ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2539/19ГОД от 04.01.2019 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-2539/2019 год

39RS0004-01-2019-002987-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2019 года

Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:

Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. З.

При секретаре Прокопчик М. И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Терещука Дмитрия Ивановича к Комитету муниципального контроля Администрации ГО «Город Калининград» о признании незаконными акта проверки муниципального контроля физического лица, предписания об устранении выявленных нарушений

УСТАНОВИЛ:

Терещук Д. И. обратился в суд с вышеуказанным иском к Комитету муниципального контроля Администрации ГО «Город Калининград», мотивируя свои требования тем, что 30.08.2019 год по почте он получил акт проверки муниципального контроля физического лица № от 12.08.2019г. и Предписание об устранении выявленных нарушений от 12.08.2019г. № от имени Комитета муниципального контроля администрации ГО «Город Калининград», которые считает незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниям.

05.07.2019г. им было получено уведомление о проведении мероприятий в рамках муниципального земельного контроля №н- от 24.06.2019г. с приложением копии распоряжения о проведении внеплановой документарной и выездной проверки физического лица от 21.06.2019г., в котором ему предлагалась прибыть 26.07.2019г. и 15.08.2019г. для участия в мероприятиях по муниципальному земельному контролю.

В ответ на вышеназванное уведомление 09.07.2019 г. им было направлено заявление о переносе сроков проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю в связи с невозможностью присутствия при проведении таких мероприятий, однако согласно тексту акта проверки, проверка была проведена в указанные в уведомлении сроки без присутствия собственника проверяемого объекта, тем самым его лишили права получать информацию об обстоятельствах проверки в процессе ее проведения, права на личное присутствие во время проведения проверки, а также права давать пояснения и объяснения в ходе проведения проверки, что является нарушением его прав, предусмотренных п. 1.8.2 Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории ГО «Город Калининград», утвержденным Постановлением администрации ГО «Город Калининград» № 1994 от 30.11.2015г. (далее по тексту – Административный регламент).

Кроме того, должностными лицами Комитета муниципального контроля также нарушены обязанности о соблюдении прав и законных интересов граждан при проведении внеплановой проверки, предусмотренные п. 1.7.2 Административного регламента.

В соответствии с п. 3.7.9 указанного Административного регламента акт проверки передается с сопроводительным письмом, подписанным начальником Отдела в МКУ МФЦ для отправки почтой, однако сопроводительное письмо, полученное им из МКУ МФЦ, не содержит подписи каких-либо должностных лиц Комитета муниципального контроля, чем нарушен регламент Порядка передачи результатов проверки.

Кроме того, Акт проверки от 12.08.2019г. содержит множество недостоверных данных и выводов, которые свидетельствуют о его неправомерности.

Так в п. 9.1.1. Акта проверки говорится о наличии на земельном участке индивидуального жилого дома, однако делается вывод о фактическом использовании собственником земельного участка не в соответствии с разрешенным использованием - «под строительство индивидуального жилого дома».

В качестве доказательства использования земельного участка собственником не по назначению приводится фототаблица, которая, по его мнению, не является доказательством нарушения абз.7 ст. 42 Земельного кодекса РФ.

Документ «Обмер площади земель» не является доказательством нарушения ст.25, 26, 65 Земельного кодекса РФ, как утверждается в п. 9.3 Акта.

В предписании об устранении выявленных нарушений от 12.08.2019г. №/пз сделаны выводы на основании Акта проверки от 12.08.19г. №УК-189/аз о наличии нарушений требований законодательства РФ, законодательства субъекта РФ и муниципальных нормативных актов. Однако, кроме ст. 25, 26, абз.7 ст.42, ст. 65 Земельного кодекса РФ и ст. 262 Гражданского кодекса РФ, других норм регионального или муниципального законодательства в Предписании не приведено.

Так как Предписание свои выводы основывает на неправомерных данных Акта проверки, считает Предписание незаконным.

Поскольку Предписание от 12.08.2019г. №/пз накладывает на собственника земельного участка обязанности по устранению нарушений, а также предупреждает о возникновении административной ответственности по ст.19.5 КоАП РФ, данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца.

Просит признать незаконными Акт проверки муниципального контроля физического лица № 12.08.2019г. № /аз и Предписание об устранении выявленных нарушений от 12.08.2019г. № /пз, составленных Комитетом муниципального контроля администрации городского округа «Город Калининград» в отношении Терещука Дмитрия Ивановича, полностью.

Административный истец Терещук Д. И. в судебном заседании административные исковые требования и письменные пояснения к иску поддержал в полном объеме.

Пояснил, что о представляющей проверке он был уведомлен, в связи с чем заранее подал в Комитет ходатайство о перенесении срока проверки в связи с нахождением его в очередном отпуске и невозможностью находится при ее осуществлении, однако ходатайство Комитетом удовлетворено и рассмотрено не было. Считает, что нахождение в отпуске является уважительной причиной для переноса проведения проверки, поскольку отпуск запланирован заранее.

В письменных пояснениях к иску (л.д. 65-69, 137-138) указал, что проживает в индивидуальном жилом доме, находящемся по адресу: <адрес>, который построен в 2016 году и зарегистрирован в Управлении Росреестра по Калининградской области 16.02.2017г.

Земельный участок, на котором построен жилой дом, приобретен им в 2005 году согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме него в указанном жилом доме проживает его семья — жена и двое детей, в связи с чем, вывод проверяющих об использовании земельного участка не по назначению не соответствует действительности.

В п. 9.3. Акта проверки утверждается, что в его действиях как собственника выявлены нарушения ст. ст. 25, 26, 65 Земельного кодекса РФ и ст. 262 Гражданского кодекса РФ.

Свои выводы проверяющие обосновывают документом под названием «Обмер площади земель» от 26.07.2019 г., где написано, что «Приблизительная площадь территории, на которой Терещук Д.И. допустил нарушение в отношении объектов земельных отношений, составляет <данные изъяты> кв. м», с чем он не может согласиться.

Приводя положения ст. 1, ст. 7, ст. 37, ч. 7 ст. 38 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», указывает, что в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 17.08.2012 № 518 «О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке» положение на местности характерных точек границы земельного участка описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Координаты характерных точек определяются следующими методами: 1) геодезический метод (триангуляция, полигонометрия, трилатерация, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные геодезические методы); 2) метод спутниковых геодезических измерений (определений); 3) фотограмметрический метод; 4) картометрический метод; 5) аналитический метод. Для оценки точности определения координат характерных точек рассчитывается средняя квадратическая погрешность.

Однако документ проверяющих «Обмер площади земельного участка» не содержит описания границ земельного участка, «математический метод» расчета площади с использованием программного продукта не предусмотрен нормативными документами, сведения о сертификации и порядке использования измерительных приборов (электронная рулетка) отсутствуют. Также отсутствуют сведения о квалификации сотрудников, проводящих проверку, а именно наличия у них специальности «27.1 Исследование объектов землеустройства, в том числе с определением их границ на местности».

При таких обстоятельствах правильность, точность и законность обмера площади земельного участка, указанного в Акте проверки от 12.08.2019г. №аз не соответствуют нормам действующего законодательства.

Кроме того, земли, с которыми граничит земельный участок Терещука Д.И. по северной границе, проверяющие из Комитета в оспариваемом Акте проверки обозначают как «часть территории кадастрового квартала » (п. 9.1.2 Акта проверки), то есть земельный участок в границах данного квартала не сформирован, сведений о границах, межевании и принадлежности этого земельного участка в ЕГРН не имеется. Приводя положения ст. 19 ЗК РФ, ст. 3.3, ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ, письмо Министерства экономического развития РФ от 08.10.2013 г. № ОГ-<адрес> «О подготовке межевого плана и проведении процедуры согласования местоположения границ земельного участка», указывает, что земля части территории кадастрового квартала относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Поскольку проведение процедуры согласования границ между землями кадастрового квартала и земельным участком с кадастровым номером , принадлежащем Терещуку Д. И. на праве собственности, не осуществлялось, и не предусмотрено нормами действующего законодательства, то утверждение проверяющих в Акте проверки о факте установки забора Терещуком Д.И. вне границ собственного земельного участка не подтверждено какими-либо доказательствами, а документ под названием «Обмер площади» таким доказательством не является, так как не соответствует нормативным актам, регулирующим сферу определения границ и площадей земельных участков.

Дополнительным доказательством того, что факт самозахвата части земли кадастрового квартала не соответствует действительности, является то обстоятельство, что Комитет при проведении проверки проигнорировал нахождение заборов соседних владельцев земельных участков, а именно земельных участков по адресам <адрес><адрес> в одну линию с забором земельного участка Терещука Д.И., то есть самозахват части земли кадастрового квартала другими собственниками земельных участков отсутствует, хотя все заборы соседей по улице находятся на одной линии. При таких обстоятельствах утверждение, что забор Терещука Д.И. занял муниципальную землю, а другие собственники не имеют в этой части нарушений, также не соответствует действующему законодательству.

Кроме того, в п. 9.3. оспариваемого Акта проверки утверждается, что выявлены нарушения абз. 7 ст. 42 Земельного кодекса РФ, выразившееся в использовании земельного участка для ведения предпринимательской деятельности. Каких-либо норм градостроительного, экологического или другого законодательства, которое им нарушено при использовании земельного участка, проверяющими не указано. Считает, что он не нарушал каких-либо норм законодательства при использовании земельного участка. Доказательств таких нарушений проверяющими не представлено.

Проверяющие представили в качестве доказательства использования им земельного участка для ведения предпринимательской деятельности фототаблицу, однако данная таблица не свидетельствует об использовании им земельного участка для ведения предпринимательской деятельности, так как он не является предпринимателем, не является собственником хозяйственного общества и такую деятельность не ведет. Доказательств обратного проверяющими не представлено.

Фотографии хозяйственной постройки, которые содержатся в фототаблице, изображают торговую палатку, которую использует его жена — Терещук Алла Николаевна. Их брак заключен 27.03.1992г. Земельный участок и жилой дом имеют статус совместного имущества супругов в соответствии со ст.256 ГК РФ и ст.34 СК РФ. Каких-либо разрешений или договоров для использования его супругой совместного имущества с его стороны не требуется.

Приводя положения ст. 2, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", п. 64 ГОСТ Р 51303-2013. "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, указывает, что из ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" следует, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных данным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют вид, форму, способ, специализацию торговли, тип торгового объекта, основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности, а частью 7 ст. 10 указанного закона установлено, что порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Ссылаясь на положения п. 2 ст. 209 ГК РФ, ст. 17 ЖК РФ, ст. 51 ГрК РФ, п. 1 ст. 40 ЗК РФ, п. 3 ст. 85 ЗК РФ, указывает, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Калининграда, утвержденных Решением горсовета от 25.12.2017 № 339 земельный участок по адресу <адрес> находится в территориальной зоне Ж-4, где хозяйственная постройка является одним из видов вспомогательного использования объекта капитального строительства, а одним из видов разрешенного использования земельного участка числится «обслуживание жилой застройки» с правом строительства капитальных объектов под магазины площадью до 100 кв.м., хозяйственная постройка не является объектом капитального строительства и имеет площадь <данные изъяты> кв. м.

Таким образом, использование нестационарного торгового объекта на земельном участке с видом разрешенного использования «под строительство индивидуального жилого дома» в зоне Ж-4 с правом размещения в таких зонах объектов обслуживания населения не запрещено действующим законодательством, не требует разрешений и согласований.

