при секретаре судебного заседания Чурюмове Э.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО14 в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Калмыкия, Бюджетному учреждению Республики Калмыкия «Центр оценки качества образования» о признании действий органа исполнительной власти РК, муниципального органа РК, протокола заседания Республиканской конфликтной комиссии незаконными,
установил:
ФИО14 обратилась в суд в интересах несовершеннолетнего ФИО1 с иском к Министерству образования и науки Республики Калмыкия, Бюджетному учреждению Республики Калмыкия «Центр оценки качества образования», в котором просит суд: признать незаконными действия Конфликтной комиссии РК по рассмотрению апелляций при проведении государственной итоговой аттестации Министерства образования РК об отклонении апелляции; признать незаконными действия БУ РК «Центр оценки качества образования» по информированию участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования о результатах рассмотрения апелляций; признать незаконным протокол заседания Конфликтной комиссии РК по рассмотрению апелляций при проведении государственной итоговой аттестации Министерства образования РК №7 от 24 июня 2019 года об отклонении апелляции; обязать Министерство образования РК и БУ РК «Центр оценки качества образования» привести в соответствие сведения об измененных по итогам пересчета результатов ЕГЭ ФИО1 по русскому языку; обязать Министерство образования РК выдать свидетельство о результатах ЕГЭ на имя ФИО1 с учетом измененных результатов по русскому языку в сторону увеличения на 5 (пять) баллов.
Заявленные требования мотивированы следующим. 03 июня 2019 года ее сын ФИО1 сдал единый государственный экзамен (далее –ЕГЭ) по русскому языку. При обработке бланков ЕГЭ возникла техническая ошибка, в связи с чем правильные ответы на отдельные вопросы были учтены как неверные. В связи с чем, 20 июня 2019 года ФИО1, не согласившись с результатами, подал в конфликтную комиссию апелляцию, указав на необходимость рассмотрения апелляции в его присутствии. Конфликтной комиссией в присутствии ФИО1 и его отца ФИО2 было принято решение об удовлетворении апелляции ввиду технической ошибки при обработке, о чем составлены протоколы по форме 2-АП и 2-АП-1. Согласно протоколу по форме 2-АП-1 конфликтной комиссией было принято решение о внесении изменений в бланк для пересчета результатов ЕГЭ путем восстановления неучтенных 5 (пяти) баллов. Вместе с тем, согласно протокола от 24 июня 2019 года №7 конфликтной комиссией было принято решение об отказе в удовлетворении апелляции ФИО1 по русскому языку от 20 июня 2019 года. Незаконные действия ответчиков - Минобразования по РК и БУ РК «ЦОКО» нарушают конституционное право ФИО1 на образование, а также создаются препятствия для поступления в высшее учебное заведение.
Административный истец ФИО14 и несовершеннолетний ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства образования и науки РК ФИО15, действующий по доверенности, исковые требования не признал, представил письменные возражения, в которых просил в иске отказать.
Представитель административного ответчика БУ РК «Центр оценки качества образования» ФИО16, действующий по доверенности, иск не признал.
Выслушав участников процесса, показания свидетелей, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу указанной нормы закона обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
граждан могут защищать в суде как их законные представители – родители, так и представители, отвечающие требованиям ст.55 КАС РФ.
В соответствии с ч.1 ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ученик МБОУ «Русская национальная гимназия им.С.Радонежского» г.Элисты, 03 июня 2019 года сдал единый государственный экзамен по предмету «русский язык».
24 июня 2019 года Республиканская конфликтная комиссия РК по итогам рассмотрения апелляции вынесла решение о необходимости перерасчета результатов ЕГЭ ФИО1 (апелляция удовлетворена) в связи с наличием технической ошибки при обработке заданий с кратким ответом (Протокол рассмотрения апелляции по результатам ЕГЭ форма 2-АП-1).
Также, решением Республиканской конфликтной комиссией РК, оформленным протоколом от 24 июня 2019 года №7 было принято решение об отказе в удовлетворении апелляции ФИО1 по предмету «русский язык».
