ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2555/21 от 25.11.2021 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

Дело №2а-2555/21

УИД: 05RS0012-01-2021-000516-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Дербент 25 ноября 2021 года

Дербентский городской суд в составе председательствующего судьи Наврузова В.Г., при секретере Алимирзоевой Л.Н., с участием административного истца Шихрагимовой Людмилы Абдулагаевны, представителяадминистративного ответчика администрации городского округа «<адрес изъят>» по доверенности - ФИО9, участвующего на основании доверенности за <номер изъят> о 11.01.2021г., представителя заинтересованного лица - управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа «<адрес изъят>» ФИО11, участвующего на основании доверенности за <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску представителя Курбанова К.С., действующего в интересах Шихрагимовой Людмилы Абдулагаевны к Администрации городского округа «<адрес изъят>», о признании незаконным решение административного ответчика о снятии административного истца Шихрагимовой Л.А. со списка граждан, состоящих на учете в очереди на получение бесплатно земельного участка по льготной категории (многодетная мать) и обязании административного ответчика восстановить административного истца Шихрагимову Л.А. в списке граждан, состоящих в очереди на получение бесплатно земельного участка по льготной категории (многодетная мать),

У С Т А Н О В И Л:

Представитель Курбанов К.С., действующий в интересах Шихрагимовой Л.А. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа «<адрес изъят>», о признании незаконным решение административного ответчика о снятии административного истца Шихрагимовой Л.А. со списка граждан, состоящих на учете в очереди на получение бесплатно земельного участка по льготной категории (многодетная мать) и обязании административного ответчика восстановить административного истца Шихрагимову Л.А. в списке граждан, состоящих в очереди на получение бесплатно земельного участка по льготной категории (многодетная мать).

Административные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец Шихрагимова Л.А. была принята административным ответчиком на учет и включена в список очередни­ков на получение земельного участка для строительства индивидуального жи­лого дома по категории «многодетная мать» (письмо Администрации городско­го округа «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> прилагается).

ДД.ММ.ГГГГ административному истцу Шихрагимовой Л.А. административным ответчиком было выдано на руки под роспись письменное уведомление о снятии ее со списка граждан, состоящих в очереди на получение бесплатно земельного участка по льготной категории «многодетная семья», а само решение о снятии со списка граждан не было выдано и право его обжалования не было разъяснено(уведомление Администрации городского округа «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> прилагается).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец Шихрагимова Л.А. обра­тилась к административному ответчику с заявлением, о выдаче решения о сня­тии ее со списка граждан, состоящих в очереди на получение бесплатно земельного участка по льготной категории «многодетная мать» (заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ прилагается).

ДД.ММ.ГГГГ письмом <номер изъят> административный ответчик отка­зал административному истцу в выдаче данного решения (письмо администра­тивного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> прилагается).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец Шихрагимова Л.А. повторнообратилась к административному ответчику с заявлением, о выдаче данного решения (заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ при­лагается). ДД.ММ.ГГГГ письмом <номер изъят> административный ответчик вновь отказал административному истцу в выдаче данного решения (письмо админи­стративного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> прилагается).

Административный истец Шихрагимова Л.А. считает, что решение ад­министративного ответчика о снятии ее со списка граждан, состоящих в очере­ди на получение бесплатно земельного участка по льготной категории «много­детная семья», является незаконным, поскольку оно нарушает конституцион­ные права, свободы и законные интересы административного истца.

Основание для принятия административным ответчиком такого решения, прописка административного истца Шихрагимовой Л.А. по адресу: <адрес изъят>, является выдуманным и не соот­ветствующим действительности.

Административный истец Шихрагимова Л.А. никогда не могла быть прописана по адресу: <адрес изъят>, потому что в <адрес изъят> нет села Касумкент.

Из прилагаемой справки МВД России МВД по <адрес изъят>, выданной заместителем начальника-начальника полиции ОМВД России по городу Дербенту подполковника полиции ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, следует, что гражданка Шихрагимова Людмила Абдулагаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно проживает по адресу: <адрес изъят>, с 2007 года, по настоящее время.

Из прилагаемой справки администрации сельского поселения «сельсовет Касумкентский» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шихрагимова Л. А. не прожи­вает по адресу: <адрес изъят> комиссаров, <адрес изъят> с 2007 года.

Из прилагаемой трудовой книжки Шихрагимовой Л.А. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ она принята в филиал «Южный» абонентского участка <адрес изъят> на должность контролера газового хозяйства в ТУ <адрес изъят> и <адрес изъят>, где работает по настоящее время.

