Дело № 2а-2558/2020
УИД 21RS0023-01-2020-002362-63
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
9 ноября 2020 г г.Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе председательствующего судьи Евстафьева В.В.,
при секретаре Елхиной Д.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республикио признании незаконным заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ФИО3 на основании договора аренды лесного участка ----- от дата, утверждённого приказом ----- от дата и.о. министра министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО4; о признании незаконным и отмене приказа ----- от дата и.о. министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО4, в части утверждения отрицательного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ФИО3 на основании договора аренды лесного участка ----- от дата, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике дата за номером ----- (приложение -----),
у с т а н о в и л :
Административный истец обратился с иском к административному ответчику ссылаясь на то, что дата между административным истцом и Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (административный ответчик) был заключён договор аренды лесного участка -----, зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике дата за номером ----- согласно которому арендодатель передал арендатору во временное пользования для осуществления рекреационной деятельности лесной участок площадью 0,2247 га, расположенный в выделе 2 ч 113 квартала адрес лесничества Минприроды Чувашии.
Далее административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов арендованного лесного участка, разработанного Филиалом ФБУ «Российский центр защиты леса» «Центр защиты леса Чувашской Республики».
Приказом ----- от дата административный ответчик утвердил отрицательное заключение экспертной комиссии, ссылаясь на несоответствие проекта требованиям Лесного кодекса Российской Федерации, а именно «объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, указанные в Проекте, не соответствуют Перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утверждённому распоряжением Правительства Российской Федерации от дата------р».
Административный истец считает заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный ему в аренду утверждённое приказом ----- от дата и.о. министра министерства одных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО4 незаконным и необоснованным.
Арендованный лесной участок по целевому назначению относится к защитным лесам.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.1996 №329 «О создании особо охраняемых природных территорий» указанный лесной участок расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственный природный заказник «Правобережье реки ».
Согласно ч.2 ст.41 Лесного Кодекса РФ предусмотрено, что при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Согласно подпункта "б" пункта 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р, в защитных лесах допускается возведение "построек временных, используемых в рекреационных целях".
Согласно подпунктом "в" пункта 3.3. договора аренды арендатор имеет право осуществлять на лесном участке в порядке, установленным законодательством Российской Федерации, строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В п.п. 1.4.1. проекта освоения лесов «Характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке, и их пространственное размещение», что согласно Перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденных распоряжением Правительства Российской дерации от 27.05.2013 №849-р, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, расположенных в водоохранных зонах, разрешается размещать форму малую архитектурную (некапитальное нестационарное сооружение, включая беседки, ротонды, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания; элементы благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка, устройство для оформления озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил малогабаритный (малый) контейнер-мусоросборник, урна, физкультурный снаряд тренажер), наземная туалетная кабина); постройку временную, используемую в рекреационных целях и т.д.
Таблица 9 проекта содержит характеристики существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке.
Таким образом, вывод указанный в заключении экспертной комиссии, о том, что «объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, указанные в Проекте, не соответствуют Перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. №849-р» не соответствует действующему законодательству.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Из письменного отзыва административного ответчика следует, что согласно государственному лесному реестру лесной участок, переданный административному истцу в аренду, относится к особо защитным участкам лесов - «берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов». Кроме того, указанный лесной участок расположен в водоохранных зонах, а также на особо охраняемых природных территориях - государственный природный заказник республиканского значения «Правобережье реки Илеть» (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от дата----- «О создании особо охраняемых природных территорий»).
Экспертной комиссией по проведению государственной экспертизы освоения лесов административному истцу выдано отрицательное заключение на проект освоения лесов, утвержденное приказом Министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от дата-----, в связи с тем, что объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, указанные в Проекте, не соответствуют Перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от дата г. ------р.
В соответствии с пунктом 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от дата------р, создание объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для осуществление рекреационной деятельности, предусмотрено строительство временных объектов в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов.
Согласно пункту 1.4. проекта освоения лесов административный истец запроектировал создание объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке, расположенном на особо защитных участках лесов и особо охраняемых природных территориях, что прямо запрещено нормами права Российской Федерации.
Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, утверждая отрицательное заключение к проекту освоения лесов ФИО3, действовало в рамках норм права Российской Федерации.
На основании изложенного, просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заинтересованное лицо, привлеченное к участию в деле – Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, представило отзыв на заявленные требования, где указало, что в силу части 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Согласно статье 21 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления рекреационной деятельности допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда.
В силу части 1 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
Положениями части 4 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что на особо защитных участках лесов запрещается, в том числе строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
В соответствии с пунктом 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от дата------р, форма малая архитектурная (некапитальное нестационарное сооружение, включая беседки, ротонды, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны), а также элемент благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка, устройство для оформления озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил, малогабаритный (малый) контейнер-мусоросборник, урна, физкультурный снаряд (тренажер), наземная туалетная кабина), являются объектами, не связанными с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов.
Таким образом, использование лесных участков, отнесенных к особо защитным участкам лесов, с целью осуществления рекреационной деятельности возможно, но без размещения на этих участках указанных в запросе объектов.
Обсудив доводы участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению этих прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Судом установлено, что дата между административным истцом и Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (административный ответчик) был заключён договор аренды лесного участка ----- зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике дата за номером -----, согласно которого арендодатель передал арендатору во временное пользования для осуществления рекреационной деятельности лесной участок площадью 0,2247 га, расположенный в выделе 2 ч 133 квартала адрес лесничества Минприроды Чувашии.
В соответствии с требованиями ст.88, 89 Лесного кодекса РФ, пп. «г» п.3.4 договора аренды административный истец обязан представить административному ответчику проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
Административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов арендованного лесного участка, разработанного Филиалом ФБУ «Российский центр защиты леса» «Центр защиты леса Чувашской Республики».
Приказом ----- от дата административный ответчик утвердил отрицательное заключение экспертной комиссии, ссылаясь на несоответствие проекта требованиям Лесного кодекса Российской Федерации, а именно «объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, указанные в Проекте, не соответствуют Перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утверждённому распоряжением Правительства Российской Федерации от дата г. ------р».
Действительно, в разделе 1.4 проекта освоения лесного участка, предоставленного в аренду административному ответчику, предусмотрено обустройство лесного участка Объектами, в том числе малыми архитектурными формами: (некапитальное нестационарное сооружение, включая беседки, ротонды, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны), а также элемент благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка, устройство для оформления озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил, малогабаритный (малый) контейнер-мусоросборник, урна, физкультурный снаряд (тренажер), наземная туалетная кабина) (таблица 9).
Согласно ч.2 ст.41 Лесного Кодекса РФ при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Согласно подпункта "б" пункта 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от дата N 849-р, в защитных лесах допускается возведение "построек временных, используемых в рекреационных целях", но за исключением особо защитных участков лесов.
Из выписки из государственного лесного реестра от дата следует, что лесной участок, предоставленный административному истцу в аренду, относится по целевому назначению к защитным лесам (леса, расположенные в водоохранных зонах) (л.д.130).
Из характеристики лесного участка на дата (приложение -----) к договору аренды лесного участка ----- от дата также следует, что лесной участок, переданный в аренду административному истцу, относится к категории особо защитные участки лесов: берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов. Также указанный лесной участок расположен в водоохранных зонах, а также на особо охраняемых природных территориях - государственный природный заказник республиканского значения «Правобережье реки Илеть» (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от дата----- «О создании особо охраняемых природных территорий»).
С учетом вышеуказанного, отрицательное экспертное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов по использованию лесного участка площадью 0,2247 га, арендуемого гражданином ФИО5 для осуществления рекреационной деятельности в выделе 2ч квартала 113 адрес лесничества, является обоснованным и его утверждение приказом ----- от дата и.о. министра министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО4, законным.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о признании незаконным заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ФИО3 на основании договора аренды лесного участка ----- от дата, утверждённого приказом ----- от дата и.о. министра министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО4; о признании незаконным и отмене приказа ----- от дата и.о. министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО4, в части утверждения отрицательного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду ФИО3 на основании договора аренды лесного участка ----- от дата, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике дата за номером ----- (приложение -----), отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения суда через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Судья В.В. Евстафьев
Мотивированное решение
изготовлено 16.11.2020.