ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-253/2022 от 14.07.2022 Качугского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Качуг 14 июля 2022 г.

Качугский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черкашиной Д.С., при секретаре Куртовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Качугского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ангинского муниципального образования об обязании обеспечить возможность получения муниципальных услуг в электронном виде,

УСТАНОВИЛ:

Прокурором Качугского района в обоснование административного иска указано, что в результате мониторинга состояния законности при реализации национального проекта «Цифровая экономика», исполнения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг было установлено, что вопреки требованиям Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», администрацией Ангинского муниципального образования до настоящего времени возможность получения гражданами и организациями муниципальных услуг, а именно: выдача разрешения на строительство, выдача разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, согласование проектов границ земельных участков в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг администрацией Ангинского муниципального образования не обеспечена, цели и задачи федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации», не достигнуты.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» Национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» являются предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным и муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.

Одной из задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде.

Согласно разделу 6 Паспорта национального проекта национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 №7, Федеральный проект «Цифровое государственное управление» направлен на достижение национальных целей, определенных пунктом 1 Указа Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», и, прежде всего, оказывает прямое влияние на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивает качественное улучшение ряда показателей, отражающих рост национальной экономики и социальной сферы.

Реализация национальной программы «Цифровое государственное управление» позволит осуществить окончательный переход на электронное взаимодействие граждан и организаций с государством, а также сделает более удобным указанное взаимодействие для граждан и организаций.

В частности, будет реализована реестровая модель, экстерриториальность и механизм проактивности при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, сформированы механизмы обратной связи с гражданами и организациями, юридически значимый документооборот станет по преимуществу электронным.

Одновременно с этим органы государственной власти и органы местного самоуправления получат в распоряжение эффективные механизмы автоматизации своей деятельности, а также межведомственного информационного оборота.

В соответствии с разделом 4 Паспорта национального проекта Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» в качестве задачи и результата указанного федерального проекта определено: обеспечено предоставление приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде, в том числе в сфере выборов, образования и здравоохранения.

Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.

Согласно ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон №210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность их получения в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона №210-ФЗ предусмотрено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В соответствии с п п.1 и 2 п.1 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В силу пп.2 п.1 ст.10 Федерального закона №210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, и прием таких запросов о предоставлении услуги и документов органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 1.2 ч.4 ст.29 Федерального закона №210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 01.07.2012 органами местного самоуправления требований п.3 ч.1 и п.1 ч.2 ст.6, п.2 ч.1 ст.7 данного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее 01.07.2012) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде.

В соответствии с п. 53, п. 57 разделом 7 Приложения № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 N 1993-р, муниципальная услуга - выдача разрешения на строительство, выдача разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, согласование проектов границ земельных участков предоставляется органами местного самоуправления в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Согласно Приложению №2 к указанному Распоряжению переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен до 01.01.2014.

В результате мониторинга Интернет-ресурсов установлено, что вопреки вышеперечисленным требованиям Федерального закона №210-ФЗ, до настоящего времени возможность получения гражданами и организациями муниципальных услуг, а именно: выдача разрешения на строительство, выдача разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, согласование проектов границ земельных участков в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг администрацией Ангинского муниципального образования не обеспечена, цели и задачи федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации», не достигнуты.

Прокурор Качугского района просит суд обязать администрацию Ангинского муниципального образования обеспечить возможность получения гражданами и организациями следующих муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг: выдача разрешения на строительство, выдача разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, согласование проектов границ земельных участков в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании старший помощник прокурора Романов А.П. исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика администрации Ангинского муниципального образования не явился, извещен надлежащим образом, возражений на административный иск не представил.

Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

В соответствии со ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона N 210-ФЗ одним из основных принципов организации предоставления этих услуг является возможность их получения в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Из пункта 3 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ следует, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 22 января 2014 года N 138-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Байнова А.С. на нарушение его конституционных прав положениями частей 1 - 8 статьи 26 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" гражданам и иным установленным Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" лицам гарантируется по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 5 названного Федерального закона). Такое регулирование направлено на обеспечение выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления своих обязанностей, связанных с предоставлением гражданам государственных (муниципальных) услуг, на защиту прав и интересов лиц, нуждающихся в получении государственных (муниципальных) услуг, предусматривает выбор получателем государственных и муниципальных услуг способа их предоставления.

Органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами (часть 1 пункта 1 статьи 6 названного Федерального закона N 210-ФЗ).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 210-ФЗ на органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, возложена обязанность обеспечить возможность получения заявителем государственной и муниципальной услуги в электронной форме, то есть с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг (часть 1 статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ).

Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (часть 7 статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 4 статьи 29 Федерального закона N 210-ФЗ в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Распоряжением Правительства N 1993-р от 17 декабря 2009 года утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде.

Согласно раздела VII в число услуг в сфере имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности включены муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления - Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков (п.53), Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию (п.57).

Приложение N 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р определены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде. Пятый этап с предельным сроком реализации до 1 января 2014 предусматривает обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)

Таким образом, переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен до 01.01.2014.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Качугского района Иркутской области проведен мониторинг официальных сайтов - порталов предоставления государственных и муниципальных услуг на предмет соблюдения органами местного самоуправления Ангинского муниципального образования законодательства о предоставлении муниципальных услуг, связанных с выдачей разрешения на строительство, выдачей разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, с согласованием проектов границ земельных участков, в результате которой выявлены нарушения Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", выразившееся в необеспечении ответчиком возможности получения гражданами указанных муниципальных услуг в электронном виде.

Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 01.06.2022 года, скриншотом сайта Госуслуги.

Административным истцом указано, что выявленные проверкой нарушения административным ответчиком до настоящего времени не устранены.

Оценивая установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, учитывая положения указанного выше законодательства, регулирующего спорные правоотношения, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде является обязательным, суд приходит к выводу, что в отсутствие возможности получения услуги в электронной форме нарушает законные права граждан на получение государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе право на электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Бездействие административного ответчика противоречит требованиям действующего законодательства и может повлечь нарушение прав граждан на предоставление государственных и муниципальных услуг.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции административным ответчиком суду не представлено.

С учетом вышеизложенного, надлежит признать бездействие администрации Ангинского муниципального образования, выразившиеся в не обеспечении возможности получения муниципальных услуг в электронной форме, незаконным.

При установленных обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при принятии решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом характера дела, действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений, а также исходя из принципа разумных пределов исполнения решения, суд приходит к выводу о необходимости установить для административного ответчика срок исполнения соответствующей обязанности - до ДД.ММ.ГГГГ

При таких обстоятельствах, на администрацию Ангинского муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ надлежит возложить обязанность обеспечить возможность получения гражданами и организациями следующих муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг: выдача разрешения на строительство, выдача разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, согласование проектов границ земельных участков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Прокурора Качугского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Ангинского муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить возможность получения гражданами и организациями следующих муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг: выдача разрешения на строительство, выдача разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, согласование проектов границ земельных участков.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Качугский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья Д.С. Черкашина

<данные изъяты>