Решением Государственной экзаменационной комиссии РК утверждены результаты ГИА-11 ЕГЭ по русскому языку основного дня 03 июня 2019 года основного периода ГИА-2019 после апелляции (протокол ГЭК РК от 26.06.2019г. №67).
Приказом Министерства образования и науки РК от 26 июня 2019 г. №1015 утверждены результаты ГИА-11 ЕГЭ по русскому языку основного дня 03 июня 2019 года основного периода ГИА-2019 после апелляции.
Таким образом, суммарный балл ФИО1 по экзамену по предмету «русский язык» после апелляции составил 73 балла.
Не соглашаясь с указанными действиями и решениями Республиканской конфликтной комиссии и БУ РК «ЦОКО», ФИО14, как законный представитель, обратилась в суд с настоящим административным иском в интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО1, оспорив их.
Указанное подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
В соответствии со ст. 59 ФЗ РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы (п.1).
Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п.3).
Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта (п.4).
Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), а также сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (п.5).
Методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, организация разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, обеспечения этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий, а также организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, определение минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (п.14).
Приказом Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября 2018 года №190/1512 утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Порядок).
Согласно положениям п.63 указанного Порядка, до начала экзамена организаторы проводят инструктаж участников экзамена, в том числе информируют о порядке проведения экзамена, правилах заполнения бланков ЕГЭ и ГВЭ, продолжительности экзамена по соответствующему учебному предмету, порядке и сроках подачи апелляций о нарушении настоящего Порядка и о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с экзамена. А также о времени и месте ознакомления с результатами экзамена.
В соответствии с п. 76 Порядка конфликтная комиссия принимает в письменной форме апелляции обучающихся, выпускников прошлых лет о нарушении установленного порядка проведения ГИА по учебному предмету и (или) о несогласии с выставленными баллами в конфликтную комиссию.
Пунктом 78 данного Порядка установлено, что при рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не проводится лицами, принимавшими участие в организации и (или) проведении соответствующего экзамена либо ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося, выпускника прошлых лет, подавшего апелляцию. В целях выполнения своих функций конфликтная комиссия запрашивает у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в том числе экзаменационные работы ГВЭ, бланки ЕГЭ, КИМ, сведения о лицах, присутствовавших в ППЭ, иные сведения о соблюдении порядка проведения ГИА (п. 79).
В силу п. 80 Порядка обучающийся, выпускник прошлых лет и (или) его родители (законные представители) при желании присутствуют при рассмотрении апелляции. При рассмотрении апелляции также присутствуют: а) члены ГЭК – по решению председателя ГЭК; б) общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке, - по желанию; в) должностные лица Рособрнадзора, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в области образования, - по решению соответствующих органов. Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.
В соответствии с п. 84 Порядка апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету. Обучающиеся подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, которой они были допущены в установленном порядке к ГИА, выпускники прошлых лет – в места, в которых они были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ, а также в иные места, определенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования. По решению ГЭК подача и (или) рассмотрение апелляций организуется с использованием информационно-коммуникационных технологий, при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных. Обучающиеся, выпускники прошлых лет заблаговременно информируются о времени, месте и порядке рассмотрения апелляций. При этом руководитель организации, принявший апелляцию, незамедлительно передает ее в конфликтную комиссию (п. 85).
В п. 86 Порядка закреплено, что при рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия запрашивает в РЦОИ, предметной комиссии распечатанные изображения экзаменационной работы, электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов обучающегося, выпускника прошлых лет, протоколы устных ответов обучающегося, сдававшего ГВЭ в устной форме, копии протоколов проверки экзаменационной работы предметной комиссией и КИМ, тексты, темы, задания, билеты, выполнявшиеся обучающимся, выпускником прошлых лет, подавшим апелляцию. Указанные материалы предъявляются обучающемуся, выпускнику прошлых лет (в случае его участия в рассмотрении апелляции). Обучающийся, выпускник прошлых лет письменно подтверждает, что ему предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы, файлы с цифровой аудиозаписью его устного ответа, протоколы устных ответов обучающегося, сдававшего ГВЭ в устной форме.