Из прилагаемой справки, выданной директором МБОУ СОШ <номер изъят> горо­да Дербента ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, следует, что дочь административного истца - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно обучалась в МБОУ СОШ <номер изъят><адрес изъят>­публики Дагестан и в 2011 году получила аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Из прилагаемой справки, выданной директором МБОУ СОШ <номер изъят><адрес изъят>ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, следует, что дочь административного истца - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно обучалась в МБОУ СОШ <номер изъят><адрес изъят>­публики Дагестан и в 2015 году получила аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Из прилагаемой справки, выданной директором МБОУ СОШ <номер изъят> горо­да Дербента ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, следует, что сын адми­нистративного истца - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ го­да рождения, действительно обучается в МБОУ СОШ <номер изъят><адрес изъят> Республики Дагестан с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Из прилагаемой справки о составе семьи, выданной Шихрагимовой Л.А., она имеет следующий состав семьи:супруг - ФИО143, 1965 года рождения;дочь - ФИО2, 1994 года рождения;дочь - ФИО3, 1999 года рождения;сын - ФИО15 3.Р., 2005 года рождения.

В соответствии со статьей 10 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в респуб­лике Дагестан» граждане, имеющие трех и более детей, в том числе усыновленных (удо­черенных), не достигших возраста восемнадцати лет, имеют право на приобре­тение в собственность земельных участков, находящихся в собственности Рес­публики Дагестан или муниципальной собственности в следующих случаях:

1) отсутствия у них земельных участков, ранее предоставленных им в собственность (бесплатно), постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение;

2) постоянного их проживания в течение не менее трех последних лет на территории муниципального образования Республики Дагестан, в границах ко­торого находится испрашиваемый участок.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Феде­рации:

1.Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища;

2.Органы государственной власти и органы местного самоуправления по­ощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что решение администра­тивного ответчика о снятии административного истца Шихрагимовой Л.А. со списка граждан, состоящих в очереди на получение бесплатно земельного участка льготной категории (многодетна мать), является незаконным и наруша­ет конституционные права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации,каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судо­производства Российской Федерации,

1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требова­нием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государствен­ной власти, органа местного самоуправления,иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномо­чиями (включая решения, действия (бездействия) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданыпрепятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интере­сов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административ­ного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных госу­дарственными или иными публичными полномочиями, судом принимается од­но из следующих решений:

Об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими пра­ва, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и закон­ных интересов административного истцаили препятствия к их осуществле­нию либо препятствия к осуществлению прав и свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее админи­стративное исковое заявление.

В судебном заседании Шихрагимова Л.А. поддержала требования административного иска по основаниям, изложенным в нем, и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации городского округа «<адрес изъят>», действующий на основании доверенности ФИО9, требования административного иска не признал, возразил против удовлетворения иска, представил суду письменные возражения, в которых пояснил, что по смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления незаконными, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Администрация считает, что такой совокупности необходимых условий по данному делу не имеется, в силу следующего. Региональным законодательством, предусматривается, что граждане, имеющие трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), не достигших возраста восемнадцати лет, имеют право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, в случаях постоянного их проживания в течение не менее чем трех последних лет на территории муниципального образования Республики Дагестан, в границах которого находится испрашиваемый земельный участок.

Исходя из названных положений обязательным условием предоставления земельного участка, является факт проживания на территориимуниципального образования «городской округ «<адрес изъят>» в течении определенного времени.

Уполномоченным структурным подразделением в лице Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа «<адрес изъят>», в целях разрешения данного вопроса был подготовлен и направлением запрос в Управление по вопросам миграции МВД по РД, о даче разъяснения понятию «постоянное место жительства» и каким документом оно подтверждается. Ответным письмом из Управления по вопросам миграции МВД по РД, сообщалось, что в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.

Документом, подтверждающим место жительства гражданина, признается регистрация гражданина по месту жительства с проставлением штампа о регистрации по месту жительства установленной формы в паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства по форме <номер изъят> для лиц, н достигших 14-летнего возврата.

Из представленных материалов усматривается, что ФИО10 была снята с учетной очереди на получение бесплатного земельного участка в связи с тем, что с момента постановки учет и по настоящий период времени, то есть до снятия её с учета она была зарегистрирована на территории другого муниципального образования, а именно <адрес изъят>, Республики Дагестан.

Исходя из вышеизложенного, в связи с тем, что постоянное место жительство Шихрагимовой Л.А. не находилось на территории муниципального образования «<адрес изъят>», действия органа местного самоуправления были произведены в рамках действующего законодательства.

Также материалы дела содержат Уведомление <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, о снятии со списка граждан состоящих в очереди на получение бесплатного земельного участка. На данном уведомлении имеется роспись административного истца о его получении ДД.ММ.ГГГГ. В суд Шихрагимова Л.А., обратилась лишь в 2021 году, т.е. по истечению срока установленного для оспаривания действий (бездействий) органов местного самоуправления.

