ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-255/2021 от 25.03.2021 Кимовского городского суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 марта 2021 года г.Кимовск

Кимовский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Улитушкиной Е.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кадушкиным К.С.,

с участием

административного истца – старшего помощника Кимовского межрайпрокурора Сергеевой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-255/2021 по административному исковому заявлению Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кимовский район об оспаривании бездействия администрации и обязании разработать и принять административный регламент, включить муниципальную услугу в реестр муниципальных услуг,

у с т а н о в и л :

Кимовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Кимовский район об оспаривании бездействия администрации и обязании разработать и принять административный регламент, включить муниципальную услугу в реестр муниципальных услуг, и просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кимовский район, выразившееся в неразработке и непринятии административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута и не включении данной услуги в реестр муниципальных услуг администрации муниципального образования Кимовский район; обязать администрацию муниципального образования Кимовский район в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, а также включить данную услугу в реестр муниципальных услуг администрации муниципального образования Кимовский район.

Исковые требования обоснованы тем, что межрайонной прокуратурой в администрации муниципального образования Кимовский район проведена проверка соблюдения земельного законодательства, законодательства о предоставлении муниципальных услуг. Согласно п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Статьей 11 названного Федерального закона предусмотрено, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг. Распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 года №2113-р, услуга – выдача разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута включена в перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления. В нарушение вышеуказанных требований законодательства в администрации муниципального образования Кимовский район административный регламент предоставления вышеуказанной услуги не принят, муниципальная услуга в реестр муниципальных услуг, утвержденный постановлением администрации от 21.01.2021 года №49, не включена. Отсутствие административного регламента предоставления муниципальной услуги приводит к возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению сотрудников администрации. По результатам проверки в администрацию муниципального образования Кимовский район 25.01.2021 года внесено представление, которое рассмотрено, доводы прокурора признаны обоснованными, однако, до настоящего времени административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута не разработан и не принят, муниципальная услуга в реестр муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального образования Кимовский район, не включена. Основанием обращения прокурора в суд является бездействие органов местного самоуправления и защита прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Данные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд.

В судебном заседании административный истец - старший помощник Кимовского межрайонного прокурора Сергеева Ю.Н. административные исковые требования поддержала в полном объеме по всем основаниям, приведенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования Кимовский район, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений относительно удовлетворения исковых требований не имеет.

В силу ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает, что административное исковое заявление Кимовского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как определено ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (п.1.1 ст.219 КАС РФ).

Пунктом 1 ст.39.33 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:

1) проведение инженерных изысканий;

2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;

3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

4) осуществление геологического изучения недр;

5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;

6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации;

7) возведение некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

Согласно п.п.2, 3 ст.39.33 ЗК РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.

Согласно п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Статьей 11 названного Федерального закона предусмотрено, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 года №2113-р, услуга – выдача разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута включена в перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в том числе, по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Статьей 3 данного Федерального закона предусмотрено, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность…

По данному делу было установлено, что 10.01.2013 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об администрации муниципального образования Кимовский район, ГРН 2137154004931. Главой администрации муниципального образования Кимовский район является Захаров Е.В. К основному виду деятельности относится деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.

Указанное усматривается из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.17-21).

В соответствии с положениями ст.15 Устава муниципального образования Кимовский район (л.д.27-61), администрация муниципального образования Кимовский район исполняет полномочия администрации муниципального образования город Кимовск Кимовского района в полном объеме в соответствии с абзацем 2 статьи 34 Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст.3 Устава муниципального образования Кимовский район, к вопросам местного значения муниципального образования Кимовский район относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования; осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального образования.

Межрайонной прокуратурой в администрации муниципального образования Кимовский район проведена проверка соблюдения земельного законодательства, законодательства о предоставлении муниципальных услуг.

В ходе проверки было установлено, что в администрации муниципального образования Кимовский район, в нарушение приведенных требований действующего законодательства, административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута не принят, муниципальная услуга в реестр муниципальных услуг, утвержденный постановлением администрации от 21.01.2021 года №49, не включена.

В связи с выявленными нарушениями закона 25.01.2021 года в администрацию муниципального образования Кимовский район заместителем Кимовского межрайонного прокурора внесено представление об устранении нарушений (л.д.22-24).

Согласно информационному письму заместителя главы администрации муниципального образования Кимовский район от 18.02.2021 года №13-16/391 (л.д.22), адресованному заместителю Кимовского межрайонного прокурора, нарушения земельного законодательства, законодательства о предоставлении муниципальных услуг в кратчайшие сроки будут устранены. Постановление об утверждении административного регламента о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, будет направлено в его адрес, для проведения антикоррупционной экспертизы (л.д.25).

Из акта проверки от 24.02.2021 года помощника Кимовского межрайонного прокурора Иванова С.Н. (л.д.26) следует, что межрайонной прокуратурой в администрации муниципального образования Кимовский район проведена проверка соблюдения земельного законодательства, законодательства о предоставлении муниципальных услуг. В ходе проверки было установлено, что до настоящего времени в администрации муниципального образования Кимовский район, в нарушение приведенных требований действующего законодательства, административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута не принят, муниципальная услуга в реестр муниципальных услуг, утвержденный постановлением администрации от 21.01.2021 года №49, не включена.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Суд пришел к выводу о том, что административным истцом соблюден установленный ст.219 КАС РФ срок для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.

В ходе судебного разбирательства установлено, что до настоящего времени в администрации муниципального образования Кимовский район, в нарушение приведенных требований действующего законодательства, административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута не принят, муниципальная услуга в реестр муниципальных услуг, утвержденный постановлением администрации от 21.01.2021 года №49, не включена.

Данное обстоятельство подлежит устранению путем осуществления мероприятий, которые прокурор требует провести, путем возложения обязанности на административного ответчика.

Отсутствие административного регламента предоставления муниципальной услуги приводит к возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению сотрудников администрации.

Административный ответчик – представитель администрации муниципального образования Кимовский район возражений относительно заявленных требований не представил.

В силу ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

В данном случае с учетом правового статуса административного ответчика – администрации муниципального образования Кимовский район, реальных возможностей административного ответчика по устранению нарушения, суд определяет срок исполнения судебного решения в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административные исковые требования Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кимовский район об оспаривании бездействия администрации и обязании разработать и принять административный регламент, включить муниципальную услугу в реестр муниципальных услуг, удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кимовский район, выразившееся в неразработке и непринятии административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута и не включении данной услуги в реестр муниципальных услуг администрации муниципального образования Кимовский район.

Обязать администрацию муниципального образования Кимовский район в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, а также включить данную услугу в реестр муниципальных услуг администрации муниципального образования Кимовский район.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: