ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2559/19 от 15.07.2019 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дата г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Митиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Маркитановой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному исковому заявлению Талочкина В. А. к ГУ МВД России по Самарской области об оспаривании решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

установил:

Талочкин В.А. обратился в суд с административным иском к ГУ МВД России по Самарской области, в котором просит суд восстановить ему срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать незаконным и отменить решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области от дата (протокол №...), утвержденное распоряжением заместителя начальника ГУ МВД России по Самарской области от дата№..., в части снятия его с учета очередников ГУ МВД России по Самарской области на получение единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п. 2 части 2 статьи 4 ФЗ от 19.11.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»; обязать административного ответчика восстановить административного истца в списке очередников ГУ МВД России Самарской области на получение единой социальной выплаты для приобретения или строительство жилого помещения с учетом даты поданного заявления - дата.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что он проходил службу в *** с дата г., уволен по ***. С дата он состоял в списке очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий Управления МВД России по г. Самаре. На основании поданного им заявления от дата был поставлен на учет очередников ГУ МВД России по Самарской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения как нуждающийся в улучшении жилищных условий, проживающий в коммунальной квартире. Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области oт дата (протокол №...), утвержденным распоряжением заместителем начальника ГУ МВД России по Самарской области от дата№..., он снят с учета очередников ГУ МВД России по Самарской области на получение единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п. 2 ч. 2 ст. 4 ФЗ от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ. Решение мотивировано тем, что административный истец был поставлен на учет ошибочно: занимаемое им жилое помещение в виде доли - *** - приватизированная комната, площадью *** кв.м в квартире №..., в адрес в адрес, по мнению комиссии, является приватизированной комнатой в бывшем общежитии, не обладающим статусом коммунальной квартиры, его площадь превышает *** кв.м. С данным решением административный истец не согласен, считает, что оно является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям. Административный истец с дата года проживает в адрес в адрес, занимая комнату, площадью ***.м., в *** квартире №..., расположенной на ***. Данное жилое помещение в общежитии было выделено его ***- ФИО1, работавшей на ***. адрес в адрес был построен и введен в эксплуатацию как общежитие ***. Однако, в дата г. назначение жилых помещений изменено: дом включен в реестр муниципальной собственности, как жилой дом. дата его матери ФИО1 на занимаемое ими жилое помещение – комнату, площадью *** кв.м. в коммунальной квартире, выдан единый ордер на состав семьи из *** человека, в том числе, на административного истца. Указанные обстоятельства установлены решением Промышленного районного суда г. Самары от дата о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Данным решением за Талочкиным В.А. признано право собственности на квартиры №№..., жилой площадью *** кв.м., общей площадью *** кв.м., что соответствует комнате №..., жилой площадью *** кв.м. На основании решения суда его право общей долевой собственности, составляющей *** доли от всех жилых помещений *** этажа дома, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним дата, запись о регистрации №.... О том, что занимаемое им жилое помещение находится в коммунальной квартире, свидетельствует справка «ЕИРЦ» МП г.о. Самара №... от дата Согласно плану *** этажа адрес состоит из двух отдельных жилых комнат площадью *** кв.м., а также коридоров и туалета. При этом в комнате, площадью *** кв.м., проживает его сосед ФИО2, занимая ее на основании договора социального найма. Два коридора и туалет данной квартиры являются местами общего пользования для лиц, проживающих в ней, и не являющихся членами одной семьи. Такая квартира является коммунальной. Кроме того, в квартирах, расположенных на 5 этаже нет помещений для приготовления пищи. Все жильцы, проживающие в квартирах данного этажа, пользуются общей кухней, в которой установлены плиты, кухонные столы, сантехника, и совместно используют это помещение и все установленное в нем инженерное оборудование. Таким образом, все жилые помещения ***адрес составляют одну большую коммунальную квартиру. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата серии №...№... за административным истцом зарегистрировано право общей долевой собственности на *** доли жилого помещения в объекте права- квартире, общей площадью *** кв.м., жилой *** кв.м по адресу: адрес. О принятом решении Центральной жилищно-бытовой комиссии от дата ему стало известно в конце дата г. Своевременно данное решение ему не было направлено. Таким образом, установленный законом трехмесячный срок для обращения в суд был пропущен по уважительной причине, в связи с несвоевременным получением решения от дата.

Представитель административного истца – Дубовитченко Н.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Шабанова В.Р. в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в представленных суду возражениях на иск, просила отказать в их удовлетворении.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Судом установлено, что Талочкин В.А. проходил службу в *** в период с дата по дата, его выслуга лет на момент увольнения составила -*** (л.д. 23).

