ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2555/2021 от 10.02.2021 Московского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-2555/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10.02.2021 Санкт-Петербург

Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Е.Н. Бурыкиной

при секретаре М.З. Чаава

с участием административного истца ФИО1, ее представителя ФИО14,

представителя административного ответчика Пулковская Таможня ФИО4,

административного ответчика должностного лица ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Государственному таможенному инспектору отдела специальных таможенных процедур таможенного поста «Аэропорт Пулково» Пулковской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации ФИО2ФИО2, Пулковской таможни Северо-Западного Таможенного Управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации о признании незаконным решения должностного лица таможенного поста «Аэропорт Пулково» Пулковской таможни,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному таможенном у инспектору отдела специальных таможенных процедур таможенного поста «Аэропорт Пулково» Пулковской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации ФИО2 А.Г., Пулковской Таможни о признании незаконным решения должностного лица таможенного поста «Аэропорт Пулково» Пулковской таможни.

В обоснование требований административный истец указал, что 07.12.2019 ФИО1, прибыла на таможенный пост «Аэропорт Пулково» Пулковской таможни Северо-Западного таможенного управления, для прохождения таможенного контроля при въезде из Королевства Испания в Российскую Федерацию, при этом, она перемещала через таможенную границу Евразийского экономического союза следующие товары для личного пользования, не подлежащие таможенному декларированию (в связи с чем, следовала через «зеленый» коридор пункта пропуска): галантерейные изделия, а именно сумки, рюкзаки, портмоне разных размеров и цветов - 28 шт., съемные плечевые ремни с карабинами из текстильного материала и пластмассы - 5 шт. (всего 33 единицы общим весом 17,7 кг., на общую сумму не превышающую 10 000 Евро).

ДД.ММ.ГГГГ указанные товары изъяты государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур таможенного поста «Аэропорт Пулково» Пулковской таможни ФИО2 в рамках таможенного досмотра (АТД /Ф001724).

Решением государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста «Аэропорт Пулково» Пулковской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации ФИО2 А.Г. от 17.02.2020 , вышеуказанные товары, перемещаемые ею через таможенную границу Евразийского экономического союза, отнесены к товарам не для личного пользования, исходя из количества товара.

Указанное решение должностного лица таможенного органа учтено заместителем начальника Пулковской таможни при вынесении ДД.ММ.ГГГГ в отношении нее постановлений по делам об административных правонарушениях:

о признании виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ (недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию), в соответствии с которым назначено наказание в виде административного штрафа в размере 316 201,50 руб. (решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ указанный размер штрафа уменьшен до 158 100,75 руб.);

о признании виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ (несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза), в соответствии с которым, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.

Решение государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста «Аэропорт Пулково» Пулковской таможни ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого, перемещаемые ею через таможенную границу Евразийского экономического союза товары, отнесены к товарам не для личного пользования, вынесено необоснованно, и его принятие повлекло незаконное привлечение к административной ответственности и как следствие - нарушение ее прав, свобод и законных интересов.

Решение о неотнесении товаров к товарам для личного пользования от ДД.ММ.ГГГГ вынесено необоснованно, по следующим основаниям:

1) Согласно ч. 4 ст. 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕЭС) отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:

заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме;

характера и количества товаров;

частоты пересечения физическим лицом таможенной границы и (или) перемещения товаров через таможенную границу этим физическим лицом или в его адрес.

Согласно ч. 5 ст. 256 ТК ЕЭС, количественные характеристики критериев (характер и количества товаров, частоты пересечения физическим таможенной границы) или дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования определяются Комиссией.

В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», к товарам для личного пользования, относятся товары, ввозимые в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже воздушным видом транспорта, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро, и (или) вес которых не превышает 50 кг.

Как следует из материалов вышеуказанных дел об административных правонарушениях, рыночная стоимость ввозимых ДД.ММ.ГГГГ на территорию РФ галантерейных изделий составила 632 403,00 руб., то есть менее 10 000 евро (надлежит указать, что фактическая закупочная стоимость указанных изделий на территории Королевства Испания составляет сумму минимум в 3 раза меньше рыночной стоимости на территории РФ), поскольку согласно информации Банка России стоимость одного евро на ДД.ММ.ГГГГ составляла 70,75 рублей, в связи с чем, максимальная стоимость товара для личного пользования, ввозимого в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже воздушным видом транспорта, не могла превышать 707 500 руб.

Таким образом, ею не были нарушены установленные решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» стоимостные и весовые характеристики товаров, для отнесения ввозимых в багаже воздушным видом транспорта товаров к товарам для личного пользования.

2) Как следует из содержания п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», такой критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, к товарам для личного пользования установленный ч. 4 ст. 256 ТК ЕЭС, как «количество товаров», должен оцениваться с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи.

В рамках проводимых в отношении нее вышеуказанных административных расследований, достоверно установлено, что изъятые

у нее галантерейные изделия (сумки, рюкзаки, портмоне, съемные плечевые ремни) не являются однородными, поскольку среди них нет ни одного повторяющегося по артикулу и модели товара.

