Мотивированное решение изготовлено 18.04.2016
Дело № ******а-2551/2016
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
13.04.2016 года Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Жейновой С.И., при секретаре ФИО4,
с участием представителя административного истца ФИО6, представителя административного ответчика ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее -ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала по <адрес> о признании незаконными действий по учету изменений характеристик объекта недвижимости нежилого помещения, возложении обязанности аннулировать сведения об учете изменений характеристик объекта, восстановлении сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по <адрес>. В обоснование требований указал, что обратился в Верх-Исетский районный суд <адрес> с исковым заявлением к ФИО3 Т.М., ФИО10., ООО «ФИО11» об установлении сервитута по одному из предложенных вариантов в связи с отсутствием доступа в принадлежащее ему (ФИО2) нежилое помещение № ****** на поэтажном плане, кадастровый № ******, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Верх-Исетским районным судом указанный иск принят к производству, возбуждено дело № ****** (2-8335/2015). Один из вариантов установления сервитута, предложенный ФИО2: через помещение № ****** на кадастровом плане, которое входит в состав нежилого помещения общей площадью 821,8 кв.м. с кадастровым номером № ******, номера на поэтажном плане: 1 этаж - помещения №№ ******,67; 2 этаж - помещения №№ ******а, 47-59, принадлежащее на праве общей долевой собственности ФИО3 Т.М., Тишкову B.C. Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ между нежилым помещением, принадлежащим на праве собственности ФИО2 (№ ****** на поэтажном плане, кадастровый № ******, <адрес>) и нежилым помещением № ******, указанным выше, имелся дверной проем и лестница, ведущая из помещения № ****** в помещение № ******,№ ****** и на улицу. По утверждению истца, ФИО3 Т.М. и Тишков B.C. узнав о намерении ФИО2 установить сервитут, злоупотребив своим правом на проведение реконструкции/перепланировки, заложили проем и лестницу между помещениями № ****** и № ******. Исходя из технического паспорта ФИО3ФИО14. был заложен дверной проем между помещением № ****** (бывш. № ******) и помещением № ******, принадлежащим ФИО2, кроме того был осуществлен монтаж перекрытия пола (смонтирована несущая конструкция), в результате чего под помещением № ****** (бывш. 39) образовалось еще одно скрытое помещение, в котором находится заблокированная лестница, ведущая в помещение ФИО2 и обеспечивающая единственно возможный вариант доступа, кроме того, в результате выполненной реконструкции произошло увеличение площади помещений ФИО16. и ФИО13 В этой связи ФИО2 полагал, что в указанном помещении была выполнена незаконная реконструкция. ФИО2ДД.ММ.ГГГГ подал заявление в Верх-Исетсткий районный суд <адрес> о принятии обеспечительных мер в виде запрета на совершение определенных действий. Определением Верх-Исетского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявление о принятии обеспечительных мер удовлетворено, на нежилое помещение с кадастровым номером № ******, принадлежащее ФИО3 Т.М., Тишкову B.C., был наложен арест, в том числе, был наложен запрет на проведение перепланировки, реконструкции, внесение изменений в техническую документацию об объекте недвижимости, а также совершение иных действий, направленных на оформление перепланировки/реконструкции нежилого помещения. Определение передано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, ФИО3 Т.М. и ФИО12 подали заявление, а ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> учло изменения и внесло в сведения государственного кадастра недвижимости о нежилом помещении помещение с кадастровым номером № ******, о чем свидетельствует кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 считает, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не имело права вносить изменения в характеристики спорного нежилого помещения, а сохранение в государственном кадастре недвижимости изменений характеристик спорного объекта недвижимости, может повлечь невозможность исполнения решения суда об установлении сервитута, и повлечет нарушение прав истца.
На основании вышеизложенного ФИО2 просил суд: признать незаконным действия административного ответчика по учету изменений характеристик объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером № ******, расположенного по адресу: <адрес>, произведенного на основании технического плана ЕМУП «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, обязать административного ответчика аннулировать сведения об учете изменений характеристик объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером № ******, расположенного по адресу: <адрес>; восстановить сведения, содержавшиеся в государственном кадастре недвижимости до даты ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, что подтвердила в судебном заседании его представитель, о причинах неявки суду не сообщил, о слушании дела в свое отсутствие не просил.
Представитель ФИО2 – ФИО6 в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО5 требования административного иска не признала. В обоснование возражений указала, что объект недвижимости с кадастровым номером № ****** является «ранее учтенным». В соответствии со ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте недвижимости. Сведения об объектах недвижимости вносятся в ГКН на основании поступивших в установленном Законом порядке документов (ст. 4 Закона о кадастре), состав которых зависит от объекта недвижимости и вида учетных действий, и предусмотрен ст. 22 Закона о кадастре, при отсутствии оснований для приостановления и отказа, предусмотренных ст. 26 и ст. 27 Закона о кадастре соответственно. Законом предписан заявительный характер внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ в орган кадастрового учета поступило заявление № ****** от ФИО7, ФИО3 Т.М. об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № ****** (изменение площади помещения). Совместно с заявлением были представлены: технический план помещения, свидетельства о государственной регистрации права на помещения ФИО7, ФИО3 Т.М. Технический план помещения подготовлен на основании технического паспорта, составленного по состоянию ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения представленных документов и в связи с отсутствием оснований для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, предусмотренных ст. 26 и ст. 27 Закона о кадастре, органом кадастрового учета было принято решение об осуществлении учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № ******. Определение Верх-Исетского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер по обеспечению иска поступило в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. При этом в отношении имущества с кадастровым номером № ****** наложен арест, а именно запрещено производить перепланировку и (или) реконструкцию нежилого помещения, вносить изменения в техническую документацию об объекте недвижимости с кадастровым номером № ******, а также совершать иные действия, направленные на оформление перепланировки и реконструкции нежилого помещения. Орган кадастрового учета ни одно из перечисленных действий совершать не уполномочен, поскольку технический паспорт на объект недвижимости выдается органами технической инвентаризации, а вопросы переоборудования и перепланировки нежилых помещений находятся в компетенции органов местного самоуправления. При этом в определении суда не содержалось указание, что запрещено совершать какие-либо учетные действия в отношении объекта недвижимости. Указала, что поскольку вопросы перепланировки и реконструкции к полномочиям органа кадастрового учета не относятся, истцом выбран ненадлежащий способ защиты права. На основании вышеизложенного просила в удовлетворении административного иска отказать.
Заинтересованные лица ФИО3 Т.М., ФИО7, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
На основании положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При этом в силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском ФИО2 просил признать незаконным действия административного ответчика по учету изменений характеристик объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером № ******, расположенного по адресу: <адрес>, произведенного на основании технического плана ЕМУП «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ
"О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон о кадастре) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти (далее - орган кадастрового учета).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч.3 ст. 1 Закона о кадастре).
Как установлено судом и следует из представленных в материалы дела документов объект недвижимости с кадастровым номером 66:41:0302032:2991 является «ранее учтенным» по смыслу положений ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре.
В соответствии со ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В силу ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных законом, иные лица.
Как следует из представленных в материалы дела документов, ДД.ММ.ГГГГ в орган кадастрового учета поступило заявление № ****** от ФИО7, ФИО3 Т.М. об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № ****** (изменение площади помещения). Совместно с заявлением были представлены: технический план помещения, свидетельства о государственной регистрации права на помещения ФИО7, ФИО3 Т.М.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в п. 15 или 16 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведений о таком объекте недвижимости).
В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
В силу ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта таких объектов недвижимости.
Технический план помещения подготовлен на основании технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленного в кадастровый орган технического плана помещения следует, что он был изготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о площади помещения с кадастровым номером № ******.
Учитывая, что по результатам рассмотрения представленных в кадастровый орган документов и в связи с отсутствием оснований для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, предусмотренных ст.ст. 26,27 Закона о кадастре, органом кадастрового учета было законно принято решение об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № ******.
Административным истцом в исковом заявлении не названо каких-либо правовых оснований (ст.26,27 Закона о кадастре), препятствующих осуществлению кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № ******, а равно не установлено таковых и самим судом в ходе рассмотрения настоящего административного дела.
Доводы ФИО2 и его представителя о нарушении кадастровым органом положений ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при производстве учета изменений характеристик указанного выше объекта недвижимости суд также находит несостоятельными.
Определением Верх-Исетсткого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был наложен арест на имущество, а именно нежилое помещение с кадастровым номером № ******, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе производить перепланировку и (или) реконструкцию нежилого помещения, вносить изменения в техническую документацию об объекте недвижимости с кадастровым номером № ******, а также совершать иные действия, направленные на оформление перепланировки/реконструкции нежилого помещения.
Данное определение поступило в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. При этом орган кадастрового учета ни одно из вышеперечисленных в определении действий совершать не уполномочен, поскольку технический паспорт на объект недвижимости выдается органами технической инвентаризации, а вопросы переоборудования и перепланировки находятся в компетенции органов местного самоуправления.
Доводы административного истца о возможном проведении собственниками нежилого помещения с кадастровым номером № ****** незаконной реконструкции или незаконной перепланировки также не могут быть приняты судом во внимание в рамках рассмотрения настоящего административного дела, поскольку вопросы перепланировки и реконструкции к полномочиям органа кадастрового учета не относятся. Как уже было отмечено судом выше, орган кадастрового учета осуществляет полномочия по государственному учету зданий, сооружений, помещений, то есть совершает лишь учетные действия. Соответственно, в данном случае истцом, выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
В этой связи требования административного истца о признании незаконными действия административного ответчика по учету изменений характеристик объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером № ******, расположенного по адресу: <адрес>, произведенного на основании технического плана ЕМУП «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
Как следствие, не подлежат удовлетворению и производные требования о возложении на орган кадастрового учета обязанности аннулировать сведения об учете изменений характеристик объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером № ******, расположенного по адресу: <адрес>; о восстановлении сведений, содержавшихся в государственном кадастре недвижимости до даты ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО2 к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по <адрес> о признании незаконными действий по учету изменений характеристик объекта недвижимости нежилого помещения, возложении обязанности аннулировать сведения об учете изменений характеристик объекта, восстановлении сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Председательствующий: С.И. Жейнова