Согласно п. 87 Порядка при возникновении спорных вопросов по оцениванию экзаменационной работы конфликтная комиссия устанавливает правильность ее оценивания. Для этого к рассмотрению апелляции привлекаются эксперты по соответствующему учебному предмету. В случае если эксперты не дают однозначного ответа о правильности оценивания экзаменационной работы обучающегося, выпускника прошлых лет конфликтная комиссия обращается в Комиссию по разработке КИМ по соответствующему учебному предмету с запросом о разъяснениях по содержанию заданий КИМ (в том числе заданий с выбором ответа или с кратким ответом), по критериям оценивания.
В соответствии с п. 88 Порядка по результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и изменении баллов (повышении или понижении баллов). В случае выявления ошибок в обработке и (или) проверке экзаменационной работы обучающегося, выпускника прошлых лет конфликтная комиссия передает соответствующую информацию в РЦОИ, предметную комиссию для пересчета результатов ГИА. Для пересчета результатов ЕГЭ протокол конфликтной комиссии в течение двух календарных дней направляется в уполномоченную организацию. Уполномоченная организация не позднее чем через пять рабочих дней с момента получения протоколов конфликтной комиссии передает измененные по итогам пересчета результаты ЕГЭ в РЦОИ, который в течение одного календарного дня представляет их для дальнейшего утверждения ГЭК.
Аналогичные нормы содержатся также в Положении о конфликтной комиссии по проведению государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам среднего общего образования в Республике Калмыкия, принятом во исполнение федеральных нормативных правовых актов и утвержденном приказом Министерства образования и науки РК от 04 марта 2015 года №215 (далее – Положение).
Согласно данному Положению конфликтная комиссия в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации и проведения ГИА, рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), нормативными правовыми актами Республики Калмыкия, утвержденными в установленном порядке инструкциями по вопросам организационно-технологического и информационного сопровождения ГИА и инструкциями по оцениванию выполненных заданий, в том числе с кратким ответом.
Методическими материалами по работе конфликтной комиссии субъекта российской федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, направленных письмом Рособрнадзора от 27.02.2015 № 02-63 (далее – Методические материалы), также предусмотрены аналогичные положения.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки письмом от 29 декабря 2018 года №10-897 направила для использования в работе методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2019 году, в том числе: Правила заполнения бланков единого государственного экзамена в 2019 году (Приложение 3 к письму Рособрнадзора от 29.12.2018г. №10-987); Методические рекомендации по подготовке, проведению и обработке материалов единого государственного экзамена в региональных центрах обработки информации субъектов Российской Федерации в 2019 году (Приложение 4 к письму Рособрнадзора от 29.12.2018г. №10-987).
Так, в Правилах заполнения бланков единого государственного экзамена в 2019 году (с.21) указано, что в средней части бланка ответов №1 (рис.8) краткий ответ записывается справа от номера задания в области ответов с названием «Результаты выполнения заданий с кратким ответом».
Ответ на задание с кратким ответом нужно записать в такой форме, в которой требуется в инструкции к данному заданию (или группе заданий), размещенной в КИМ перед соответствующим заданием или группой заданий.
Не разрешается использовать при записи ответа на задание с кратким ответом никакие иные символы, кроме символов кириллицы, латиницы, арабских цифр, запятой и знака «дефис» («минус»), диакритических знаков, образцы которых даны в верхней части бланка.
Краткий ответ, в соответствии с инструкцией к заданию, может быть записан только в виде:
одной цифры;
целого числа (возможно использование знака «минус»);
конечной десятичной дроби (возможно использование знака «минус»);
последовательности символов, состоящей из букв и (или) цифр;
слова или словосочетания (нескольких цифр).
Каждая цифра, буква, запятая или знак «минус» (если число отрицательное) записывается в отдельную клетку строго по образцу из верхней части бланка ответов №1.