Кроме того, на момент вынесения ДД.ММ.ГГГГ решения о не отнесении товаров к товарам для личного пользования , в материалах административных расследований имелись ее объяснения, из которых следовало, что все вышеуказанные галантерейные изделия были ею приобретены в ходе поездки в Барселону (Королевство Испания) в период проведения крупных предновогодних распродаж, и приобретались исключительно в некоммерческих целях для себя, членов семьи, а также друзей

При этом, в рамках административных расследований было достоверно установлено, что:

ни она, ни ее родственники, а также работодатель, не ведут предпринимательскую деятельность связанную с реализацией галантерейных товаров, а именно, не занимаются продажей товаров с целью систематического извлечения прибыли, сдачей их в прокат, не являются учредителями каких-либо юридических лиц, не имеют регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, а равно участия в органах управления юридического лица;

согласно товарным чекам, изъятые у нее галантерейные изделия приобретались ею в различных магазинах в различное время, что указывает на отсутствие признаков использования данного товара в коммерческих целях.

В связи с вышеизложенным, несмотря на тот факт, что согласно ст. 1.6 КоАП РФ, бремя доказывания виновности лица в совершении административного правонарушения возложено на соответствующее должностное лицо и неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, обоснованно полагает, что решение о неотнесении товаров к товарам для личного пользования вынесенное

ДД.ММ.ГГГГ государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур таможенного поста «Аэропорт Пулково» Пулковской таможни ФИО2 следует признать незаконным и необоснованным, в связи с чем, ее личные вещи подлежат возвращению (выпуску).

Просит:

Признать незаконным решение административного ответчика - решение государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста «Аэропорт Пулково» Пулковской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации ФИО2 А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Пулковскую таможню Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации обязанность возвратить (выпустить) личные вещи - галантерейные изделия: сумки, рюкзаки, портмоне разных размеров и цветов - 28 шт., съемные плечевые ремни с карабинами из текстильного материала и пластмассы - 5 шт. (всего 33 единицы общим весом 17,7 кг., на общую сумму не превышающую 10 000 Евро), изъятые в рамках таможенного досмотра от ДД.ММ.ГГГГ (АТД /Ф001724).

Кроме этого, имеется заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного иска о признании незаконным решения должностного лица таможенного поста «Аэропорт Пулково» Пулковской таможни.

Указано, что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком - государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур таможенного поста «Аэропорт Пулково» Пулковской таможни Северо- Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации ФИО2 А.Г. вынесено решение о неотнесении перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров к товарам для личного пользования.

Копия указанного решения в ее адрес не направлялась, а также она не была уведомлена о вынесении данного решения.

Считает, что вышеуказанное решение является незаконным и необоснованным, однако процессуальный срок для подачи административного искового заявления о признании данного решения незаконным пропущен.

Так, с решением от ДД.ММ.ГГГГ о неотнесении товаров к товарам для личного пользования фактически ознакомилась только при ознакомлении ее ДД.ММ.ГГГГ в помещении Пулковской таможни с материалами административных производств № 10221000-

526/2020 и , о признании ее виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и ст. 16.3 КоАП РФ, соответственно.

Полагает, что государственный таможенный инспектор отдела специальных таможенных процедур таможенного поста «Аэропорт Пулково» Пулковской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации ФИО2 А.Г. при вынесении решения от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение п. 6 Порядка заполнения, внесения изменений в решение о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, утвержденного приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы решения о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, порядка ее заполнения, внесения изменений в такое решение» не ознакомила ее с данным решением, как лицо, перемещающее товары через таможенную Границу ЕАЭС, что должно было удостоверяться ее подписью. Данный факт подтверждается отсутствием ее подписи в соответствующей графе данного решения.

Таким образом, она надлежащим образом не была ознакомлена с решением о неотнесении товаров к товарам для личного пользования и не была осведомлена о порядке обжалования данного решения.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым зявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лнцу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Полагает днем, когда ей фактически стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов надлежит считать день ее ознакомления с административными материалами в Пулковской таможне – ДД.ММ.ГГГГ и из содержания ч. 1 ст. 219 КАС РФ можно сделать вывод, что срок подачи обращения с административным исковым заявлением в суд истек

ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, попущенный срок может быть восстановлен.

Учитывая факт нарушения, допущенного должностным лицом таможенного органа при ознакомлении ее с оспариваемым решением, а также принимая во внимание тот факт, что с момента истечения срока давности обращения административным исковым заявлением в суд, прошел не значительный период времени (10 суток), просит восстановить пропущенный по уважительной причине процессуальный срок для подачи административного искового заявления.

В судебном заседании административный истец ФИО1, ее представитель ФИО14 административные исковые требования поддержали в полном объёме по указанным в заявлении доводам.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Пулковская таможня.

