ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2562/2022 от 29.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0039-01-2022-003118-03

2а-2562/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 июня 2022 года г. Самара

Ленинский районный суд города Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2562/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконными действий, возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении процедуры проведения общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Генеральный план г.о. Самара.

В обоснование заявления указано, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 в соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 13.11.2021 №821 «О проведении в городском округе Самара общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара от 20.03.2008г №539» направили в Департамент градостроительства городского округа Самара предложение по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара в части установления функциональной зоны, предусматривающей использование территории площадью 20 120 кв.м в границах кадастрового квартала по адресу: <адрес> (в состав которой входят земельные участки с кадастровыми номерами: :42; :702; :701; :699; :68; :37; :537; :632; :536; :39; :67) в соответствии с видом разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства».

Заключение Департамента градостроительства г.о. Самара о результатах общественных обсуждений от 15.12.2021 размещено в сети Интернет на официальном сайте Администрации г.о. Самара и опубликовано на сайте газеты «Самарская газета». В заключении приведен перечень предложений и замечаний по проекту изменений в Генеральный план городского округа Самара, внесенных участниками общественных обсуждений.

В связи с тем, что в нарушение подпункта 5 пункта 22 статьи Градостроительного кодекса РФ официально опубликованное заключение о результатах общественных обсуждений от 15.12.2021 не содержало аргументированных рекомендаций о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, ФИО1 12.01.2022 обратился с письмами в Департамент градостроительства г.о. Самра и к Главе городского округа Самара, в которых просил предоставить информацию, будет ли учтено предложение ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 в проекте изменений в Генеральный план городского округа Самара в редакции, которая будет подготовлена по результатам проведенных общественных обсуждений и направлена в Думу городского округа Самара.

Письмом Департамента градостроительства г.о.Самара от 10.02.2022 №Д05-01/обр-30-0-1 ФИО1 был уведомлен, что Департамент не имеет оснований для учета предложения об установлении функциональной зоны, предусматривающей использование территории площадью 20 120 кв.м в границах кадастрового квартала в соответствий с видом разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства», так как испрашиваемая территории имеет пересечение с зоной с особыми условиями использования «городские леса». После изменения границ зоны с особыми условиями использования заявители могут обратиться в Департамент повторно.

Административный истец считает, что Департаментом градостроительства г.о.Самара нарушена процедура внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара, установленная Градостроительным кодексом РФ, а именно, не соблюдена процедура проведения в городском округе Самара общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара от 20.03.2008 №539; незаконно и необоснованно отклонено предложение ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 о внесении изменений в Генеральный план городского округа Самара, содержащееся в заявлении от 13.12.2021 вх.Д05-01-01/12867.

Учитывая, что официально опубликованное заключение Департамента о результатах общественных обсуждений от 15.12.2021 не содержало аргументированных рекомендаций о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, административный истец предполагает, что как Главе городского округа Самара, так и Думе городского округа Самара направлен (либо будет направлен) не тот проект изменений в Генеральный план городского округа Самара, который был официально опубликован и по которому проводились общественные обсуждения, а проект изменений в Генеральный план городского округа Самара, который был доработан Департаментом градостроительства самостоятельно, с учетом поступивших в процессе общественных обсуждений предложений и замечаний участников общественных обсуждений. При этом, в нарушение требований Градостроительного кодекса РФ, Департамент возложил на себя исключительные полномочия по окончательному принятию решения об учете либо об отклонении каждого конкретного предложения, поступившего от участника общественных обсуждений по проекту изменений в Генеральный план городского округа Самара.

Земельные участки, расположенные на территории площадью 20 1204 кв.м в границах кадастрового квартала по адресу: <адрес>, находятся в частной собственности граждан и согласно сведениям ЕГРН имеют вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Часть земельных участков на указанной территории относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. На отдельных земельных участках расположены индивидуальные жилые дома граждан, право собственности на которые зарегистрированы в установленном законом порядке.

Согласно действующему Генеральному плану городского округа Самара земельные участки, расположенные на территории площадью 20 120 кв.м в границах кадастрового квартала , расположены в границах двух ландшафтно-рекреационных функциональных зон: «Зона существующего естественного ландшафта» и «Зона существующего ценного природного ландшафта». Согласно Карте правового зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.01 N61, земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан, расположены в составе различных территориальных зон рекреационного назначения. Часть территории в границах кадастрового квартала на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 01.06.2018г. №462 отнесена к зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером 63:01-6.1149 (учетный номер 63.01.2.1055) - «Городские лес»», расположенные на землях городского округа Самара Самарской области.

Действующее законодательство не содержит такого основания для отказа во внесении изменений в генеральный план городского округа по заявлению заинтересованного лица, как нахождение части территории в границах зоны с особыми условиями использования «городские леса».

Виды разрешенного использования земельных участков на территории площадью 20 120 кв.м в границах кадастрового квартала , расположенных в границах территориальных зон рекреационного назначения, установленных Правилами землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.01г. N61, не предусматривают возможность использования земельных участков «для индивидуального жилищного строительства». В свою очередь, внесение изменений в Карту правового зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Самара в части исключения принадлежности земельных участков к составу территориальных зон рекреационного назначения и их включения в состав жилых территориальных зон, предусматривающих в качестве основного вида использования «индивидуальное жилищное строительство», возможно только после внесения соответствующих изменений в Генеральный план городского округа Самара.

В настоящее время по Генеральному плану городского округа Самара от 20.03.2008г. №539 с юго-восточной и юго-западной сторон от территории площадью 20 120 кв.м в границах кадастрового квартала расположена функциональная зона «Территория существующей малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками», что делает логичным и целесообразным предложение ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 по внесению в него изменений.

Незаконный отказ Департамента градостроительства городского округа Самара, содержащийся в письме от 10.02.2022 №Д05- 01/обр-З0-0-1, в учете предложения ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара от 20.03.2008 №539 нарушает права собственников земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, так как делает невозможным последующее внесение изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.01г. N61, в целях приведения зонирования земельных участков с видом их разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».

Ссылаясь на изложенное, с учетом уточнения требований в порядке ст. 46 КАС РФ, ФИО1 просит: признать незаконными действия Департамента градостроительства городского округа Самара, выразившиеся в несоблюдении процедуры проведения в городском округе Самара общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара от 20.03.2008 №539; признать незаконным отказ Департамента градостроительства городского округа Самара, содержащийся в письме от 10.02.2022 №Д05- 01/обр-30-0-1 и в протоколе общественных обсуждений от 13.12.2021, в учете предложения ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 по результатам проведенных общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара от 20.03.2008 №539; обязать Департамент градостроительства городского округа Самара вернуться к рассмотрению предложения ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4, содержащегося в заявлении от 13.12.2021 вх.Д05-01-01/12867, отразив рекомендацию о целесообразности его учета в заключении о результатах общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара от 20.03.2008 №539.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО5 уточненные требования поддержала, просила удовлетворить, также заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование протокола общественных обсуждений от 13.12.2021, ссылаясь на то, что о нарушении своих прав и законных интересов, выразившихся в отклонении предложения по внесению изменений в Генеральный план, ФИО1 стало известно первоначально из письма Департамента градостроительства г.о.Самара от 10.02.2022, а в последующем из письменных объяснений Департамента от 08.06.2022.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности ФИО6 возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в том числе в связи с пропуском срока обращения в суд (т.1 л.д. 102-107).

Представитель заинтересованного лица Думы г.о. Самара по доверенности ФИО7 просил в административном иске отказать в полном объеме, представил письменные пояснения (т.3 л.д. 69-72).

Представитель заинтересованного лица Главы г.о. Самара не явился, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.

Заинтересованные лица ФИО2, ФИО3, ФИО4 не явились, извещены надлежаще.

Заинтересованное лицо Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области представителя в судебное заседание не направило, причины неявки не сообщило, извещено надлежаще.

На основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 62, части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Из материалов дела следует, что 13.12.2021 ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 в соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 10.11.2021 №821 «О проведении в городском округе Самара общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара от 20.03.2008г №539» направили в Департамент градостроительства городского округа Самара предложение по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара в части установления функциональной зоны, предусматривающей использование территории площадью 20 120 кв.м в границах кадастрового квартала по адресу: <адрес> (в состав которой входят земельные участки с кадастровыми номерами: :42; :702; :701; :699; :68; :37; :537; :632; :536; :39; :67) согласно прилагаемой схеме в соответствии с видом разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства» (т. 3 л.д. 62-66).

Ссылаясь на то, что в нарушение подпункта 5 пункта 22 статьи Градостроительного кодекса РФ официально опубликованное заключение о результатах общественных обсуждений от 15.12.2021 не содержало аргументированных рекомендаций о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, ФИО1 12.01.2022 обратился с письмами в Департамент градостроительства г.о. Самра и к Главе городского округа Самара, в которых просил предоставить информацию, будет ли учтено предложение ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 в проекте изменений в Генеральный план городского округа Самара в редакции, которая будет подготовлена по результатам проведенных общественных обсуждений и направлена в Думу городского округа Самара (т.1 л.д. 18).

Письмом от 10.02.2022 №Д05-01/обр-30-0-1 Департамент градостроительства г.о. Самара сообщил ФИО1, что Департамент не имеет оснований для изменения зонирования указанной территории, так как испрашиваемая территория имеет пересечение с зоной с особыми условиями использования «городские леса» (т.1 л.д. 20).

Доводы административного истца о нарушении процедуры проведения общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара от 20.03.2008 №539 в ходе судебного разбирательства не нашли подтверждения.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 3 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2 статьи 24 ГрК РФ).

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10 статьи 24 ГрК РФ).

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьями 5.1 и 28 данного кодекса (часть 11 статьи 24 ГрК РФ).

Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением (часть 13 статьи 24 ГрК РФ).