Администрация считает, что суду необходимо обратить внимание на своевременность обращения истца с данным иском, и применению процессуальных последствий связанных, с пропуск установленного срока.

Представитель заинтересованного лица Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа «<адрес изъят>» действующий на основании доверенности Курбанов Ш.К. административные исковые требования не признал и в обосновании пояснил, что на период, когда Шихрагимовой Л.А. был выделен земельный участок, граждане ставились на учет на получение земельных участков, формально, при подаче заявления и различных справок (о составе семьи, свидетельств о рождении детей и т.д.), в нарушение закона, без учета места регистрации. До выделения земельных участков была проведена инвентаризация поставленных людей, потому что участки должны были предоставляться в первую очередь жителям города, а те, кто проживали в районах, отсеивались. Шихрагимову Л.А. изначально приняли на учет в качестве нуждающегося в получении земельного участка незаконно, потому что она была зарегистрировано не <адрес изъят>, и вопрос как ее могли поставить на учет остается без ответа, не только таких было очень много. Просит суд в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Заинтересованные лица - Управление Росреестра по РД и администрация сельского поселения «сельсовет Касумкентский» надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направили.

Проверив и исследовав материалы дела, выслушав объяснения и изучив доводы сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 227 КАС РФ, в случае признания судом действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ч.1 ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Подпунктом 6 статьи 39.5 ЗК РФ предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельный кодекса Российской Федерации наделяет законодателя субъектов Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет и снятие с учета в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ.

В соответствии с п.1 ст. 10 Закона Республики Дагестан «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в <адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ, граждане, имеющие трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), не достигших возраста восемнадцати лет, имеют право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, в случаях постоянного их проживания в течение не менее чем трех последних лет на территории муниципального образования Республики Дагестан, в границах которого находится испрашиваемый земельный участок.

Как следует из материалов дела, Шихрагимова Л.А., обратилась в адрес главы администрации <адрес изъят> с просьбой о предоставлении ей земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

Письменным ответом начальника Управления земельных и имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ за <номер изъят>, Шихрагимовой Л.А. сообщалось, что на основании ее заявления и представленных ею справок, она принята и включена в список очередников на получение земельного участка, для строительства индивидуального жилого дома.

Материалами дела усматривается, что Комиссией по вопросам проверки правомерности и обоснованности постановки на учет граждан в целях бесплатного предоставления земельных участков администрацией городского округа «<адрес изъят>» Шихрагимова Л.А. снята с учетной очереди на получение бесплатного земельного участка, в связи с тем, что на момент постановки в очередь граждан на получение земельного участка ДД.ММ.ГГГГ и снятия ее с очереди она прописана в <адрес изъят>, в <адрес изъят>.

Письменным уведомлением Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ, за <номер изъят>, Шихрагимовой Л.А. сообщалось о снятии ее со списка граждан состоящих на учете на получение земельного участка категории: многодетная семья. В обосновании о снятии ФИО12 указано, что регистрация по месту ее жительства произведена в другом территориальном образовании.

На письменные обращения административного истца от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>-ОГ/20, от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>-ОГ/20 уполномоченным структурным подразделением администрации ГО «<адрес изъят>» были даны разъяснения от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, о том, что снятие ее с учета произведено в связи с тем, что на момент постановки на учет, для получения земельного участка, и по настоящее время, она зарегистрирована на территории другого муниципального образования.

Между тем, решение административного ответчика о снятии Шихрагимову Л.А. со списка граждан состоящих на учете на получение земельного участка категории: многодетная семья, поскольку она на момент постановки ее на учет и по настоящее время не зарегистрирована в <адрес изъят> суд считает незаконным ввиду следующего.

Согласно ч.8 ст.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242- "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Так, согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе Протоколом N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в Риме ДД.ММ.ГГГГ (статья 2).

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, который осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1).

По смыслу названного Закона посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания.

Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Такими данными, исходя из положений статьи 2 Закона N 5242-1, признаются, в частности, наличие в собственности жилого помещения, договора найма или аренды жилого помещения и другие.

В соответствии со статьей 20 ГК РФ и статьей 2 Закона N 5242-1 местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 ГК РФ).

В силу части второй статьи 3 Закона N 5242-1 регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ N 185-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 619-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 1309-О-О и др.), сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона N 5242-1, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Из изложенного следует, что законодательство в сфере регистрационного учета граждан в Российской Федерации не закрепляет определенного приоритета регистрации по месту жительства перед регистрацией по месту пребывания.