Согласно требованиям Инструкции по выполнению работы ЕГЭ по русскому языку к Части 1, размещенной в КИМ (контрольно-измерительный материал), ответ записывается в тексте работы, а затем переносится в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждая буква или цифра пишется в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проверка экзаменационных работ включает в себя:
Обработку бланков ЕГЭ И ГВЭ;
Проверку предметными комиссиями ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, ответов на задания текстов, тем, заданий, билетов ГВЭ, в том числе устных ответов;
Централизованную проверку экзаменационных работ участников экзаменов (п. 75).
Обработка бланков ЕГЭ и ГВЭ по всем учебным программам осуществляется в РЦОИ с использованием специальных аппаратно-программных устройств (п.76).
В судебном заседании установлено, что в состав республиканской Конфликтной комиссии РК по рассмотрению апелляций при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2019 года входили 9 членов, в том числе ФИО3 (в качестве председателя комиссии), ФИО4 (секретарь комиссии), ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10ФИО11.
В данном случае в обсуждении принимали участие 7 из 9 членов комиссии, то есть был кворум. Решение комиссии было принято путем обсуждения работы большинством голосов в пределах предоставленных полномочий с истребованием необходимых документов, в присутствии апеллянта и его законного представителя, при наличии подтверждения апеллянтом о предъявлении изображения выполненной им экзаменационной работы.
В ходе рассмотрения апелляции было установлено, что при обработке (верификации) бланка ответов №1 ФИО1 программа обнаружила ошибку по допустимым символам, которая не позволила перейти к проверке другой страницы. Ошибка заключалась, по мнению комиссии в том, что участник ЕГЭ ФИО1 при заполнении бланка ответов №1 в ответе №3 к заданию 8 в нарушение вышеуказанных Правил заполнения бланков единого государственного экзамена в 2019 году и Инструкции по выполнению работы ЕГЭ по предмету «русский язык» оставил поле пустым (незаполненным), то есть допустил пробел (недопустимый символ).
После обнаружения указанного обстоятельства оператор станции верификации в соответствии с п.7 раздела 12 «Верификация результатов распознавания» Методических рекомендаций по подготовке, проведению и обработке материалов единого государственного экзамена в региональных центрах обработки информации субъектов Российской Федерации в 2019 году, и п.1.7 Правил для оператора станции верификации в РЦОИ (Приложение №5 к указанным выше Методическим рекомендациям) удалил недопустимый символ (пробел), в результате ответы №4 и №5 сдвинулись влево, став ответам №3 и №4, и засчитались как неверные.
Указанное было расценено конфликтной комиссией как техническая ошибка обработки, в связи с чем конфликтной комиссией принято решение об удовлетворении апелляции о несогласии с выставленными баллами ФИО1 с необходимостью перерасчета результатов ЕГЭ в связи с технической ошибки при обработке, оформленного протоколом рассмотрения апелляции по результатам ЕГЭ от 24 июня 2019 года (форма 2-АП).
24 июня 2019 года по окончании заседания конфликтной комиссией в БУ РК «ЦОКО» был передан апелляционный комплект ФИО1 для внесения соответствующих изменений в отчетную документацию. В последующем данный апелляционный комплект был направлен на обработку в ФГБУ «Федеральный центр тестирования».
24 июня 2019 года по окончании заседания конфликтной комиссией в БУ РК «ЦОКО» был передан апелляционный комплект ФИО1 для внесения соответствующих изменения в отчетную документацию, данный апелляционный комплект был направлен на обработку в ФГБУ «Федеральный центр тестирования».
25 июня 2019 года ФГБУ «ФЦТ» передало в БУ РК «ЦОКО» протокол проверки результатов единого государственного экзамена в 2019 году (После апелляций) от 25.06.2019 года, согласно которому апелляция ФИО1 отклонена, балл по предмету «русский язык» остался прежним (73), апелляционный комплект был возвращен из ФГБУ «ФЦТ» в БУ РК «ЦОКО». 26 июня 2019 года получен ответ из ФГБУ «Федеральный центр тестирования» о блокировке апелляции ФИО1.
