ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-253/19 от 27.05.2019 Октябрьского городского суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 мая 2019 года гор. Октябрьск

Октябрьский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Головой Т.А., при секретаре судебного заседания Молодкиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационная компания» к Администрации г.о. Октябрьск в лице ведущего инспектора муниципального жилищного контроля ФИО1 о признании незаконными полностью или в части акта проверки и предписания,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационная компания» обратилось в суд с административным иском к Администрации г.о. Октябрьск в лице ведущего инспектора муниципального жилищного контроля ФИО1 о признании незаконными и отмене акта проверки от 25.01.2019 года № 7 и предписания от 25.01.2019 года № 3.

В судебном заседании представитель административного истца Крайнов Р.В., действующий по доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме и показал, что 25 января 2019г. ведущим инспектором муниципального жилищного контроля Администрации г.о.Октябрьск Самарской области по итогам внеплановой выездной проверки составлен Акт проверки юридического лица № 7, согласно которому выявлены следующие нарушения: дренажный колодец (дренажной системы) расположен на тротуаре и частично на газоне у второго подъезда многоквартирного дома по <адрес> предназначенный для обслуживания данного дома в соответствии с проектной документацией, не содержится ООО «УК «ЖЭК» в состоянии, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья граждан, чем нарушен п. 10 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее Правила содержания общего имущества). На основании указанного акта ООО «УК «ЖЭК» было выдано предписание от 25 января 2019г. № 3 о восстановлении дренажного колодца дренажной системы до 01 апреля 2019г. Считает незаконным акт проверки от 25 января 2019 г. и предписание от 25 января 2019 г. № 3 в связи со следующим. На основании лицензии от 19 июня 2015 г. № 211, договора управления многоквартирным домом по <адрес>, корпус 1 от 01 октября 2015г. № 99 ООО «УК «ЖЭК» управляет многоквартирным домом. В соответствии с п. 5 Правил содержания общего имущества - в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества - внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. В разделе III Перечня состава и состояния общего имущества многоквартирного дома по <адрес>, корпус 1 (приложение № 1 к договору управления МКД от 01 октября 2015 г. № 99) дренажная система и смотровые колодцы отсутствуют. При визуальном осмотре при проведении проверки главным инженером ООО «УК «ЖЭК» ФИО7 и как указано в выдержке из проекта строительства данного многоквартирного дома дренажная система с юго-западной стороны дома заглушена, а с восточной стороны дома входит в ливневую канализацию, которая проходит по пер.Кирпичный г.Октябрьска. В проекте также указано, что дренажная система предусмотрена для сбора подземных вод с территории строительства дома и отвода их в дождевую канализацию по пер.Кирпичный. Учитывая, что дренажная система расположена за границей фундамента многоквартирного дома, а земельный участок под домом не входит в состав общего имущества дома, а так же назначение дренажной системы в соответствии с выдержкой из проекта, нарушения и требование в адрес ООО «УК «ЖЭК» - устранить данные нарушения, указанные в акте проверки от 25 января 2019 г. № 7 и предписании от 25 января 2019 г. № 3 - являются незаконными. 28 марта 2019г. они обратились с претензией к административному ответчику с предложением отменить вышеуказанный акт проверки и предписание, но ответ до настоящего времени ответчиком не предоставлен. Дренажная система, расположенная под землей, около многоквартирного дома по <адрес> соединяющаяся с ливневой ка­нализацией по пер.Кирпичный, 2 не относится к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку не является составной частью внутридомовой инженерной системы водоотведения и расположена перед фундаментом дома и не соединяется с его системой водоотведения. В соответствии с заключенным договором об оказании коммунальных услуг для содержа­ния общего имущества многоквартирного дома от 01.01.2018 г. с МУП г.о.Октябрьск Самарской области «Жилищ­ное управление» границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности считать фундамент многоквартирного дома. Площадка построена для двух домов по <адрес> корпус 1 и корпус 2. Дренажная система относится к внешней системе канализации. Дренажная система, расположенная под землей около многоквартирного дома по <адрес> корпус 1, и соединяющаяся с ливневой канализацией по пер. Кирпичный, 2, не относится к общему имуществу многоквартирного дома и должна обслуживаться МУП «ЖУ», так как находится у него на балансе. Просит признать незаконными и отменить акт проверки от 25.01.2019 года № 7 и предписание от 25.01.2019 года № 3, ведущего специалиста муниципального жилищного контроля Администрации г.о.Октябрьск Самарской области ФИО1.

