ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-255/2023 от 16.08.2023 Советского районного суда (Курская область)

Дело №2а-255/2023

УИД 46RS0021-01-2023-000223-92

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Кшенский 16 августа 2023 г.

Советский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Стрельцова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мазаловой Г.В.,

с участием административного истца - прокурора Советского района Курской области Денисовой М.А.,

представителя административного ответчика, ОБУЗ «Советская центральная районная больница» Курской области, Воробьевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района Курской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к областному бюджетному учреждению здравоохранения «Советская центральная районная больница» Курской области о признании бездействий незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения в сфере здравоохранения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района Курской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Советский районный суд Курской области с административным иском к областному бюджетному учреждению здравоохранения «Советская центральная районная больница» Курской области (далее по тексту – ОБУЗ «Советская ЦРБ») о признании бездействий незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения в сфере здравоохранения, мотивируя заявленные требования тем, что в ходе проведения прокуратурой Советского района Курской области соблюдения ОБУЗ «Советская ЦРБ» требований законодательства о здравоохранении было установлено, что в нарушение Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 г. №646н, Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 г. №647н, в фельдшерско-акушерском пункте в д.Мансурово Советского района Курской области, являющимся структурным подразделением ОБУЗ «Советская ЦРБ» и включенным в перечень медицинских организаций и их обособленных подразделений, осуществляющих продажу лекарственных препаратов в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации на территории Советского района Курской области, фармацевтическая деятельность, связанная с розничной торговлей лекарственными препаратами, не осуществляется.

В связи с этим прокурор считает, что бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер к организации розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско - акушерском пункте, нарушает права неопределенного круга лиц на доступность и качество медицинской помощи в гарантированных государством объемах.

По этим основаниям росит признать незаконным бездействие ОБУЗ «Сове6тская ЦРБ», выразившееся в непринятии мер к организации розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Курская область, Советский район, д.Мансурово, в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации 31.08.2016 г. №646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации 31.08.2016 г. №647н, и обязать ОБУЗ «Советская ЦРБ» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу организовать розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Курская область, Советский район, д.Мансурово, в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации 31.08.2016 г. №646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации 31.08.2016 г. №647н.

В судебном заседании прокурор Советского района Курской области Денисова М.А. административные исковые требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям, и просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика, ОБУЗ «Советская ЦРБ, Воробьева Т.Н. в судебном заседании административные исковые требования признала в полном объеме, срок, который просит установить прокурор для исполнения решения суда считает достаточным.

Представитель заинтересованного лица, Министерства здравоохранения Курской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.

При таких обстоятельствах, на основании положений ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, Министерства здравоохранения Курской области.

Выслушав участников процесса, и изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу положений части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Положениями статьи 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Подпунктами 4, 5, 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности.

Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием (пункт 3 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно пункту 1 статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 5 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», перечень медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, а также перечень лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться указанными организациями и их обособленными подразделениями, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 647н утверждены Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, согласно подпункту «б» пункта 8 которых руководитель субъекта розничной торговли в целях бесперебойного обеспечения покупателей товарами аптечного ассортимента организует, в том числе оснащение помещений оборудованием, обеспечивающим надлежащее обращение товаров аптечного ассортимента, включая их хранение, учет, реализацию и отпуск.

Согласно Уставу ОБУЗ «Советская ЦРБ», бюджетное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти Курской области в сфере здравоохранения. Целями деятельности учреждения являются своевременное, полное и качественное оказание высококвалифицированной медицинской помощи населению, проведение работ по профилактике заболеваний. Бюджетное учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности, выполняемые, в том числе в рамках государственного задания, устанавливаемого учредителем, в том числе оказание населению первичной медико-санитарной помощи, оказание населению специализированной медицинской помощи, фармацевтическая деятельность, осуществляемая в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения.

Судом установлено, что в структуру ОБУЗ «Советская ЦРБ» входит фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: Курская область, Советский район, д.Мансурово.