В соответствии с п.4.4. Положения о Конфликтной комиссии РК по рассмотрению апелляций при проведении итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образоания и науки РК от 04 марта 2015 года № 215, итоговые протоколы передаются в ГЭК РК и Региональный центр обработки информации для внесения соответствующих изменений в протоколы результатов ЕГЭ и отчетную документацию.
Согласно п.102 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования протоколы конфликтной комиссии о рассмотрении апелляций участника экзамена в течение одного календарного дня передаются в РЦОИ для внесения соответствующей информации в региональную информационную систему. Для пересчета результатов ЕГЭ протоколы конфликтной комиссии в течение двух календарных дней направляются РЦОИ в уполномоченную организацию. Уполномоченная организация проводит пересчет результатов ЕГЭ по удовлетворенным апелляциям в соответствии с протоколами конфликтной комиссии и не позднее чем через пять рабочих дней с момента получения указанных протоколов передает измененные по итогам пересчета результаты ГЭ в РЦОИ, который в течение одного календарного дня предоставляет их для дальнейшего утверждения ГЭК.
В соответствии с п.6.9. Положения о Конфликтной комиссии РК по рассмотрению апелляций при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, Государственная экзаменационная комиссия РК на основании решения Комиссии и протокола проверки результатов ГИА, содержащего пересчитанный в результате корректировок итоговый балл участника ГИА, утверждает полученные результаты и вносит соответствующие изменения в отчетную документацию.
Свидетель ФИО2 суду показал, что его сын ФИО1 при сдаче 03 июня 2019 года единого государственного экзамена по русскому языку при заполнении бланка ответов №1 в ответе №3 к заданию 8 оставил пробел, в связи с чем три ответа в этом задании засчитались неверными. По итогам рассмотрения апелляции 24 июня 2019 года конфликтная комиссия в присутствии его и его сына ФИО1 приняла решение об удовлетворении апелляции его сына ФИО1 в связи с наличием технической ошибки при обработке заданий с кратким ответом с необходимостью с пересчета результатов экзамена по русскому языку. В последствии он узнал, что конфликтная комиссия 24 июня 2019 года также приняла решение об отказе в удовлетворении апелляции ФИО1. О заседании конфликтной комиссии по повторному рассмотрению апелляции его как законного представителя и его сына ФИО1 не уведомляли, и на таком заседании они не присутствовали. Когда именно и в связи с чем конфликтной комиссией принято решение об отказе в удовлетворении апелляции его сына ФИО1 ему не известно.
Из показаний свидетелей ФИО12 (заместитель директора БУ РК «ЦОКО») и ФИО13 (начальник отдела организационно-технологического сопровождении ГИА БУ РК «ЦОКО»), следует, что участник ЕГЭ ФИО1 при заполнении бланка ответов №1 в ответе №3 к заданию №8 оставил клетку пустой, то есть допустил пробел (недопустимый символ). При обработке (верификации) бланка ответов №1 ФИО1 программа обнаружила эту ошибку и не позволила перейти к проверке другой страницы. После чего оператор станции верификации в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке, проведению и обработке материалов единого государственного экзамена в региональных центрах обработки информации субъектов Российской Федерации в 2019 году, и Правилами для оператора станции верификации в РЦОИ (удалил недопустимый символ (пробел). Указанное конфликтной комиссией было расценено как техническая ошибка обработки, в связи с чем принято решение об удовлетворении апелляции о несогласии с выставленными баллами ФИО1 и необходимости перерасчета результатов ЕГЭ в связи с технической ошибки при обработке заданий с кратким ответом, оформленного протоколом рассмотрения апелляции по результатам ЕГЭ от 24 июня 2019 года (форма 2-АП). 24 июня 2019 года по окончании заседания конфликтной комиссией в БУ РК «ЦОКО» был передан апелляционный комплект ФИО1 для внесения соответствующих изменения в отчетную документацию, данный апелляционный комплект был направлен на обработку в ФГБУ «Федеральный центр тестирования». 25 июня 2019 года ФГБУ «ФЦТ» передало в БУ РК «ЦОКО» протокол проверки результатов единого государственного экзамена в 2019 году (После апелляций) от 25.06.2019 года, согласно которому апелляция ФИО1 отклонена, балл по предмету «русский язык» остался прежним (73), апелляционный комплект был возвращен из ФГБУ «ФЦТ» в БУ РК «ЦОКО». 26 июня 2019 года получен ответ из ФГБУ «Федеральный центр тестирования» о блокировке апелляции ФИО1. В этой связи конфликтной комиссией было принято решение об отказе в удовлетворении апелляции ФИО1 от 20 июня 2019 года по предмету «русский язык», оформленное протоколом от 24 июня 2019 года №7.
Свидетель ФИО4, секретарь республиканской Конфликтной комиссии РК, суду показала, что 24 июня 2019 года конфликтная комиссия приняла решение об удовлетворении апелляции ФИО1 по русскому языку в связи с наличием технической ошибки при обработке заданий с кратким ответом и необходимости с пересчета результатов экзамена. В данном случае в обсуждении принимали участие 7 из 9 членов комиссии, то есть был кворум. Решение комиссии было принято в присутствии апеллянта и его законного представителя. В тот же день по окончании заседания конфликтной комиссией апелляционные комплекты ФИО1 были переданы в РЦОИ для внесения соответствующих изменения в отчетную документацию. 25 июня 2019 года ФГБУ «ФЦТ» передало в БУ РК «ЦОКО» протокол проверки результатов единого государственного экзамена в 2019 году (После апелляций) от 25.06.2019 года, согласно которому апелляция ФИО1 отклонена, балл по русскому языку остался неизменным (73). После чего она подготовила решение конфликтной комиссии об отказе в удовлетворении апелляции ФИО1, которое оформила протоколом №7 от 24 июня 2019 года. Фактически 24 июня 2019 года заседание конфликтной комиссии по отклонению апелляции ФИО1 по русскому языку не проводилось, ФИО1 и его законные представители о таком заседании не извещались.
Оснований ставить под сомнение показания указанных выше свидетелей у суда не имеется, так как эти показания согласуются между собой и не противоречат исследованным в судебном заседании доказательствам.
Суд обозрел в судебном заседании подлинник протокола заседания республиканской Конфликтной комиссии Республики Калмыкия по рассмотрению апелляций при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2019 году (основной период) от 24 июня 2019 года №7, и установил, что 24 июня 2019 года заседание конфликтной комиссии, на котором было принято решение об отклонении апелляции ФИО1 по предмету «русский язык», фактически не проводилось. Соответственно, ФИО1 и его законные представители о таком заседании не извещались.
Указанное административными ответчиками не оспаривается, при этом отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств обратного суду не представлено.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что независимо от того, нарушил ли участник ЕГЭ ФИО1 Порядок проведения ЕГЭ, оспариваемое решение конфликтной комиссии об отклонении апелляции ФИО1, оформленное протоколом от 24 июня 20129 года №7, подлежит признанию незаконным.
То обстоятельство, что в протоколе заседания Республиканской конфликтной комиссии РК по рассмотрению апелляций при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2019 году (основной период) от 24 июня 2019 года №7 указано об отклонении апелляции ФИО1, правового значения для дела не имеет, так как в судебном заседании установлено, что данное решение конфликтной комиссии принято именно в отношении участника ЕГЭ ФИО1, и указанная опечатка не влияет на выводы суда об удовлетворении заявленных требований о признания вышеуказанного протокола заседания конфликтной комиссии Республики Калмыкия от 24 июня 2019 года №7 в части отклонения апелляции ФИО1 по предмету «русский язык» незаконным.