Как следует из материалов дела, решением заседания ЦЖБК ГУ МВД России по Самарской области, оформленным протоколом №... от дата., Талочкин В.А. был принят на учет для получения единовременной выплаты на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно данному решению Талочкин В.А. зарегистрирован в коммунальной квартире, общей площадью *** кв.м, по адресу: адрес имеет в собственности *** долей *** кв.м) данной квартиры.

Установлено, что решением ЦЖБК ГУ МВД России по Самарской области от дата Талочкин В.А. был снят с учета очередников ГУ МВД России по Самарской области на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что подтверждается выпиской из протокола №... решения Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области от дата (л.д. 57).

Основанием снятия с учета послужило то, что при принятии Талочкина В.А. на учет комиссия ошибочно посчитала, что занимаемое им жилое помещение является коммунальной квартирой, тогда как на самом деле оно является приватизированной комнатой бывшего общежития, не обладающего статусом коммунальной квартиры.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Принимая во внимание, что доказательств ознакомления Талочкина В.А. с оспариваемым решением уполномоченного органа непосредственно после его принятии не имеется, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с требованиями об оспаривании данного решения.

При разрешении по существу заявленных административных исковых требований суд исходит из следующего.

Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1 данного Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ.

В соответствии с подп. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.

Пунктом 5 ч.2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ предусмотрено право на получение единовременной социальной выплаты также сотрудником, проживающим в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

В силу подп. "б" п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1223 (далее - Правила), сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты.

В случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения (п. 23 Правил).

Из представленных суду документов следует, что при разрешении вопроса о принятии административного истца на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты ГУ МВД России по Самарской области проводилась проверка жилищных условий истца.

Согласно представленной в дело справке о проверке жилищных условий от дата. занимаемое Талочкиным В.А. жилое помещение состоит из ***, жилой площадью *** кв.м, в кирпичном доме, в коммунальной квартире; кухня, санузел и душ находятся в общем пользовании (л.д. 62-63).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата серии №...№... Талочкину В.А. принадлежит *** доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: адрес.

В соответствии с представленным суду техническим паспортом на указанную квартиру, составленным ***» по состоянию на дата., общая площадь квартиры по адресу: адрес составляет *** кв.м, площадь жилой комнаты, занимаемой истцом, составляет *** кв.м, площадь другой жилой комнаты – *** кв.м, коридор, санузел -общие.

Согласно п. 1 ст. 41 ЖК РФ собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты.

Занимаемая Талочкиным В.А. жилая комната в адрес, отвечает признакам жилого помещения в коммунальной квартире, что подтверждается материалами дела и не ставилось под сомнение ГУ МВД России по Самарской области при постановке административного истца на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Жилищные условия истца с момента постановки на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты на момент принятия оспариваемого решения не изменились.

При таких обстоятельствах решение ГУ МВД России по Самарской области о снятии Талочкина В.А. с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не может быть признано законным и подлежит отмене с восстановлением административного истца на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в списке очередников с момента подачи заявления – с дата.

На основании ч.3 ст. 114 КАС РФ, понесенные административным истцом расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей подлежат возмещению ему из бюджета.

Кроме того, из материалов дела следует, что Талочкиным В.А. понесены расходы на оказание юридических услуг в размере 30 000 рублей, что подтверждается квитанцией №... от дата.

Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся расходы на оплату услуг представителей (п.4 ч.1 ст. 106 КАС РФ).

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

На основании ст. 112 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

С учетом изложенного, суд считает возможным взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, в размере 10 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 95, 175-178 КАС РФ, суд

решил:

Восстановить Талочкину В. А. срок для обращения в суд с административными исковыми требованиями к ГУ МВД России по Самарской области.

Административные исковые требования Талочкина В. А. к ГУ МВД России по Самарской области удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области от дата (протокол №...), в части снятия Талочкина В. А. с учета очередников ГУ МВД России по Самарской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Обязать ГУ МВД России по Самарской области восстановить Талочкина В. А. в списках очередников ГУ МВД России по Самарской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения пенсионера МВД России с дата.

Возвратить Талочкину В. А. из бюджета уплаченную госпошлину в размере 300 рублей.

Взыскать с ГУ МВД России по Самарской области в пользу Талочкина В. А. расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено дата.

Судья /подпись/ Е.А. Митина

Копия верна.

Судья: Секретарь: