ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2562/18 от 06.03.2018 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-2562/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре ФИО3, с участием представителей административного ответчика ФИО5, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным решения, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее также – Управление) о признании незаконным решения, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Управление экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа места размещения нестационарного торгового объекта в районе проспекта Победы, на расстоянии 8 метров от <адрес> со стороны <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ разъяснены положения части 15 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом Министерства экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-П, сообщено, что по информации, полученной с сайта ИФНС России, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО1 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения, в связи с чем в силу пункта 4 части 15 Порядка, он не является заинтересованным лицом во внесении изменений или дополнений в Схему размещения. Решение Управления, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ, не согласуется с положениями части 3 статьи 4 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 27 декабря 2013 года №164-нд «О порядке создания условий для обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания», раздела 5 Положения о Комиссии по размещению нестационарных объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденного Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми полномочия по рассмотрению предложений о внесении изменений или дополнений в Схему размещения обладает исключительно Комиссия по размещению нестационарных объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа. Обжалуемый ответ нарушает право ФИО1 на рассмотрение его заявления уполномоченным органом.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Петропавловск-Камчатского городского округа.

Административный истец ФИО1, его представитель ФИО4 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались.

На основании части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО1 и его представителя ФИО4

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и заинтересованного лица администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО5, представитель административного ответчика Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования не признали, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое решение принято административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим иском истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, срок, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом пропущен не был.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Управление с заявлением о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Схема размещения) места размещения нестационарного торгового объекта в районе проспекта Победы, на расстоянии 8 метров от <адрес> со стороны <адрес>.

Письмом Управления от ДД.ММ.ГГГГФИО1 дан ответ по существу его обращения, разъяснено, что заявитель не является индивидуальным предпринимателем и он не наделен соответствующими полномочиями на подачу такого заявления, кроме того, рассматриваемый объект ранее уже включен в Схему размещения.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Вопросы предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон №381-ФЗ), законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом №381-ФЗ.

Согласно статье 10 Закона №381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1).

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 года №772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, которые определяют порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На основании указанных Правил и статьи 10 Закона №381-ФЗ приказом Министерства экономического развития и торговли Камчатского края от 23.05.2014 № 290-п «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае схемы размещения нестационарных торговых объектов» утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка включение в схему нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, согласовывается органом местного самоуправления с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти Камчатского края, осуществляющими полномочия собственника имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения, муниципального района (в части разработки и утверждения схемы на межселенных территориях), определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения (пункт 4 Порядка).

Схема, и вносимые в нее изменения, утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 5 Порядка).

Согласно пунктам 14, 15 указанного Порядка, изменения и дополнения в схему вносятся в Порядке, установленном для ее разработки и утверждения. Основаниями для внесения изменений или дополнений в схему является, в том числе поступление предложений от территориальных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Камчатского края и (или) органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, координационных или совещательных органов малого и среднего предпринимательства, а также от заинтересованных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Управлением экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в письме от ДД.ММ.ГГГГФИО1 разъяснены приведенные положения нормативных актов и сообщено, что он, утратив статус индивидуального предпринимателя, не является по смыслу пункта 15 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае схемы размещения нестационарных торговых объектов лицом, заинтересованным во внесении изменений или дополнений в Схему размещения.

Суд не находит оснований не согласиться с ответом Управления, поскольку как следует из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем он не наделен правом обращаться в орган местного самоуправления городского округа с предложением о внесении изменений или дополнений в Схему размещения.

Кроме того, заявление ФИО1 о рассмотрении возможности включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа места размещения нестационарного объекта в районе <адрес> на расстоянии 8 метров от <адрес> со стороны <адрес>, не могло быть удовлетворено, поскольку место размещения (адресный ориентир) нестационарного торгового объекта в районе проспекта Победы, на расстоянии 8 метров от жилого <адрес>, со стороны <адрес> Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденную Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких данных ответ Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.

Доводы ФИО1 о нарушении указанным ответом Управления его права на рассмотрение заявления о включении в Схему размещения места размещения указанного им нестационарного объекта уполномоченным органом – Комиссией по размещению нестационарных объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа подлежат отклонению.

Согласно пункту 3 статьи 4 Решения Городской Думы Петропавловск - Камчатского городского округа от 27.12.2013 года № 164-нд «О порядке создания условий для обеспечения жителей Петропавловск-Камчатского городского услугами связи, общественного питания и бытового обслуживания» (в редакции от 25.04.2017 года) рассмотрение предложений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется Комиссией по размещению нестационарных объектов на территории городского округа; внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом Камчатского края.

В соответствии с пунктами 5.1, 5.3 Положения о Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденной Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 07.08.2014 года №1950 (в редакции, действовавшей в юридически значимый период) основанием для подготовки документов, необходимых для принятия решения о согласовании либо несогласовании проекта Схемы, изменений и дополнений, вносимых в нее, являются предложения лиц, заинтересованных во внесении изменений или дополнений в Схему (далее - заинтересованные лица). Заинтересованные лица вправе подать предложение на имя председателя Комиссии в Управление экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа через Службу «одного окна» Управления делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа

Как следует из обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, оно не является предложением, соответствующим пункту 15 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-п, и оно не адресовано и не направлено в Комиссию по размещению нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

Указанное заявление адресовано в Управление экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, куда оно и было направлено административным истцом.

Управление в ответе от ДД.ММ.ГГГГ дало ФИО1, мотивированный и обоснованный ответ о том, по каким основаниям его заявление не может быть принято к рассмотрению Комиссией по размещению нестационарных торговых объектов на территории Петропавловск-Камчатского городского округа и не может являться основанием для внесения изменений и дополнений в Схему размещения.

На основании изложенного, при направлении оспариваемого ответа Управлением соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие решения, а также порядок его принятия, права, свободы и законные интересы административного истца оспариваемым решением нарушены не были, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения иска и признания ответа Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным решения, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Ю.Н.Степанова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