РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 июля 2022 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при помощнике судьи Легусовой К.Н.,
с участием представителя административного истца Хохолова Н.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании Иркутского государственного университета № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика ГУ МВД России по Иркутской области Ринчино М.В., действующей на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» КД № от ДД.ММ.ГГГГ, служебное удостоверение ИРК № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика МУ МВД России «Иркутское» Степанова А.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» № от ДД.ММ.ГГГГ, служебное удостоверение ИРК № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2553/2022 по административному исковому заявлению Исмоилова Г.А. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» о признании незаконным и отмене заключения, признании незаконным решения, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,
УСТАНОВИЛ:
Исмоилова Г.А. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, в котором, уточнив в порядке части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предмет административного иска, просит признать незаконным и отменить заключение об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении гражданина <адрес>Исмоилова Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче патента гражданину <адрес>Исмоилову Г.А.; обязать ГУ МВД России по Иркутской области повторно рассмотреть заявление об оформлении патента.
Административные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ гражданин <адрес>Исмоилова Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прибыл в Российскую Федерацию. В миграционной карте серии №№ цель визита указана «работа». В установленном законом порядке Исмоилова Г.А. встал на учет и был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГИсмоилова Г.А. через уполномоченную организацию ФГУП «Паспортно-Визовый Сервис» обратился с заявлением об оформлении патента на осуществление трудовой деятельности на территории Иркутской области. Профессия, по которой административный истец планировал осуществлять трудовую деятельность, была «водитель». ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было выдано уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патента за № от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ в предоставлении государственной услуги мотивирован тем, что на основании пункта 41 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 05.10.2020 № 695, в соответствии с подпунктом 2 пункта 22 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктом 4 пункта 9 статьи 18 Закона – предоставление поддельных или подложных документов либо сообщение о себе заведомо ложных сведений. С принятым решением и заключением об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания административный истец не согласен, поскольку вся представленная им информация в виде документов соответствует действительности. Считает, что принятое заключение об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует утвержденной приказом Министерства внутренних дел от 11.08.2020 № 561 форме заключения, а именно в заключении не отражены наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина Исмоилова Г.А. В данном заключении также не содержится сведений о документах, подтверждающих право пользования жилым и иным помещением. В рапорте об обнаружении признаков преступления от ДД.ММ.ГГГГ также отсутствуют наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина Исмоилова Г.А. Опрос самого административного истца во время проверки не проводился, что привело к тому, что должностными лицами при составлении рапорта от ДД.ММ.ГГГГ и последующего заключения от ДД.ММ.ГГГГ был сделан необъективный и несоответствующий фактическим обстоятельствам вывод о нарушении административным истцом миграционного законодательства. Оспариваемое заключение от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу не вручено. В связи с чем, полагает, что имеются все основания для признания заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания незаконным и его отмены. Утверждает, что при обращении за предоставлением государственной услуги по выдаче патента, соответственно при обращении за получением государственной услуги заведомо ложных сведений о месте своего пребывания Исмоилова Г.А. не сообщал. На протяжении пяти лет Исмоилова Г.А. не въезжал в Российскую Федерацию, к административной и уголовной ответственности не привлекался, нарушений миграционного законодательства не совершал. Законных оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, по его мнению, у административного ответчика не имелось, каких-либо обоснований в подложности или конкретных представленных недостоверных сведений административным истцом в тесте уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги не указано и не приведено. Утверждает, что оспариваемым решением нарушено его право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации на основании патента. Полагает, что оспариваемое решение ГУ МВД России по Иркутской области является произвольным, не вызванным крайней необходимостью, непропорциональным, противоречащим положениям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вмешательством публичных властей в частную жизнь административного истца. Таким образом, по мнению административного истца, оспариваемое решение об отказе в предоставлении Исмоилова Г.А. государственной услуги по оформлению патента не может быть признано законным. Кроме того, данное решение, по мнению истца, нарушает его право на законное пребывание в Российской Федерации и осуществление трудовой деятельности.
