Дело № 2а-2557/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Хабаровск 10 мая 2016 года
Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе:
председательствующего: судьи Губановой А.Ю.
при секретаре: Заровнятных Г.А.,
с участием:
старшего помощника прокурора города Хабаровска Серга ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону и недействующими п.п. 2.13, 2.14, 2.22, 2.23, п. 1.8, абз. 5, 11 п. 1.13, абз. 2 п. 2.19 Порядка проведения аукциона по продаже земельного участка и аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов, утвержденного Постановлением администрации года Хабаровска от 09.09.2015 года № 3190,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Хабаровска обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону и недействующими п.п. 2.13, 2.14, 2.22, 2.23, п. 1.8, абз. 5, 11 п. 1.13, абз. 2 п. 2.19 Порядка проведения аукциона по продаже земельного участка и аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов, утвержденного Постановлением администрации года Хабаровска от 09.09.2015 года №3190.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что постановлением администрации города Хабаровска от 09.09.2015 № 3190 «Об утверждении Порядка проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов», опубликованного в газете «Хабаровские вести», № 139, 11.09.2015, утвержден Порядок проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов.
Положения Порядка в части установления сроков совершения административных действий п.п. 2.13, 2.14 Порядка противоречат п. 13 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ), п.п. 2.22, 2.23 Порядка противоречат и. 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 2.13 Порядка, в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, организатор аукциона в течение одного дня со дня подписания протокола, указанного в п. 2.9 раздела 2 указанного Порядка, направляет в департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска копию подписанного протокола рассмотрения заявок на в аукционе.
В соответствии с п. 2.14 Порядка ДМС г. Хабаровска в течение восьми дней с момента получения копии подписанного протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе готовит и направляет заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка.
В силу п. 13 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня подписания протокола, указанного в п. 9 данной статьи, обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка.
Пунктом 2.22 Порядка установлено, что организатор аукциона направляет в течение одного дня со дня подписания протокола о результатах аукциона в ДМС г.Хабаровска копию подписанного протокола.
Исходя из п. 2.23 Порядка, ДМС г. Хабаровска готовит и направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в восьмидневный срок со дня получения копии подписанного протокола о результатах аукциона.
В силу п. 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли- продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона.
Вместе с тем, из п.п. 2.13, 2.14 Порядка во взаимосвязи не следует, что ДМС г. Хабаровска в течение десяти дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе направляет заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, в связи с чем они противоречат п. 13 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ.
Так, в зависимости от способов отправки организатором аукциона в ДМС г.Хабаровска копий протоколов рассмотрения заявок на участие в аукционе, о результатах аукциона установленные п.п. 13, 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ десятидневные сроки могут быть превышены.
Кроме того, п. 2.14 Порядка в части слов «в течение восьми дней с момента получения копии подписанного протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе» во взаимосвязи с п. 2.13 указанного Порядка не отвечает требованиям ясности и определенности правовой нормы, предъявляемым федеральным законодательством к ее содержанию, так как из него не следует, что начало течения восьмидневного срока направления ДМС г. Хабаровска трех экземпляров подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка совпадает с днем направления организатором конкурса в ДМС г. Хабаровска копии подписанного протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе. Указанный критерий правового регулирования вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями.
Аналогичным образом, п. 2.23 Порядка в части слов «в восьмидневный со дня получения копии подписанного протокола о результатах аукциона» во взаимосвязи с п. 2.22 указанного Порядка не отвечает требованиям ясности и определенности правовой нормы, предъявляемым федеральным законодательством к ее содержанию (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).
П.п. 1.7, 1.8, абз. абз. 5, 11 п. 1.13, абз. 2 п. 2.19 Порядка в части запрета на проведение аукционов по предоставлению земельных участков для ведения дачного хозяйства противоречат ст.ст. 39.11, 39.12 Земельного кодекса РФ.
Пункт 1.7 Порядка регулирует правоотношения по определению организатором аукциона размера начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, за исключением случая, предусмотренного п. 1.8 названного Порядка.
Правовые нормы, регулирующие установление размера начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды земельных участков для комплексного освоения территории, содержатся в п. 1.8 Порядка.
Абзацами 5, 11 п. 1.13 Порядка определены сведения, которые, в числе прочих, должны содержаться в извещении о проведении аукциона, абз. 2 п. 2.19 названного Порядка - критерий признания участника аукциона победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории (за исключением случаев проведения аукциона в соответствии с п. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ).
В силу подп. 2 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в числе прочих, на земли населенных пунктов.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в частности, к жилым территориальным зонам.
