ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-253/2016 от 13.09.2016 Верховского районного суда (Орловская область)

Дело № 2а-253/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Верховье 13 сентября 2016 года

Верховский районный суд Орловской области в составе

председательствующего судьи Фомина И.Г.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика – директора БУ ОО «Центр социального обслуживания населения Верховского района» ФИО3,

при секретаре Манохиной С.А.,

рассмотрев административное дело по административному исковому Казанского НВ к БУ ОО «Центр социального обслуживания населения Верховского района», Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании отказа в назначении государственной социальной помощи незаконным и обязании назначить государственную социальную помощь в связи с пожаром,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к БУ ОО «Центр социального обслуживания населения Верховского района», Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании отказа в назначении государственной социальной помощи БУ ОО «Центр социального обслуживания населения Верховского района» от ДД.ММ.ГГГГ., Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными и обязании назначить государственную социальную помощь в связи с пожаром, связанным с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование административного иска указывает, что ДД.ММ.ГГГГ. в его доме по адресу: <адрес>, произошел пожар, в результате которого уничтожено строение жилого дома, вещи и предметы домашнего обихода. ДД.ММ.ГГГГ. он обратился с заявлением об оказании социальной помощи в виде денежной компенсации в связи с пожаром в БУ ОО «Центр социального обслуживания населения Верховского района». ДД.ММ.ГГГГ. он получил отказ в выплате денежной компенсации поскольку его среднедушевой доход превысил величину прожиточного минимума.

Вместе с тем он обратился за назначением выплаты в сроки, установленные законодательством. Ему указали на необходимость оформить право собственности на жилой дом. На оформление правоустанавливающих документов на дом ушло много времени. Постановлением Правительства Орловской области от 28.01.2016г. №23 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области» за IV квартал 2015 года» установлена величина прожиточного минимума в Орловской области на душу населения для пенсионеров 7023 рубля. Размер его пенсии составляет <данные изъяты>

Указывает, что в соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом Законом Орловской области от 25.12.2013г. №1582-ОЗ «Об отдельных отношениях в сфере оказания государственной социальной помощи в Орловской области», Постановлением Правительства Орловской области от 14.02.2014г. №48 «Об утверждении положения об условиях, размерах, порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Орловской области» предусмотрена государственная социальная помощь малоимущим гражданам в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, стихийное бедствие), связанными с повреждением, утратой (разрушением) жилого помещения.

В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ. сгорел его дом по адресу: <адрес>, и находящееся в нем имущество. Непосредственно после пожара он неоднократно обращался в БУ ОО «Центр социального обслуживания населения Верховского района» по вопросу оказания социальной помощи, однако ему было отказано в устной форме в связи с тем, что у него отсутствовали правоустанавливающие документы на жилой дом. В то время прожиточный минимум на душу населения превышал размер его пенсии. После оформления права собственности на жилой дом ДД.ММ.ГГГГ. он вновь обратился в БУ ОО «Центр социального обслуживания населения Верховского района» по вопросу оказания социальной помощи. После этого он получил письменный отказ по тем основания, что размер его пенсии превышает величину прожиточного минимума на душу населения для пенсионеров, установленный в Орловской области на 4 квартал 2015г. Не согласившись с данным решением, он обратился с той же просьбой Губернатору Орловской области. ДД.ММ.ГГГГ. им был получен ответ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в оказании государственной социальной помощи по тем же основаниям.

Считает решения БУ ОО «Центр социального обслуживания населения Верховского района» от ДД.ММ.ГГГГ. и Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными, просит обязать административных ответчиков назначить государственную социальную помощь в связи с пожаром.

В суд об оспаривании вышеуказанных решений обратился ДД.ММ.ГГГГг. после того как юрист подготовил ему соответствующие документы. Каких-либо уважительных причин обращения в суд за пределами 3-х месячного срока представить суду не может, поскольку их не имеется.

Представитель административного ответчика – директор БУ ОО «Центр социального обслуживания населения Верховского района» ФИО3 исковые требования не признала, указывая на то, что отказ в оказании государственной социальной помощи административному истцу от 04.04.2016г. является законным и обоснованным. До 01.04.2016г. ФИО2 с заявлениями об оказании социальной помощи в связи с пожаром не обращался. С ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 неоднократно обращался об оказании социальной помощи в связи с тяжелым материальным положением, в чем ему ни разу не было отказано, что подтверждается протоколами комиссии по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам Верховского района и приказами Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области «Об оказании государственной социальной помощи».

Кроме того указала, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным исковым заявлением, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ, так как отказ БУ ОО «Центр социального обслуживания населения Верховского района» был получен ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ., следовательно срок обращения в суд для признания данного отказа незаконным истек ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств уважительности пропуска названного срока административным истцом не представлено.

Представитель административного ответчика - Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Также представитель административного ответчика ФИО4 представила суду возражения на административное исковое заявление, в которых в удовлетворении административных исковых требований просила отказать по тем основаниям, что ФИО1 обратился в БУ ОО «Центр социального обслуживания населения Верховского района» о предоставлении государственной социальной помощи в связи с пожаром 01.04.2016г. В соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от 28.01.2016г. №23 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за I квартал 2016 года» размер величины прожиточного минимума в Орловской области установлен для пенсионеров 7023 рубля. На основании Закона Орловской области от 10.11.2015г. №1878-ОЗ «Об установлении в Орловской области на 2016г. величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи» размер дохода истца с учетом социальной доплаты к пенсии не может быть менее 7800 рублей, поэтому ФИО1 не относится к категории малоимущих граждан.

Помимо этого, административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным исковым заявлением, поскольку заявление было подано ФИО1 за пределами установленного законом трехмесячного срока, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Суд в соответствии со ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, извещенного надлежащим образом и не явившегося в судебное заседание.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и гл.22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).(ч.11).

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.ч.7,8 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу ч.5 ст.180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ. в жилом доме ФИО1, расположенном по адресу: <адрес>, произошел пожар, в результате которого уничтожено строение жилого дома, вещи и предметы домашнего обихода, что подтверждается справкой МОНД по Верховскому, Корсаковскому и Новосильскому районам от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.7).

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области с заявлением об оказании ему государственной социальной помощи в виде денежной выплаты в связи с пожаром (л.д.10).

ДД.ММ.ГГГГ. БУ ОО «Центр социального обслуживания населения Верховского района» направлено в адрес ФИО1 уведомление о принятом решении и решение об отказе в назначении государственной социальной помощи в связи с превышением дохода заявителя величины прожиточного минимума для пенсионера. (л.д.5,6).

ДД.ММ.ГГГГ. Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области было рассмотрено обращение ФИО1 к Губернатору Орловской области, в котором разъяснено, что оказание ему государственной социальной помощи в связи с пожаром является невозможным в связи с тем, что его доход превышает установленную величину прожиточного минимума (л.д.8).

Судом установлено и не оспаривается административным истцом то обстоятельство, что сообщение Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области №К-2036 от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в оказании государственной социальной помощи было получено ФИО1 не позднее ДД.ММ.ГГГГг.

Однако в суд за защитой своих прав ФИО1 обратился только ДД.ММ.ГГГГг., то есть со значительным пропуском установленного срока.

Каких-либо допустимых доказательств того, что ФИО1 был лишен возможности своевременно оспорить решения БУ ОО «Центр социального обслуживания населения Верховского района» и Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, обстоятельств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, административным истцом не представлено.

Нормы действующего законодательства, предоставляя возможность оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, устанавливают ограничения, согласно которым в удовлетворении заявленных требований может быть отказано без рассмотрения спора.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении N 452-О-О от 19 июня 2007 года, истечение срока, в пределах которого предоставляется судебная защита лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске, исследование иных обстоятельств дела не может повлиять на характер вынесенного судебного решения.

Таким образом, пропуск административным истцом установленного законом срока обращения в суд с настоящим административным иском является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Учитывая, что административным истцом ФИО1 уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не представлено, а также не установлено таковых в ходе судебного разбирательства дела, исходя из приведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе административному истцу ФИО1 в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст.175-180, 219, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Казанского НВ к БУ ОО «Центр социального обслуживания населения Верховского района», Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании отказа в назначении государственной социальной помощи незаконным и обязании назначить государственную социальную помощь в связи с пожаром.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Орловского областного суда через Верховский районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.09.2016г.

Судья И.Г. Фомин