Приказом Министерства здравоохранения Курской области от 19.04.2022 г. №262 утверждены Перечень лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах Курской области, в которых отсутствуют аптечные организации, Перечень медицинских организаций и их обособленных подразделений, осуществляющих продажу лекарственных препаратов в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, на территории Курской области, в который включен Мансуровский фельдшерско-акушерский пункт Советского района Курской области (л.д. 145-186).

В соответствии с лицензией Л042-01147-46/00162915, выданной 29.04.2016 г., ОБУЗ «Советская ЦРБ» разрешено осуществление фармацевтической деятельности, в том числе в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Курская область, Советский район, д.Мансурово, а именно: отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения; розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения; хранение лекарственных препаратов для медицинского применения (л.д. 12-13).

В то же время судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Советского района Курской области проверки исполнения законодательства о здравоохранении, выявлены нарушения действующего законодательства, допущенные ОБУЗ «Советская ЦРБ» и заключающиеся в том, что на фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Курская область, Советский район, д.Мансурово, не организована розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 г. №646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 г. №647н, по результатам которой 31.01.2023 г. в адрес главного врача ОБУЗ «Советская ЦРБ» прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о здравоохранении (л.д. 21-25), которое рассмотрено, но до настоящего времени в полном объеме не исполнено, что не оспаривалось в судебном заседании представителем административного ответчика, и подтверждено сообщением ОБУЗ «Советская ЦРБ» от 07.03.2023 г. (л.д. 26-27).

Поскольку в населенных пунктах муниципального образования «Мансуровский Сельсовет» Советского района Курской области, которые обслуживает фельдшерско-акушерский пункт д.Мансурово, отсутствуют аптечные организации, граждане, находящиеся и проживающие на территории указанных населенных пунктов, фактически лишены возможности приобрести лекарственные препараты для медицинского применения, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, в том числе в экстренных случаях, кроме того, отсутствие необходимого медицинского оборудования в фельдшерско-акушерском пункте делает невозможным оказание первичной медицинской помощи населению в гарантированных государством объемах, что нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право на охрану здоровья и медицинскую помощь и может повлечь реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих и находящихся на территории вышеуказанных населенных пунктов.

В такой ситуации бездействие медицинского учреждения, выразившееся в непринятии мер к организации розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в ФАПе носит незаконный характер.

Доказательств того, что административным ответчиком предпринимались все возможные меры для достижения той цели деятельности учреждения, для которой оно создано, в части реализации прав и гарантий граждан в надлежащем обеспечении лекарственными препаратами в суд не предоставлено.

При этом суд учитывает, что вопросы, связанные с организацией и финансированием данной деятельности, не освобождают административного ответчика от исполнения основных задач деятельности фельдшерского-акушерских пунктов, входящих в его структуру, и приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного иска прокурора, поскольку неосуществление в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Курская область, Советский район, д.Мансурово, розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения не обеспечивает условий для развития медицинской помощи и её доступности для граждан, препятствует реализации принципов охраны здоровья и нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на получение медицинской помощи, в том числе с использованием лекарственных препаратов, может привести к нарушению прав граждан на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь.

Принимая во внимание значимость защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, учитывая, что исполнение судебного акта требует значительных временных и финансовых затрат, суд считает правильным установить срок для исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей в 1 год, с момента вступления решения суда в законную силу, полагая его разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административное исковое заявление прокурора Советского района Курской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к областному бюджетному учреждению здравоохранения «Советская центральная районная больница» Курской области о признании бездействий незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения в сфере здравоохранения,

Признать незаконным бездействие областного бюджетного учреждения здравоохранения «Советская центральная районная больница» Курской области, выразившееся в непринятии мер к организации розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Курская область, Советский район, д.Мансурово, в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 г. №646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 г. №647н.

Обязать областное бюджетное учреждение здравоохранения «Советская центральная районная больница» Курской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу организовать розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Курская область, Советский район, д.Мансурово, в соответствии с Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 г. №646н, Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 г. №647н.

Стороны могут ознакомиться с мотивированным решением, которое будет составлено 18 августа 2023 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Советский районный суд Курской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Стрельцов