В судебном заседании представитель административного ответчика Артёмова И.Г., действующая по доверенности, с административным исковым заявлением ООО «УК «ЖЭК» не согласилась в полном объеме и показала, что в соответствии со статьей 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Аналогичные положения содержатся в пункте 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ. Из чего следует, что критерием для отнесения того или иного инженерного оборудования дома к общему имуществу является его функциональное назначение, предполагающее его использование для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме. Дренажная система была выполнена вместе со строительством жилого дома с целью его обслуживания и в силу пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) относятся к общему имуществу дома (пристенный дренаж в составе дренажных колодцев, системы сбора дренажных вод в них, а также ливневый колодец с устройствами сбора поверхностных вод, расположенные на придомовом участке). Отнесение системы гидрозащиты жилого дома к общему имуществу этого дома согласуется с правилами статьи 135 ГК РФ, согласно которой вещь, предназначенная для обслуживания другой главной вещи и связанная с ней общим назначением, рассматривается как ее принадлежность и должна следовать ее судьбе, а также со статьей 36 ЖК РФ. В пункте 2 Правил № 491 приведен примерный перечень общего имущества жилого дома, в том числе к общему имуществу относятся иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома (подпункт «ж»). Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Во исполнение части 1.2 статьи 161 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утверждён минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в пункте 18 которого указано, что к работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения, отопления и водоотведения в многоквартирных домах, относится в том числе контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации. Кроме того, требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту жилищного фонда собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 №170 (далее- Правила №170). В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией. В пункте 4.10.2.1 Правил № 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (в том числе обеспечение бесперебойной работы дренажей). В этом же постановлении указывается на то, что требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами № 170, и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями. Как следует из Правил № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей (п.4.1. Фундаменты и стены подвалов). В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утверждён Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно пункту 18 которого управляющая компания должна контролировать состояние и восстанавливать исправность дренажных систем и дворовой канализации. Дренажно-ливневая канализация на придомовой территории спорного дома, сформированном земельном участке, относится к общему имуществу собственников и, соответственно, вопросы о строительстве или ремонте данной системы должны решаться собственниками дома. В силу части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей. Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении
многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Согласно документам дренажная система, расположенная под землей около многоквартирного дома по <адрес>, корпус 1, относится только к данному дому. Данная дренажная система необходима для того, чтобы вода не поступала в подвалы. Сводное экспертное заключение на два дома по <адрес> корпус 1 и корпус 2, земельные участки на них не разграничены. Просит отказать ООО «УК «ЖЭК» в удовлетворении административного искового заявления.

