ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-255/2022 от 18.08.2022 Балейского городского суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-255/2022

75RS0004-01-2022-000563-08

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Балейский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Щегловой О.Ю.,

при секретаре Матафоновой Е.А.,

с участием ст. помощника Балейского межрайпрокурораЖамбаловой М.Б.

материальных истцов Казаковой Т.Н., Казакова Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балей 18 августа 2022 годаадминистративное дело по административному исковому заявлению Балейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Казаковой Тамары Николаевны, Казакова Николая Гавриловича, к Администрации муниципального района «Балейский район» об оспаривании заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения установленным требованиям,

у с т а н о в и л :

Балейский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Межрайонной прокуратурой проведена проверка по вопросу выплат гражданам в результате утраты (повреждения) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории муниципального района «Балейский район» Забайкальского края в 2021 году, в ходе которой установлено следующее.В жилом помещении по адресу: , проживает Казакова Тамара Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Казаков Николай Гаврилович, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке на Казакову Т.Н. Указанное жилое помещение оказалось в зоне чрезвычайной ситуации.Согласно акту обследования № 8 от 16 мая 2022 года и заключению межведомственной комиссии № 8 от 16 мая 2022 года межведомственная комиссия, назначенная Распоряжением администрации муниципального района «Балейский район» № 175 от 26.04.2019 года произвела обследование помещения по адресу: , обследованием установлено, жилое помещение пригодно для проживания, рекомендуется проведение капитального ремонта, просушка, ремонт завалинок.Как следует из материалов дела, при проведении оценки соответствия помещения установленным требованиям, межведомственной комиссией какие-либо замеры не производились, техническое состояние конструкций и дома в целом не проводилось, обследование проведено визуально, эксперты к обследованию не привлекались. Должностные лица государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека к обследованию не привлекались.С учетом изложенного, истец считает, что межведомственной комиссией была нарушена процедура проведения оценки жилого дома, в связи с чем, оспариваемое заключение нарушает права и законные интересы материальных истцов.На основании изложенного, истец просит: Признать заключение межведомственной комиссии № 8 от 16.05.2022 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, незаконным; Возложить на администрацию муниципального района «Балейский район» незамедлительно, с момента вступления решения суда в законную силу, организовать обследование межведомственной комиссией жилого помещения, расположенного по адресу: , с привлечением специализированной организации, должностных лиц государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, и по результатам обследования рассмотреть вопрос о признании жилого помещения, расположенного по адресу: , пригодным или непригодным для проживания граждан.

В судебном заседании прокурор Жамбалова М.Б.исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

В судебном заседании истцы Казакова Т.Н., Казаков Н.Г. исковые требования поддержала, истец Казакова Т.Н. суду пояснила, что 28.02.2022 года и 02.03.2022 года грунтовые воды зашли в ограду их дома, в баню, в зимовье, залили завалинку дома. Зимой вода в подполье не попала. В результате воздействия грунтовых вод дом пострадал, пластиковые окна перестали плотно закрываться, образовались щели около рам, в доме сырость, грибок. В мае приезжала комиссия из Администрации района. Приехали две девушки и женщина, просто посмотрели посидели на кухне у стола, никуда не проходили, ничего не фотографировали, никакие замеры не делали и ушли. Потом выдали заключение, что пригоден для проживания с чем истцы не согласны.

Административный ответчик Администрация МРП «Балейский район» своего представителя в судебное заседание не направила, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще и своевременно, о причинах не явки суду не сообщили.

Привлеченный к участию в деле в качестве административного соответчика –Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования МР «Балейский район» в судебное заседание своего представителя не направила, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще и своевременно, о причинах не явки суду не сообщили.

С учетом мнения административного истца, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Административное исковое заявление подано с соблюдением срока для обращения в суд.

Согласно выписке из ЕГРН от 06.04.2022 года правообладателем жилого дома по адресу: является Казакова Тамара Николаевна (л.д. 18-19)

Постановлением Главы МР « Балейский район» № 4 от 02.03.2022 года в связи с выходом грунтовых вод и подтоплением жилых домов в с. Нижний Ильдикан, в селе Жидка, городском поселении « Город Балей», автомобильной дороги местного значения в с. Нижний Ильдикан, дороги регионального значения Шелопугино-Балей с 02.03.2022 года на территории ПР « Балейский район» введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением Главы МР «Балейский район» №5 от 02.03.2022 года определены границы зоны действия режима ЧС на территории МР «Балейский район» сложившегося в результате паводкового явления в связи с выходом грунтовых вод.

Жилое помещение, расположенное по адресу: не включено в границы зоны действия ЧС на территории МР « Балейский район» сложившегося в результате паводкового явления

Согласно акту обследования помещения № 8 от 16.05.2022 года межведомственная комиссия, назначенная распоряжением администрации МР «Балейский район» от 05.08.2021 года № 289а, произвела обследование помещения по адресу , обследованием установлено: дверной проем не деформирован, входная дверь закрывается. Дверной проем деревянный, оконные проемы частично деформированы, трещины на стеклопакетах отсутствуют, оконные рамы -пластик. В подполье воды не было. Стены оштукатурены, побелены известью. В нескольких местах незначительные трещины, отслаивание извести. Пол-дощатый, частично деформирован. Рекомендации: признать жилое помещение пригодным для проживания, рекомендуется проведение капитального ремонта, просушка, ремонт завалинок (л.д.14-15).

Из заключения межведомственной комиссии № 8 от 16.05.2022 года, сделанного на основании акт обследования объекта № 8 от 16.05.2022 года следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: пригодно для проживания, рекомендуется проведение капитального ремонта, просушка, ремонт завалинок( л.д. 16-17).

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее Положение №47).

Согласно п.34 Положения №47 жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу абз.1 п.7 Положения №47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (абз.3 п.7 Положения №47).

Согласно абз.4 п.7 Положения №47 в состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию (абз.5 п.7 Положения №47).

В силу п.8 Положения №47 орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов ( заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения ; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения ( п.44 Положения).

Суд полагает, что межведомственной комиссией оценка соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям проведена неполно и необъективно.

Как следует из материалов дела, при проведении оценки соответствия помещения установленным требованиям 16.05.2022 года, межведомственной комиссией какие-либо замеры не производились, оспариваемое заключение межведомственная комиссия вынесла, основываясь на представленном Акте № 8 от 16.05.2022 года визуального обследования объекта.

Кроме того, принятие оспариваемого заключения проводилось межведомственной комиссией без привлечения к участию в работе комиссии собственника жилого помещения с правом совещательного голоса.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что межведомственной комиссией была нарушена процедура проведения оценки жилого дома, расположенного по адресу: , в связи с чем оспариваемое заключение нарушает права и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах, заключение межведомственной комиссии № 8 от 16.05.2022 года является незаконным и требования административного истца подлежат удовлетворению.

Принятие судебного решения о признании соответствующих заключений и постановления незаконными влечет возникновение у уполномоченного органа обязанности повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения. При этом суд вправе возложить на уполномоченный орган обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным законом требованиям.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Балейского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать заключение межведомственной комиссии № 8 от 16.05.2022 года об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, незаконным.

Обязать Администрацию МР « Балейский район» в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения путем повторного проведения обследования жилого дома, расположенного по адресу: , и принятия решения о признании аварийным и подлежащим сносу, реконструкции или проведении капитального ремонта в соответствии с требованиями, установленными Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательном виде вынесено 18 августа 2022 года

Судья : Щеглова О.Ю.