Нарушения Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля, перечисленные им в административном иске, также являются самостоятельным основанием для признания Акта проверки муниципального контроля физического лица №<данные изъяты>/аз от 12.08.2019г. и Предписания об устранении выявленных нарушений от 12.08.2019г. №<данные изъяты>/пз незаконными.

Акт проверки и Предписание не подписаны начальником отдела земельного контроля Дьяконовой Е. А., хотя она перечислена в составе лиц, проводивших проверку, в связи с чем, данные документы являются незаконными. Не известно, какие полномочия по составлению и направлению такого рода документов имеют консультант Сиротин Ю. В. и ведущий специалист Корышева Ю. А., которые подписали оспариваемые Акт и Предписание.

Согласно ст. 62 КАС РФ административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых им нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязан подтвердить сведения, что могут быть нарушены его права и законные интересы. В соответствии с п 3.7.4.1. Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля копия акта проверки (копии актов проверок) с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения в течение 3 (трех) рабочих дней с даты составления акта направляется (направляются) в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение, к административной ответственности. Считает, что принятый Комитетом муниципального контроля оспариваемый Акт и Предписание несут реальную угроза нарушения его прав, свобод и законных интересов.

В силу ст. 65, п. 9, п. 11 ст.226 КАС РФ административный ответчик не доказал, что им соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия лиц, подписавших Акт и Предписание, основания проверки по территории участка, хотя жалоба была по хозяйственной постройке, необходимость нарушения Административного регламента, которые нарушили право проверяемого лица на личное присутствие во время проверки, а также порядок составления и направления результатов проверки, соответствие принятых Акта и Предписания нормативным правовым актам, регулирующим сферу земельных отношений.

Кроме того, пояснил, что предметом муниципального контроля может являться только тот вопрос, по которому получено обращение. Обращение, представленное административным ответчиком, содержит сведения не о границах земельного участка, либо расположенных на нем заборах, а только сведения об эксплуатации хозяйственной постройки, то есть административный ответчик вышел за рамки обращения и самостоятельно проверил нахождение забора на северной границе участка, а заборы, расположенные на границах других участков, не проверил.

Представитель административного ответчика Комитета муниципального контроля Администрации ГО «Город Калининград» по доверенности Князева А. П. в судебном заседании исковые требования не признала, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которым исполнение муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля возложено на Комитет муниципального контроля администрации ГО «Город Калининград» который в своей деятельности руководствуется Постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 № 120 «Об установлении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Калининградской области», Постановлением Администрации городского округа «Город Калининград» от 30.11.2015 № 1994 «Об утверждении Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа «Город Калининград» (далее – Административный регламент).

Ссылаясь на поступление 14.05.2019 из аппарата Правительства Калининградской области в администрацию городского округа «Город Калининград» обращения Костяева М. И. вх. -н по вопросу законности размещения магазина на земельном участке с кадастровым номером по <адрес> в <адрес>, поступлении аналогичного обращения 16.05.2019 напрямую в администрацию вх. -н, приводя пп. 2 п. 3.5.2 Административного регламента, указывает, что на основании вышеуказанных обращений Комитетом в рамках пунктов 3.5.4, 3.5.5. Административного регламента принято распоряжение «О проведении внеплановой документарной и выездной проверки физического лица» от 21.06.2019 /, копия которого вместе с уведомлением о проведении проверки были направлены Терещуку Д.И. заказным письмом с уведомлением о вручении (исх. № и- от 24.06.2019).

Согласно распоряжению от 21.06.2019 /р-КМК срок проверки был установлен в 12 рабочих дней, начиная с 26.07.2019 по 12.08.2019.

От Терещука Д.И. в Комитет муниципального контроля администрации городского округа «Город Калининград» поступило обращение вх. № от 10.07.2019 по вопросу переноса срока проведения проверки, в связи с невозможностью присутствовать при проведении внеплановой проверки по причине нахождения последнего в очередном отпуске.

Постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 № 120 определено, что сроки проведения проверок (и сроки их возможного продления), сроки оформления и составления акта проверки, порядок ознакомления с ним устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, которым установлено, что в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.

При таких обстоятельствах, Комитетом не было усмотрено оснований для переноса сроков проведения проверки, о чем был направлен ответ в адрес Терещука Д.И. (исх. № и- от 07.08.2019).

По результатам документарной и выездной проверки установлено, что земельный участок 3 с разрешенным использованием «под строительство индивидуального жилого дома» используется собственником Терещуком Д.И. под индивидуальный жилой дом с кадастровым номером и под строение с кадастровым номером , функционирующее как магазин по продаже алкогольной продукции и продовольственных товаров.

Кроме того, установлено использование Терещуком Д.И. без правоустанавливающих документов <данные изъяты> кв. м части территории кадастрового квартала , прилегающей к северной границе земельного участка . Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии нарушений в действиях истца.

Результаты проверки были оформлены актом проверки муниципального контроля физического лица № <данные изъяты>/аз от 12.08.2019, приложением к которому составлены обмер площади земельного участка, фототаблица, предписание об устранении выявленных нарушений, объяснения проверяемого лица (п. 3.7.2.Административного регламента), после чего направлены Терещуку Д.И. заказным письмом с уведомлением.

Таким образом, Комитетом при проведении внеплановой проверки в рамках муниципального земельного контроля полностью соблюдены требования действующего законодательства.

Ссылка истца на то, что проведение проверки в его отсутствие нарушает его права на дачу пояснений и объяснений во время проведения проверки несостоятельна, поскольку Комитет надлежащим образом уведомил истца о предстоящей проверке, разъяснил право на возможность участия уполномоченного им представителя, препятствий к предоставлению Терещуком Д.И. письменных объяснений по вопросам, касающимся предмета проверки, не чинил.

Дополнительно пояснила, что на земельном участке с видом разрешенного использования под строительство ИЖД невозможно размещать строение, используемое под магазин, нарушаются санитарные нормы, нарушается вид разрешенного использования участка. Истец заявление на изменение вида разрешенного использования участка не подавал. Также указала, что забор Терещука Д. И. стоит за границами земельного участка и занимает <данные изъяты>.м части территории кадастрового квартала, прилегающей к северной границе земельного участка.

Предметом проверки Комитета являлось соблюдение разрешенного использования земельного участка, соблюдение гражданами требований земельного законодательства, наличие, либо отсутствие фактов самовольного занятия земель и нецелевого использования земельного участка. В результате проверки выявились нарушения по обоим пунктам.

Действия Комитета соответствуют административному регламенту осуществления муниципального контроля на территории ГО «Город Калининград», утвержденному Администрацией. Распоряжение земельными участками государственной собственности, которые не разграничены, осуществляется вне зависимости от наличия или отсутствия регистрации права собственности.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как указано в п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в частности: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 1, 2, 3 и 4 части 9 ст. 226 КАС РФ).

При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с. п. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.

Судом установлено, что Терещук Д. И. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство индивидуального жилого дома, дата государственной регистрации права <адрес> года, зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости 07.09.2018 года на основании постановления ОСП <данные изъяты> района о запрете на совершение действий по регистрации от 18.08.2018 года. Кадастровые номера объектов недвижимости, из которых образован объект недвижимости – <данные изъяты>, что следует из выписки из ЕГРН от 23.09.2019 года (л.д. 45-55).

Также согласно выписке из ЕГРН от 23.09.2019 года Терещуку Д. И. на праве собственности принадлежат: индивидуальный жилой дом площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в пределах земельного участка по адресу: <адрес> (л.д. 37-44), в пределах которого согласно выписки из ЕГРН также расположено здание, назначение - нежилое, наименование – хозпостройка, кадастровый номер присвоен 10.11.2016, площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером (л.д. 56-60).

В соответствии со ст. 72 Земельного Кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (п. 1). Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (п. 2). Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений (п. 3). В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения (п. 5).

Законом Калининградской области от 21.12.2006 N 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" (принят Калининградской областной Думой 14.12.2006) установление порядка осуществления муниципального земельного контроля в сфере регулирования земельных отношений отнесено к полномочиям Правительства Калининградской области (п. 28-4 ст. 5).

Постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 N 120 "Об установлении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Калининградской области" установлен порядок осуществления муниципального земельного контроля в соответствующем субъекте РФ, согласно пункта 7 которого в рамках муниципального земельного контроля осуществляются: организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Калининградской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Калининградской области предусмотрена административная и иная ответственность; принятие правовых мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, правоохранительными органами, органами исполнительной власти Калининградской области в соответствии с их компетенцией и в установленном порядке.

Основными задачами муниципального земельного контроля являются обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации и законодательства Калининградской области в отношении объектов земельных отношений, в том числе: об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием и о приведении земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; иных требований законодательства Российской Федерации, законодательства Калининградской области в отношении объектов земельных отношений и исполнение выданных органом муниципального земельного контроля предписаний об устранении выявленных нарушений.

Согласно пунктов 45, 46 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 N 120 сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении плановых и внеплановых проверок устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с требованиями нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Постановлением Администрации городского округа «Город Калининград» от 30.11.2015 № 1994 утвержден Административный регламент осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа "Город Калининград". Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Калининградской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Калининградской области предусмотрена административная и иная ответственность (п. 4 Административного регламента).

Решением окружного совета депутатов города Калининграда РФ от 16.07.2008 года № 210 «О юридических лицах администрации городского округа «Город Калининград» в структуре администрации ГО «Город Калининград» был образован Комитет муниципального контроля администрации городского округа «Город Калининград», утверждено, в том числе Положение «О комитете муниципального контроля администрации городского округа «Город Калининград», в соответствии пунктом 2.1 которого на Комитет возложены задачи по исполнению контрольных функций при реализации администрацией городского округа «Город Калининград» полномочий по решению вопросов местного значения в сфере, в том числе муниципального земельного контроля.

Согласно п. 3.1 указанного Положения к функциям Комитета относятся, в том числе осуществление муниципального контроля: подготовка распоряжений (приказов) Комитета о проведении плановых (внеплановых) проверок, плановых (рейдовых) осмотров, обследований; проведение плановых (внеплановых) проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, а также плановых (рейдовых) осмотров, обследований, оформление их результатов; подготовка и выдача предписаний об устранении нарушений, выявленных в рамках осуществления муниципального контроля, по итогам проведенных проверок (при наличии нарушений); подготовка и выдача юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам предостережений (уведомлений) о недопустимости нарушения обязательных требований по итогам проведенных осмотров, обследований (при наличии нарушений); проведение мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами городского округа "Город Калининград".

В соответствии с Административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа "Город Калининград", утвержденным постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 30.11.2015 № 1994, а также порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Калининградской области, установленного постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 № 120, муниципальный земельный контроль осуществляется в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Таким образом, Комитет муниципального контроля Администрации ГО «Город Калининград» является надлежащим уполномоченным органом на проведение муниципального земельного контроля в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах ГО «Город Калининград».

В силу п.п. 18, 19 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 N 120 внеплановые проверки в отношении граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления также могут проводиться в случае поступления обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации и законодательства Калининградской области.

В силу пп. 2 п. 3.5.2 Административного регламента основаниями для проведения внеплановой проверки в отношении граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления является поступление в орган муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, в которых прямо или косвенно указывается на нарушение земельного законодательства.

Как следует из материалов административного дела, из аппарата Правительства Калининградской области в администрацию ГО «Город Калининград» поступило обращение от координатора ОО «Центр защиты прав граждан» Костяева М.И. вх. № 9-2419-н с просьбой о проведении проверки законности строительства и эксплуатации здания магазина по адресу: г. Калининград, ул. Иртышская, д. 8. (л.д. 89). 16.05.2019 года аналогичное обращение от Костяева М.И. поступило в администрации ГО «Город Калининград» (л.д. 86), с указанием, что на земельном участке с КН по адресу: <адрес>, выделенном под строительство ИЖД, находится вновь построенное здание магазина со стороны <адрес>. При этом на сайте администрации г. Калининграда, на сайте Правительства Калининградской области нет информации о получении разрешения на строительство и получение разрешения на ввод в эксплуатацию здания магазина по указанному адресу. Учитывая изложенное, здание магазина, построенное без получения разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию, может представлять опасность для посетителей магазина, и близлежащим домам.

Согласно п. 22 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 N 120 о проведении плановых и внеплановых проверок граждане уведомляются органом муниципального земельного контроля посредством направления копии распоряжения или приказа органа муниципального земельного контроля о начале проведения проверки заказным почтовым отправлением (с уведомлением о вручении) либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование уведомления или вызова и его вручение адресату.

Также, как следует из п.п. 3.5.4, 3.5.5 Административного регламента решение о проведении внеплановой проверки оформляется распоряжением, которое подписывается заместителем главы администрации, председателем Комитета. Типовая форма распоряжения органа муниципального земельного контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя установлена Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141. Данная форма распоряжения применяется при проведении внеплановой проверки гражданина и органа государственной власти, органа местного самоуправления. Уведомление с копией распоряжения Комитета о проведении проверки направляется объекту контроля заказным письмом с уведомлением о вручении.

Судом установлено, что Комитетом муниципального контроля принято распоряжение «О проведении внеплановой документарной проверки и выездной проверки физического лица» от 21.06.2019 (л.д. 8), которым с целью исполнения обращения Костяева М. И. предписано провести внеплановую документарную и выездную проверку физического лица Терещука Д. И. на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами в отношении земельного участка с кадастровым номером и прилегающей территории, находящейся в пользовании данного лица. Срок проведения проверки 12 дней, к проведению приступить с 26.07.2019, окончить 12.08.2019 года. Лицами, уполномоченными на проведение проверки, назначены Дьяконова Е. А., Сиротин Ю. В., Корышева Ю. А. Распоряжение подписано заместителем главы администрации, председателем комитета.

Учитывая наличие поступившего обращения, указанного выше, в котором прямо или косвенно указано на нарушение земельного законодательства, обоснованно принято распоряжение о проведении внеплановой проверки в отношении земельного участка с кадастровым номером и прилегающей территории.

24.06.2019 года в адрес Терещука Д.И. направлено уведомление за исх о проведении мероприятий в рамках муниципального земельного контроля с предложением прибыть 26.07.2019 года для участия в проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю на объект проверки по адрес: <адрес>. <адрес> и 15.08.2019 года – для вручения акта проверки муниципального контроля физического лица в отдел земельного контроля управления контроля в сфере использования земель комитета по адресу: <адрес>, <адрес>. В качестве приложения к уведомлению указана копия распоряжения о проведении внеплановой документарной и выездной проверки физического лица.

Уведомление получено Терещуком Д. И. 02.07.2019, т.е. заблаговременно (л.д. 90-93, 143-145).

Письмом исх. № и от 25.07.2019 года Комитетом в дополнение в ранее направленной информации в адрес Терещука Д. И. направлена копия распоряжения в связи с технической ошибкой в ранее направленном постановлении (л.д. 94-95, 139-142).

Как следует из материалов дела, Терещук Д. И. обратился в Комитет муниципального контроля администрации ГО «Город Калининград» с заявлением от 08.07.2019 года, в котором указал о невозможности прибыть 26.07.2019 и 15.08.2019 для личного присутствия при проведении мероприятий муниципального земельного контроля в связи с нахождением его с 15.07.2019 по 30.08.2019 в очередном отпуске. Предлагает перенести сроки проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю в отношении него после 30.08.2019 года. Данное заявление зарегистрировано в администрации ГО «Город Калининград» согласно штампу 10.07.2019 года за вх. № з- (л.д. 96).

В результате рассмотрения вышеуказанного заявления Комитетом в адрес Терещука Д.И. направлен ответ за исх. № и- от 07.08.2019 года, в котором со ссылкой на п. 24 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 № 120, ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ сообщалось об отсутствии оснований для переноса сроков проведения внеплановой документарной и выездной проверки, проводимой в отношении Терещука Д.И. (л.д. 97).

Письмом исх. № от 16.08.2019 года Комитетом в адрес Терещука Д. И. был направлен акт проверки муниципального контроля № от 12.08.2019г., полученный адресатом 22.08.2019. (л.д. 98-108, 147-151).

На основании акта проверки № аз от 12.08.2019 Комитетом муниципального контроля издано Предписание об устранении выявленных нарушений от 12.08.2019г. № в отношении Терещука Д. И.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Обращение в суд имело место 12.09.2019, соответственно установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок административным истцом соблюден.

Доводы административного истца о незаконности акта проверки ввиду проведения проверки в его отсутствие, несмотря на его заявление о перенесении проверки, несостоятельны и подлежат отклонению.

Действительно, согласно пункта 1.8.2. Административного регламента гражданин при проведении проверки имеет право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

Вместе с тем, согласно Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 N 120 сроки проведения проверок (и сроки их возможного продления), сроки оформления и составления акта проверки, порядок ознакомления с ним устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ (п. 24). Должностные лица, уполномоченные осуществлять муниципальный земельный контроль, обязаны соблюдать ограничения и выполнять обязанности, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством (п. 46).

Согласно пункта 1 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пункта 3.6.2 Административного регламента максимальный срок проведения выездной проверки составляет 20 рабочих дней.

В силу положений п. 3 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Как следует из материалов дела, в распоряжении о проведении проверки не предписывалось назначение специальных экспертиз и расследований, не было установлено исключительности данной проверки, влекущей необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, не ходатайствовал об этом и Терещук Д. И., заблаговременно уведомленный о проведении проверки, соответственно у Комитета муниципального контроля не имелось обязанности продления срока проведения выездной проверки, проведение выездной проверки в отсутствии Терещук Д. И. в данном случае соответствовало закону.

Согласно п. 1.8.1. Административного регламента при проведении проверок, граждане, индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Терещук Д. И. был заблаговременно извещен о сроках проведения проверки и имел возможность обеспечить присутствие при проведении проверки уполномоченного представителя в случае невозможности самостоятельного участия в проверке, при этом доказательств невозможности самостоятельного участия к заявлению о переносе сроков проверки не приложено.

Кроме того, как следует из пункта 2 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе: осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Учитывая положения вышеприведенной нормы закона, проведение проверки в отсутствие Терещук Д. И. при наличии сведений о надлежащем заблаговременном извещении названного лица о сроках проведения такой проверки, не свидетельствует о нарушении прав последнего, и не является основанием для признания незаконными оспариваемых административным истцом акта и предписания.

Как следует из акта проверки № <данные изъяты> от 12.08.2019, в ее ходе установлено, что на земельном участке административного истца с кадастровым номером находится нежилое строение с кадастровым номером с назначением хозпостройка. Данное строение используется под магазин по продаже алкогольной продукции и продовольственных товаров. Фактическое использование земельного участка с кадастровым номером не соответствует разрешенному использованию, указанному в выписке из ЕГРН.

Также в ходе проверки установлено, что часть территории кадастрового квартала , прилегающая к северной границе земельного участка с кадастровым номером , площадью приблизительно <данные изъяты> кв. м., свободна от прав третьих лиц. На данной территории находится ограждение кирпичное с воротами и калиткой из металлической решетки, что отражено на схематическом чертеже земель. Часть территории кадастрового квартала площадью приблизительно <данные изъяты> кв. м., используется Терещуком Д. М. под придомовую территорию. Доступ на объекты земельных отношений ограничен: ограждениями, установленными в границах земельного участка с кадастровым номером ; ограждением (кирпичное с воротами и калиткой из металлической решетки), установленным за северной границей земельного участка с кадастровым номером на расстоянии приблизительно 1,5 метра. Согласно измерениям, проведенным на местности с помощью лазерного дальномера, площадь земель, находящихся в пользовании Терещука Д. И., составляет <данные изъяты> кв. м.

В пункте 9.3. Акта проверки указано о выявлении нарушений:

- ст. 25, 26, ст. 65 Земельного кодекса РФ и ст.262 Гражданского кодекса РФ, выразившихся в использовании части территории кадастрового квартала площадью приблизительно 25 кв. м. без предусмотренных законодательством РФ прав на землю;

- абз. 7 ст. 42 Земельного кодекса РФ, выразившихся в использовании земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования «под строительство индивидуального жилого дома» для ведения предпринимательской деятельности.

Предписанием об устранении выявленных нарушений от 12.08.2019 г. № Терещуку Д. И предписано устранить нарушения, допущенные в отношении объектов земельных отношений: путем прекращения пользования частью территории кадастрового квартала площадью приблизительно <данные изъяты> кв. м., прилегающей к северной границе земельного участка с кадастровым номером , демонтажа ограждения, находящегося на данной территории и обеспечения беспрепятственного доступа на нее, либо путем оформления земельных отношений на данную территорию; путем приведения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в соответствие с его фактическим использованием, либо путем приведения фактического использования земельного участка в соответствие с его видом разрешенного использования.

Требования о признании незаконным акта проверки и изданного на его основании предписания удовлетворению не подлежат вследствие нижеизложенного.

Как следует из положений Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 N 120 при осуществлении муниципального земельного контроля применяются типовые формы документов, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (п. 25). По результатам каждой проведенной проверки составляется акт проверки (в двух экземплярах) (п. 27).

Согласно пункта 3.6.1. Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа "Город Калининград" выездная проверка проводится по месту нахождения объекта земельных отношений, правообладателем, пользователем которого является гражданин. Проверка может проводиться только тем должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении о проведении выездной проверки.

Согласно пункта 3.6.5, 3.7.2. Административного регламента, в составленном по результатам проверки акте проверки указываются подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Как следует из материалов дела, проверка проводилась лицами, назначенными для ее проведения распоряжением от 21.06.2018 года, выездная проверка производилась ответственными исполнителями Сиротиным Ю. В., Корышевой Ю. А., акт проверки подписан проводившими проверку лицами Сиротиным Ю. В., Корышевой Ю. А., указанными в распоряжении о проведении проверки как ответственные исполнители за составление и подписание акта проверки.

В связи с чем несостоятельны доводы стороны административного истца о незаконности акта проверки вследствие подписания его Сиротиным Ю. В. Корышевой Ю. А.

К акту проверки прилагаются следующие документы, которые являются неотъемлемой его частью: 1) обмер площади земельного участка (со схематическим чертежом земельного участка) по форме согласно приложению N 1 к настоящему порядку; 2) фототаблица по форме согласно приложению N 2 к настоящему порядку; 3) предписание об устранении выявленных нарушений по форме согласно приложению N 3 к настоящему порядку; 4) объяснения субъекта проверки (или его представителя), иных лиц, располагающих информацией, необходимой для установления наличия (отсутствия) нарушений обязательных требований (п. 29 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 N 120).

Аналогичные положения указаны в пункте 1.10 Административного регламента.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения (п. 30 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 N 120).

В случае выявления в ходе проведения проверок в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушений гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации и законодательства Калининградской области орган муниципального земельного контроля обязан выдать предписание об устранении выявленных нарушений (п. 36 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 N 120).

Предписание об устранении выявленных нарушений должно содержать перечень выявленных нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены и за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Калининградской области установлена ответственность.

Согласно пункта 1.11.1. Административного регламента в случае выявления в ходе проведения проверок в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушений результатом исполнения муниципальной функции также являются: выдача лицу, в отношении которого осуществлялась проверка, предписания об устранении нарушений, выявленных при осуществлении муниципального земельного контроля, с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда муниципальному или государственному имуществу, имуществу физических и юридических лиц, жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункта 3.6.6. Административного регламента результатом административной процедуры является установление факта наличия либо отсутствия нарушений обязательных требований.

Формы обмера площади земельного участка, фототаблицы, предписания об устранении выявленных нарушений утверждены Постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 N 120 "Об установлении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Калининградской области".

В случае выявления при проведении проверки нарушений объектом контроля обязательных требований должностное лицо Отдела, проводившее проверку, выдает объекту контроля предписание об устранении выявленных нарушений по форме, утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 N 120 "Об установлении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Калининградской области", с указанием сроков их устранения и принимает меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, предписание подписано надлежащим лицом, проводившим проверку как назначенный ответственный исполнитель согласно Распоряжения – Сиротиным Ю. В.

Как следует из приложенных к акту проверки № от 12.08.2019 материалов, проводившими проверку лицами составлена фототаблица к акту проверки, объяснение, выписки из ЕГРН, обмер площади земель, в котором указано, что согласно обмеру приблизительная площадь объектов земельных отношений составляет: земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м.; часть территории кадастрового квартала приблизительно <данные изъяты> кв. м. Расчет площадь объектов земельных отношений и территории, на которой допущено нарушение, произведен математически и с использованием программного продукта «UrbaniCS». Особые отметки: обмер площади земельного участка и части территории кадастрового квартала проводился с использованием программного продукта «UrbaniCS» и на местности с использованием электронной рулетки. Также приложен к обмеру площади земель схематический чертеж (л.д. 99-132).

Доводы административного истца о незаконности акта проверки в связи с невыполнением требований ч. 7 ст. 38 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", Приказа Минэкономразвития России от 17 августа 2012 г. N 518 "О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке" несостоятельны, поскольку ст. 38 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" утратила силу согласно ФЗ от 03.07.2016 N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", а Приказ Минэкономразвития России от 17 августа 2012 г. N 518 утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 21.11.2016 N 733.

Кроме того, ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, т.е. выполнения работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.

В данном же случае подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе предметом проверки не являлась, и не проводились работы в смысле положений ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", а проводились мероприятия муниципального земельного контроля, порядок проведения которых определен Постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 N 120 и Административным регламентом.

Тогда как пунктом 44 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 N 120) предусмотрено, что при осуществлении муниципального земельного контроля должностные лица, уполномоченные осуществлять муниципальный земельный контроль, вправе: 1) проводить плановые и внеплановые проверки в установленном порядке с выездом на место и проведением обследования, осмотра, контрольных обмеров, с составлением схематического чертежа земельного участка, с получением объяснений, а также с использованием других способов фиксации нарушений земельного законодательства, включая фотографическую съемку и т.п.; 3) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа муниципального земельного контроля о назначении проверки получать доступ на земельные участки, и осматривать такие земельные участки (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и их посещения) для осуществления муниципального земельного контроля.

Т.е. в целях осуществления муниципального земельного контроля уполномоченные на осуществление муниципального земельного контроля лица вправе производить контрольные обмеры земельного участка с составлением схематического чертежа земельного участка с использованием других способов фиксации нарушений земельного законодательства, перечень которых не ограничен, включая фотографическую съемку и т.п., а следовательно проведение обмера площади земель с использованием программного продукта «UrbaniCS», лазерной рулетки и математического подсчета соответствует требованиям Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 N 120. Обмер площади земель и фототаблица являются неотъемлемыми приложениями к акту проверки, что предусмотрено как Постановлением Правительства Калининградской области от 17.03.2015 N 120, так и и Административным регламентом.

Программный продукт «UrbaniCS» включен в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных согласно, и предусмотрен для ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (подпункт 8 пункта 11 главы 1 Целевой Программой Калининградской области "Создание системы кадастра недвижимости и развитие информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в Калининградской области, утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 8 декабря 2006 года N 924" (с изменениями и дополнениями).
При этом для проведения такого обмера в целях муниципального земельного контроля не требуется наличия специальности «исследование объектов землеустройства, в том числе с определением их границ на местности».

В силу положений ч. ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III (собственность на землю) и IV (ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут, публичный сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками) настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (ч. 1 ст. 26 Земельного Кодекса РФ).

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности (ст. 42 Земельного кодекса РФ).

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков (ст. 65 Земельного кодекса РФ).

По смыслу п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Факт отнесения территории кадастрового квартала , прилегающей к северной границе земельного участка с кадастровым номером , к землям, государственная собственность на которые не разграничена, стороной административного истца не отрицался.

Поскольку территория кадастрового квартала , прилегающая к северной границе земельного участка с кадастровым номером , не принадлежит на каком-либо праве Терещук Д. И., и доказательств обратного стороной административного истца не представлено, установив, что ограждение земельного участка Терещука Д. И. с северной границы его земельного участка частично находится за пределами его земельного участка, на территории кадастрового квартала
, относящегося в землям общего доступа согласно п. 1 ст. 262 ГК РФ, в акте проверки обоснованно указано на нарушение ст. 25, 26, 65 Земельного кодекса РФ и ст. 262 Гражданского кодекса РФ, выразившихся в использовании части территории кадастрового квартала площадью приблизительно 25 кв. м. без предусмотренных законодательством РФ прав на землю, т.е. соответственно без оформления прав, и без оплаты использования земли.

Ссылка административного истца на то, что ограждения иных земельных участков по <адрес> находятся в одну линию с забором земельного участка Терещука Д. И. правового значения для разрешения административного спора не имеет.

По правилам части 7 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Однако в соответствии с п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов

Согласно части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.

Пунктом 1 части 6 статьи 30, пунктами 1 - 3 части 1 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (основные, условно разрешенные виды использования и вспомогательные). При этом установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (пункт 2 части 2.1 статьи 37 ГрК РФ).

Согласно п. 3, 4 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

По смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).

В данном случае на земельном участке Терещука Д. И. имеется здание, внесенное в Единый государственный реестр недвижимости как объект недвижимости согласно сведений ЕГРН, т.е. в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет недвижимого имущества (пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), с назначением нежилое, наименованием – хозпостройка (л.д. 56).

Решением городского Совета депутатов Калининграда (шестого созыва) от 25 декабря 2017 года N 339 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" в виде графических и текстовых материалов.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что земельный участок Терещука Д. И. находится в территориальной зоне Ж-4 - зона застройки индивидуальными жилыми домами; установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации объектов индивидуального жилищного строительства, домов блокированной застройки, малоэтажных многоквартирных домов, а также сопутствующей инфраструктуры и объектов обслуживания населения.

Согласно пунктов 6-8 ст. 21 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" первый и второй слева столбцы таблицы представляют собой перечень видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным на основании требований пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540, с соответствующим цифровым кодом.. Третий слева столбец таблицы содержит перечень видов разрешенного использования объектов капитального строительства, располагаемых на земельных участках, имеющих вид разрешенного использования, указанный в первом и втором столбце. Каждый вид разрешенного использования объекта капитального строительства применяется только с тем видом разрешенного использования земельного участка, который указан в ячейке, расположенной слева от ячейки, в которой приведен данный вид использования объекта капитального строительства. Четвертый слева столбец таблицы содержит перечень вспомогательных видов разрешенного использования объектов капитального строительства. Каждый вспомогательный вид разрешенного использования объектов капитального строительства применяется только с тем видом разрешенного использования объекта капитального строительства, который указан в ячейке третьего столбца, расположенной слева от ячейки, в которой приведен данный вспомогательный вид использования объекта капитального строительства.

В силу положений пункта 8 ст. 22 Правил землепользования и застройки для любого объекта капитального строительства разрешенным является то использование, которое указано в градостроительном регламенте как соответствующее виду разрешенного использования земельного участка, на котором располагается данный объект капитального строительства.

Градостроительный регламент зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4) согласно Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" устанавливает перечень основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков в данной зоне.

Вид разрешенного использования земельного участка «Для индивидуального жилищного строительства» предусматривает вид разрешенного использования объекта капитального строительства на таком земельном участке - индивидуальные жилые дома, объекты индивидуального жилищного строительства, к вспомогательным видам разрешенного использования объекта капитального строительства относят - хозяйственные постройки, гаражи, беседки и навесы, в том числе предназначенные для осуществления хозяйственной деятельности, теплицы, оранжереи, индивидуальные бассейны, бани и сауны.

Тогда как вид разрешенного использования объекта капитального строительства «Объекты для размещения магазинов всех типов с площадью торгового зала менее 100 кв. м» относятся к видам разрешенного использования при расположении на земельном участке с видом разрешенного использования «Обслуживание жилой застройки», тогда как земельный участок Терещука Д. И. не имеет такого вида разрешенного использования, как указано выше имеет вид разрешенного использования «под строительство индивидуального жилого дома».

Установив, что объект капитального строительства, находящийся на земельном участке Терещука Д. И., фактически используется под магазин, что подтверждается и фототаблицей к акту проверки, комитетом муниципального контроля обоснованно сделан вывод о нарушении абз. 7 ст. 42 Земельного кодекса РФ, выразившегося в использовании земельного участка с разрешенным использованием «под строительство индивидуального жилого дома» для ведения предпринимательской деятельности – т.е. использовании объекта капитального строительства на данном земельном участке под магазин.

Доводы Терещука Д. И. об использовании нежилого здания хозпостройки под торговую палатку не им, а его женой, не свидетельствуют о незаконности акта проверки, проводимого в отношении земельного участка, собственником которого является Терещук Д. И., и выданного ему предписания.

Установив приведенные выше нарушения земельного законодательства, комитет муниципального контроля обоснованно с учетом приведенных выше положений закона и в пределах предоставленных полномочий выдал гражданину Терещук Д. И. предписание об устранении выявленных нарушений, оснований для признания которого незаконным суд не усматривает.

При этом суд отмечает, что доводы административного истца о ненарушении им санитарных норм несостоятельны, поскольку согласно пункту 2.10 раздела II "Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий при их размещении" СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок, кроме гостевых.

Согласно пункта 3.7.9. Административного регламента в случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки акт проверки с сопроводительным письмом, подписанным начальником Отдела, передается в МКУ МФЦ.

Вместе с тем, тот факт, что сопроводительное письмо о направлении акта проверки не подписано начальником Отдела, сам по себе не является основанием для признания незаконными акта проверки, который подписан уполномоченными лицами, как не является основанием и для признания незаконным предписания, изданного на основании акта проверки.

Учитывая вышеизложенное, оснований для признания незаконными акта проверки № УК-189/аз от 12.08.2019 года и предписания № УК-65/пз от 12.08.2019 года не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Терещука Дмитрия Ивановича к Комитету муниципального контроля Администрации ГО «Город Калининград» о признании незаконным акта проверки муниципального контроля физического лица № /аз от 12.08.2019 года, предписания об устранении выявленных нарушений № от 12.08.2019 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25 ноября 2019 года.

Судья Вартач-Вартецкая И. З.