Дело № 2а-2537/2019 УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2019 год город Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе председательствующего Бобылевой И.Г., при секретаре Поздеевой Н.М., с участием прокурора Казаковой Т.Б., представителя административного ответчика Иконниковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора города Златоуста Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Златоуста Челябинской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области (далее – Администрация ЗГО) о признании бездействий незаконными, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что Администрацией ЗГО не разработан административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по рассмотрению заявлений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности; не утвержден порядок принятия решений по результатам рассмотрения заявлений. Отсутствие административного регламента противоречит требованиям ст.,5,6 1 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и нарушает права жителей ЗГО, а также создает предпосылки для коррупционных проявлений и возможность произвольного применения норм законодательства. Просит признать незаконным бездействие Администрации ЗГО, выразившее в непринятии мер по разработке административного регламента и обязать административного ответчика разработать и утвердить административный регламент «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Прокурор г.Златоуста Казакова Т.Б. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Администрации ЗГО - Иконникова А.В., в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Полагает, что на территории муниципального образования нет необходимости разрабатывать и применять административный регламент «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», поскольку порядок решения вопросов землепользования, в том числе в части перераспределения земельных участков регламентируется на территории ЗГО Административным регламентом «Предоставление земельных участков граждан и юридическим лицам на территории ЗГО» и «Правилами землепользования и застройки на территории ЗГО». Фактически вопросы перераспределения земель решаются в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ. Кроме того, обращение прокурора с административным иском считает преждевременным, поскольку по представлению прокурора г.Златоуста Администрацией ЗГО проводится работа по разработке административного регламента и с учетом установленного порядка проект регламента может быть разработан не ранее чем к 1.12.2019г.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает административные исковые требования прокурора г.Златоуста не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
На основании ч.1 ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. (ч.2 ст.11 Земельного кодекса РФ)
В соответствии с ч.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 3 ст.11.7 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса РФ.
Статьями 39.27-39.29 Земельного кодекса РФ регламентированы случаи, основания и порядок перераспределения земель.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков, обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. (ч.1 ст.39.29 Земельного кодекса РФ)
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги.
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. (п.4 ст. Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»)
На основании пункта 1 ч.1 ст.6 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно п.1 ст.5 Устава Златоустовского городского круга, на территории городского округа осуществляется местное самоуправление.
В ведении местного самоуправления Городского округа находятся вопросы местного значения, к которым относятся, в том числе вопросы утверждения правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа. (п.п.1 п.1, п.п.26 п.2 ст.6 Устава)
В структуру органов местного самоуправления Городского округа входит, в том числе Администрация Златоустовского городского округа (п.п.3 п.1 ст.15 Устава)
Согласно пунктам 1, 3, 6 статьи 26 Устава ЗГО, Администрация округа является исполнительно-распорядительным органом Городского округа, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Городского округа федеральными законами и законами Челябинской области. Администрация округа является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области, настоящим Уставом, решениями Собрания депутатов округа и Главы округа.
К полномочиям Администрации ЗГО относятся организация и обеспечение решения вопросов местного значения и исполнение переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий (п.1 ст.27 Устава ЗГО).
Следовательно, вопрос о предоставлении муниципальных услуг в сфере землепользования на территории Златоустовского городского округа, относится к компетенции Администрации ЗГО.
При этом в силу вышеназванного правового регулирования вопросы перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности – разрешаются в заявительном порядке уполномоченным органом, которым на территории ЗГО является Администрация ЗГО.
Поскольку принятие решение по заявлению лиц, являющихся собственниками земельных участков, в силу положения п. 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» - является муниципальной услугой, то в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Администрация ЗГО обязана предоставлять эти услуги в соответствии с административным регламентом.
Административный регламент «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности» на территории Златоустовского городского округа отсутствует. Это обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.
Действующий на территории ЗГО Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление бесплатно в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и находящихся в муниципальной собственности юридическим лицам и гражданам на территории ЗГО без проведения торгов» (л.д.30-47) – не затрагивает вопросы перераспределения земель. По сути, в указанном Административном регламенте установлен порядок предоставления земельных участков на основании ст.39.14 Земельного кодекса РФ.
Правилами землепользования и застройки ЗГО также не освещен порядок рассмотрения заявлений о перераспределении земель. (л.д.48-68)
11.07.2019г. прокурор г.Златоуста внес представление в адрес Главы ЗГО с требованием о принятии муниципального нормативного акта, регулирующего порядок рассмотрения заявлений лиц, желающих осуществить перераспределение земельных участков. (л.д.8)
Представление прокурора г.Златоуста рассмотрено Администрацией ЗГО и 5.08.2019г. на него дан ответ о том, что Администрацией ЗГО проводятся процедуры по разработке требуемого административного регламента и в срок по 1.12.2019г. в прокуратуру г.Златоуста будет предоставлен проект административного регламента для прохождения антикоррупционной экспертизы. При этом фактически муниципальная услуга «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности» гражданам, обратившимся за ней, оказывается в порядке, предусмотренном ст.39.27-39.29 ЗК РФ, Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области № 170-П от 5.10.2018г. и Постановлением Администрации ЗГО № 326-П от 20.07.2016г (л.д.9)
Однако Постановлением Администрации ЗГО № 326-П от 20.07.2016г. только утверждена типовая форма соглашения об образовании земельного участка путем перераспределения земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории Златоустовского городского округа. Порядок рассмотрения заявлений граждан указанным Постановлением не регламентирован.
Постановлением Администрации ЗГО № 75-п от 29.03.2012г. утверждён «Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг». (л.д.17-21)
Порядок разработки проекта Административного регламента установлен разделом VIII названного «Порядка». Кроме того, общие требования к разработке проектов административных регламентов установлены в ст.13 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с названным порядком разработки административного регламента требуется время как для самой разработки административного регламента, так и для осуществления процедуры его экспертизы, согласования и утверждения.
Административным истцом заявлены требования: о признании незаконным бездействия административного ответчика в связи с непринятием мер к разработке регламента и возложении обязанности разработать и утвердить регламент.
Поскольку административным ответчиком установлены сроки окончания разработки проекта Административного регламента – до 1.12.2019г., то суд приходит к выводу, что в настоящее время обращение прокурора с административным иском является преждевременным. В связи с чем суд не усматривает оснований для удовлетворения требований прокурора г.Златоуста о признании незаконным бездействия административного ответчика в связи с непринятием мер к разработке регламента и возложении обязанности разработать и утвердить регламент.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 218-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований прокурора г. Златоуста, заявленных в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий И.Г. Бобылева
Решение не вступило в законную силу.