ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2538/2022 от 09.09.2022 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

25RS0-55

Дело № 2а-2538/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2022 года г. Владивосток

Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Поповой А.В.,

при секретаре судебного заседания Булима А.Р.,

с участием административного истца Турова Г.А.,

представителя административного ответчика –Жердева И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Турова Г. А. к временно исполняющему обязанности заместителя руководителя управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю Пинчук О.А. об оспаривании действий,

у с т а н о в и л:

истец указал, что в производстве отдела судебных приставов по взысканию алиментных платежей по Владивостокскому городскому округу Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Приморскому краю находятся материалы исполнительного производства № , возбужденного на основании исполнительного листа от ., выданного Советским районным судом по делу № о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей в отношении должника Турова Г.А. в пользу взыскателя Онипченко Е.Ю.

В рамках данного исполнительного производства в адрес руководителя УФНС России по Приморскому краю был направлен запрос от . № с требованием предоставить справки о доходах Турова Г.А. по форме 2-НДФЛ и 3-НДФЛ. В тексте запроса прямо указано, что алиментные обязательства Турова Г.А. возникли с .

Письмом УФНС России по Приморскому краю от . № , за подписью временно исполняющей обязанности заместителя руководителя УФНС России по Приморскому краю О.А.Пинчук в адрес отдела судебных приставов по взысканию алиментных платежей по ВГО были представлены имеющиеся в базе данных налоговых органов сведения о доходах, не только по запрашиваемому судебными приставами периоду с ., но и за периоды, в отношении которых алиментные обязательства не были установлены и запрос в отношении которых не направлялся, а именно за январь-декабрь 2018 г. вместе с тем, в приложенных сведениях о доходах физического лица указано наименование организации, где работал Туров Г.А. и сумма дохода, которую он получил в 2018 г. Туров Г.А. полагает, что предоставление сведений о месте работы и доходах, полученных до ., не имеет отношение к исполнительному производству, является разглашением налоговой нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Предоставленная административным ответчиком информация о полученных доходах Турова Г.А. в 2018 г. была включена в материалы исполнительного производства № , где с ней ознакомились третьи лица – взыскатель по исполнительному производству и ее представители, а также была представлена копия исполнительного дела в материалы административного судопроизводства № Советского районного суда г.Владивостока (судья Борщенко Т.А.), где с ней ознакомлены все участники процесса и их представители.

Административный истец узнал о нарушении своих прав . в ходе судебного заседания, когда знакомился с материалами дела. Полагает, что трехмесячный срок для подачи административного иска не пропущен.

Действия ответчика были обжалованы в вышестоящий налоговый орган. . в личный кабинет налогоплательщика получен ответ на жалобу за подписью временно исполняющей обязанности заместителя руководителя УФНС России по Приморскому краю О.А.Пинчук, то есть должностного лица, на чьи действия подана жалоба, в котором указано, что сведения о доходах истца были предоставлены в рамках действующего законодательства. С такой позицией административный истец не согласен.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать действия временно исполняющей обязанности заместителя руководителя УФНС России по Приморскому краю О.А.Пинчук по разглашению сведений о доходах Турова Г.А. за 2018 г., выраженные письмом УФНС России по Приморскому краю от . № незаконными.

В возражениях на отзыв административного ответчика Туров Г.А. указывает, что в приказе МНС РФ от № «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов», пунктом 7 Порядка предусмотрено, что обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию. В обоснование запроса прямо указано на исполнительное производство и срок возникновения алиментных обязательств – . Таким образом, предоставление информации без обоснования (мотива) запроса, по периоду не относящемуся к запрашиваемой информации является незаконным.

Ссылка административного ответчика на норму Федерального закона от . № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» является неправомерной, так как предоставление налоговыми органами документов и сведений о доходах административного истца, составляющих налоговую органам, предоставляющим государственные услуги, произведено за рамками оказания государственных услуг.

Просит рассмотреть действия лиц, участвующих в деле, которые повлекли за собой разглашение налоговой , и дать им оценку в соответствии с требованиями КАС РФ.

В судебном заседании административный истец Туров Г.А. на заявленных требованиях настаивал, пояснил, что ему не известно о факте ознакомления взыскателя с исполнительным производством. Полагает, что сам факт нахождения сведений о его доходах в материалах исполнительного производства является разглашением налоговой

Представитель УФНС России по Приморскому краю – Жердев И.Ю. предоставил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что не согласен с заявленными требованиями. По тем основаниям, что налоговая не подлежит разглашению налоговыми органами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Доступ к сведениям, составляющим налоговую специальный правовой статус которых закреплен ст.102 НК РФ, ограничен путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих , в указанных в законе целях. Приказом МНС РФ от 03.03.2003г. № БГ-3-28/96 «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов», в соответствии с п.5 ст.12. Федерального закона от . № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», утвержден порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов (далее-Порядок). Запрос УФССП России по Приморскому краю от . № о предоставлении справок о доходах Турова Г.А. по форме и содержанию отвечал всем требованиям Порядка. В связи с тем, что в запросе не было указаний на период, за который запрашивалась информация, сведения были предоставлены за последние три года 2018-2020 гг. Полагает, что в удовлетворении требований Турова Г.А. необходимо отказать.

Заинтересованные лица УФССП России по Приморскому краю в судебное заседание не явились, свою позицию по делу не сообщили.

В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При этом, как установлено частью 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в производстве отдела судебных приставов по взысканию алиментных платежей по Владивостокскому городскому округу Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Приморскому краю находятся материалы исполнительного производства № возбужденного на основании исполнительного листа от ., выданного Советским районным судом по делу № о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей в отношении должника Турова Г.А. в пользу взыскателя Онипченко Е.Ю.

В рамках данного исполнительного производства в адрес руководителя УФНС России по Приморскому краю был направлен запрос от . № с требованием предоставить справки о доходах Турова Г.А. по форме 2-НДФЛ и 3-НДФЛ. В тексте запроса указано начало возникновения алиментных обязательств – .

Письмом УФНС России по Приморскому краю от . № , за подписью временно исполняющей обязанности заместителя руководителя УФНС России по Приморскому краю О.А.Пинчук в адрес отдела судебных приставов по взысканию алиментных платежей по ВГО были представлены имеющиеся в базе данных налоговых органов сведения о доходах за период 2018 – 2020 гг.

В материалах административного дела № т. имеются сведения об ознакомлении Турова Г.А. с материалами административного дела, датированные . В адрес Советского районного суда г. Владивостока Туров Г.А. с административным исковым заявлением об оспаривании действий должностного лица обратился . Таким образом трехмесячный срок для подачи административного искового заявления Туровым Г.А не пропущен.

Федеральный закон от N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"(далее - ФЗ-229) определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов, которым предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо по совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Названный Федеральный закон устанавливает, что принудительное исполнение судебных актов и актов других уполномоченных органов возлагается на службу судебных приставов (статья 3) и что требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации, а в случае невыполнения требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные данным Федеральным законом и иными федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 4).

В силу ч. 2 ст. 64 ФЗ-229 судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе: запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки.

Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Федеральным законом от N 152-ФЗ "О персональных данных" (часть 3 ст. 64).

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от N 118-ФЗ (ред. от ) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" законные требования сотрудника органов принудительного исполнения подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.

Информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения сотрудником органов принудительного исполнения служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию сотрудника органов принудительного исполнения в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок (ч. 2 ст. 14).

Из анализа приведенных норм следует, что правовой механизм принудительного исполнения судебных актов приводится в действие в случае отказа должника от добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, выдаваемом судом на основании принятого им решения, и является гарантией от неисполнения или несвоевременного исполнения постановления суда и вытекающих из него обязанностей должника - физического лица либо от злоупотребления должником правом в ущерб правам и свободам других лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового Кодекса налоговую составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений предусмотренных данной статьей.

Пунктом 2 указанной статьи закреплено, что налоговая не подлежит разглашению налоговыми органами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа при исполнении ими своих обязанностей.

Между тем, доступ к сведениям, составляющим налоговую , имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (пункт 3 той же статьи).

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от N 317-О, одним из принципов налогового контроля является принцип соблюдения налоговой , который проявляется в том, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую и обеспечивать ее сохранение (подпункт 8 пункта 1 статьи 32 Кодекса). Специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую , закреплен статьей 102 Кодекса из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных названным Кодексом и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую , в указанных в законе целях.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от N 152-ФЗ "О персональных данных" любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу, в том числе его имущественное положение, доходы, относится к персональным данным. На них распространяется режим конфиденциальности, то есть невозможности распространения указанной информации без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания. К разглашению налоговой относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей (п. 2 ст. 102 НК РФ). Обязанность налоговых органов соблюдать налоговую и обеспечивать ее сохранение установлена п.п. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ.

В силу ст. 15 Федерального закона от N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" закрепляет обязанность государственного гражданского служащего не разглашать сведения, которые стали известны ему при выполнении служебных обязанностей. Также на обязанность государственных гражданских служащих хранить государственную и иную охраняемую законом , а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, указано в должностных регламентах, сформированных на основании указанных законодательных актов и утвержденных руководителем налоговых органов.

Таким образом предоставление сведений о доходах заявителя в адрес судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства не расцениваются судом как разглашение налоговой Кроме того, Туровым Г.А. доказательства разглашения сведений, составляющих налоговую , должностными лицами УФНС России по Приморскому краю, предоставившими сведения о доходах в отдел судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по ВГО не представлено.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что не имеется предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Турова Г. А. к временно исполняющему обязанности заместителя руководителя управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю Пинчук О.А. об оспаривании действий - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г.Владивостока в течение месяца, со дня изготовления в мотивированном виде.

Мотивированное изготовлено 22.09.2022г.

Судья А.В. Попова