Дело № 2а-2549 /2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 28 июля 2016 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Петровой Е.А.
при секретаре судебного заседания Гладковой О.В.,
с участием прокурора Зубова В.Н.,
представителя административного ответчика администрации г. Березники – Ворошковой С.А., действующей на основании доверенности № от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Березники в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Березники о признании бездействия, действий незаконными, о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточненных требований о признании бездействия, действий администрации <адрес> незаконными, о возложении обязанности предъявить требования собственникам жилых помещений, расположенных в домах, признанных аварийными и непригодными для проживания, о сносе домов.
В обоснование требований прокурор указал, что постановлениями администрации <адрес> от <дата>№, от <дата>№ многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>;<адрес>;<адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес><адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> признаны аварийными и непригодными для проживания. Данные дома включены в государственную программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края» (подпрограмма «Развитие жилищного строительства в Пермском крае»), утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1331-п, а также в список домов, признанных аварийными (непригодными для проживания) вследствие техногенной аварии на руднике ..... в г. Березники. В нарушение ч. 10 ст.32 ЖК РФ администрацией города собственникам жилых помещений, расположенных в вышеуказанных домах, требования о его сносе или реконструкции домов в разумный срок не предъявлено. Собственникам безальтернативно предлагается предоставление жилых помещений во вновь построенных в Правобережной части города Березники, что нарушает закрепленное Конституцией РФ право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Не изъятие земельного участка, на котором расположен дом, признанный в установленном порядке аварийным и непригодным для проживания, лишает собственников жилых помещений права на выкуп и возмещение расходов, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ. Полагает, что бездействие администрации в не предъявлении требования о сносе, а также действия администрации, выраженные в отмене ранее принятых положений, устанавливающих порядок изъятия жилых помещений у собственников, проживающих в домах, подлежащих сносу, противоречат требованиям Жилищного кодекса РФ. В адрес главы города Березники прокурором города <дата> внесено представление № об устранении нарушений жилищного законодательства и причин и условий, способствующих им. Ответ администрации города об отказе в удовлетворении законных требований прокурора от <дата> поступил в прокуратуру города <дата>, в связи с чем прокуратуре города стало достоверно известно о нарушении жилищных прав, свобод и законных интересов граждан г.Березники <дата>. Кроме того, как выявлено прокуратурой города в ходе проверки, постановлениями администрации <адрес> от <дата>№ внесены изменения в постановления от <дата>№, от <дата>№ о признании нижеуказанных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. Также постановлениями администрации <адрес> от <дата>№ внесены изменения в постановления от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№ об итогах работы межведомственной комиссии по признанию аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домов: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. Согласно принятым изменениям срок отселения граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, установлен до <дата>; положения ранее принятых постановлений упразднены. Просит признать незаконным бездействие администрации г. Березники, выразившееся в не предъявлении требования к собственникам жилых помещений, признанных аварийными, о сносе или реконструкции домов; признать действия администрации г. Березники, выразившиеся в отмене пунктов 3, 4 постановлений администрации города от <дата>№, от <дата>№, а также в отмене пунктов 2, 3 постановлений администрации города от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, незаконными; привести в соответствие с действующим законодательством постановления администрации г. Березники от <дата>№; возложить обязанность на администрацию г. Березники Пермского края незамедлительно после вступления решения в законную силу предъявить требования в порядке ч. 10 ст. 32 ЖК РФ о сносе или реконструкции следующих домов, расположенных на территории г. Березники: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
В судебном заседании зам.прокурора г. Березники Зубов В.Н. административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика администрации г. Березники - Ворошкова С.А. просила в удовлетворении административного иска отказать, представив письменные возражения, ссылаясь на то, что авария, произошедшая на БПКРУ-1 ПАО «Уралкалий», распоряжением Правительства РФ №-р от <дата> признана чрезвычайной ситуацией федерального уровня. Постановления администрации г. Березники от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№ и от <дата>№ приняты с целью исполнения администрацией города обязанности, установленной п. 49 Постановления Правительства РФ № от <дата>, из которого следует, что в решении о признании дома аварийным обязательно должен быть указан только срок отселения. Указанными постановлениями администрации многоквартирные дома, указанные в исковом заявлении, не только признаны аварийными и подлежащими сносу, но и включены в государственную программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края (Подпрограмма «Развитие жилищного строительства в Пермском крае»), включены в список домов, признанных аварийными вследствие техногенной аварии на ..... в г. Березники. Мероприятия по переселению граждан из домов, признанных аварийными вследствие техногенной аварии на ..... в г.Березники, проводятся в соответствии с Порядком предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету г.Березники на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на ..... утвержденным постановлением Правительства Пермского края № 764-п от 30.09.2015 и принятым в его исполнении Порядком реализации мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике, утвержденным Постановлением администрации г.Березники № 2503 от 16.10.2015. В соответствии с указанными нормативными актами граждане, проживающие в домах, включенных в список домов, признанных аварийными вследствие техногенной аварии на руднике, включаются в списки граждан, подлежащих переселению из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике. Граждане, включенные в списки, имеют право на получение социальной выплаты при условии заключения соглашения о безвозмездной передаче принадлежащего им жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, т.е. в конечном итоге все жилые помещения и земельный участок будут переданы в муниципальную собственность. В случае, если к установленным в постановлениях администрации г. Березники срокам в домах останутся не переданные в муниципальную собственность жилые помещения, администрацией города к оставшимся собственникам будут предъявлены требования о сносе дома и установлен разумный срок для сноса. Просила учесть, что в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 30.09.2015г. № 764-п из бюджета Пермского края бюджету города Березники межбюджетные трансферты предоставляются исключительно на оплату договоров долевого участия в строительстве, возможность выплаты выкупной цены за счет данных средств не предусмотрена, как и не предусмотрено их расходование на иные цели. Полагает, что требования прокурором заявлены преждевременно.
Выслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании заключения межведомственной комиссии постановлениями администрации г. Березники от <дата>№, от <дата>№ многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> признаны аварийными и непригодными для проживания. Данные дома включены в государственную программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края» (подпрограмма «Развитие жилищного строительства в Пермском крае»), утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1331-п, а также в список домов, признанных аварийными (непригодными для проживания) вследствие техногенной аварии на ..... в г. Березники.
Постановлениями администрации <адрес> от <дата> №№ внесены изменения в постановления от <дата>№, от <дата>№ о признании многоквартирных домов по <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> аварийными и подлежащими сносу, из которых исключены пункты 3, 4. Постановлениями администрации <адрес> от <дата>№ внесены изменения в постановления от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№ об итогах работы межведомственной комиссии по признанию аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домов по <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, из которых исключены пункты 2, 3. В соответствии с принятыми изменениями срок отселения граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, установлен до <дата>; положения ранее принятых постановлений, возлагающих обязанность на Управление имущественных и земельных отношений администрации города направить собственникам помещений, расположенных в доме, требование о сносе дома, а также устанавливающие в случае неисполнения собственниками помещений обязанность провести процедуру изъятия земельного участка для муниципальных нужд и жилых помещений в указанных домах, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «Город Березники», признаны утратившими силу.
Порядок признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу определен Жилищным кодексом Российской Федерации и Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28 января 2006 года.
В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях. Орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения межведомственной комиссии в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 названного Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ч. 3 ст. 1 Жилищного кодекса РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе жилищные, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Жилищным законодательством предусмотрены правовые последствия признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Так, согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.
Из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как следует из материалов дела, в нарушение положений части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ с момента признания указанных выше домов аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу такое требование к собственникам в разумный срок администрацией г. Березники предъявлено не было, что ведет к нарушению прав жильцов.
Принимая во внимание вышеустановленные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что бездействие органа местного самоуправления, выражающееся в не предъявлении требования к собственникам жилых помещений, о сносе или реконструкции дома, признанного аварийным, нарушает их права, противоречит действующему законодательству.
Действия администрации г. Березники, выраженные в отмене ранее принятых положений, устанавливающих порядок изъятия жилых помещений у собственников, проживающих в домах, подлежащих сносу, также противоречат требованиям Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, предъявленный прокурором иск подлежит удовлетворению.
Суд считает необходимым обязать администрацию привести в соответствие с действующим законодательством постановления от <дата>№, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу предъявить собственникам домов, признанных аварийными, требования об их сносе или реконструкции.
Доводы ответчика о преждевременности обращения прокурора с требованием о возложении на администрацию г. Березники обязанности предъявить собственникам жилых помещений требования о сносе или реконструкции домов, являются несостоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Довод ответчика о том, что иск предъявлен прокурором в защиту прав лиц, круг лиц которых определен, не обоснован, противоречит содержанию административного искового заявления, в котором отсутствует указание на нарушение прав конкретных лиц.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
признать незаконным бездействие администрации г. Березники, которое выразилось в не предъявлении требования к собственникам жилых помещений, признанных аварийными, о сносе или реконструкции домов.
Признать действия администрации г. Березники, выразившиеся в отмене пунктов 3, 4 постановлений администрации города от <дата>№, от <дата>№, пунктов 2, 3 постановлений администрации города от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, от <дата>№, незаконными.
Возложить обязанность на администрацию г. Березники привести в соответствие с действующим законодательством постановления администрации г. Березники от <дата>№.
Возложить обязанность на администрацию г. Березники в порядке ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предъявить собственникам жилых помещений требования о сносе или реконструкции следующих домов, расположенных на территории г. Березники: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (<дата>).
Судья (подпись) Е.А. Петрова
Копия верна. Судья