Таким образом, заявленные требования о признании действий Республиканской конфликтной комиссии РК по отклонению апелляции ФИО1 по предмету «русский язык», протокола заседания Республиканской конфликтной комиссии РК от 24 июня 2019 года №7 в части отклонения апелляции ФИО1 по предмету «русский язык», и действий БУ РК «ЦОКО» по информированию участников государственной итоговой аттестации о результатах рассмотрения апелляции ФИО1 по предмету «русский язык» в 2019 году незаконными, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также, на основании п.5, пп «Е» п.11 Правил формирования и ведения федеральной системы обеспечения проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, приема граждан в образовательные организации для получения среднего и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, утвержденных Постановлением правительства РФ от 31 августа 2013 года №755, сведения о результатах государственной итоговой аттестации вносятся в региональные информационные системы операторами и расположенными на территории Российской Федерации образовательными организациями, реализующими образовательные программы общего и (или) среднего общего образования, и (или) среднего профессионального образования на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
По смыслу указанных Правил обладателем информации, содержащейся в региональной информационной системе, является субъект Российской Федерации. От имени субъекта Российской Федерации правомочия обладателя информации, содержащейся в региональной информационной системе, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации каковым является Министерство образования и науки Республики.
Вместе с тем, при разрешении заявленных требований суд учитывает, что указанное выше решение Республиканской конфликтной комиссии РК об удовлетворении апелляции ФИО1 с необходимостью перерасчета результатов единого государственного экзамена, оформленное протоколом рассмотрения апелляции по результатам ЕГЭ от 24 июня 2019 года (форма 2-АП), в установленном порядке незаконным признано не было и не отменено, доказательств обратного не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на Министерство образования и науки Республики Калмыкия обязанность проверить правильность оценки результатов единого государственного экзамена в 2019 году (основной период) выпускника текущего года ФИО1 по предмету «русский язык» в соответствии с вышеуказанным решением Республиканской Конфликтной комиссии Республики Калмыкия по рассмотрению апелляций при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2019 года об удовлетворении апелляции ФИО1 с перерасчетом результатов единого государственного экзамена, оформленного протоколом рассмотрения апелляции по результатам единого государственного экзамена от 24 июня 2019 года (форма 2-АП) и приложения к нему (форма 2-АП-1).
Требования же истца об обязании Министерства образования и науки РК выдать свидетельство о результатах ЕГЭ на имя ФИО1 с учетом измененных результатов по предмету «русский язык» в сторону увеличения на 5 (пять) баллов удовлетворению не подлежат, поскольку уполномоченной организацией пересчет результатов ЕГЭ ФИО1 по предмету «русский язык» в данном случае не проводился.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО14 в интересах несовершеннолетнего ФИО1 удовлетворить частично.
Признать действия Республиканской конфликтной комиссии Республики Калмыкия по рассмотрению апелляций при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2019 году (основной период) по отклонению апелляции по предмету «русский язык» в 2019 году (основной период) выпускника текущего года ФИО1 - незаконными.
Признать действия Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Центр оценки качества образования» по информированию участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2019 году (основной период) о результатах рассмотрения апелляции по предмету «русский язык» в 2019 году (основной период) выпускника текущего года ФИО1. - незаконными.
Признать протокол заседания республиканской Конфликтной комиссии Республики Калмыкия по рассмотрению апелляций при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2019 году (основной период) от 24 июня 2019 года №7 в части отклонения апелляции по предмету «русский язык» (основной период) выпускника текущего года ФИО1 – незаконным.
Обязать Министерство образования и науки Республики Калмыкия проверить правильность оценки результатов единого государственного экзамена в 2019 году (основной период) выпускника текущего года ФИО1 по предмету «русский язык» в соответствии с решением республиканской Конфликтной комиссии Республики Калмыкия по рассмотрению апелляций при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2019 года об удовлетворении апелляции выпускника текущего года ФИО1 с необходимостью перерасчета результатов единого государственного экзамена, оформленного протоколом рассмотрения апелляции по результатам единого государственного экзамена от 24 июня 2019 года (форма 2-АП) и приложения к нему (форма 2-АП-1).
В удовлетворении остальных требований ФИО14 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: О.Н. Эминов