Представитель указанного административного ответчика ФИО4, административный ответчик таможенный инспектор ФИО2 административные исковые требования не признали, считают, что оснований для восстановления пропущенного процессуального срока на обжалование решения должностного лица не имеется. Решение вынесено законно и обоснованно.

Выслушав стороны, показания свидетелей ФИО7, ФИО6, изучив материалы дела, суд считает, что не имеется оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Из обжалуемого решения от ДД.ММ.ГГГГ Государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Аэропорт Пулково ФИО2 усматривается, что в отношении галантерейных изделий в общем количестве 31 штук, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза ФИО1, по результатам таможенного контроля АТД /Ф0011724, исходя из количества товара, а также письменного объяснения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о несоответствии указанных товаров к товарам личного пользования.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Заявляя о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования вышеуказанного решения, ФИО5 ссылается на то, что с обжалуемым решением от ДД.ММ.ГГГГ была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, когда получила его копию.

Решение не содержит подписи лица, перемещающего товары через таможенную границу ЕАЭС, то есть ФИО1

Срок обжалования решения истек ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ФИО1 пропущен срок для подачи административного искового заявления.

Вопреки доводам административного истца, 10- пропущенный срок не может быть признан незначительным.

Каких-либо уважительных причин пропуска срока суду не заявлено. Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о их наличии.

Оснований для восстановления срока обжалования решения должностного лица не имеется. Согласно п. 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений. В соответствии с Общим положением о таможне, утвержденным приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ, таможня является таможенным органом Российской Федерации (далее-таможенный орган), входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России, в том числе исполнения функций органа валютного контроля, в регионе деятельности таможни в пределах полномочий, определенных настоящим положением (п.1). В зависимости от функциональных полномочий таможни обеспечивают, в частности реализацию задач и функций ФТС России, в том числе связанных с совершением таможенных операций и исполнением функций органа валютного контроля, в регионе своей деятельности в пределах полномочий, определенных настоящим положением (далее - таможни фактического контроля) (п.2). Таможня фактического контроля осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом (п.6). В силу ст. 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. В целях выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, таможенный контроль может проводиться в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу Союза (п.2). От имени таможенных органов таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями (п.6). При проведении таможенного контроля таможенным органам не требуется каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений иных государственных органов государств-членов на его проведение (п.9). Таможенный контроль проводится в зонах таможенного контроля и иных местах, в которых находятся товары (п.12). Результаты проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, оформляются путем составления таможенных документов установленной формы или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом (п.13). Объектами таможенного контроля, в частности являются товары, ввозимые на таможенную территорию Союза и находящиеся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза. В соответствии с п. 7 ст. 258 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля в отношении товаров, перемещение которых через таможенную границу Союза осуществляется физическим лицом без таможенного декларирования, должностное лицо таможенного органа вправе потребовать у физического лица предъявление таких товаров, а также представление имеющихся у него документов, подтверждающих достоверность заявленных физическим лицом сведений.

Статьей 322 ТК ЕАЭС установлено, что при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют, в том числе такие формы таможенного контроля как получение объяснений, таможенный досмотр. Согласно ч. 2 и 3 ст. 188 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами или в их адрес товаров, не отнесенных к товарам для личного пользования, по результатам таможенного контроля таможенными органами выносится решение о неотнесении товаров к товарам для личного пользования. Статьей 379 ТК ЕАЭС установлено, что товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений либо которые являются такими предметами, но не изъяты либо не арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (в ходе ведения административного процесса), в случаях, в частности предусмотренных п. 4 ст. 12, п. 10 ст. 88 ТК ЕАЭС, задерживаются таможенными органами. Задержание товаров и документов на них оформляется путем составления протокола о задержании товаров и документов на них, форма которого определяется Комиссией. Задержанные товары и документы на них изымаются и хранятся таможенными органами в течение срока, установленного ТК ЕАЭС. Для хранения задержанные товары размещаются на складах временного хранения или в иных местах, которые определяются таможенным органом и оборудованы для хранения таких товаров. В соответствии со ст. 285, 295 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа и его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность (ст.285). Жалоба рассматривается вышестоящим таможенным органом. Решение по жалобе от имени вышестоящего таможенного органа принимает начальник этого таможенного органа или должностное лицо таможенного органа, им уполномоченное (ст.295). Таможенный инспектор ФИО2 в соответствии со своими должностными обязанностями уполномочена на осуществление таможенного контроля, при этом формы и меры, обеспечивающие его проведение, документы, составляемые в ходе и по результатам его проведения, определены Таможенным кодексом ЕАЭС и Федеральным законом № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым она вправе провести таможенный досмотр, принять решение о назначении таможенной экспертизы, по результатам таможенного контроля вынести решение о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, задержать товар, поместить его на временное хранение, изъять товар в ходе производства по делу об административном правонарушении. Изложенное указывает, что таможенный инспектор уполномочен на совершение оспариваемых действий (бездействия), оспариваемые решения являются актами должностных лиц таможенного органа, наделенных государственными полномочиями, вынесены уполномоченными лицами в соответствии с предоставленными им полномочиями. В соответствии со ст. 9 ТК ЕАЭС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом. Товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений (п.1 ст.7 ТК ЕАЭС). В силу ст. 10 ТК ЕАЭС, перемещение товаров через таможенную границу Союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза и во время работы таможенных органов, находящихся в этих местах (п.1). Местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов (п.2). Для отдельных категорий товаров, в том числе, товаров для личного пользования, ТК ЕАЭС установлены особенности порядка и условий их перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза. Товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже при следовании физического лица через таможенную границу Союза, в международных почтовых отправлениях, перевозчиком в адрес физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза, либо от физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза (ст.256 ТКЕАЭС). Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 час.50 мин. на таможенный пост Аэропорта Пулково Пулковской таможни для прохождения таможенного контроля при въезде из Испании в Российскую Федерацию прибыла гражданка Российской Федерации ФИО15 К.И., имея при себе товары для перемещения через таможенную границу Союза.

Административный истец утверждает, что при следовании через таможенную границу Союза она перемещала товары для личного пользования, не подлежащие таможенному декларированию, в связи с чем, следовала через «зеленый» коридор пункта пропуска. В соответствии со ст. 257 ТК ЕАЭС в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза может применяться система двойного коридора. «Зеленый» коридор является специально обозначенным в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза местом, предназначенным для перемещения через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию. «Красный» коридор является специально обозначенным в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза местом, предназначенным для перемещения через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется таможенное декларирование по желанию физического лица (п.1). Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу Союза, соответствующего коридора («красного» или «зеленого») для совершения (несовершения) таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров для личного пользования (п.2). Пересечение физическим лицом линии входа (въезда) в «зеленый» коридор является заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию(п.3).

ФИО1 проследовала через «зеленый» коридор зала Прибытие централизованного пассажирского терминала Аэропорт Пулково, тем самым в силу п. 3 ст. 257 ТК ЕАЭС заявила об отсутствии у нее товаров, подлежащих таможенному декларированию. В соответствии с п. 3 ст. 258 ТК ЕАЭС, товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза, для их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами должны быть выпущены таможенными органами, за исключением случаев, когда такие товары для личного пользования считаются выпущенными при наступлении событий, предусмотренных пунктом 5 статьи 262 настоящего Кодекса, в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой, без помещения таких товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

Согласно п. 5 ст. 262 ТК ЕАЭС товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза, не подлежащие таможенному декларированию, считаются выпущенными в свободное обращение или выпущенными для вывоза с момента пересечения линии выхода (выезда) из «зеленого» коридора, либо линии завершения таможенных операций в местах прибытия или убытия. Вместе с тем, в силу п. 7 ст. 258 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля в отношении товаров, перемещение которых через таможенную границу Союза осуществляется физическим лицом без таможенного декларирования, должностное лицо таможенного органа вправе потребовать у физического лица предъявление таких товаров, а также представление имеющихся у него документов, подтверждающих достоверность заявленных физическим лицом сведений, в том числе, по результатам его устного опроса. В соответствии с п. 7 ст. 258, ст. 328 ТК ЕАЭС таможенным инспектором ФИО2 проведен таможенный досмотр багажа ФИО1, в ходе которого в нем установлено наличие товара, представляющего собой галантерейные изделия (сумки, рюкзаки, портмоне разных размеров и цветов 28 штук, съемные плечевые ремни с карабинами из текстильного материала и пластмассы 5 штук), всего 33 единицы общим весом 17,7 кг. Таможенный досмотр проведен в присутствии лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, ФИО1, результаты его проведения оформлены путем составления акта таможенного досмотра от ДД.ММ.ГГГГ/Ф001724 по форме, предусмотренной решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ «О формах таможенных документов» (в редакции решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ), в нем отражен перечень обнаруженных в представленном для досмотра багаже, указаны сведения о примененных технических средствах - электронных весах и фотоаппарате, о приложенной к акту фотографии, акт подписан должностным лицом ФИО2 и лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров – ФИО1, которой выдан второй экземпляр акта, акт скреплен личной номерной печатью таможенного инспектора. Копии платежных документов, подтверждающие приобретение и стоимость товара, объяснение ФИО1 к акту приложены, сведения о наличии замечаний ФИО1 по ходу проведения досмотра и отражения его результатов в акте отсутствуют, таковые ею лично в акте не отражены. В соответствии со ст. 389 ТК ЕАЭС в случае, если для разъяснения вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля, требуются специальные и (или) научные знания таможенным органом назначается таможенная экспертиза, в том числе, в отношении товаров, которая проводится уполномоченным таможенным органом. Решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимается уполномоченным должностным лицом таможенного органа и оформляется в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. К решению таможенного органа о назначении таможенной экспертизы прилагаются пробы и (или) образцы товаров, изъятые документы и (или) средства идентификации, иные материалы и документы, необходимые для проведения таможенной экспертизы. Согласно ст. 393 ТК ЕАЭС для проведения таможенной экспертизы пробы и (или) образцы товаров отбираются должностными лицами таможенных органов. Пробы и (или) образцы товаров отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования, в порядке, установленном законодательством государств-членов. По результатам проведения отбора проб и (или) образцов товаров составляется акт отбора проб и (или) образцов товаров, форма которого определяется Комиссией. ДД.ММ.ГГГГФИО2 принято решение о назначении первичной таможенной эксперты для выяснения товароведческих характеристик товара и их товарного наименования, рыночной стоимости товаров, представленных на экспертизу, согласно количеству, указанному в акте таможенного досмотра, а также того, является товар новым или бывшим в употреблении. На основании указанного решения для проведения таможенной экспертизы осуществлен отбор образцов товаров в присутствии ФИО1, которой перед его началом разъяснено право присутствовать при всех действиях, проводимых при отборе образцов товаров, делать заявления, давать пояснения, подлежащие внесению в акт, что подтверждается ее личной подписью, по его результатам составлен акт отбора проб и (или) образцов товаров по форме, предусмотренной решением Комиссии Таможенного союза, в котором отражен перечень отобранных товаров с указанием тех же их индивидуальных признаков, что и в акте таможенного досмотра, из перечня видно, что произведен отбор по одной единице товара из однотипных групп товара, обнаруженного при таможенном досмотре, отобранные образцы товаров упакованы в пакет, акт подписан должностным лицом ФИО2 и лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, ФИО1, ей выдан второй экземпляр акта, акт скреплен личной номерной печатью таможенного инспектора; заявления, пояснения ФИО1 по ходу отбора образцов товара и отражения его результатов в акте отсутствуют.Также из материалов дела следует, что заключение таможенного эксперта от ДД.ММ.ГГГГ таможенным экспертом Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления, обладающим специальными познаниями, и имеющим право осуществлять экспертную деятельность.

Сведения, содержащиеся в заключении таможенного эксперта, не противоречат акту отбора проб и образцов товаров от ДД.ММ.ГГГГ, составленному таможенным инспектором, основания полагать, что эксперту представлены иные товары, нежели товары, отобранные в качестве проб для проведения экспертизы, отсутствуют, они представлены эксперту в упакованном виде, с наличием пластиковой пломбы с номером, который соответствует номеру, указанному в акте отбора проб, экспертом указано, что представленные изделия соответствуют количеству и описанию предметов, указанных в акте отбора проб и образцов, экспертом в соответствии с поставленными на разрешение вопросами.

Согласно заключению эксперта представленные на экспертизу образцы товаров идентифицированы как галантерейные товары, а именно дамские сумки, съемные плечевые ремни, с карабинами разных размеров и цветов. Представленные на исследование товары – без видимых следов эксплуатации. Рыночная стоимость товаров по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации составила 632403 рубля.

В соответствии со служебными записками отдела контроля таможенной стоимости Пулковской таможни от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ информацию, указанную в чеках, представленных ФИО1 невозможно идентифицировать с информацией о товарах, указанных в АТД и заключении эксперта. Правильность определения таможенной стоимости, равно как и рыночной стоимости перемещаемых товаров, предметом настоящего спора не является, их размер на выводы о законности (незаконности) действий (бездействия) и решений должностных лиц таможенного органа не влияют. Согласно ч. 2 и 3 ст. 188 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами или в их адрес товаров, не отнесенных к товарам для личного пользования, по результатам таможенного контроля таможенными органами выносится решение о неотнесении товаров к товарам для личного пользования. По результатам таможенного контроля таможенный инспектор пришел к выводу, что в отношении галантерейных изделий в общем количестве 31 штук, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза ФИО1, по результатам таможенного контроля АТД /Ф0011724, исходя из количества товара, а также письменного объяснения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о несоответствии указанных товаров к товарам личного пользования.

ФИО1, оспаривая данное решение, указывает, что при следовании через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже она перемещала товары для личного пользования, ею не были нарушены установленные решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» стоимостные и весовые характеристики товаров, для отнесения ввозимых в багаже воздушным видом транспорта товаров к товарам для личного пользования; изъятые у нее галантерейные изделия (сумки, рюкзаки, портмоне, съемные плечевые ремни) не являются однородными, поскольку среди них нет ни одного повторяющегося по артикулу и модели товара; приобретала товар в период проведения крупных предновогодних распродаж, и приобретался исключительно в некоммерческих целях для себя, членов семьи, а также друзей; ни она, ни ее родственники, а также работодатель, не ведут предпринимательскую деятельность связанную с реализацией галантерейных товаров, а именно, не занимаются продажей товаров с целью систематического извлечения прибыли, сдачей их в прокат, не являются учредителями каких-либо юридических лиц, не имеют регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, а равно участия в органах управления юридического лица; согласно товарным чекам, изъятые у нее галантерейные изделия приобретались ею в различных магазинах в различное время, что указывает на отсутствие признаков использования данного товара в коммерческих целях, в связи с чем товар не подлежал таможенному декларированию. Согласно пп. 46 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, под товарами для личного пользования понимаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях, либо иным способом. В соответствии с п. 4 и 5 ст. 256 ТК ЕАЭС отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из: заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; характера и количества товаров; частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес. Количественные характеристики критериев, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 4 настоящей статьи, и (или) дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования определяются Комиссией. В приложении Решения Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже воздушным видом транспорта, определены в размерах: стоимость - не превышающая сумму, эквивалентную 10000 евро, и (или) вес - не превышающий 50 кг. Нормы ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров для личного пользования в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже определяются без учета товаров для личного пользования, бывших в употреблении и необходимых в пути следования и (или) месте назначения, исходя из следующих критериев: общепринятая (традиционная) практика использования в пути следования и (или) месте назначения, в том числе с учетом сезонности, цели поездки, вида транспорта, частоты пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза; наличие признаков износа (в том числе царапин, вмятин, иных механических повреждений), стирки, иного использования; отсутствие бирок, ярлыков, этикеток, первичной упаковки, в том числе перемещаемых отдельно, за исключением упаковки, поврежденной способом, исключающим восстановление ее первоначального состояния экономически выгодным способом; ввоз в единичном или ином количестве, необходимом для общепринятой (традиционной) практики использования такого товара, в том числе, с учетом сезонности, цели поездки, вида транспорта, объективной необходимости в пути следования и (или) месте назначения. Таким образом, законодателем установлено, что отнесение товаров к категории товаров для личного пользования осуществляется не исключительно исходя из стоимостных и весовых характеристик товара, а в совокупности с иными критериями, в том числе, характера, количества товаров, признаков его износа, наличия на нем бирок, ярлыков, этикеток и первичной упаковки, частоты пересечения физическим лицом таможенной границы и перемещения товаров через границу. При этом обязанность подтвердить отнесение товара к категории личного пользования возлагается на лицо, осуществляющее ввоз. Доводы истца о соблюдении ею указанных стоимостных и весовых норм при перемещении товара через таможенную границу Союза подтверждены представленными доказательствами. Между тем, суд, наряду с указанными характеристиками товара, принимает во внимание иные установленные по делу обстоятельства. Вопреки доводам стороны административного истца, из акта таможенного досмотра товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза ФИО1 видно, что в багаже имелся товар - несколько однородных групп: сумки, рюкзаки, портмоне разных размеров и цветов, съемные плечевые ремни с карабинами из текстильного материала и пластмассы, их количество – всего галантерейных изделий 33 единицы.

Таким образом, исходя из количества, характера, предназначение товара, перемещаемого ФИО1 должностным лицом сделан правильный вывод, что это товары не для личного пользования. Все товары без видимых следов эксплуатации.

Из показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей следует.

Свидетель ФИО6 суду показала, что в ноябре 2019 года обращалась к своей знакомой ФИО1 с просьбой приобрести для нее вещи за границей, попросила привезти пару сумок для личного пользования и передала ей 300 евро.

Свидетель ФИО7 суду показала, что в ноябре 2019 года попросила свою дочь ФИО1 приобрести для нее в Испании 4-5 сумок известного бренда.

К показаниям данных свидетелей суд относится критически, так как свидетель ФИО6 состоит в дружеских отношениях с ФИО1, а свидетель ФИО7 является матерью последней. Указанные свидетели заинтересованы в исходе дела.

Представленные суду акты опросов ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 суд признает недопустимыми доказательствами по делу, поскольку их опрос проведен представителем административного истца, в судебном заседании они не допрашивались, ходатайство о вызове их в суд не было поддержано административным истцом. Судом данные лица не предупреждались об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. В силу ч. 1 ст. 69 КАС РФ, свидетельскими показаниями являются сообщения свидетелем суду в устной форме об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. По предложению суда свидетель, который дал показания в устной форме, может изложить их в письменной форме. Свидетельские показания, изложенные в письменной форме, приобщаются к материалам административного дела. С учетом изложенного, указанные пояснения судом не принимаются. Иных допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих волеизъявление указанных лиц, на что ссылается истец, их нуждаемость в изъятых у истца товарах, не представлено. Кроме того, в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 2 ТК ЕАЭС для целей ТК ЕАЭС используется понятие «члены семей» в значениях, определенных Венской конвенцией о дипломатических сношениях от ДД.ММ.ГГГГ и Венской конвенцией о консульских сношениях от ДД.ММ.ГГГГ.По смыслу, придаваемому указанными конвенциями, к членам семьи лица относятся только лица, проживающие совместно с ним. Статья 2 Семейного кодекса РФ относит к членам семьи супругов, родителей и детей (усыновителей и усыновленных). Согласно ч. 1 ст. 31 и ч. 1 ст.69 ЖК РФ, к членам семьи собственника и нанимателя жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в жилом помещении его супруг, дети, родители, а также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены в качестве члена семьи и ведут общее хозяйство. Как следует из материалов дела, лица, с которыми у нее имеется родственная связь, для которых она приобретала предметы проживают отдельно от нее.

Свидетель Чалкова В.В. является подругой ФИО1 и не является членом ее семьи. При таких данных, доводы истца о том, что приобретенные ею для них товары предназначены для личных нужд (как декларанта), правомерно не приняты таможенным инспектором и не принимаются судом. Доводы истца о приобретении некоторых товаров в подарок друзьям опровергаются показаниями свидетеля ФИО6, которая пояснила, что за купленные ФИО1 для нее вещи, она передавала денежные средства в размере 300 евро. Учитывая изложенное в совокупности - характер, предназначение, количество товара, перемещаемого ФИО1 через таможенную границу и свидетельствующего о явном превышении обычной потребности физического лица и членов ее семьи в таком количестве товара, объяснение самой ФИО1, данное ДД.ММ.ГГГГ - таможенным инспектором был сделан вывод о невозможности отнесения товара к товарам, предназначенным для личного пользования. Суд соглашается с таким выводом должностного лица, поскольку он обоснован и подтвержден представленными доказательствами, достаточных доказательств отнесения товаров к товарам для личного пользования, истцом не представлено. В связи с изложенным оспариваемое решение о неотнесении товаров к товарам для личного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, принятое таможенным инспектором ФИО2 соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Таможенного кодекса ЕАЭС, составлено по форме и в порядке, утвержденными приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы решения о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, порядка ее заполнения, внесения изменений в такое решение». При таких данных оснований для признания незаконными оспариваемого решения о неотнесении товаров к товарам для личного пользования и действий таможенного инспектора таможенного поста Аэропорта Пулково ФИО2 в отношении ФИО1 действий по принятию указанного решения о неотнесении товаров к товарам для личного пользования в отношении всего багажа ФИО1 не имеется. В соответствии с п.7 ст. 256 ТК ЕАЭС в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с главой 37 ТК ЕАЭС к товарам для личного пользования, положения главы 37 ТК ЕАЭС не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами 37 ТК ЕАЭС. Товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе, мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер (п. 1, 2 ст. 7 ТК ЕАЭС). В силу ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС. Согласно п. 1, 3, 4 ст. 12 ТК ЕАЭС прибывшие на таможенную территорию Союза товары, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат ввозу на таможенную территорию Союза, должны быть незамедлительно вывезены с таможенной территории Союза без их выгрузки из транспортного средства международной перевозки, за исключением их перегрузки на другое транспортное средство международной перевозки в целях такого вывоза, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов (абз.1 п.1). В случае выявления при прибытии товаров на таможенную территорию Союза или убытии товаров с таможенной территории Союза несоблюдения запретов и ограничений таможенный орган принимает решение о запрете ввоза товаров на таможенную территорию Союза или вывоза товаров с таможенной территории Союза и доводит его до сведения перевозчика, при его отсутствии - лица, имеющего право владения, пользования и (или) распоряжения товарами на момент их ввоза на таможенную территорию Союза или на момент их вывоза с таможенной территории Союза (п.3). В случае невозможности после получения решения таможенного органа о запрете ввоза товаров на таможенную территорию Союза незамедлительного вывоза с таможенной территории Союза товаров, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, такие товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕЭС (п.4). В силу пп. 8 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС, таможенный орган отказывает в выпуске товаров в случае неотнесения товаров, заявленных в пассажирской таможенной декларации, к товарам для личного пользования в соответствии с п. 4 ст. 256 ТК ЕАЭС. Согласно абз. 1 и 2 п. 8 ст. 88 в случае отказа в выпуске товаров в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС декларант обязан совершить таможенные операции, связанные с таможенным декларированием товаров, помещением товаров на временное хранение или их вывозом с таможенной территории Союза, если они не покидали места прибытия, в течение 3 часов рабочего времени таможенного органа с момента получения отказа в выпуске товаров. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании могут быть установлены иные сроки совершения указанных таможенных операций и (или) предусмотрено совершение других таможенных операций в случае отказа в выпуске товаров в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС. В соответствии с п. 10 ст. 88 ТК ЕАЭС товары, в отношении которых в сроки, определенные п. 5, 7 и абз. 1 п. 8 ст. 88 ТК ЕАЭС, или установленные законодательством государств-членов в соответствии с абз. 6 п. 7 и абз. 2 п. 8 ст. 88 ТК ЕАЭС, не совершены таможенные операции, предусмотренные этими пунктами, или таможенные операции, установленные законодательством государств-членов в соответствии с абз. 6 п. 7 и абз. 2 п. 8 ст. 88 ТК ЕАЭС, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС. Статьей 379 ТК ЕАЭС установлено, что товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений, либо которые являются такими предметами, но не изъяты либо не арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (в ходе ведения административного процесса), в случаях, в частности предусмотренных п.4 ст. 12, п. 10 ст. 88 ТК ЕАЭС, задерживаются таможенными органами. Задержание товаров и документов на них оформляется путем составления протокола о задержании товаров и документов на них, форма которого определяется Комиссией. Задержанные товары и документы на них изымаются и хранятся таможенными органами в течение срока, установленного ТК ЕАЭС. Для хранения задержанные товары размещаются на складах временного хранения или в иных местах, которые определяются таможенным органом и оборудованы для хранения таких товаров. Пунктом 1 статьи 98 ТК ЕАЭС предусмотрено временное хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса). Таким образом, квалификация должностным лицом таможенного органа ввозимых товаров как не относящихся к категории товаров для личного пользования, в силу указанных норм права, свидетельствует о наличии у ФИО1 обязанности представления разрешительных документов на ввоз товара на таможенную территорию ЕАЭС и их таможенного декларирования и служит основанием для задержания товаров и составления протокола о задержании товаров и документов на них. Как следует из представленных доказательств, изъятый товар передан по акту приема-передачи имущества на ответственное хранение от ДД.ММ.ГГГГ на склад временного хранения Пулковской таможни, расположенный по адресу: Санкт<адрес> литер 3А.

Согласно постановлению заместителя начальника Пулковской таможни ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении товар, изъятый в порядке ст. 27.10 КоАП РФ по протоколу изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ возвращен владельцу для совершения таможенных операций в установленном порядке и сроки. В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Кодекс административного судопроизводства РФ (части 1, 2 статьи 1, часть 1 статьи 4) предполагает возможность оспаривания только тех решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, которыми нарушаются права и охраняемые законом интересы граждан, создаются препятствия к реализации прав или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, требование о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по результатам рассмотрения административного дела незаконными подлежит удовлетворению полностью или частично в случае наличия совокупности условий: признания их судом не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В соответствии со ст. 23.8, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.16.2, 16.3 КоАП РФ. В силу ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, в присутствии двух понятых, либо с применением видеозаписи, осуществляют изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения, либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства. В последующем в отношении ФИО1 должностным лицом таможенного органа составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.2 ч.1, 16.3 КоАП РФ, и произведено изъятие вещей, являющихся предметами административного правонарушения. Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает порядок возврата задержанных товаров и документов на них. В соответствии со ст. 381 ТК ЕАЭС возврат задержанных товаров и документов на них производится декларантам, а если таможенное декларирование товаров не осуществлялось, - собственникам товаров, а в случае, если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания (далее в настоящей главе - декларант или иные лица), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п.1). Товары, в отношении которых в соответствии с п. 3 ст. 12 ТК ЕЭС таможенным органом принято решение о запрете их ввоза на таможенную территорию Союза, и документы на них, задержанные при прибытии на таможенную территорию Союза, возвращаются декларанту или иным лицам для обратного вывоза с таможенной территории Союза либо после выпуска товаров в соответствии с ТК ЕЭС. В случаях, не указанных в п. 2 и 3 ст. 12 ТК ЕАЭС, задержанные товары возвращаются декларантам после их выпуска таможенным органом (п.4). При необходимости совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров, по запросу лица, которое правомочно совершать такие таможенные операции, документы, задержанные вместе с товаром, возвращаются таможенным органом такому лицу до выпуска товаров (п.5). Таким образом, для возврата товара, задержанного как не подпадающего под категорию ввозимого для личного пользования, ФИО1 необходимо обратиться в таможенный орган для инициирования одной из таможенных процедур, предусмотренных ст. 127 ТК ЕАЭС. Возврат товара в судебном порядке в данном случае недопустим, как направленный на получение товара в обход таможенных процедур. Кроме того, товар являлся предметом административного правонарушения в рамках дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 16.2, ст. 16.3 КоАП РФ, при этом Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрен особый порядок разрешения вопроса о судьбе изъятых предметов, который не может быть подменен иной процедурой. Таким образом, решение принято и действия совершены должностными лицами таможенного органа в соответствии с законом и в пределах полномочий, предоставленных законом указанным должностным лицам. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемых решений и действий (бездействия) и отсутствии при этом нарушения прав и законных интересов истца, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска не находит. Руководствуясь ст. 175-179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ: в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Государственному таможенному инспектору отдела специальных таможенных процедур таможенного поста «Аэропорт Пулково» Пулковской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации ФИО2ФИО2, Пулковской таможни Северо-Западного Таможенного Управления о признании незаконным решения должностного лица таможенного поста «Аэропорт Пулково» Пулковской таможни: решение государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста «Аэропорт Пулково» Пулковской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации ФИО2 А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, возложении на Пулковскую таможню Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации обязанность возвратить (выпустить) личные вещи - галантерейные изделия: сумки, рюкзаки, портмоне разных размеров и цветов - 28 шт., съемные плечевые ремни с карабинами из текстильного материала и пластмассы - 5 шт. (всего 33 единицы общим весом 17,7 кг., на общую сумму не превышающую 10 000 Евро), изъятые в рамках таможенного досмотра от ДД.ММ.ГГГГ (АТД /Ф001724) - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Московский районный суд Санкт-Петербурга.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 февраля 2021 года.

Председательствующий: Е.Н.Бурыкина