ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-254/2022 от 01.06.2022 Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

дело №2а-254/2022

61RS0002-01-2021-010722-41

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июня 2022 года город Ростов-на-Дону

Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Дубовик О.Н.

при секретаре Лапшиной В.д.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М к Администрации муниципального образования городской округ город – курорт Сочи Краснодарского края, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город – курорт Сочи Краснодарского края о признании незаконными уведомления о несоответствии планируемого строительства и реконструкции объекта,

УСТАНОВИЛ:

М обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования городской округ город – курорт Сочи Краснодарского края, сославшись на то, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0110003:235, почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, город-курорт Сочи, р-н Лазаревский, микрорайон Лазаревское, при незавершенном строительством доме, что подтверждает выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом в адрес Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - Ответчик) было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № R43168635423.

Ответчиком в адрес истца было направлено Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам садового дома на земельном участке 28.09.2021 г. № R43168635423 (далее - Уведомление), в котором Истец указал на следующие несоответствия: о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям: Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок с кадастровым номером 23:49:0110003:235 расположен в границах приаэродромной территории.

В соответствии с приложением к приказу Министерства транспорта Российской Федерации Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 03.09.2021 г. № 649-П, «Об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации аэропорта г. Сочи», в подзоне запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны.

При этом согласно информации представленной в приложении к уведомлению о планируемом строительстве индивидуального жилого или садового дома, невозможно принять решение о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства требованиям подзоны .

Истец считает Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № R43168635423 незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

1. В Уведомлении от 28.09.2021 г. Ответчик ссылается на не вступивший в законную силу подзаконный нормативный акт - приказ Министерства транспорта Российской Федерации Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 03.09.2021 г. № 649-П, «Об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации аэропорта г. Сочи».

В соответствии с пунктами 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в «Российской газете» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru ).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу (пункт 12 Указа Президента № 763).

В соответствии с Приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 5 августа 2021 г. N 557-П «О порядке вступления в силу нормативных правовых актов Федерального агентства воздушного транспорта, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации» нормативные правовые акты Федерального агентства воздушного транспорта, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, за исключением актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), если самими актами не установлен более поздний срок вступления их в силу.

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 03.09.2021 г. № 649-П, «Об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации аэропорта г. Сочи» не размещен на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru ) а значит не вступил в законную силу.

Указанный факт подтверждает Протоколом осмотра доказательств от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного нотариусом Ростовского-на-Дону нотариального округа, № по реестру 61/44-н/б 1-2021-2-1297.

2. При подаче Истцом уведомления от ДД.ММ.ГГГГ были соблюдены все нормы действующего законодательства РФ и представлены все необходимые документы. В обязанность истца не входит предоставление дополнительных документов, обосновывающих соответствие / несоответствие объекта индивидуального жилищного строительства требованиям подзоны .

В едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано обременений земельного участка Истца, указанных в Уведомлении Ответчика от ДД.ММ.ГГГГ.

Обращает внимание суда, что ответчиком в Уведомлении не указано, чем именно Истец при строительстве жилого дома, указанного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, создаст помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны, равно как не указано, какие помехи нужно устранить либо не создавать при строительстве.

Формулировка, использованная в Уведомлении: «невозможно принять решение о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства требованиям подзоны », является необоснованной, необъективной, не содержащей ссылку на законный или подзаконный акт РФ, нормы которого нарушает или нарушит Истец при строительстве жилого дома.

Истец полагает, что при подаче уведомления от ДД.ММ.ГГГГ им были соблюдены все нормы действующего законодательства РФ и представлены все необходимые документы. В обязанность Истца не входит предоставление дополнительных документов, обосновывающих соответствие / несоответствие объекта индивидуального жилищного строительства требованиям подзоны .

Также указывает на то, что любое обременение объекта недвижимости (установление особой зоны, к которой относится подзона приаэродромной территории) возникает с даты государственной регистрации обременения в ЕГРН.

Обращает внимание суда, что согласно п. 12 ст. 4 ФЗ №135 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» от 01.07.2017 г. до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, получение предусмотренного частью 3 настоящей статьи согласования, а также предусмотренного частями 9 и 10 настоящей статьи санитарно-эпидемиологического заключения не требуется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гражданами гаражей для собственных нужд. После установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации, использование земельных участков, указанных в настоящей части, и созданных на них объектов недвижимости, строительство новых объектов недвижимости осуществляются в соответствии с ограничениями, установленными в границах таких территорий, с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, до установления приаэродромных территорий и регистрации данных зон в ЕГРН получение согласования строительства ИЖС не требуется. Данная информация размещена на официальном сайте Министерства транспорта РФ Южное МТУ Росавиации (сайт ugmtu.favt.rul.

В настоящий момент, согласно Выписке ЕГРН не содержится сведений об обременении земельного участка, принадлежащего Истцу, по каким-либо основаниям, соответственно, Ответчик нарушает права Истца и ограничивает право собственности уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, незаконно препятствует Истцу в осуществлении строительства жилого дома на земельном участке.

На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным и отменить Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке ДД.ММ.ГГГГ № R43168635423, выданное Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.

Обязать Ответчика выдать Истцу уведомление, фиксирующее отсутствие несоответствий в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0110003:235, почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, город-курорт Сочи, р-н Лазаревский, микрорайон Лазаревское, при незавершенном строительством доме.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования городской округ город -курорт.

Административный истец М и ее представитель по доверенности Т в судебное заседание явились, поддержали требования административного иска, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении и в дополнениях к нему, а также указав на то, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ, на который административный ответчик ссылается с оспариваемом уведомлении, не вступил в силу, до настоящего времени не опубликован, а в ЕГРН нет обременений, просили требования административного иска удовлетворить.

Административные ответчики Департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования городской округ город -курорт Сочи Краснодарского края, администрация муниципального образования городской округ город - курорт Сочи Краснодарского края, извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки суд в известность не поставили, об отложении судебного разбирательства суд не просили.

В силу ч 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст.219 КАС РФ).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7 ст.219 КАС РФ).

Заявителем оспаривается уведомление ДАиГ муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 28 09.2021 года. С заявлением об оспаривании указанного уведомления М обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах установленного срока.

Судом с достаточностью и достоверностью установлено, что административный истец М является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство, площадью 1500 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, с почтовым адресом: Краснодарский край, город-курорт Сочи, Лазаревский район, микрорайон Лазаревское, ул., при незавершенном строительством доме, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

На основании п.1 ст.263 ГК Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Согласно пп.2 п.1 ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Как следует из ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу п.1.1 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства. В то же время, на основании ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Основополагающие нормы о полномочиях органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов в области градостроительной деятельности установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 8).

В частности, в силу п.5.1 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений. Частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

На основании ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке исчерпывающим образом перечислены в ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В силу п. 2 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации соответствующее уведомление направляется застройщику в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

В связи с планируемым осуществлением строительства на принадлежащем ей земельном участке жилого дома МДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

По итогам рассмотрения указанного уведомления заместителем директора Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город -курорт Сочи Краснодарского края М направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №R-43168635423 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Основанием для принятия органом местного самоуправления такого решения явилось то, что, согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок с кадастровым номером 23:49:0110003:235 расположен в границах приаэродромной территории.

Орган, выдавший такое уведомление, сослался на приложение к приказу Министерства транспорта Российской Федерации Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от ДД.ММ.ГГГГ-П, «Об установлении приаэродромиой территории аэродрома гражданской авиации аэропорта г. Сочи», в соответствии с которым, в подзоне запрещается размешать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны.

При этом, согласно информации, представленной в приложении к уведомлению о планируемом строительстве индивидуального жилого или садового дома, невозможно принять решение о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства требованиям подзоны .