Согласно подп. 8.2.6 п. 8.2 ч. 8 ст. 1 Правил землепользования и городского округа «Город Хабаровск», утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 № 211, (далее - Правила), на карте градостроительного зонирования для обеспечения правовых условий использования земельных участков и объектов капитального строительства, предназначенных для ведения садоводства и дачного хозяйства, выделена территориальная жилая зона - Ж-6 – зона коллективных садов.
Исходя из п. 14 ст. 10 гл. 3 «Градостроительные регламенты» Правил, в термальной зоне коллективных садов Ж-6 устанавливаются определенные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, п. 1.8, абз. абз. 5, 11 п. 1.13, абз. 2 п. 2.19 Порядка в части отсуствия слов «или ведения дачного хозяйства» противоречат п. 15, пп.пп. 4, 10 п.21 ст. 39.11, абз. 2 п. 17 Земельного кодекса РФ.
В связи с изложенным, в соответствии со ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» в адрес мэра г. Хабаровска прокурором города 11.01.2016 г. внесен протест № 1-М-2016.
Требования прокурора об отмене п.п. 2.13, 2.14, 2.22, 2.23, п. 1.8, абз. абз.5, 11 п. 1.13, абз. 2 п. 2.19 Порядка проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов, утвержденного постановление администрации города Хабаровска от 09.09.2015 № 3190, оставлены без внимания.
Оспариваемая норма нарушает права неопределенного круга лиц - жителей города Хабаровска, так как вследствие её применения любое лицо будет введено в заблуждение относительно объема полномочий органа местного самоуправления, указанного в ней. Кроме того, положения оспариваемой нормы нарушают права Российской Федерации на единство правового пространства, верховенство норм федерального законодательства. На основании изложенного, прокурор просит признать противоречащим закону и недействующими п.п. 2.13, 2.14, 2.22, 2.23, п. 1.8, абз. абз. 5, 11 п. 1.13, абз. 2 п. 2.19 Порядка проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов, утвержденного постановление администрации города Хабаровска от 09.09.2015 г. № 3190.
Прокурор требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не прибыл, представил отзыв, из которого следует, что администрация города Хабаровска возражает против удовлетворения административного искового заявления, ссылаясь на то, что оспариваемый Порядок принят в установленном законном порядке управомоченным органом, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит. Права, свободы и законные интересы каких-либо лиц не нарушает. В администрации г.Хабаровска полномочия по реализации статьей 39.11 и 39.12 Земельного Кодекса распределены между двумя структурными подразделениями и для решения организационных вопросов принято постановление администрации г. Хабаровска от 09.09.2015 № 3190 «Об утверждении Порядка проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов» (далее - оспариваемый Порядок).Оспариваемый Порядок принят в пределах компетенции администрации г.Хабаровска и опубликован (обнародован) в газете «Хабаровские вести» от 09.09.2015 № 139(3146). По мнению прокуратуры, десятидневный срок, предусмотренный пунктами 13 и 20 статьи 39.12 ЗК, может быть превышен в зависимости от способов отправки ДАСиЗ копий протоколов в ДМС (абзац восьмой страницы 2 административного искового заявления прокуратуры). Такое суждение прокуратуры не учитывает всех фактических обстоятельств. Оспариваемым Порядком действий по отправке протоколов каким-либо способом, не предусмотрено. Слово «отправка» в оспариваемых пунктах отсутствует. Поскольку ДАСиЗ расположен по адресу: <...>, на расстоянии 480 метров от ДМС, находящегося по адресу: <...>, весь документооборот между указанными структурными подразделениями осуществляется специалистами путем непосредственной личной передачи документации, в том числе копий протоколов, в день подписания документов. Таким образом, ДАСиЗ оформляет протоколы в соответствии с требованиями ЗК и в день их подписания передает копию таких протоколов в ДМС, который в течение восьмидневного срока с момента их получения, то есть фактически в течение восьмидневного срока со дня подписания протоколов, готовит и направляет заявителям три подписанных экземпляра проекта договоров. Совокупность сроков совершения ДАСиЗ и ДМС всех действий, предусмотренных оспариваемыми пунктами 2.13, 2.14, 2.22, 2.23, полностью соответствует десятидневному сроку, предусмотренному пунктами 13 и 20 статьи 39.12 ЗК. Требования прокуратуры о признании недействующими оспариваемых пунктов 2.14 и 2.23, содержащих указание о компетенции ДМС по подготовке и направлению заявителям копий подписанных договоров, является вмешательством в самостоятельную реализацию администрацией г. Хабаровска полномочий по решению вопроса местного значения по распоряжению муниципальным имуществом, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку исполнение требования прокуратуры повлечет невозможность оформления договоров купли-продажи или аренды земельных участков. В п. 1.8, абз. 5,11 п. 1.13, абз. 2 п. 2.19 оспариваемого Порядка, запрет в какой-либо форме на проведение аукционов для ведения дачного хозяйства, отсутствуют. Отсутствие в оспариваемых нормах слов «дачное хозяйство» связано с самостоятельным осуществлением органами местного самоуправления полномочий по утверждению генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки, предусмотренных пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Генеральным планом г.