Судом установлено, что в настоящее время административный истец зарегистрирована по адресу: <адрес изъят> комиссаров, <адрес изъят> РД.

Вместе с тем, как установлено в ходе судебного заседания, и не оспаривалось стороной административного ответчика, гражданка Шихрагимова Людмила Абдулагаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2007 года по настоящее время проживает по адресу: <адрес изъят>.

Это подтверждается справкой МВД России МВД по <адрес изъят>, выданной заместителем начальника-начальника полиции ОМВД России по городу Дербенту подполковника полиции ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, а также справкой главы Администрации АСП «Сельсовет Касумкентский» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Шихрагимова Людмила Абдулагаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прописана по адресу:<адрес изъят> комиссаров, <адрес изъят> РД, однако с 2007 года не проживает по данному адресу.

Суд считает, что право лиц, имеющих троих и более детей на получение земельного участка в собственность бесплатно связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом проживания этих лиц с детьми на территории Республики Дагестан, при том, что Шихрагимова Л. с детьми как установлено в ходе рассмотрения дела, постоянно проживает на территории Республики Дагестан, а именно в <адрес изъят>.

Указанный факт сторонами не оспаривается.

На протяжении длительного времени - семье административного истца не был представлен земельный участок по месту их нахождения на учете лиц, имеющих право на получение земельного участка в собственность бесплатно.

Кроме того, сведений о том, что семья административного истца реализовала право на получение земельного участка, предусмотренное подпунктом 6 статьи 39.5 ЗК РФ в ином муниципальном образовании, материалы дела не содержат.

Согласно ответу главы администрации сельского поселения «сельсовет Касумкентский» от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят>, Шихрагимова Л.А. не значится в списках граждан, состоящих на учете по администрации сельского поселения «сельсовет Касумкентский» в очереди на выделение земельного участка по льготной категории (многодетная мать) и земельный участок на территории администрации сельского поселения ей не выделялось.

Таким образом, оспариваемое решение административного ответчика фактически нарушает права и законные интересы административного истца, в том числе, право на получение земельного участка в собственность бесплатно.

Доводы административного ответчика, о том, что ФИО10 была снята с учетной очереди на получение бесплатного земельного участка в связи с тем, что с момента постановки учет и на момент снятия с учета, она была зарегистрирована на территории другого муниципального образования, а именно <адрес изъят>, Республики Дагестан, основаны на ошибочном толковании норм права.

Также суд считает не заслуживающим внимания доводы администрации городского округа «<адрес изъят>» о пропуске административным истцом установленного процессуального срока, для обращения с названным иском.

Согласно положениям ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ административному истцу Шихрагимовой Л.А. административным ответчиком было выдано на руки под роспись письменное уведомление о снятии ее со списка граждан, состоящих в очереди на получение бесплатно земельного участка по льготной категории «многодетная семья», а само решение о снятии со списка граждан не было выдано и право его обжалования не было разъяснено.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец Шихрагимова Л.А. обра­тилась к административному ответчику с заявлением, о выдаче решения о сня­тии ее со списка граждан, состоящих в очереди на получение бесплатно земельного участка по льготной категории «многодетная мать».

ДД.ММ.ГГГГ письмом <номер изъят> административный ответчик отка­зал административному истцу в выдаче данного решения.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец Шихрагимова Л.А. повторнообратилась к административному ответчику с заявлением, о выдаче данного решения.

ДД.ММ.ГГГГ письмом <номер изъят> административный ответчик вновь отказал административному истцу в выдаче данного решения.

Учитывая данные обстоятельства, поскольку само решение администрации о снятии Шихрагимовой Л.А. со списка граждан не было ей выдано, и право его обжалования не было разъяснено, доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока подачи административного искового заявления, суд считает необоснованными.

Анализируя изложенное, с учетом вышеприведенных норм, оценив исследованные доказательства, суд приходит в выводу, что решение администрации городского округа «<адрес изъят>» о снятии Шихрагимовой Л.А. со списка граждан, состоящих на учете в очереди на получение бесплатно земельного участка по льготной категории (многодетная мать) является незаконным.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования представителя Курбанова К.С., действующего в интересах Шихрагимовой Людмилы Абдулагаевны удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации городского округа «<адрес изъят>» о снятии Шихрагимовой Людмилы Абдулагаевны со списка граждан, состоящих на учете в очереди на получение бесплатно земельного участка по льготной категории (многодетная мать).

Обязать администрацию городского округа «<адрес изъят>» восстановить Шихрагимову Людмилу Абдулагаевну в списке граждан, состоящих в очереди на получение бесплатно земельного участка по льготной категории (многодетная мать).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РД через Дербентский городской суд РД в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.<адрес изъят>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>