ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-253/2018 от 25.04.2018 Руднянского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2а-253/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2018 года г.Рудня

Руднянский районный суд Смоленской области

В составе:

Председательствующего судьи О.М. Горчаковой

При секретаре Т.М. Лукьяновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Руднянского района Смоленской области к Администрации Смолиговского сельского поселения Руднянского района Смоленской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Руднянского района Смоленской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Смолиговского сельского поселения Руднянского района Смоленской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по регистрации в установленном законом порядке права муниципальной собственности на объекты питьевого водоснабжения в д.Сташки Руднянского района, и возложении обязанности по регистрации в установленном законом порядке права муниципальной собственности на водопроводную сеть, расположенную в дер. Сташки Руднянского района Смоленской области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ .

В обоснование указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на территории Смолиговского сельского поселения имеется водопроводная сеть, снабжающая население д.Сташки питьевой водой, включающая в себя: наружные сети водопровода, протяженностью 3372 м, водоразборные колонки – 4 шт., технологические колодцы – 18 шт., артскважину, насосную станцию. Объекты питьевого водоснабжения включены в реестр муниципального имущества сельского поселения, однако право муниципальной собственности на них в установленном порядке не зарегистрировано, что противоречит действующему законодательству, нарушает право неопределенного круга граждан, проживающих в деревне, влечет разрушение объектов ввиду непринятия мер контроля за безопасностью и состоянием объектов, может способствовать проявлению террористических посягательств. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Руднянского района в адрес главы Смолиговского сельского поселения Руднянского района Смоленской области вынесено представление об устранении выявленных нарушений, выразившихся в непринятии мер по оформлению права собственности на водопроводные сети, которое в установленный срок не исполнено.

В судебном заседании помощник прокурора Руднянского района Смоленской области М просил иск удовлетворить в полном объеме, обосновав свои требования вышеизложенными обстоятельствами.

Представитель ответчика – Глава муниципального образования Смолиговского сельского поселения К административный иск признала, пояснив, что в настоящее время Администрацией ведется работа по оформлению проектной документации на водопроводные сети, артскважину и насосную станцию в д.Сташки. Данные объекты были переданы на баланс поселения Администрацией МО Руднянский район, включены в реестр муниципального имущества. При этом какая-либо документация на данные объекты питьевого водоснабжения не передавалась и в Администрации поселения отсутствует. Ранее работы по оформлению в собственность не велись в связи с отсутствием в бюджете поселения средств на данные цели. Проектная документация на объекты будет изготовлена в августе и октябре 2018 года. Объекты питьевого водоснабжения используются населением деревни, бремя их содержания несет Администрация поселения.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Федерации (далее КАС РФ) и пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 3, 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Смоленской области от 30.10.2014 № 141-3 «О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены также пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644.

В силу п. 13 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.

Из материалов дела следует, что актами о приеме-передаче объектов основных средств от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Смолиговского сельского поселения Руднянского района Смоленской области от МУП «Руднятеплоэнерго» переданы на баланс: артскважина и водопроводные сети в д. Сташки Руднянского района Смоленской области (л.д.19-24).

Объекты питьевого водоснабжения, расположенные в д.Сташки Руднянского района, а именно: водопроводные сети, протяженностью 3372 м, водонапорная башня и артскважина включены в реестр муниципального имущества Смолиговского сельского поселения Руднянского района Смоленской области (л.д.7,8-9,52).

Однако, в ходе проведенной прокуратурой Руднянского района проверки установлено, что до настоящего времени право муниципальной собственности на объекты питьевого водоснабжения: артскважину, водонапорную башню, водопроводные сети в д.Сташки Руднянского района Смоленской области администрацией МО Смолиговского сельского поселения Руднянского района Смоленской области в установленном законом порядке не зарегистрировано. Представление прокурора оставлено без удовлетворения (л.д.10-12).

Причиной столь длительного не оформления права собственности на вышеназванное имущество Глава МО Смолиговского сельского поселения Руднянского района Смоленской области К указала отсутствие денежных средств в бюджете сельского поселения на соответствующие цели (л.д.13).

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно п. 6 ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Согласно ч.4,5 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности на используемые объекты питьевого водоснабжения создает препятствие в осуществлении государственного контроля за их техническим состоянием и безопасностью, в случае выявления несоответствия качества воды установленным нормам и стандартам создает препятствие к применению мер ответственности, влечет нарушение прав и законных интересов жителей деревни, суд приходит к выводу, что бездействие органа местного самоуправления - Администрации Смолиговского сельского поселения Руднянского района Смоленской области, выразившееся в непринятии мер по регистрации в установленном законом порядке права муниципальной собственности на объекты питьевого водоснабжения: артскважину, водонапорную башню, водопроводную сеть, расположенные в д.Сташки Руднянского района Смоленской области, является незаконным.

Учитывая изложенное, имеются основания для удовлетворения требований прокурора, с возложением на ответчика обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать право муниципальной собственности на водопроводную сеть, расположенную в д. Сташки Руднянского района Смоленской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 46, 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Руднянского района Смоленской области удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Смолиговского сельского поселения Руднянского района Смоленской области, выразившееся в непринятии мер по регистрации в установленном законом порядке права муниципальной собственности на объекты питьевого водоснабжения в д.Сташки Руднянского района Смоленской области, незаконным.

Обязать администрацию Смолиговского сельского поселения Руднянского района Смоленской области зарегистрировать в установленном законом порядке право муниципальной собственности на объекты питьевого водоснабжения: артскважину, водонапорную башню, водопроводную сеть, расположенные в дер. Сташки Руднянского района Смоленской области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать Администрацию Смолиговского сельского поселения Руднянского района Смоленской области в течение месяца после истечения установленного судом срока исполнения решения сообщить об исполнении решения суда в Руднянский районный суд Смоленской области и прокурору Руднянского района Смоленской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Руднянский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.М. Горчакова

Мотивированное решение изготовлено 28.04.2018.