ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2554/17 от 26.05.2017 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-2554/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2017 года Центральный районный суд города Читы в составе председательствующего судьи Филипповой И.Н., при секретаре Туймятовой Н.А., с участием:

от административного истца: - не было от представителя административного истца Мельникова В.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.,

от административного ответчика Государственной инспекции Забайкальского края : Кобус А.В., доверенность от 22.02.2017, диплом ВСГ № 5370932 от 14.06.2011

от заинтересованного лица ОО МП «Север»: не было, ходатайство о рассмотрении в отсутствие руководителя

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите административное дело по административному исковому заявлению Рыкунова С.И. к Государственной инспекции Забайкальского края о признании незаконным заключения, понуждении к действиям

у с т а н о в и л:

административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указывая на следующее. Между Рыкуновым С.И. и ООО МП «Север» было заключено соглашение о долевом участии в строительстве жилого дома от ДД.ММ.ГГГГг. Объектом долевого строительства, при этом, была определена квартира №90 общей площадью 70,8. кв. м. в <адрес> в <адрес>. По договору истцом было выплачено 1 100 000 рублей, что подтверждается соответствующими финансовыми документами. По прошествии времени, дабы сохранить срок исковой давности по взысканию неосновательного обогащения Застройщиком, в условиях не исполнения обязательств по заключению основного договора долевого участия, Рыкунов С.И. обратился в суд за защитой нарушенного права. Определением Ингодинского районного суда г. Читы от 16 ноября 2011г. судом было утверждено Мировое соглашение, согласно которого, Застройщик обязался выплатить Рыкунову С.И. деньги в предусмотренный мировым соглашением срок. В 2011 году было возбуждено исполнительное производство, согласно данных которого, ООО МП «Север» свои обязательства не исполняет, денег истцу не перечисляет. В настоящее время, строительный объект -жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не строится, стойка законсервирована. 05.12.2016г. Рыкунов С.И. обратился в Инспекцию государственного строительного надзора Забайкальского края с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, с просьбой о включении его в Реестр граждан чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Заключением Инспекции от 28 декабря 2016года Рыкунову С.И. отказано во включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома. Основанием в заключении Инспекции указано то, что истец не отвечает критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного жилого дома. Кроме того, считает, что Инспекция необоснованно пришла к заключению, что истец не относится к числу потерпевших, поскольку он оплатил большую часть цены предварительного договора, исполнение судебного акта не осуществляется в виду отсутствия у должника-Застройщика денежных средств, что подтверждается представленными документами о сводном исполнительном производстве возбужденного в отношении должника-Застройщика. Просит признать заключение Инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края от 28 декабря 2016г. об отказе Рыкунову С.И. во включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и чьи права нарушены, к числу пострадавших, незаконным; обязать Инспекцию государственного строительного надзора Забайкальского края включить Рыкунова С.А. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и чьи права нарушены.

Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, о представителя административного истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с указанием на то, что требования поддерживает в полном объеме.

ООО МП «Север» в судебное заседание своего представителя не направил, от Пахтанова Б.А, указанного в выписке из ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, поступило ходатайство посредством телефонограммы о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного иска по основаниям, указанным в отзыве.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав его материалы, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Такое обращение возможно и в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа местного самоуправления, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Суд обязан проверить: нарушены ли права и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок его принятия, основания для принятия, соответствие решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 06 октября 2016 года № 395 «О некоторых мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 30 сентября 2016 года № 80» образована Государственная инспекция Забайкальского края. Постановлением Правительства Забайкальского края от 2 декабря 2016 года № 443 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции Забайкальского края» принято Положение о Государственной инспекции Забайкальского края (далее -Инспекция).

В пункте 12 постановления Правительства Забайкальского края от 6 октября 2016 года № 395 «О некоторых мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 30 сентября 2016 года №80» указано о передаче полномочий и функций упраздненной Инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края к Государственной инспекции Забайкальского края по осуществлению на территории Забайкальского края регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, кроме объектов, государственный строительный надзор в отношении которых осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственному контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, контролю за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов, а также за соблюдением жилищно-строительными кооперативами требований части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением последующего содержания.

Материалами дела подтверждается, что между Рыкуновым С.И. и ООО МП «Север» был заключен предварительный договор о долевом участии в строительстве жилого дома от 11 апреля 2008 года, где объектом долевого строительства была определена квартира №90 общей площадью 70,8. кв. м. в <адрес> в <адрес>, сумма предварительного договора составила 1 904 520 рублей, из которых 1 100 000 было оплачено истцом ООО МП «Север».

Соглашением сторон от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванный предварительный договор был расторгнут, с подписанием графика возврата денежных средств.

В связи с невыплатой денежных средств в рамках соглашения о расторжении договора, истец обратился в суд с иском к ОО МП «Север», по результатам рассмотрения которого, определением Ингодинского районного суда г. Читы от 16 ноября 2011 года, было утверждено мировое соглашение, согласно которого, ООО МП «Север» обязался выплатить Рыкунову С.И. денежные средства в сумме 1 568 227 руб. в предусмотренный мировым соглашением срок.

Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 09.11.2016 следует, что Рыкуновы С.И. от МП «Север» было получено только 25 000 рублей.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ ООО МП «Север» находится в стадии ликвидации.

15.12.2016 административный истец обратился в Инспекцию государственного строительного надзора Забайкальского края с заявлением о включении ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Заключением от 28.12.2016 административному истцу в удовлетворении данного заявления отказано, поскольку он не соответствует критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Согласно частям 4 и 7 статьи 23 названного Федерального закона уполномоченный орган устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 403 утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

В соответствии с п.4 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных Приказом N403 (приложение N2), включению в Реестр подлежат граждане в случае при влечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных п.2 приложения №2 к настоящему приказу.

Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии) устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (пункт 1 Критериев).

Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются: просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены); признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов; ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации (подпункты 3, 6 и 9 пункта 2 Критериев).

Из анализа вышеизложенного следует, что включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств и связанного с таким привлечением возникновения права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах.

Материалами дела подтверждается, что по соглашению между истцом и ООО МП «Север» от 23.09.2010, предварительный договор о долевом участии в строительстве жилого дома от 11 апреля 2008 года был расторгнут, каких либо доказательств тому, что указанное соглашение признано недействительным, материалы дела не содержат, следовательно между указанными сторонами прекращены какие либо отношения, регулирующиеся посредством ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в том числе с указанной даты со стороны ООО МП «Север» перед истцом отсутствовали обязательства по передаче ему объекта долевого строительства.

При изложенных обстоятельствах Рыкунов С.И. не может быть отнесен к категории граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении требований Рыкунова С.И. к Государственной инспекции Забайкальского края о признании незаконным заключения, понуждении к действиям –отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, через Центральный районный суд города Читы.

Мотивированный текст решения изготовлен 02.06.2017

Судья И.Н. Филиппова

Подлинник документа находится в материалах

дела № 2а-2554/2017 Центрального районного суда г. Читы