В ходе судебного разбирательства по делу административный истец Исмоилова Г.А., уточнив в порядке части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предмет административного иска, заявил требования, в том числе к МУ МВД России «Иркутское», поименовав его в уточненном административном исковом заявлении в качестве административного соответчика.
Административный истец Исмоилова Г.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, реализовал свое право на участие в судебном заседании посредством направления представителя, уполномоченного доверенностью.
Представитель административного истца Хохолов Н.С. в судебном заседании на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом его уточнения.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Иркутской области Ринчино М.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика МУ МВД России «Иркутское» Степанова А.И. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала, поддержав доводы письменных возражений на административное исковое заявление.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 КАС РФ).
В силу положений части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что Исмоилов Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином <адрес>, что подтверждается национальным паспортом № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГИсмоилова Г.А. через филиал по Иркутской области ФГУП «ПВС» МВД России обратился в УВМ ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением об оформлении патента для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, в котором в графе «адрес постановки на учет по месту пребывания» заявитель указал адрес: <адрес>, срок постановки на учет по месту пребывания – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче патента на основании подпункта 4 пункта 9 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», как представившему поддельные или подложные документы либо сообщившему о себе заведомо ложные сведения.
Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патента вручено Исмоилова Г.А.ДД.ММ.ГГГГ, что административным истцом не оспаривается.
В силу требований части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности принятого решения лежит на ГУ МВД России по Иркутской области.
Проверяя законность принятого решения, суд учитывает следующее.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Под патентом согласно статье 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» понимается документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Согласно подпункту 2 пункта 22 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» патент иностранному гражданину не выдается и не переоформляется, а выданный патент аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1-10, 15 пункта 9, пунктами 9.1, 9.2 и подпунктом 1 пункта 9.7, пунктом 9.8 статьи 18 настоящего Федерального закона.
В силу требований статьи 29.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» устанавливает, что миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Действующим законодательством предусматривается возможность ограничения права иностранных граждан находиться на территории Российской Федерации. Указанное право государства является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные названным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 названного федерального закона (пункт 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ).
Согласно подпункту 4 пункта 9 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.
Приказом МВД России от 11.08.2020 № 561 «Об утверждении формы заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении и формы заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания» (зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2020 № 59792) утверждена форма заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания.
Приказом ФМС России № 367, МВД России № 807 от 31.07.2015 утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников (зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2015 № 39426).
Из пункта 3 названного Административного регламента следует, что исполнение государственной функции осуществляют Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы при участии Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов в соответствии с установленной компетенцией.
Согласно пункту 5 Административного регламента предметом государственного контроля является, в том числе соблюдение иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, установленного режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, правил миграционного учета, транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
Государственный контроль осуществляется в форме проведения проверок подразделениями системы ФМС России, определенными в качестве исполнителей в соответствующих планах проверок, в том числе совместных с органами внутренних дел Российской Федерации и (или) с привлечением иных государственных органов, наделенных функциями по контролю (надзору) в соответствующей сфере деятельности (пункт 7 Административного регламента).
Государственная функция осуществляется путем проведения выездных плановых, внеплановых и документарных проверок в порядке, предусмотренном настоящим Административным регламентом (пункт 8 Административного регламента).
Как следует из пункта 9 названного Административного регламента, проверки проводятся в отношении следующих объектов (лиц): место пребывания (проживания) либо осуществления трудовой деятельности иностранных граждан; жилое помещение, по адресу которого принимающей стороной либо нанимателем (собственником) жилого помещения осуществлена постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания (регистрация по месту жительства).
Согласно пункту 10 Административного регламента при проведении проверки должностные лица, осуществляющие проверку, обязаны: 3) проводить проверку на основании распоряжения о проведении проверки, изданного в соответствии с пунктами 49 - 55 настоящего Административного регламента; 5) не препятствовать проверяемому лицу, представителю проверяемого лица, собственнику или иному владельцу проверяемого объекта присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 6) предоставлять проверяемому лицу, представителю проверяемого лица, собственнику или иному владельцу проверяемого объекта, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки; 7) знакомить проверяемое лицо, представителя проверяемого лица, собственника или иного владельца проверяемого объекта с результатами проверки; 12) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан.
Как следует из пункта 11 Административного регламента, должностные лица, осуществляющие проверку, имеют право: 2) требовать от проверяемого лица (его представителя) всю необходимую информацию, подтверждающую цель и правомерность пребывания (проживания) на объекте проверки иностранных граждан, а также осуществление ими трудовой деятельности; 3) запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от принимающей (приглашающей) стороны информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки; 4) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии распоряжения о проведении проверки посещать, в том числе с использованием служебного автотранспорта, и обследовать используемые работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной территории, здания, помещения, сооружения и иные подобные объекты, обследовать технические средства, а также проводить необходимые исследования, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю; 7) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями требований миграционного законодательства Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступления.
Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать 7 (семь) рабочих дней (пункт 23 Административного регламента).
Проверка считается начатой с даты издания распоряжения о ее проведении, если иное не указано в распоряжении.
Проверка может быть завершена раньше срока, установленного в распоряжении, в случае досрочного выполнения запланированных мероприятий (пункт 26 Административного регламента).
Проверка считается завершенной после ознакомления проверяемого лица с актом проверки и принятия по результатам проверки предусмотренных законодательством Российской Федерации мер (пункт 27 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 41.1.5 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 05.10.2020 № 695 (зарегистрировано в Минюсте России 09.11.2020 № 60794), патент иностранному гражданину не выдается и не переоформляется, если иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.
Согласно пункту 36 указанного Административного регламента для предоставления государственной услуги заявитель вправе представить: 36.1. миграционную карту с указанием работы как цели визита в Российскую Федерацию и с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой подразделения по вопросам миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты; 36.2. документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.
В случае непредставления документов, указанных в пункте 36 Административного регламента, подразделение по вопросам миграции проверяет на основании имеющихся сведений данные о таком документе (пункт 37 названного Административного регламента).
Как следует из пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» фиктивная постановка на учет по месту пребывания - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
ДД.ММ.ГГГГ начальником МУ МВД России «Иркутское» полковником полиции ФИО3 утверждено заключение об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания, согласно которому установлен факт фиктивной регистрации по месту пребывания 32 иностранных граждан, в том числе гражданина <адрес>Исмоилова Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, регистрация с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>.
Из заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении усматривается, что основанием для его принятия послужили материалы проверки по рапорту об обнаружении признаков преступления инспектора ОИК УВМ ГУ МВД России по Иркутской области ФИО4 (зарегистрирован в КУСП отдела полиции № 1 МУ МВД России «Иркутское» за № от ДД.ММ.ГГГГ) о выявлении иностранных граждан, в том числе Исмоилова Г.А., факт проживания которых по адресу постановки на миграционный учет не подтвержден.
Как следует из материалов проверки, проведенной сотрудниками отдела полиции № 1 МУ МВД России «Иркутское», ДД.ММ.ГГГГ выявлено 32 гражданина <адрес>, в том числе Исмоилова Г.А., поставленные на миграционный учет в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, факт проживания которых по адресу постановки на миграционный учет не подтвержден.
Так, в ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр помещения, в котором состоял на миграционном учете Исмоилова Г.А. В протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что по адресу: <адрес> проживает 22 человека, один из которых на момент осмотра отсутствовал, в связи с осуществлением трудовой деятельности. В ходе осмотра установлено отсутствие по месту пребывания Исмоилова Г.А.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ опрошены шесть граждан <адрес> – ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО, ФИО1, которые перечислили граждан <адрес>, проживающих по указанному адресу, в числе которых Исмоилова Г.А. не значилось, что подтверждается представленными в материалы административного дела письменными объяснениями.
Таким образом, в ходе проведения проверки установлен факт фиктивной постановки Исмоилова Г.А. на учет по месту пребывания. Подавая заявление об оформлении патента ДД.ММ.ГГГГ, указывая в пункте адрес постановки на учет по месту пребывания: <адрес>, административный истец заведомо указывал ложную информацию. Каких-либо допустимых, достоверных и относимых доказательств, свидетельствующих о фактическом проживании по указанному адресу, административным истцом суду не представлено. Следовательно, факт постановки административного истца на учет по месту пребывания без намерения проживать в соответствующем помещении материалами дела подтвержден.
Под заведомо ложными сведениями в юридической науке и практике понимается умышленное указание не соответствующих действительности данных.
Как усматривается из досье иностранного гражданина АС ЦБДУИГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГИсмоилова Г.А. иной регистрации по месту пребывания не имел, за пределы Российской Федерации не выезжал.
Копии материалов проверки были переданы в отделение полиции № 3 ОВМ МУ МВД России «Иркутское», по результатам проверки принято и утверждено заключение об установлении факта фиктивной постановки гражданина <адрес>Исмоилова Г.А. на учет по месту пребывания.
При таких обстоятельствах заключение об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания в помещении, расположенном по адресу: <адрес>, утвержденное начальником МУ МВД России «Иркутское» полковником полиции ФИО3ДД.ММ.ГГГГ, обоснованно послужило основанием для отказа Исмоилова Г.А. в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче патента на основании подпункта 4 пункта 9 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Государственная услуга по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации оказана в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушений в порядке предоставления государственной услуги судом не установлено.
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, в установленный законом срок, в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, является законным и обоснованным, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Судебной защите в силу положений статьи 3 КАС РФ подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В силу требований статьи 227 КАС РФ для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Решение Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе гражданину <адрес>Исмоилова Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче патента при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктом 4 пункта 9 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» соответствует закону.
Поскольку совокупность обстоятельств, предусмотренных статьей 227 КАС РФ, для признания оспариваемого решения незаконным по настоящему административному делу не установлена, суд полагает требование административного истца о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги по оформлению патента гражданину <адрес>Исмоилова Г.А. не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Заявленные требования о признании незаконным и отмене заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания, утвержденного начальником МУ МВД России «Иркутское» полковником полиции ФИО3ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежат, так как основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Названное заключение не имеет статуса ненормативного правового акта, подлежащего оспариванию в порядке главы 22 КАС РФ, поскольку само по себе не влечет возникновения каких-либо правовых последствий.
Данное заключение, как основание принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче патента, подлежит проверке на предмет законности и обоснованности его составления при оспаривании вышеуказанного решения.
Поскольку заявление Исмоилова Г.А. об оформлении патента от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом рассмотрено по существу и по итогам рассмотрения Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе гражданину <адрес>Исмоилова Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче патента при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктом 4 пункта 9 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования административного истца об обязании ГУ МВД России по Иркутской области повторно рассмотреть заявление об оформлении патента.
В силу требований части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с настоящими требованиями, суд учитывает, что Исмоилова Г.А. оспаривает решение ГУ МВД России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, с уведомлением о принятии которого (№ от ДД.ММ.ГГГГ), административный истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в суд с настоящим административным исковым заявлением представитель административного истца обратился ДД.ММ.ГГГГ посредством его направления в электронном виде, что подтверждается квитанцией об отправке, срок обращения в суд, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, им не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Исмоилова Г.А. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, Межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» о признании незаконным и отмене заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении гражданина <адрес>Исмоилова Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; признании незаконным решения № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги по оформлению патента гражданину <адрес>Исмоилову Г.А.; обязании ГУ МВД России по Иркутской области повторно рассмотреть заявление об оформлении патента - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Сучилина
Решение в окончательной форме принято 19.07.2022.