В соответствии с пунктами 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в «Российской газете» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru ).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу (пункт 12 Указа Президента № 763).

В соответствии с Приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 5 августа 2021 г. N 557-П «О порядке вступления в силу нормативных правовых актов Федерального агентства воздушного транспорта, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации» нормативные правовые акты Федерального агентства воздушного транспорта, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, за исключением актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru ), если самими актами не установлен более поздний срок вступления их в силу.

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 03.09.2021 г. № 649-П, «Об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации аэропорта г. Сочи» до настоящего времени не размещен на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru ), что исключает его вступление в силу.

Поскольку доказательства обратному административными ответчиками в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу о том, что оспариваемой М уведомление основано на требованиях и положениях приказа Министерства транспорта Российской Федерации Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 03.09.2021 г. № 649-П, который не вступил в силу.

На основании ч.3 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Правовой режим приаэродромной территории определен ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации.

В силу п.1 ст.47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 01.07.2017 года №135-ФЗ) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 2 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 01.07.2017 года №135-ФЗ) приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

На основании ч.1 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 года №135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти не позднее чем в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона обязаны разместить на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» описание местоположения границ приаэродромных территорий, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2016 года, в целях согласования размещения в границах приаэродромных территорий объектов, указанных в части 3 настоящей статьи, без внесения сведений о границах приаэродромных территорий в Единый государственный реестр недвижимости. Опубликование указанных сведений осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

На основании ч.3 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Из материалов дела следует, что административный истец обращалась в ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (далее — ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») и в соответствии с ответами данной организации на запросы М, строительство индивидуального жилого дома не окажет негативного влиянии на работу средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи при полетах воздушных судов по установленным маршрутам воздушного движения, схемам маневрирования в зонах ожидания и зонах пилотирования, точках входа (выхода) на воздушные трассы и местные воздушные линии.

Кроме того, административный истец обращалась с жалобой в транспортную прокуратуру г. Сочи на нарушения требований законодательства о безопасности полетов при разработке и утверждении приаэродромной территории международного аэропорта Сочи.

Согласно ответу Транспортной прокуратуры г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГж-2022 М было сообщено, что по результатам проведенной проверки доводы ее обращения нашли свое подтверждение. Установлено, что при разработке и утверждении приаэродромной территории международного аэропорта Сочи на территории Лазаревского района г. Сочи в границах 4 подзоны, в которую входит участок истца, не был учтен существующий рельеф местности, что привело к ограничениям в виде строительства индивидуальных жилых домов и иных объектов.

С целью устранения выявленных нарушений законодательства 09.02.2022 управляющему директору АО «Международный аэропорт Сочи» внесено представление.

Таким образом, учитывая, что оспариваемое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ года №R-43168635423, было выдано на основании приказа Министерства транспорта Российской Федерации Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от ДД.ММ.ГГГГ г. № 649-П, «Об установлении приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации аэропорта г. Сочи» не вступившего в силу, а также исходя из того, что предполагаемы к строительству объект не окажет негативного влияния на работу средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи при полетах воздушных судов по установленным маршрутам воздушного движения, схемам маневрирования в зонах ожидания и зонах пилотирования, точках входа (выхода) на воздушные трассы и местные воздушные линии, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска о признании незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГГГ года № R-43168635423.

При этом, с целью восстановления нарушенного права административного истца незаконно выданным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ суд обязывает администрацию муниципального образования городской округ город - курорт Сочи Краснодарского края повторно рассмотреть уведомление М о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, город -курорт Сочи, район Лазаревский, микрорайон Лазаревское, ул., при незавершенном строительстве дома, кадастровый .

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке ДД.ММ.ГГГГ № R43168635423, выданное Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.

Обязать Администрацию муниципального образования городской округ город – курорт Сочи Краснодарского края повторно рассмотреть уведомление М о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, город –курорт Сочи, район Лазаревский, микрорайон Лазаревское, ул., при незавершенном строительстве дома, кадастровый .

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.