В судебном заседании административный ответчик - ведущий инспектор по муниципальному жилищному контролю Администрации г.о. Октябрьск Самарской области ФИО1 с административным исковым заявлением ООО «УК «ЖЭК» не согласилась в полном объеме и показала, что на основании распоряжения органа муниципального контроля № 7 от 17.01.2019г. в отношении юридического лица ООО «УК «ЖЭК» 25.01.2019г. ею, как ведущим инспектором по муниципальному жилищному контролю Администрации г.о. Октябрьск, была проведена внеплановая выездная проверка. По результатам проверки был составлен акт проверки № 7 от 25.01.2019г., а также было выдано два предписания об устранении нарушений № 2 от 25.01.2019г. со сроком исполнения до 30.01.2019 г. и № 3 от 25.01.2019г. со сроком исполнения до 01.04.2019 г.. После завершения данной проверки весь материал контрольного мероприятия в соответствии с ч. 12 ст. 3 Закона Самарской области от 9 ноября 2012г. № 111 -ГД «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа регионального государственного жилищного надзора Самарской области с органами муниципального жилищного контроля» был направлен в Государственную жилищную инспекцию для принятия решения о возбуждении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, «Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований». Государственная жилищная инспекция в соответствии с п. 13 ст. 3 Закона Самарской области от 09.11.2012г. № 111 -ГД сообщила, что в отношении управляющей компании ООО «УК «ЖЭК» проводится мероприятие по возбуждению дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 12 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008г. юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течении 15-ти дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений. В течении 15-ти дней с даты получения акта проверки № 7 от 25.01.2019г. возражений от ООО «УК «ЖЭК» в орган муниципального контроля не поступало и в установленный законом срок указанный акт и предписания об устранении нарушений обжалованы не были, в связи с чем были обязательны для исполнения. В связи с чем, претензию ООО «УК «ЖЭК» от 28 марта 2019г. с предложением отменить вышеуказанный акт проверки и предписание считает незаконной, так как нарушены все сроки направления таких возражений, предусмотренные законодательством при осуществлении муниципального контроля. Кроме того, на основании распоряжения органа муниципального контроля № 14 от 29.01.2019г., с целью контроля ранее выданного предписания об устранении нарушений № 2 от 25.01.2019г. в отношении юридического лица ООО «УК «ЖЭК» 31.01.2019г. была проведена выездная внеплановая проверка. По результатам проверки ООО «УК «ЖЭК» предписание № 2 от 25.01.2019г. выполнило, колодец заложили камнями и засыпали песком, были приняты меры по обеспечению безопасности людей, путем исключения возможного падения людей в дренажный колодец дренажной системы, расположенного на тротуаре и частично на газоне у второго подъезда МКД <адрес>, и предназначенного только для обслуживания данного многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией. На основании распоряжения органа муниципального контроля № 50 от 08.04.2019г., с целью контроля ранее выданного предписания об устранении нарушений от 25.01.2019г. в отношении юридического лица ООО «УК «ЖЭК» 18.04.2019г. была проведена внеплановая выездная проверка. По результатам проверки данное предписание не выполнено. Одно предписание данная управляющая компания исполняет, а другое нет, хотя нарушения обязательных требований в предписаниях одинаковые - дренажный колодец. 19.04.2019 г. в отношении юридического лица ООО «УК «ЖЭК» был составлен протокол об административном правонарушении за невыполнение в срок до 01.04.2019г. законного предписания от 25.01.2019г. органа муниципального контроля (должностного лица), осуществляющего муниципальный жилищный контроль на территории г.о. Октябрьск по ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ и направлен в мировой суд для рассмотрения и принятия мер административного воздействия. Считает, что дренажная система включена в общее имущество многоквартирного <адрес>, <адрес>. Предусмотрен проект дренажной системы и не включение в договор об оказании коммунальных услуг для содержания общего имущества многоквартирного дома не освобождает от ответственности за невыполнение работ. Считает, что по проекту дренажная система обслуживает только данный дом, это неразрывная часть этого дома. Если бы не было дренажной системы, в подвалах дома была бы постоянно вода. Просит отказать ООО «УК «ЖЭК» в удовлетворении административного искового заявления.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля - начальник отдела архитектуры МКУ г.о. Октябрьск Самарской области «Комитет по архитектуре, строительству и транспорту Администрации г.о. <адрес>» ФИО4 показал, что по проекту дренажная система нужна для обслуживания одного дома, расположенного по адресу: <адрес>, она не является магистралью и должна обслуживаться ООО «УК «ЖЭК», поскольку является конструкцией дома. МУП «ЖУ» г.о. Октябрьск к данной дренажной системе отношения не имеет. Ливневые городские сети включены на баланс МБУ «Благоустройство…», плана данной системы у них нет. По проекту в объем строительства дома входит данная дренажная система - это часть элемента дома. Она создана для поддержания дома не только для его строительства, но и для обслуживания. Если бы данная дренажная система была создана для строительства, то ее после постройки дома необходимо было демонтировать. <адрес><адрес> проходит магистраль ливневых городских сетей, и она проходит мимо <адрес>. 1 по <адрес> система собирает воду, чтобы она не поступала в подвалы, с территории перед домом и только потом идет в магистраль ливневых городских сетей.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 10 ст. 226 КАС РФ в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Частью 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ и пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491, к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме отнесены: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Из содержания приведенных норм права следует, что критерием отнесения конкретного имущества к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома является функциональное назначение данного имущества, предназначенное для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.

На основании п. 1 ст. 161 ЖК РФ Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (п.1.1).

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1.2).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (п. 2.3).

Согласно пп. а п. 16 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 15.12.2018) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным жилым домом в числе прочих условий должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса.

В силу п. 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 15.12.2018) «Об утверждении Правил содержания общего имущества…» Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан (пп. б).

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором № 99 от 01 октября 2015 года управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, г.о. Октябрьск, <адрес><адрес>, осуществляет управляющая организация Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационная компания».

На основании распоряжения главы администрации г.о. Октябрьск Самарской области ФИО5 от 14.01.2019г. за № 7 ведущим инспектором по муниципальному жилищному контролю администрации г.о. Октябрьск Самарской области ФИО1 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационная компания» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также проверка сведений, изложенных в обращении № Кол-748 от 16.11.2018 от ФИО6, проживающей по адресу: <адрес><адрес><адрес>.

По результатам проверки ведущим инспектором по муниципальному жилищному контролю администрации г.о. Октябрьск Самарской области ФИО1 25 января 2019 года составлен акт проверки , согласно которому ООО «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационная компания» дренажный колодец дренажной системы, расположенный на тротуаре и частично на газоне у второго подъезда многоквартирного <адрес><адрес><адрес>, и предназначенный для обслуживания данного многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией, не содержится в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, чем нарушен п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Главный инженер ООО «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационная компания» ФИО7, присутствующий при проведении проверки, с нарушениями, указанными в акте проверки от 25 января 2019 года, не согласился.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений.

Поскольку оспариваемый акт проверки № 7 от 25 января 2019 года не является документом властно-распорядительного характера, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, нарушающих права и интересы ООО «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационная компания» и влекущих неблагоприятные для него последствия, является процессуальным документом, фиксирующим результаты проведенной внеплановой выездной проверки, поэтому подлежит оценке судом в качестве доказательства по делу, но не как его самостоятельный предмет.

25 января 2019 годав адрес ООО «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационная компания» внесено предписание № 3 об устранении выявленных нарушений законодательства. Срок устранения нарушения до 01 апреля 2019 года. Предписанием № 3 предложено применить меры по восстановлению дренажного колодца.

По мнению представителя административного истца земельный участок под домом <адрес> не входит в состав общего имущества многоквартирного дома, спорная дренажная система, расположенная под землей, около многоквартирного дома по <адрес>, и соединяющаяся с ливневой ка­нализацией по пер.Кирпичный, 2, не относится к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку не является составной частью внутридомовой инженерной системы водоотведения и расположена перед фундаментом дома и не соединяется с его системой водоотведения, относится к внешней системе канализации, и должна обслуживаться МУП «ЖУ» г. Октябрьска, так как находится у него на балансе.

Указанные доводы представителя административного истца суд отклоняет по следующим основаниям.

В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).

В силу ч. 2 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Согласно п. 18 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (ред. от 15.12.2018) «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме») общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают в себя, в том числе, контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации.

Из раздела II Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» следует, что техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д.

Согласно п. 4.1.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.

Как следует из акта комиссионного обследования от 05 декабря 2018 года с участием представителей главы администрации г.о. Октябрьск, МБУ «Службы благоустройства», МУП «Жилищное управление», ПТО МУП «ЖУ», ООО «УК «ЖЭК» - юрисконсульта ФИО3 и главного инженера ФИО7, комиссией было проведено обследование дворовой территории по адресу: <адрес> на предмет выявления принадлежности разрушенного колодца, расположенного на тротуаре в районе подъездов и многоквартирного <адрес>. В ходе обследования установлено, что канализационная система проходит вдоль бордюра дворовой территории на проезжей части с уклоном от 1 подъезда многоквартирного <адрес><адрес> по <адрес>. Колодцы, находящиеся на тротуаре по <адрес> являются дренажными и относятся к общему имуществу многоквартирного <адрес><адрес> по <адрес>, так как обслуживают только многоквартирный <адрес><адрес> по <адрес> ООО «УК «ЖЭК» ФИО3 и ФИО7 с настоящим актом обследования не согласились.

Из межевого дела -а от 13.09.2002г. следует, что земельный участок по <адрес><адрес> сформирован и ему присвоен кадастровый .

Кроме того, в судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что дренажная система жилого <адрес> возводилась вместе со строительством дома в целях сбора подземных вод с территории строительства дома и отвода их в дождевую канализацию города, что подтверждается проектной документацией ЗАО «Сызраньпроект» от 2004г., сводным экспертным заключением Центра государственной вневедомственной экспертизы от 2004г.

Условиями договора управления обязанность по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного <адрес><адрес> по <адрес> возложена именно на управляющую организацию ООО «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационная компания», которая обязана содержать общее имущество в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан.

Таким образом, судом установлено, что спорный земельный участок сформирован и в отношении него был произведен кадастровый учет до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, а потому указанный земельный участок находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного <адрес><адрес><адрес>, а значит входит в состав общего имущества многоквартирного дома. Отсутствие в перечне (составе) элементов общего имущества многоквартирного <адрес><адрес><адрес> (приложение 1 к договору управления многоквартирным домом от 01.10.2015 № 99) спорного земельного участка не является основанием для освобождения управляющей организации от обязанности по его содержанию, в том числе по содержанию дренажного колодца, расположенного на указанном земельном участке и предназначенного для обслуживания более одного помещения в доме. При помощи спорного дренажного колодцаосуществляется надлежащее содержание мест общего пользования многоквартирным домом, а именно подвала. Согласно приложению 1 к договору управления многоквартирным домом от 01.10.2015 подвалы включены в общее имущество собственников в многоквартирном доме по <адрес>.

Согласно 4 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей не предусмотрен настоящим Кодексом.

Вместе с тем, каких-либо допустимых и достаточных доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что спорный дренажный колодец не является составной частью внутридомовой инженерной системы водоотведения, не связан с содержанием и эксплуатацией жилого <адрес><адрес>, не относится к общему имуществу многоквартирного дома, не предназначен для его обслуживания, а также то, что его обслуживание не входит в зону ответственности ООО «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационная компания», материалы дела не содержат и суду административным истцом не представлено.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание от 25 января 2019 года является законным, поскольку на административного истца возложена обязанность по совершению действий, которые обязательны для него в силу действующих нормативных правовых актов.

Кроме того, в судебном заседании установлено, этого не отрицает и сам административный истец, что по результатам проверки 25.01.2019 в адрес ООО «УК «ЖЭК» было вынесено два предписания об устранении выявленных нарушений, касающихся одного и того же дренажного колодца: - срок исполнения 30.01.2019, и - срок исполнения 01.04.2019. Согласно акту проверки от 31.01.2019, ранее выданное предписание от 25.01.2019 ООО «УК «ЖЭК» исполнено, что подтверждает тот факт, что данный дренажный колодец находится на обслуживании ООО «УК «ЖЭК».

ООО «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационная компания» в свою очередь не доказало факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

При таких обстоятельствах административный иск ООО «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационная компания» не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационная компания» к Администрации г.о. Октябрьск Самарской области в лице ведущего инспектора муниципального жилищного контроля ФИО1, о признании незаконными акта проверки и предписания - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде. Решение в окончательном виде изготовлено 30.05.2019.

Председательствующий: судья Т.А. Голова