ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-253/20 от 31.01.2020 Правобережного районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 2а-253/20г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Правобережный районный суд РСО-Алания в составе:

председательствующего судьи Доевой Е.М.,

при секретаре Бурнацевой Д.Т.,

с участием прокурора Фидарова В.Б.,

представителя АМС Муниципальное образование Кануковой И.С., доверенность ........ от 25.11.2019г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску зам. прокурора <адрес> РСО-Алания - Бадтиева С.К., действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации местного самоуправления Муниципальное образование <адрес>,, заинтересованному лицу - ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПГУ МЧС России по РСО-Алания, ОМВД России по <адрес> РСО-Алания, ОВО по <адрес> филиала ФГКУ УВО ВНГ по РСО-Алания, понуждении к устранению нарушений закона и восстановлении прав неопределенного круга лиц,

установил:

Заместитель прокурора <адрес> РСО-Алания, действующий в защиту интересов несовершеннолетних и неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к к Администрации местного самоуправления Муниципальное образование <адрес>,, заинтересованному лицу - ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПГУ МЧС России по РСО-Алания, ОМВД России по <адрес> РСО-Алания, ОВО по <адрес> филиала ФГКУ УВО ВНГ по РСО-Алания, понуждении к устранению нарушений закона и восстановлении прав неопределенного круга лиц,

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, т.е установлен приоритет мер его предупреждения терроризму.

Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации <дата>, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно пункту 2.3 приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от <дата> N 295 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму" на прокуроров, в пределах своей компетенции, возложена обязанность по обеспечению постоянного надзора за исполнением законов об антитеррористической защищенности объектов образования, в ходе проверок которых необходимо давать оценку полноте и эффективности взаимодействия субъектов противодействия терроризму, а также принимаемых ими мер в целях минимизации и (или) ликвидации последствий террористических актов. Добиваться реального устранения нарушений, рассматривать вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, в том числе предусмотренной статьей 5 Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

К муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждениям <адрес>, в соответствии с уставами которых их учредителем является администрация местного самоуправления МО <адрес> (далее – АМС), относятся:

1.МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ........<адрес>» <адрес> РСО-Алания;

2.МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ........<адрес>» <адрес> РСО-Алания;

3. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ........<адрес>» <адрес> РСО-Алания;

4. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ........<адрес>» <адрес> РСО-Алания;

5. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ........ имени Героя России З. Д.» <адрес> РСО-Алания;

6.МБОУ «Средняя общеобразовательная школа ........ имени Героя России Ю. Н.<адрес>» <адрес> РСО-Алания;

7.МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского С. Э. Ахсарова <адрес>» <адрес> РСО-Алания;

8.МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Н.Батако» <адрес> РСО-Алания;,

9.МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Саламгери Кокаева <адрес>» <адрес> РСО-Алания;

10.МБОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» <адрес> РСО-Алания;

11.МБОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» <адрес> РСО-Алания;

12.МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского С. И. Дзусова <адрес>» <адрес> РСО-Алания;

13.МБОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» <адрес> РСО-Алания;

14. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского С. Х.-Умара Мамсурова <адрес>» <адрес> РСО-Алания;

15. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского С. И. Плиева <адрес>» <адрес> РСО-Алания;

16. МКОУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес>» <адрес> РСО-Алания;

17.МБОУ школа – интернат «Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования с углубленным изучением физической культуры им.Ивана К. К.» <адрес> РСО-Алания, их учредителем является администрация местного самоуправления МО <адрес> (далее – АМС).

На основании п.п. 1 и 19 ч.2 ст.32 Закона РФ от <дата>........ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения относится к компетенции образовательного учреждения.

Так, не смотря на неоднократные требования об устранении проблем ограждения школ (не установлены ограждения высотой не менее 2.5 м по периметру территорий); возведения ограждений общей протяженностью 11013,5 п/м; установки ворот, общее количество которых составляет 34 штуки и калиток в количестве 32 штук, учредителем муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений района никаких мер к устранению данных нарушений не принято. Неустраненными остаются и вопросы слабого освещения по периметру зданий МБОУ СОШ №........, 5, 6, Хумалаг, Цалык, Ст.Батако,, <адрес>, Н.Батако, <адрес>.

Кроме того, в связи с поступлением в прокуратуру <адрес> в декабре 2018 года информационного письма заместителя начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по РСО-Алания Джанаева П.К., содержащего сведения о нарушениях в деятельности органов местного самоуправления и подведомственных им организаций по соблюдению положений ч.7 ст.83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. № 123-ФЗ, прокуратурой района 06.05.2019г. директорам всех муниципальных общеобразовательных учреждений <адрес> объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона в связи с отсутствием действий по заключению договоров на обслуживание системы АПС и системы Стрелец-Мониторинг.

Не смотря на объявленные предостережения, администрациями общеобразовательных учреждений мер, направленных на недопущения нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму на 30.05.2019г. не было принято.

Между тем, в соответствии с ч.7 ст.83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. № 123-ФЗ системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений), Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

В связи с тем, что руководителями (директорами) школ соответствующие договоры с организациями, ответственными за установку и эксплуатацию систем автоматической пожарной защиты, не заключены, создается опасность для выхода из строя пожарной сигнализации и специальных выносных устройств с дублированием сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта или транслирующей этот сигнал организации, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности несовершеннолетних и граждан, пребывающих в общеобразовательных учреждениях <адрес> и нарушает федеральное законодательство в сфере пожарной безопасности и противодействия терроризму. Действия руководителей образовательных учреждений района нарушают ч.13 статьи 30 Федерального закона от <дата> N 384- ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в соответствии с которой в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (пункт 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (пункт 2).

В виду того, что заключение договоров связано с финансовыми расходами, 20.08.2019г. прокуратурой района внесено представлением главе АМС МО <адрес>, как учредителю МБОУ СОШ <адрес>.

Согласно полученному ответу ........ от 20.09.2019г. «С <дата>г. будет заключен договор на обслуживание систем АПС и Стрелец-мониторинг» для автоматической передачи сигнала о возгорании в пожарную часть».

Однако данное утверждение не соответствует действительности, так как на 14.10.2019г. АМС МО <адрес> никаких действий по заключению договоров не предпринято.

Кроме того, АМС МО <адрес> не устранены многочисленные нарушений требований пожарной безопасности, которые являлись поводами для неоднократного внесения актов прокурорского реагирования.

В частности, в СОШ ........(пищеблок), СОШ ........ (подвал, спортивный зал), СОШ ........ (пищеблок, подвал, спортивный зал), СОШ <адрес>, Ольгинское, Зильги (подвал), СОШ <адрес> (актовый зал, столовая) отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, согласно требованиям действующих норм пожарной безопасности, «НПБ 110-03». (ст.3; ст.4, п.2, п.3, п.4; ст.6 Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ст. 46 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "О техническом регулировании", СНиП <дата>-89* п.1.136. «Общественные здания и сооружения»).

В СОШ ........, <адрес> на остекленных дверях не предусматриваются защитные решетки на высоте не менее 1,2 м. (ст.3; ст.4, п.2, п.3, п.4; ст.6 Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ст. 46 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "О техническом регулировании", СНиП <дата>-89* п.1.136. «Общественные здания и сооружения»).

В СОШ ........, 4, 2, 3, <адрес> на путях эвакуации в коридорах принимается материал с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, <адрес>,Т2 для покрытие пола в общем коридоре, сгораемый материал (линолеум). (ст.3; ст.4, п.2, п.3, п.4; ст.6 Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ст. 46 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "О техническом регулировании", СНиП 21-01-97* п.6.25*. «Пожарная безопасность зданий и сооружений»).

В СОШ ........, 3, 5, 6, 7,<адрес>, Батако, Ольгинскон отсутствует ограждение на крыше здания. (ст.3; ст.4, п.2, п.3, п.4; ст.6 Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ст. 46 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "О техническом регулировании", п.24 Постановление Правительства Российской Федерации от <дата>........ «О противопожарном режиме»); нет акта испытания ограждения.

В СОШ ........ не предоставлены соответствующие акты, подтверждающие исправность и работоспособность внутреннего противопожарного водопровода. (ст.3; ст.4, п.2, п.3, п.4; ст.6 Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Постановление Правительства Российской Федерации от <дата>........ «О противопожарном режиме»; п.55).

В СОШ ........ по несущей стене здания проложен газопровод (ст.3; ст.4, п.2, п.3, п.4; ст.6 Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ст. 46 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Постановление Правительства Российской Федерации от <дата>........ «О противопожарном режиме»; СНиП 42-01-2002; СП 62.13330.2011*).

В СОШ ........, СОШ <адрес>, Зильги, Батако, Ольгинское двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах. (ст.3; ст.4, п.2, п.3, п.4; ст.6 Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Постановление Правительства Российской Федерации от <дата>........ «О противопожарном режиме» СНиП 21-01-97* п.6.30.)

В СОШ ........ отсутствуют двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток в здании школы. (ст.3; ст.4, п.2, п.3, п.4; ст.6 Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ст. 46 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "О техническом регулировании", п. 6.18* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»).

В СОШ <адрес>,Цалык, Батако в помещении котельной отсутствует внутреннее противопожарное водоснабжение (ФЗ ........ от <дата> «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» гл.1 ст.4; ст.5; ст.6; СНиП II-35-76* п.17.5* «Котельные установки»).

В СОШ <адрес> допускается размещение батареи в лестничной клетке по пути эвакуации, которая выступает из плоскости стен на высоте до 2,2 м. (ФЗ ........ от <дата> «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» гл.1 ст.4; ст.5; ст.6; СНиП 21-01-97* п.6.32* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»).

В СОШ <адрес>, Цалык, Зильги, Батако в котельных отсутствует светозвуковая сигнализация. (ст.3; ст.4, п.2, п.3, п.4; ст.6 Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ст.46 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "О техническом регулировании", п.61 Постановление Правительства Российской Федерации от <дата>........ «О противопожарном режиме» СНиП II-35-76* п.15.15 *).

В СОШ <адрес>, Зильги в помещениях котельных работающих на газообразном топливе не предусмотрены легкосбрасываемые ограждающие конструкции из расчёта 0,03 кв. м на 1 куб.м объёма помещения (ФЗ ........ от <дата> «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» гл.1 ст.4; ст.5; ст.6; СНиП II-35-76* п.3.16* Нормы проектирования котельных установок).-

Здание и территория СОШ <адрес> не обеспеченны достаточным запасом воды для целей пожаротушения, т.к. в пожарных водоемах отсутствует вода. (ст.3; ст.4, п.2, п.3, п.4; ст.6 Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ст. 46 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Постановление Правительства Российской Федерации от <дата>........ «О противопожарном режиме»; СП 31.13330.2012).

Указанные нарушения на 14.10.2019г. не устранены.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от <дата> к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.

Так, во исполнение требований федеральных программ образования, утверждаемых Правительством РФ и предусматривающих создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях, Министерством образования и науки РФ издан приказ от <дата>........ "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений".

Данным приказом руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, увеличить объемы финансирования из собственных внебюджетных средств на реализацию мероприятий по комплексной безопасности; органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ <дата> разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Право ведения образовательной деятельности образовательным учреждением приобретается в случае соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов, как это предусматривает ст.33 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ от <дата>........ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования.

Кроме того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ <дата> разработаны методические указания Согласно письму Министерства образования и науки от 04.07.2008г. ........ антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному году. Органам исполнительной власти субъектов РФ необходимо принимать решение о начале деятельности образовательного учреждения, если объект отвечает следующим требованиям:

- наличие периметрального ограждения и освещения территории;

- обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;

- наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарная сигнализация (ОПС)), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля) и др.

Непринятие мер по антитеррористической защищённости зданий и помещений общеобразовательных учреждений <адрес>, являющихся объектами массового пребывания людей, влечёт нарушение прав граждан, находящихся в этих зданиях и помещениях на защиту их жизни и здоровья при террористических актах и чрезвычайных ситуациях.

Органы местного самоуправления располагают достаточно большим объемом полномочий в сфере организации деятельности образовательных учреждений. В число таких полномочий входит, в том числе, вопросы обеспечения деятельности образовательных учреждений и ее финансирования, формирование местного бюджета в части расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт учреждений образования.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Таким образом, АМС МО <адрес>, обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и пожарной безопасности и, являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

Исполнение органом местного самоуправления возложенных на него федеральным законом обязанностей не может ставиться в зависимость от исполнения обязательств каким-либо государственным органом, а отсутствие бюджетного финансирования само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от <дата>........-Ф3 «О противодействии терроризму» органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Кроме того, в силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российский Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009г. расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Устранение АМС МО <адрес> выявленных нарушений закона является необходимой мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения. При этом, отсутствие надлежащего финансирования для этих целей не может служить основанием для освобождения АМС МО <адрес> от исполнения обязанности возложенной законом, поскольку в силу ч. 1 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций).

В соответствии с п.4 статьи 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Просит суд:I.Признать незаконным бездействие АМС МО <адрес>, в связи с невыполнением мероприятий по пожарной безопасности и антитеррористической защищенности обучающихся, в том числе:

В части необеспечения дублирования сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта или транслирующей этот сигнал организации во всех МКОУ СОШ <адрес> РСО-Алания;

В части отсутствия автоматической пожарной сигнализации, согласно требованиям действующих норм пожарной безопасности в МБОУ СОШ ........(пищеблок), СОШ ........ (подвал, спортивный зал), СОШ ........ (пищеблок, подвал, спортивный зал), СОШ <адрес>, Ольгинское, Зильги (подвал), СОШ <адрес> (актовый зал, столовая;

В части отсутствия на остекленных дверях защитных решеток на высоте не менее 1,2 м в МБОУ СОШ ........, <адрес>.

В связи с применением на путях эвакуации в коридорах материала с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, <адрес>,Т2 для покрытие пола в общем коридоре (сгораемый материал (линолеум)) в МБОУ СОШ ........, 4, 2, 3, <адрес>

В связи с отсутствием ограждения на крышах зданий МБОУ СОШ ........, 3, 5, 6, 7,<адрес>, Батако, Ольгинскон.

В связи с неисправностью и неработоспособностью внутреннего противопожарного водопровода в МБОУ СОШ .........

В связи с тем, что в МБОУ СОШ ........ по несущей стене здания проложен газопровод;

Непринятием мер к оборудованию дверей, отделяющих поэтажные коридоры от лестничных клеток, приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах в МБОУ СОШ ........, <адрес>, Зильги, Батако, Ольгинское.

В связи с отсутствием двери, отделяющей поэтажные коридоры от лестничных клеток в здании МКОУ СОШ .........

В связи с отсутствием в МБОУ СОШ <адрес>,Цалык, Батако в помещениях котельных внутреннего противопожарного водоснабжения

В связи с допущением в МБОУ СОШ <адрес> размещения батареи в лестничной клетке по пути эвакуации, которая выступает из плоскости стен на высоте до 2,2 м.

В связи с отсутствием в котельных МКОУ СОШ <адрес>, Цалык, Зильги, Батако светозвуковой сигнализации.

В связи с тем, что в МБОУ СОШ <адрес>, Зильги в помещениях котельных, работающих на газообразном топливе, не предусмотрены легкосбрасываемые ограждающие конструкции из расчёта 0,03 кв. м на 1 куб.м объёма помещения

В связи с необеспечением здания и территории МБОУ СОШ <адрес> достаточным запасом воды для целей пожаротушения, т.к. в пожарных водоемах отсутствует вода

По устранению проблем ограждения школ (не установлены ограждения высотой не менее 2.5 м по периметру территорий); возведения ограждений общей протяженностью 11013,5 п/м; установки ворот, общее количество которых составляет 34 штуки и калиток в количестве 32 штук.

По устранению проблем неудовлетворительного освещения по периметру зданий МБОУ СОШ №........, 5, 6, Хумалаг, Цалык, Ст.Батако,, <адрес>, Н.Батако, <адрес>

II.Обязать АМС МО <адрес> обеспечить дублирование сигналов системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта или транслирующей этот сигнал организации во всех школах <адрес> РСО-Алания путем заключения договоров на 2019-2020 учебный год с обслуживающей организацией. Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать проведение указанных работ.

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по оборудованию автоматической пожарной сигнализации, согласно требованиям действующих норм пожарной безопасности в МБОУ СОШ ........(пищеблок), СОШ ........ (подвал, спортивный зал), СОШ ........ (пищеблок, подвал, спортивный зал), СОШ <адрес>, Ольгинское, Зильги (подвал), СОШ <адрес> (актовый зал, столовая;

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать установку на остекленных дверях МБОУ СОШ ........, <адрес> защитных решеток на высоте не менее 1,2 м.

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать установку покрытия полов на путях эвакуации в общих коридорах МБОУ СОШ ........, 4, 2, 3, <адрес> из материала с не более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, <адрес>,Т2

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать установку ограждений на крышах зданий МБОУ СОШ ........, 3, 5, 6, 7,<адрес>, Батако, Ольгинское.

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать ремонт и установку внутреннего противопожарного водопровода в МБОУ СОШ .........

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по переносу на безопасное расстояние газопровода от несущей стены МБОУ СОШ .........

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по оборудованию дверей, отделяющих поэтажные коридоры от лестничных клеток, приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах в МБОУ СОШ ........, <адрес>, Зильги, Батако, Ольгинское.

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по установке двери, отделяющей поэтажные коридоры от лестничных клеток в здании МКОУ СОШ .........

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по установке в МБОУ СОШ <адрес>,Цалык, Батако в помещениях котельных внутреннего противопожарного водоснабжения

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по переносу в МБОУ СОШ <адрес> батареи в лестничной клетке по пути эвакуации.

11. Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать В установку светозвуковой сигнализации в котельных МБОУ СОШ <адрес>, Цалык, Зильги, Батако.

12. Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по оборудованию легкосбрасываемых ограждающих конструкций из расчёта 0,03 кв. м на 1 куб.м объёма помещения в котельных МБОУ СОШ <адрес>, Зильги

13. Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по приведению в исправное состояние пожарных водоемов МБОУ СОШ <адрес>

14. Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по устранению проблем ограждения школ:

- по установке ограждения высотой не менее 2.5 м по периметру территорий;

- по возведению ограждения общей протяженностью 11013,5 п/м;

- по установке ворот, общим количеством 34 штуки и калиток в количестве 32 штук.

15. Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по устранению проблем неудовлетворительного освещения по периметру зданий МБОУ СОШ №........, 5, 6, Хумалаг, Цалык, Ст.Батако,, <адрес>, Н.Батако, <адрес>

В силу ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.В соответствии с п. 4 ст. 27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении ........-П от <дата>, суд признает, что по настоящему административному делу прокурор <адрес> выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона и в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об оспаривании бездействия органов местного самоуправления, когда оспариваемое бездействие нарушает права свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

Помощник прокурора <адрес>Фидаров В.Б. в судебном заседании поддержал требования, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель АМС <адрес>Канукова И.С.,доверенность ........ от <дата>, в судебном заседании административный иск не признала и пояснила, что

Заинтересованного лица – в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были извещены о времени и месте слушания дела. О причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав объяснения прокурора, ответчика, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, установив юридически значимые обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования заместителя прокурора <адрес> РСО-Алания, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации местного самоуправления Муниципальное образование <адрес>,, заинтересованному лицу - ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПГУ МЧС России по РСО-Алания, ОМВД России по <адрес> РСО-Алания, ОВО по <адрес> филиала ФГКУ УВО ВНГ по РСО-Алания, понуждении к устранению нарушений закона и восстановлении прав неопределенного круга лиц подлежа удовлетворению, по следующим основаниям.

Так, во исполнение требований федеральных программ образования, утверждаемых Правительством РФ и предусматривающих создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях, Министерством образования и науки РФ издан приказ от <дата>........ "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений".

Данным приказом руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, увеличить объемы финансирования из собственных внебюджетных средств на реализацию мероприятий по комплексной безопасности; органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ <дата> разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).

Право ведения образовательной деятельности образовательным учреждением приобретается в случае соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов, как это предусматривает ст.33 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ от <дата>........ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования.

Кроме того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Министерством образования и науки РФ <дата> разработаны методические указания Согласно письму Министерства образования и науки от 04.07.2008г. ........ антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному году. Органам исполнительной власти субъектов РФ необходимо принимать решение о начале деятельности образовательного учреждения, если объект отвечает следующим требованиям:

- наличие периметрального ограждения и освещения территории;

- обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;

- наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарная сигнализация (ОПС)), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля) и др.

Непринятие мер по антитеррористической защищённости зданий и помещений общеобразовательных учреждений <адрес>, являющихся объектами массового пребывания людей, влечёт нарушение прав граждан, находящихся в этих зданиях и помещениях на защиту их жизни и здоровья при террористических актах и чрезвычайных ситуациях.

Частью 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Часть 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Восстановление нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц возможно путём предъявления прокурором в суд, в соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от <дата>........ «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 39 КАС РФ, административного искового заявления, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Вопреки доводам административного ответчика, отсутствие необходимых средств в бюджете АМС Муниципальное образование <адрес> на осуществление требований истца, не может являться основанием для нарушения закона, учитывая, что соблюдение правил пожарной безопасности необходимо для предотвращения причинения вреда несовершеннолетним.. В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательнойорганизации. В Законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены правовые основы обеспечения безопасности обучения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья обучающихся, работников образовательной организации, имущества, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения пожарной и террористической безопасности. Прокурор полагает, что непринятие необходимых мер к обеспечению пожарной и террористической безопасности учащихся общеобразовательного учреждения препятствует образовательной организации вести должным образом образовательный процесс и в административном исковом заявлении, поданном им в защиту интересов несовершеннолетних и неопределённого круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, ставит вопрос об обязании АМС <адрес> произвести финансирование в объёме, достаточном для устранения выявленных нарушений пожарной и террористической безопасности, и обязании СОШ устранить выявленные нарушения пожарной и террористической безопасности. Частью 7 ст. 28 Закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Согласно ст. 41 Закона № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от <дата> N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. В соответствии с нормами ст. 2 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее-Закон №35-ФЗ), основными принципами противодействия терроризму являются системность и комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации <дата>, основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. В соответствии со ст. 1 Закона № 35-ФЗ, правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный

закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Пункты 1 и 7 ст. 2 Закона № 35-ФЗ устанавливают принципы противодействия терроризму, среди которых обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.

Обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации установлены Требованиями к антитеррористической защищенности указанных объектов, утвержденными постановлением Правительства РФ от <дата>.........

В силу пунктов 7.1, 8, 10, 13 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Судом установлено, что в целях обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций Главным управлением МЧС России по РСО-Алания проводилась работа, направленная на организацию и обеспечение безопасных условий нахождения граждан в образовательных организациях республики.

В силу ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации ........ от <дата> «О судебном решении», решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

При решении вопроса об удовлетворении требований прокурора, суд признает, что они направлены на обеспечение реализации ответчиком своих обязанностей, возложенных на него федеральным законом, а также защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц,, и считает необходимым обязать административного ответчика устранить выявленные нарушения законодательства Исходя из положений ч.9 ст.227 КАС РФ, суд считает установить административному ответчику срок в 3 месяца со дня вступления в силу решения суда для устранения нарушений и по результатам исполнения решения суда сообщить в суд и административному истцу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173,174 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования заместителя прокурора <адрес> РСО-Алания, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Администрации местного самоуправления Муниципальное образование <адрес>,, заинтересованному лицу - ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПГУ МЧС России по РСО-Алания, ОМВД России по <адрес> РСО-Алания, ОВО по <адрес> филиала ФГКУ УВО ВНГ по РСО-Алания, понуждении к устранению нарушений закона и восстановлении прав неопределенного круга лиц -удовлетворить.

Признать незаконным бездействие АМС МО <адрес>, выразившееся в непринятии необходимых мер к обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности учащихся общеобразовательного учреждения. Признать незаконным бездействие АМС МО <адрес>, в связи с невыполнением мероприятий по пожарной безопасности и антитеррористической защищенности обучающихся, что нарушает права граждан на безопасные условия жизни и здоровья.

Обязать АМС МО <адрес> принять меры обеспечительного характера по финансированию общеобразовательных учреждений <адрес> для создания безопасных условий обучения.

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по оборудованию автоматической пожарной сигнализации, согласно требованиям действующих норм пожарной безопасности в МБОУ СОШ ........(пищеблок), СОШ ........ (подвал, спортивный зал), СОШ ........ (пищеблок, подвал, спортивный зал), СОШ <адрес>, Ольгинское, Зильги (подвал), СОШ <адрес> (актовый зал, столовая;

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать установку на остекленных дверях МБОУ СОШ ........, <адрес> защитных решеток на высоте не менее 1,2 м.

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать установку покрытия полов на путях эвакуации в общих коридорах МБОУ СОШ ........, 4, 2, 3, <адрес> из материала с не более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, <адрес>,Т2

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать установку ограждений на крышах зданий МБОУ СОШ ........, 3, 5, 6, 7,<адрес>, Батако, Ольгинское.

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать ремонт и установку внутреннего противопожарного водопровода в МБОУ СОШ .........

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по переносу на безопасное расстояние газопровода от несущей стены МБОУ СОШ .........

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по оборудованию дверей, отделяющих поэтажные коридоры от лестничных клеток, приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах в МБОУ СОШ ........, <адрес>, Зильги, Батако, Ольгинское.

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по установке двери, отделяющей поэтажные коридоры от лестничных клеток в здании МКОУ СОШ .........

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по установке в МБОУ СОШ <адрес>,Цалык, Батако в помещениях котельных внутреннего противопожарного водоснабжения

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по переносу в МБОУ СОШ <адрес> батареи в лестничной клетке по пути эвакуации.

11. Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать В установку светозвуковой сигнализации в котельных МБОУ СОШ <адрес>, Цалык, Зильги, Батако.

12. Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по оборудованию легкосбрасываемых ограждающих конструкций из расчёта 0,03 кв. м на 1 куб.м объёма помещения в котельных МБОУ СОШ <адрес>, Зильги

13. Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по приведению в исправное состояние пожарных водоемов МБОУ СОШ <адрес>

14. Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по устранению проблем ограждения школ:

- по установке ограждения высотой не менее 2.5 м по периметру территорий;

- по возведению ограждения общей протяженностью 11013,5 п/м;

- по установке ворот, общим количеством 34 штуки и калиток в количестве 32 штук.

15. Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по устранению проблем неудовлетворительного освещения по периметру зданий МБОУ СОШ №........, 5, 6, Хумалаг, Цалык, Ст.Батако,, <адрес>, Н.Батако, <адрес>

В части необеспечения дублирования сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта или транслирующей этот сигнал организации во всех МКОУ СОШ <адрес> РСО-Алания;

В части отсутствия автоматической пожарной сигнализации, согласно требованиям действующих норм пожарной безопасности в МБОУ СОШ ........(пищеблок), СОШ ........ (подвал, спортивный зал), СОШ ........ (пищеблок, подвал, спортивный зал), СОШ <адрес>, Ольгинское, Зильги (подвал), СОШ <адрес> (актовый зал, столовая;

В части отсутствия на остекленных дверях защитных решеток на высоте не менее 1,2 м в МБОУ СОШ ........, <адрес>.

В связи с применением на путях эвакуации в коридорах материала с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, <адрес>,Т2 для покрытие пола в общем коридоре (сгораемый материал (линолеум)) в МБОУ СОШ ........, 4, 2, 3, <адрес>

В связи с отсутствием ограждения на крышах зданий МБОУ СОШ ........, 3, 5, 6, 7,<адрес>, Батако, Ольгинскон.

В связи с неисправностью и неработоспособностью внутреннего противопожарного водопровода в МБОУ СОШ .........

В связи с тем, что в МБОУ СОШ ........ по несущей стене здания проложен газопровод;

Непринятием мер к оборудованию дверей, отделяющих поэтажные коридоры от лестничных клеток, приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах в МБОУ СОШ ........, <адрес>, Зильги, Батако, Ольгинское.

В связи с отсутствием двери, отделяющей поэтажные коридоры от лестничных клеток в здании МКОУ СОШ .........

В связи с отсутствием в МБОУ СОШ <адрес>,Цалык, Батако в помещениях котельных внутреннего противопожарного водоснабжения

В связи с допущением в МБОУ СОШ <адрес> размещения батареи в лестничной клетке по пути эвакуации, которая выступает из плоскости стен на высоте до 2,2 м.

В связи с отсутствием в котельных МКОУ СОШ <адрес>, Цалык, Зильги, Батако светозвуковой сигнализации.

В связи с тем, что в МБОУ СОШ <адрес>, Зильги в помещениях котельных, работающих на газообразном топливе, не предусмотрены легкосбрасываемые ограждающие конструкции из расчёта 0,03 кв. м на 1 куб.м объёма помещения

В связи с необеспечением здания и территории МБОУ СОШ <адрес> достаточным запасом воды для целей пожаротушения, т.к. в пожарных водоемах отсутствует вода

По устранению проблем ограждения школ (не установлены ограждения высотой не менее 2.5 м по периметру территорий); возведения ограждений общей протяженностью 11013,5 п/м; установки ворот, общее количество которых составляет 34 штуки и калиток в количестве 32 штук.

По устранению проблем неудовлетворительного освещения по периметру зданий МБОУ СОШ №........, 5, 6, Хумалаг, Цалык, Ст.Батако,, <адрес>, Н.Батако, <адрес>

Обязать АМС МО <адрес> обеспечить дублирование сигналов системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта или транслирующей этот сигнал организации во всех школах <адрес> РСО-Алания путем заключения договоров на 2019-2020 учебный год с обслуживающей организацией. Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать проведение указанных работ.

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по оборудованию автоматической пожарной сигнализации, согласно требованиям действующих норм пожарной безопасности в МБОУ СОШ ........(пищеблок), СОШ ........ (подвал, спортивный зал), СОШ ........ (пищеблок, подвал, спортивный зал), СОШ <адрес>, Ольгинское, Зильги (подвал), СОШ <адрес> (актовый зал, столовая;

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать установку на остекленных дверях МБОУ СОШ ........, <адрес> защитных решеток на высоте не менее 1,2 м.

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать установку покрытия полов на путях эвакуации в общих коридорах МБОУ СОШ ........, 4, 2, 3, <адрес> из материала с не более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, <адрес>,Т2

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать установку ограждений на крышах зданий МБОУ СОШ ........, 3, 5, 6, 7,<адрес>, Батако, Ольгинское.

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать ремонт и установку внутреннего противопожарного водопровода в МБОУ СОШ .........

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по переносу на безопасное расстояние газопровода от несущей стены МБОУ СОШ .........

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по оборудованию дверей, отделяющих поэтажные коридоры от лестничных клеток, приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах в МБОУ СОШ ........, <адрес>, Зильги, Батако, Ольгинское.

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по установке двери, отделяющей поэтажные коридоры от лестничных клеток в здании МКОУ СОШ .........

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по установке в МБОУ СОШ <адрес>,Цалык, Батако в помещениях котельных внутреннего противопожарного водоснабжения

Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по переносу в МБОУ СОШ <адрес> батареи в лестничной клетке по пути эвакуации.

11. Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать В установку светозвуковой сигнализации в котельных МБОУ СОШ <адрес>, Цалык, Зильги, Батако.

12. Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по оборудованию легкосбрасываемых ограждающих конструкций из расчёта 0,03 кв. м на 1 куб.м объёма помещения в котельных МБОУ СОШ <адрес>, Зильги

13. Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по приведению в исправное состояние пожарных водоемов МБОУ СОШ <адрес>

14. Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по устранению проблем ограждения школ:

- по установке ограждения высотой не менее 2.5 м по периметру территорий;

- по возведению ограждения общей протяженностью 11013,5 п/м;

- по установке ворот, общим количеством 34 штуки и калиток в количестве 32 штук.

15. Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать работы по устранению проблем неудовлетворительного освещения по периметру зданий МБОУ СОШ №........, 5, 6, Хумалаг, Цалык, Ст.Батако,, <адрес>, Н.Батако, <адрес>

Исходя из положений ч.9 ст.227 КАС РФ, суд считает установить административному ответчику срок в 3 месяца со дня вступления в силу решения суда для устранения нарушений и по результатам исполнения решения суда сообщить в суд и административному истцу.

Апелляционная жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РСО-Алания через Правобережный районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме <дата>

Судья Доева Е.М.