ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2541/20 от 16.07.2020 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Дело

город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Матюшевой Е.П.,

при помощник ФИО4

с участием:

представителя административных истцов - ФИО7

административного истца ФИО2

представителя административного ответчика ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО3 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании решений незаконными, обязании осуществить регистрацию объекта недвижимости

установил:

Административные истцы ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с исковыми требованиями к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании решений незаконными, обязании осуществить регистрацию объекта недвижимости и просили: признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 10.02.2020г. об отказе в осуществлении кадастрового учета в связи с разделом имущества, находящегося в долевой собственности и о прекращении права долевой собственности здания (жилого дома) общей площадью 501,8 кв.м. с кадастровым номером 91:02:002006:2252, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах землепользования ОК ЖСКИЗ «Эльвис-к», <адрес>; признать незаконным сообщение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 10.02.2020г. (заявитель - ФИО2) об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество в связи с разделом имущества, находящегося в долевой собственности и о прекращении права долевой собственности здания (жилого дома) общей площадью 501,8 кв.м. с кадастровым номером , жилого дома с кадастровым номером , расположенных по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах землепользования ОК ЖСКИЗ «Эльвис-к», <адрес>; признать незаконным сообщение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 10.02.2020г. (заявитель - ФИО3) об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество в связи с разделом имущества, находящегося в долевой собственности и о прекращении права долевой собственности здания (жилого дома) общей площадью 501,8 кв.м. с кадастровым номером , жилого дома с кадастровым номером 91:02:002006:2316, расположенных по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах землепользования ОК ЖСКИЗ «Эльвис-к», <адрес>; признать незаконным сообщение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 17.03.2020г. (заявитель - ФИО2), об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество в связи с разделом имущества, находящегося в долевой собственности и о прекращении права долевой собственности земельного участка общей площадью 800 кв.м. с кадастровым номером 91:02:002006:89, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах землепользования ОК ЖСКИЗ «Эльвис-к», <адрес>.; признать незаконным сообщение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (заявитель - ФИО3), об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество в связи с разделом имущества, находящегося в долевой собственности и о прекращении права долевой собственности земельного участка общей площадью 800 кв.м. с кадастровым номером 91:02:002006:89, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах землепользования ОК ЖСКИЗ «Эльвис-к», <адрес>; в качестве способа восстановления нарушенного права обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя устранить допущенные нарушения, препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административных истцов (ФИО2, ФИО3) и восстановить данные права и законные интересы следующим способом: повторно рассмотреть заявления о государственном кадастровом учете объектов недвижимости и государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости и осуществить постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию объектов недвижимости, образованных в результате раздела имущества, находящегося в долевой собственности и о прекращении права долевой собственности земельного участка обшей площадью 800 кв.м. с кадастровым номером 91:02:002006:89, здания (жилого дома) общей площадью 501,8 кв.м. с кадастровым номером , жилого дома с кадастровым номером 91:02:002006:2316, расположенных по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах землепользования ОК ЖСКИЗ «Эльвис-к», <адрес> течении одного месяца с момента вступления в силу решения суда, в случае удовлетворения административного иска.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2 и ФИО3 являются собственниками дома площадью 501,8 кв.м. с кадастровым номером на земельном участке площадью 800 кв.м. с кадастровым номером 91:02:002006:89 расположенного по адресу г.Севастополь, <адрес>, в границах землепользования ОК ЖСКИЗ №Эльвис-к», <адрес> по ? доли каждый и между ними заключено соглашение о разделе имущества, находящегося в долевой собственности и о прекращении права долевой собственности от 01.08.2019г и соглашение о разделе земельного участка и прекращения права общей долевой собственности от 19.07.2019г. На обращения от 07.09.2019г. в Управление государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя по вопросу кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество – домовладения и обращения от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество - на земельный участок, административный истцам отказано 10.02.2019г. и 17.03.2019г. соответственно в предоставлении государственных услуг. Решения об отказе в связи с введением режима повышенной готовности получены истцом лишь в мае 2020 года. С данными решениями административные истцы не согласны, поскольку государственными регистраторами не принято во внимание предоставление дополнительных документов, которые подтверждают, что домовладение является домом жилой блокированной застройки, образуемые земельные участки соответствуют минимальному размеру земельных участков, выделяемых для блокированного жилого дома, нахождение на одном из земельных участков двух введенных в эксплуатацию домовладений не может являться основанием для отказа в соответствии с градостроительными нормами, так как раздел земельного участка не преследует цели последующего строительства, а лишь выделяет доли в уже имеющемся домовладении, для заключенных соглашений соблюдение нотариальной формы обязательным не является. Административные истцы считают, что их право нарушено незаконными решениями Севреестра об отказе в кадастровом учете объектов недвижимости и государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, в связи с чем просят признать незаконными сообщения об отказе и обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявления истцов.

В судебном заседании ФИО2 и представитель административных истцов ФИО7 исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требований, просила в иске отказать, указав, что государственные регистраторы исходи из единства судьбы земли и расположенных на ней жилых домов.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Согласно пунктам 1 и 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что ФИО2 и ФИО3 являются сособственниками на праве долевой собственности объектов недвижимости – по ? доле каждый, расположенных в границах ОК ЖСКИЗ «Элвис-к» <адрес>: земельного участка 800 кв.м. кадастровый и расположенных на земельном участке жилых домов – площадью 501,8 кв.м. с кадастровым номером и жилого дома общей площадью 108,4 квадратных метра, кадастровый . Право долевой собственности ФИО2 зарегистрировано в ЕГРН от 24.06.2019г. и от 24.09.2018г. ; право долевой собственности ФИО3 зарегистрировано в ЕГРН от 24.06.2019г. и от 24.09.2018г. .

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО3 заключено соглашение в простой письменной форме о разделе земельного участка и прекращении права долевой собственности, согласно которому стороны договорились произвести раздел земельного участка, в результате которого образуются новые земельные участки, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки прекращает свое существование. ФИО2 приобретает в собственность земельный участок с кадастровым номером 91:02:002006:89:ЗУ1 площадью 418 кв.м., а ФИО3 – земельный участок с кадастровым номером площадью 382 кв.м. После раздела земельного участка право общей долевой собственности сторон прекращается с момента государственной регистрации.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО3 заключено соглашение в простой письменной форме о разделе имущества, находящегося в долевой собственности и о прекращении права долевой собственности, согласно которому в результате раздела ФИО2 переходит в частную собственность жилой дом общей площадью 108,4 кв.м. с кадастровым , жилой дом общей площадью 252,4 кв.м., образованный в результате раздела жилого дома общей площадью 501,8 кв.м. с кадастровым номером , ФИО3 переходит в частную собственности жилой дом общей площадью 255,7 кв.м., образованный в результате раздела дома общей площадью 501,8 кв.м с кадастровым номером 91:02:002006:2316, расположенный по адресу <адрес> в г.Севастополе.

07.09.2019г. административные истцы обратились через ГКУ МФЦ с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с разделом имущества, находящегося в долевой собственности и о прекращении права долевой собственности здания (жилого дома) общей площадью 501,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах землепользования ОК ЖСКИЗ «Эльвис-к», <адрес>, представив соглашение о разделе имущества, находящегося в долевой собственности и о прекращении права долевой собственности от 01.08.2019г., технический план здания от 28.08.2019г., оптический компакт-диск, подготовленный кадастровым инженером ФИО1.

17.09.2019г. Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр), принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с тем, что в заключении кадастрового инженера отсутствует информация об автономности зданий, по основаниям, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закона о регистрации) - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации а именно указано, что если жилой дом можно отнести к дому блокированной застройки, а каждая часть жилого дома (блок) соответствует признакам автономного блока (индивидуального жилого дома) и каждой такой части соответствует «свой» земельный участок, такие части жилого дома могут быть поставлены на государственный кадастровый учет как здания – блоки жилого дома блокированной застройки

09.12.2019г. с целью устранения причин, приведших к приостановлению осуществления кадастрового учета, административными истцами через ГКУ МФЦ было подано заявление о предоставлении дополнительных документов: технического плана здания, сооружения, помещения № б/н от 06.12.2019г., оптический компакт-диск с информацией об автономности зданий.

Решением Управления государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя от 10.02.2020г. административным истцам отказано в осуществлении кадастрового учета ввиду того, что недостатки, указанные в уведомлении о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета не устранены.

Также 07.09.2019г. административные истцы обратились через ГКУ МФЦ с заявлениями (заявитель - ФИО2), (заявитель - ФИО3) о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в связи с разделом имущества, находящегося в долевой собственности и о прекращении права долевой собственности здания (жилого дома) общей площадью 501,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах землепользования ОК ЖСКИЗ «Эльвис-к», <адрес> и о прекращении права долевой собственности от 01.08.2019г.

17.09.2019г. административным ответчиком принято аналогичное решение о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что в заключении кадастрового инженера отсутствует информация об автономности зданий, по основаниям, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

09.12.2019г. с целью устранения причин, приведших к приостановлению государственной регистрации, административными истцами через ГКУ МФЦ были поданы заявления о предоставлении дополнительных документов: заключение строительно-технической экспертизы от 25.11.2019г. ООО «Бюро строительных услуг «Позитив».

Решениями от 10.02.2020г. об отказе в осуществлении кадастрового учета, а также сообщением от 10.02.2020г. (заявитель - ФИО2), сообщением от 10.02.2020г. (заявитель - ФИО3) об отказе в государственной регистрации административным истцам отказано в государственной регистрации на основании ст.27 Закона о регистрации (не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, государственной регистрации права собственности, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении).

09.12.2019г. ФИО2 и ФИО3 обратились через ГКУ МФЦ с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества в связи с разделом имущества, находящегося в долевой собственности и о прекращении права долевой собственности земельного участка общей площадью 800 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах землепользования ОК ЖСКИЗ «Эльвис-к», <адрес>, представив соглашение о разделе имущества, находящегося в долевой собственности и о прекращении права долевой собственности от 01.08.2019г., соглашение о разделе земельного участка и прекращения права общей долевой собственности от 19.07.2019г., межевой план от 06.12.2019г.

17.12.2019г. и 28.12.2019г. Управлением государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета по основаниям, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закона о регистрации) - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Также 09.12.2019г. ФИО2 и ФИО3 обратились через ГКУ МФЦ с заявлениями (заявитель - ФИО2АЛ (заявитель - ФИО3) о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в связи с разделом имущества, находящегося в долевой собственности и о прекращении права долевой собственности земельного участка общей площадью 800 кв.м. с кадастровым номером 91:02:002006:89, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах землепользования ОК ЖСКИЗ «Эльвис-к», <адрес>, предоставив соглашение о разделе имущества, находящегося в долевой собственности и о прекращении права долевой собственности № от 01.08.2019г., соглашение о разделе земельного участка и прекращения права общей долевой собственности от 19.07.2019г. В дополнение, специалистом ГКУ МФЦ в обоих описях отмечено, что ранее подано заявление на кадастровый учет земельного участка , а также заявления на кадастровый учет здания и государственную регистрацию здания (в связи с разделом) .

17.12.2019г. административным ответчиком (уведомление № _ 91/001/011/2019-7496 - заявитель ФИО2; уведомление - заявитель ФИО3), сообщено о приостановлении государственной регистрации по основаниям, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закона о регистрации) - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Сообщениями от 17.03.2020г. (заявитель - ФИО2), от 17.03.2020г. (заявитель - ФИО3) административным истцам отказано в государственной регистрации земельного участка на основании ст.27 Закона о регистрации (не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, государственной регистрации права собственности, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении).

Основаниями отказа явилось то, что площадь образуемых земельных участков приведет к невозможности соблюдения разрешенного использования, расположенных на таких участках объектов недвижимости, заявителями нарушен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, заявителями не соблюдена нотариальная форма сделки.

В силу положений частей 3 и 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Как следует из пунктов 2 и 3 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно по общим правилам в связи с образованием объекта недвижимости и прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН.

Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения в частности, о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ). В техническом плане указываются в том числе новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ. Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного федерального закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 Закона N 218-ФЗ).

В данном случае основанием для отказа в государственной регистрации послужили положения части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, а именно: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Кроме того, особенности осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости установлены ст. 24 указанного Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", частями 1, 2 4, 5 которого определено, что в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта или объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.

Судом установлено, что административными истцами указанные положения законодательства при обращении в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя нарушены, и, поскольку заявление об одновременном государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости подано не было, поданные в различное время заявления не содержали полной информации об объектах недвижимости. Так, при рассмотрении заявлений о постановке на государственный кадастр и государственной регистрации образованного при разделе объекта недвижимости - жилого дома площадью 501,8 кв.м., при указании на наличие жилого дома блокированной постройки отсутствовала (не подана ФИО2 и ФИО3) информация о том, что выделяемым частям жилого дома соответствует «свой» земельный участок, в связи с чем выводы государственного регистратора, изложенные в обжалуемых решении от 10.02.2020г. и сообщениях от 10.02.2020г. (заявитель - ФИО2) и от 10.02.2020г. (заявитель - ФИО3) являются законными и обоснованными.

При рассмотрении заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации раздела земельного участка административными истцами не был представлен технический план раздела домовладения и сведения об отнесении его к блокированной застройке, в связи с чем государственным регистратором на основании рассмотрения представленных к заявлению документов сделан правильный вывод о несоответствии предельного размера земельного участка и о наличии одного здания на двух образуемых земельных участках. Оснований для применения норм Постановления Правительства Севастополя от 20.04.2017г. №317-ПП о предельном минимальном размере земельных участков, выделяемых для блокированного жилого дома на территории городского населенного пункта Севастополя, Балаклава, Инкераман в размере 200 кв.м. у государственного регистратора не имелось.

В соответствии со статьей 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества. Государственная регистрация перехода права на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, одновременно является государственной регистрацией перехода права на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах такой территории, если это имущество принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах такой территории. Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.

В соответствии со статьей 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 данной статьи нотариальное удостоверение сделок обязательно: 1) в случаях, указанных в законе; 2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

Если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.

Из соглашения о разделе имущества, находящегося в долевой собственности и о прекращении права долевой собственности, заключенному между ФИО2 и ФИО3 от 01.08.2019г. следует, что в результате раздела ФИО2 переходит в частную собственность жилой дом общей площадью 108,4 кв.м. с кадастровым , который в настоящее время находится в общей долевой собственности, что свидетельствует не о выделении доли в праве общей собственности на данный объект недвижимости, а о фактическом переходе права собственности на объект в единоличную собственность ФИО2, поскольку право собственности ФИО3 на данный объект прекращается, доля в нем ей не выделяется, в связи с чем меняется состав правообладателей данного объекта недвижимости, то есть происходит отчуждение доли ФИО3 в пользу ФИО2, поэтому такая сделка, исходя из положений статьи 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" подлежит нотариальному удостоверению.

Таким образом, решение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, изложенное в сообщениях от 17.03.2020г. (заявитель - ФИО2), и (заявитель - ФИО3) принято государственным регистратором в соответствии с действующим законодательством, являются законными и обоснованными.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2, ФИО3 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: /подпись/ Е.П.Матюшева

Копия верна.

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя Е.П. Матюшева