ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-255/20 от 30.03.2020 Прохладненского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

30 марта 2020 года

<адрес>

Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - судьи Шкахова Р.А.,

при секретаре М.И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску В.Р.Ю. об оспаривании решения местной администрации городского округа Прохладный КБР от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка», от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка»,

У С Т А Н О В И Л:

В.Р.Ю, и В.В.С. обратились в суд с иском об оспаривании решения местной администра- ции г.о. Прохладный КБР от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка», от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка», согласно которым им отказано в перераспределении находящегося в муниципальной собственности земельного участка площадью 93 кв.м., и принадлежащего истцам земельного участка площадью 272 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

В обоснование иска указано, что земельный участок с кадастровым номером при- надлежит истцам на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ обратились в администрацию городского округа Прохладный с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадью 93 кв.м., с образованием земельного участка по <адрес> общей площадью 381 кв.м. с видом разрешенного использования под жилую индивидуальную застройку.

Указанный земельный участок находится в неразграниченной собственности, право на земельный участок не зарегистрировано. Также данный участок не входит в особо охраняемые природные зоны или зоны с особыми условиями использования, не является земельным участком, на котором имеются красные линии, отсутствуют какие-либо коммуникации.

Считают, что ответчик необоснованно отказал в утверждении схемы расположения и перераспреде-лении земельного участка. Просят признать отказ незаконным и обязать администрацию г.о. Прохладный КБР принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, образуемого в результате перераспределения земельного участка из земель населенных пунктов площадью 93 кв.м., а также рассмотреть заявление В.Р.Ю, и В.В.С. от ДД.ММ.ГГГГ о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в порядке, установленном ст.39.29 Земельного Кодекса РФ.

Истцы В.Р.Ю, и В.В.С., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не яви- лись, в письменном заявлении исковые требования поддержали полностью, просили о рассмотрении дела без их участия.

Представитель администрации г.о.Прохладный КБР, извещенный надлежащим образом о месте и вре мени рассмотрения дела, в суд не явился об отложении судебного заседания не ходатайствовал. Как следует из письменного заявления, администрация г.о.Прохладный КБР просит рассмотреть административное исковое заявление В.Р.Ю, и В.В.С. без участия представителя администрации, решение по данному иску оставляют на усмотрение суда.

Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей46 КонституцииРоссийской Федерации и статьей4Кодекса администра- тивного судопроизводства РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст.218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требова- ниями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что истцы являются собственниками земельного участка, с кадастровым номе - ром: , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную, общей площадью 272+\-6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.13,14).

04.12. 2019 года истцы обратились в местную администрацию г.о. Прохладный КБР с заявлением о заключении соглашения о перераспределении и утверждении схемы расположения земельного участка с условным номером площадью 93 кв.м., находящегося со смежным земельным участком по <адрес> в <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ местная администрация г.о. Прохладный КБР сообщила об отказе в перераспределении указанного земельного участка площадью 93 кв.м., находящегося в распоряжении администрации, указав: «перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом, указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) право частной собственности на образуемые земельные участки (л.д.9).

Образование земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такового проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. В связи с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с ч.2,3,4 ст.39.28 ЗК РФ Вам отказано в заключении вышеуказанного соглашения».

Также, письмом от ДД.ММ.ГГГГ местная администрация г.о. Прохладный КБР сооб- щила об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с условным номером , указав, что « подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений объектов незавершенного строительства. В связи с несоответствием схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в соответствии с п.п.4,16.ст.11.10 ЗК РФ отказано в утверждении данной схемы» (л.д.8).

Суд не может согласиться с данными решениями местной администрации г.о.Прохладный КБР по следующим основаниям.

Согласно п.10 ст.39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

В соответствии с ч. 6 ст.11.9ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Вместе с тем, вышеизложенные решения местной администрации г.о. Прохладный КБР не содержат каких-либо сведений, что предоставление истцам испрашиваемого земельного участка площадью 93 кв.м., в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования г.о. Прохладный КБР, приведет последствиям, указанным в ч.6 ст.11.9 ЗК РФ, т.е. обжалуемые решения не мотивированы должным образом.

Вместе с тем, в соответствии с п.3 ч.1 ст.39.28 ЗКРФ, допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Статья39.29 ЗК РФ регулирует порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Собственники таких земельных участков вправе обратиться с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности в уполномоченный орган, приложив к своему заявлению копии правоустанавливающих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю и схему расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.

Согласно пунктам 2, 3 статьи39.28, пунктам 1, 8 статьи39.29 ЗК Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществля-ется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномо - ченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи39.29 ЗК РФ.

Согласно п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

Вместе с тем, обжалуемые решения местной администрации г.о.Прохладный КБР от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в утверждении земельного участка» и «Отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка» от ДД.ММ.ГГГГ вышеизложенных оснований, предусмотренных ст.39.9 ЗК РФ, не содержат.

Согласно доводам истцов, испрашиваемый земельный участок площадью 93 кв.м. не обременен правами третьих лиц, не нарушает права коммунальных служб, не нарушает законные права и интересы юридических лиц и граждан, проживающих по соседству, что подтверждается планом расположения коммунальных сетей в районе земельного участка (копия прилагается). Расположение земельного участка площадью 93 кв.м. на местности не оказывает негативного влияния на сложившийся ландшафт данной местности, а наоборот положительно вливается в общую линию застройки по переулку <адрес> и не препятствует движению транспорта и прокладке линии электропередачи, что подтверждается фотографией местности. после требуемого перераспределения земельного участка принадлежащего истцам площадь вновь образуемого участка будет составлять 474 кв.м., что не превышает максимальные размеры (1200 кв.м.) земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства.

Данные доводы истцов подтверждаются планом расположения коммунальных сетей в районе земель- ного участка по <адрес> в <адрес> и заключением кадастрового инженера, согласно которым при изготовлении плана расположения коммунальных сетей в районе указанного земель-ного участка установлено, что на образуемом из земель местной администрации г.о. <адрес> земель - ном участке отсутствуют опоры электрических сетей, линий связи, а так же отсутствуют какие-либо подземные инженерные сети. Образуемый земельный участок, по данным ЕГРН и при определение координат поворотных точек земельного участка на местности, пересечений с другими земельными участками не имеет. Линия связи, проходящая в виде телефонного провода через образуемый земельный участок, расположена на деревянных опорах расположенных за пределами данного земельного участка, что не затрудняет обслуживание линии связи. Рядом с образуемым земельным участком расположен подземный газопровод низкого давления по пер. <адрес>. Расстояние от оси газопровода до границы образуемого земельного участка составляет 2м, что не нарушает охранную зону газопровода. Согласно , охранная зона газопровода низкого давления составляет 2 м. Остальные инженерные сети, включая проезжую часть, расположены на более удаленном расстоянии от образуемого земельного участка. Между проезжей частью и образуемым земельным участком, так же расположены: подземная линия связи и опоры воздушной линии электрических передач. Образуемый земельный участок, со стороны <адрес> расположен в одну линию с уже существующими земельными участками, расположенными по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>.

В силу п.4 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» «Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством».

Согласно решению местной администрации г.о. Прохладный (Правила землепользования и застройки «МО г.о. Прохладный КБР) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, следующие: 500 кв.м. - минимальный размер, 1200 кв.м. - максимальный размер. Соответственно, предоставление истцам испрашиваемого земельного участка не противоречит указанному решению местной администрации г.о.Прохладный КБР.

В соответствии с п.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия нормативным правовым актам, регулирую-щим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В оспариваемом отказе в утверждении схемы отсутствует надлежащее обоснование причины отказа, что доказывает его неправомерность.

При таких обстоятельствах, суд считает отказ местной администрации г.о. Прохладный КБР в утверждении схемы и перераспределении земельного участка незаконным, нарушающим права и интересы истцов, в силу требований закона, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения.

Надлежащим способом устранения нарушения прав истца в данном случае, суд полагает возложение обязанности принять решение о перераспределении земельного участка в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.178-180,227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ местной администрации г.о. Прохладный Кабардино-Балкарской Республики, выраженный в уведомлениях на имя В.Р.Ю, и В.В.С. от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка» и от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка».

Обязать администрацию г.о. Прохладный Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня вступления данного решения в законную силу, удовлетворить заявление В.В.С. о перераспределении земельного участка площадью 93 кв.м. с условным номе- ром ., расположенного по адресу: <адрес>, в соответст- вии с действующими нормативными правовыми актами.

Обязать администрацию г.о. Прохладный Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка из земель населенных пунктов с условным номером , площадью 93 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КБР через Прохладненский районный суд КБР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Р.А. Шкахов