Хабаровска, утвержденным решением Хабаровской городской Думы от 26.09.2006 № 307, осуществление дачного хозяйства, в том числе зон для осуществления такой деятельности, не предусмотрено. Вместе с тем, предусмотрено ведение садоводства. По смыслу части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки не должны противоречить генеральному плану городского округа. Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск», утвержденными решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 № 211, предусмотрена территориальная зона «Ж-6» - зона коллективных садов, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства. По информации ДАСиЗ, границы территориальных зон «Ж-6» соответствуют границам исторически сложившихся территорий, предоставленных садоводческим некоммерческим объединениям в разные периоды времени. Таким образом, любое понуждение администрации г.Хабаровска к проведению аукционов по предоставлению земельных участков для ведения дачного хозяйства противоречит Генеральному плану, утвержденному городской Думой, и фактическому использованию земельных участков для садоводства Кроме этого, пунктом 2 статьи 7 ЗК установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере земельных отношений. Соответствующий Классификатор утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, которым в качестве отдельных видов разрешенного использования земельных участков предусмотрены «садоводство» (код 1.5), «ведение садоводства» (код 13.2), «ведение дачного хозяйства» (код 13.3). Статьёй 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» также установлено различие между разрешенным использованием садовых и дачных земельных участков. Таким образом, учитывая отсутствие в Генеральном плане функциональных зон для дачного хозяйства, земельные участки, расположенные в территориальной зоне «Ж-6» предоставляются для ведения садоводства - в целях использования в соответствии с кодом 13.2 Классификатора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540. Оспариваемые пункт 1.8, абзацы пятый и одиннадцатый пункта 1.13, пункты 2.13 и 2.14, абзац второй пункта 2.19, пункты 2.22 и 2.23 Порядка отвечают общеправовому критерию определенности, ясности и недвусмысленности правовых норм.
Выслушав пояснение прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам:
В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Согласно ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, установленном действующим законодательством. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Согласно ч. 7 ст. 218 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 данной статьи установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).
Заявляя требования о признании противоречащими закону и недействующими п.п. 2.13, 2.14, 2.22, 2.23, п. 1.8, абз. 5, 11 п. 1.13, абз. 2 п. 2.19 Порядка проведения аукциона по продаже земельного участка и аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов, утвержденного Постановлением администрации года Хабаровска от 09.09.2015 года № 3190, прокурор исходит из того, что данный Порядок является нормативным правовым актом, противоречит действующему законодательству и нарушает права неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом, нормативно-правовой акт - это изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии с положениями статьи 36 Устава городского округа "Город Хабаровск" (принят решением Хабаровской городской Думы от 13.07.2004 N 509) мэр города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, краевыми законами, настоящим Уставом, решениями городской Думы, издает постановления и распоряжения мэра города, постановления и распоряжения администрации города. Распоряжение мэра города издается по вопросам обнародования нормативных правовых актов городской Думы и вопросам созыва внеочередного заседания городской Думы. Постановление мэра города издается по иным отнесенным к исключительной компетенции мэра города вопросам. Постановление администрации города издается по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и краевыми законами.
Постановлением администрации города Хабаровска от 09.09.2015 № 3190 «Об утверждении Порядка проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов», опубликованного в газете «Хабаровские вести», № 139, 11.09.2015, утвержден Порядок проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов» (далее - Порядок).
Оспариваемый Порядок принят в пределах компетенции администрации г.Хабаровска и опубликован (обнародован) в газете «Хабаровские вести» от 09.09.2015 № 139 (3146).
Согласно п. 1.1 Порядка в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельным кодексом Российской Федерации, руководствуясь Уставом городского округа "Город Хабаровск", настоящий Порядок определяет процедуру проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенных на территории городского округа "Город Хабаровск", находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Таким образом, оспариваемый Порядок устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательных для неопределенного круга лиц (граждан, организаций), рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, то есть является нормативным правовым актом.
Согласно п. 2.13 Порядка, в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, организатор аукциона в течение одного дня со дня подписания протокола, указанного в п. 2.9 раздела 2 указанного Порядка, направляет в департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска копию подписанного протокола рассмотрения заявок на в аукционе.
В соответствии с п. 2.14 Порядка ДМС г. Хабаровска в течение восьми дней с момента получения копии подписанного протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе готовит и направляет заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка.
Пунктом 2.22 Порядка установлено, что организатор аукциона направляет в течение одного дня со дня подписания протокола о результатах аукциона в ДМС г.Хабаровска копию подписанного протокола.
Пунктом 2.23 Порядка установлено, что ДМС г. Хабаровска готовит и направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в восьмидневный срок со дня получения копии подписанного протокола о результатах аукциона.
Заявляя требование о признании недействующими пунктов 2.13, 2.14, 2.22, 2.23 Порядка, прокурор ссылаясь на то они в части установления сроков совершения административных действий противоречат п.п. 13, 20 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, так как администрацией г.Хабаровска может быть превышен десятидневный срок для направления заявителю трёх подписанных экземпляров договора.
Данные доводы прокурора суд признает обоснованными по следующим основаниям:
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу п. 13 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня подписания протокола, указанного в п. 9 данной статьи, обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка.
В силу п. 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона.
Таким образом указанными нормами Земельного кодекса РФ установлен предельный 10-дневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона, в течении которого уполномоченным органом должны быть направлены три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка.
Вместе с тем, как обоснованно указывает прокурор, из п.п. 2.13, 2.14, 2.22, 2.23 Порядка во взаимосвязи не следует, что ДМС г. Хабаровска в течение десяти дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе направляет заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, поскольку в зависимости от способов отправки организатором аукциона в ДМС г. Хабаровска копий протоколов рассмотрения заявок на участие в аукционе, о результатах аукциона, установленные п.п. 13, 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ десятидневные сроки могут быть превышены.
Кроме того, как обоснованно указывает прокурор, п. 2.14 Порядка в части слов «в течение восьми дней с момента получения копии подписанного протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе» во взаимосвязи с п. 2.13 указанного Порядка не отвечает требованиям ясности и определенности правовой нормы, предъявляемым федеральным законодательством к ее содержанию, так как из него не следует, что начало течения восьмидневного срока направления ДМС г. Хабаровска трех экземпляров подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка совпадает с днем направления организатором конкурса в ДМС г. Хабаровска копии подписанного протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Вместе с тем, указанный критерий правового регулирования вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями.
Аналогичным образом, п. 2.23 Порядка в части слов «в восьмидневный со дня получения копии подписанного протокола о результатах аукциона» во взаимосвязи с п. 2.22 указанного Порядка не отвечает требованиям ясности и определенности правовой нормы, предъявляемым федеральным законодательством к ее содержанию (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку из него также не следует, что начало течения восьмидневного срока направления ДМС г. Хабаровска трех экземпляров подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка совпадает с днем направления организатором конкурса в ДМС г. Хабаровска копии подписанного протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, как указывает в возражениях представитель административного ответчика.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что п.п. 2.13, 2.14 Порядка в части установления сроков совершения административных действий противоречат п. 13 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ, а п.п. 2.22, 2.23 Порядка противоречат п. 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ, в связи с чем подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Заявляя требование о признании недействующими пункта 1.8, абзаца пятого и одиннадцатого пункта 1.13, абзаца второго пункта 2.19 оспариваемого Порядка, прокурор ссылается на то, что данные пункты Порядка в нарушение статей 39.11 и 39.12 Земельного кодекса РФ устанавливают запрет на проведение аукционов по предоставлению земельных участков для ведения дачного хозяйства.
С данными доводами прокурора суд согласиться не может, поскольку из содержания указанных положений Порядка не следует, что в оспариваемых пунктах содержится запрет в какой-либо форме на проведение аукционов по предоставлению земельных участков для ведения дачного хозяйства.
Так, пункт 1.7 Порядка регулирует правоотношения по определению организатором аукциона размера начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, за исключением случая, предусмотренного п. 1.8 названного Порядка.
Правовые нормы, регулирующие установление размера начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды земельных участков для комплексного освоения территории, содержатся в п. 1.8 Порядка.
Абзацами 5, 11 п. 1.13 Порядка определены сведения, которые, в числе прочих, должны содержаться в извещении о проведении аукциона, абз. 2 п. 2.19 названного Порядка - критерий признания участника аукциона победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории (за исключением случаев проведения аукциона в соответствии с п. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, как обоснованно указывает административный ответчик, оспариваемые нормы имеют определяющее значение при подготовке аукционов: пункт 1.8 регулирует порядок определения начальной цены аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков для комплексного освоения территорий; абзацы пятый и одиннадцатый пункта 1.13 определяют содержание извещения о проведении аукционов; абзац второй пункта 2.19 определяет порядок признания победителей аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков для комплексного освоения.
При этом отсутствие в оспариваемых нормах слов «дачное хозяйство», по мнению суда, не свидетельствует о запрете в какой-либо форме на проведение аукционов по предоставлению земельных участков для ведения дачного хозяйства.
Не установлено судом и наличие противоречий п. 1.8, абз. 5 и 11 п. 1.13, абз. 2 п. 2.19 оспариваемого Порядка п. 15, подп. 4,10 п. 21 ст. 39.11, абз. 2 п. 17 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ.
Так, согласно п. 15 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства (за исключением случая проведения аукциона в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса) начальной ценой предмета аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка является размер первого арендного платежа, определенный по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Пунктом 21 данной статьи установлено, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства);
5) о начальной цене предмета аукциона;
6) о "шаге аукциона";
7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса;
10) о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства. При этом размер ежегодной арендной платы, если предметом аукциона является размер первого арендного платежа, определяется в порядке, установленном для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Абзацем 2 пункта 17 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ установлено, что победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства (за исключением случаев проведения аукциона в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса) признается участник аукциона, предложивший наибольший размер первого арендного платежа.
Кроме того, Генеральным планом г. Хабаровска, утвержденным решением Хабаровской городской Думы от 26.09.2006 № 307, осуществление дачного хозяйства, в том числе зон для осуществления такой деятельности, не предусмотрено, предусмотрено ведение садоводства.
По смыслу части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки не должны противоречить генеральному плану городского округа.
Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск», утвержденными решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 № 211, предусмотрена территориальная зона «Ж-6» - зона коллективных садов, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Кроме этого, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Соответствующий Классификатор утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, которым в качестве отдельных видов разрешенного использования земельных участков предусмотрены «садоводство» (код 1.5), «ведение садоводства» (код 13.2), «ведение дачного хозяйства» (код 13.3).?
Статьёй 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» также установлено различие между разрешенным использованием садовых и дачных земельных участков.
Таким образом, учитывая отсутствие в Генеральном плане функциональных зон для дачного хозяйства, земельные участки, расположенные в территориальной зоне «Ж-6» могут предоставляться для ведения садоводства - в целях использования в соответствии с кодом 13.2 Классификатора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что оспариваемые пункт 1.8, абзацы пятый и одиннадцатый пункта 1.13, абзац второй пункта 2.19 Порядка проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов, утвержденного постановлением администрации г. Хабаровска от 09.09.2015 № 3190, отвечают общеправовому критерию определенности, ясности и недвусмысленности правовых норм и не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, права, свободы и законные интересы каких-либо лиц не нарушают, в связи с чем в удовлетворении требований прокурора о признании данных положений Порядка недействующими надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-210, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону и недействующими п.п. 2.13, 2.14, 2.22, 2.23 Порядка проведения аукциона по продаже земельного участка и аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов, утвержденного Постановлением администрации года Хабаровска от 09.09.2015 года № 3190, удовлетворить.
Признать противоречащими закону и недействующими с даты вступления решения суда в законную силу п.п. 2.13, 2.14, 2.22, 2.23 Порядка проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов, утвержденного постановление администрации города Хабаровска от 09.09.2015 № 3190.
Обязать администрацию города Хабаровска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать решение суда в части признания недействующими с даты вступления решения суда в законную силу п.п. 2.13, 2.14, 2.22, 2.23 Порядка проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов, утвержденного постановление администрации города Хабаровска от 09.09.2015 № 3190, или сообщение о его принятии в газете «Хабаровские вести».
Требования прокурора города Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону и недействующими п. 1.8, абз. 5, 11 п. 1.13, абз. 2 п. 2.19 Порядка проведения аукциона по продаже земельного участка и аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на территории городского округа «Город Хабаровск» и определения начальной цены предмета аукционов, утвержденного Постановлением администрации года Хабаровска от 09.09.2015 года № 3190, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Дата изготовления мотивированного решения – 13.05.2016 г.
Председательствующий А.Ю. Губанова