В статье 28 ГрК РФ предусмотрены особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов. На основании пунктов 1 и 2 части 9 данной статьи с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний глава местной администрации принимает решение о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

Положениями статьи 5.1 ГрК РФ регламентирована процедура проведения общественных обсуждений по проектам генеральных планов, которая включает: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

На основании части 11 статьи 5.1 ГрК РФ предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи.

Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются, в том числе, все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний (часть 18 статьи 5.1 ГрК РФ).

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний. В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны, в том числе, аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний (части 21, 22 статьи 5.1 ГрК РФ).

Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах (часть 23 статьи 5.1 ГрК РФ).

Из материалов дела следует, что в соответствии с ч. 2 ст. 24 ГрК РФ Администрацией г.о.Самара принято постановление от 15.05.2020 №362 «О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539».

Согласно статьям 22, 28 Устава г.о. Самара Департамент градостроительства г.о.Самара является самостоятельным органом местного самоуправления г.о.Самара, наделяемым полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности, в том числе по подготовке документов территориального планирования городского округа Самара. Департамент осуществляет в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочия заинтересованного органа местного самоуправления городского округа по вопросам градостроительной деятельности.

В этой связи указанным постановлением Администрации г.о.Самара от 15.05.2020 №362 на Департамент градостроительства г.о.Самара возложена подготовка проекта внесения изменений в Генеральный план, его опубликование, рассмотрение на публичных слушаниях и прем поступивших в ходе публичных слушаний предложений, направление подготовленного проекта о внесении изменений, протокола и заключения о результатах публичных слушаний Главе г.о. Самара.

В соответствии со статьями 5.1, 24, 28 ГрК РФ Администрацией г.о.Самара принято постановление от 10.11.2021 № 821 «О проведении в городском округе Самара общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539». Оповещение о начале общественных обсуждений является приложением к данному постановлению. Указанное постановление № 821 опубликовано на официальном сайте Администрации городского округа Самара 13.11.2021, а также в газете «Самарская Газета» 13.11.2021 за № 247 (6972) (т.1 л.д. 114-121).

Проведение экспозиции проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара согласно пункту 2.4 Постановления Администрации № 821 осуществлено с 23.11.2021 по 10.12.2021 в здании Департамента градостроительства г.о.Самара.

По результатам общественных обсуждений составлен протокол общественных обсуждений от 13.12.2021 и подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений от 15.12.2021 (т.1 л.д. 129 - т.2 л.д. 197).

Предложение ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 по проекту внесения изменений в Генеральный план отражено в протоколе и заключении под пунктом 1028. По данному предложению в протоколе общественных слушаний содержится рекомендация не учитывать его в связи с наличием ограничения ЗОУИТ.

Заключение о результатах общественных обсуждений опубликовано на официальном сайте Администрации городского округа Самара 16.12.2021, а также в газете «Самарская Газета» 16.12.2021 за № 275 (7000) (т.1 л.д. 121).

Таким образом, процедура проведения общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара, организованных Департаментом в соответствии с постановлением Администрации от 10.11.2021 № 821, соблюдена.

Учитывая, что протокол общественных обсуждений содержит позицию Департамента, как организатора общественных обсуждений, относительно неучета мнения административного истца и иных лиц, отсутствие в заключении о результатах общественных обсуждений мотивированной позиции Департамента само по себе не может поставить под сомнение факт их надлежащего проведения, следовательно, данное обстоятельство не является существенным и достаточным для признания незаконными действий Департамента, выразившихся в несоблюдении процедуры проведения в городском округе Самара общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Генеральный план.

По результатам рассмотрения проекта внесения изменений в Генеральный план Администрацией г.о.Самара принято постановление от 30.03.2022 № 197, в соответствии с которым Глава г.о. Самара согласился с проектом внесения изменений в Генеральный план (т.1 л.д. 124-125).

Проект внесения изменений в Генеральный план вместе с протоколом общественных обсуждений и заключением о результатах общественных обсуждений направлен в Думу г.о. Самара для утверждения.

По результатам его рассмотрения принято решение Думы городского округа Самара от 29.04.2022 N 182 "О внесении изменения в Решение Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 "Об утверждении Генерального плана городского округа Самара".

Изложенное свидетельствует о том, что процедура внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара, в том числе в части проведения общественных обсуждений, соблюдена, в связи с чем оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Доводы административного истца о том, что Главе городского округа Самара и Думе городского округа Самара был направлен не тот проект изменений в Генеральный план городского округа Самара, который был официально опубликован и по которому проводились общественные обсуждения, а проект изменений в Генеральный план городского округа Самара, который был доработан Департаментом градостроительства г.о. Самара самостоятельно, ничем не подтверждены. Проект изменений в Генеральный план направлен Главе г.о.Самара, а затем в Думу г.о. Самара вместе с протоколом общественных обсуждений и заключением по результатам общественных обсуждений, которые содержали все поступившие в ходе общественных обсуждений предложения и замечания, в том числе предложение ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4, а также аргументированные рекомендации Департамента градостроительства г.о. Самара относительно их учета. Сведений о том, что какое-либо предложение или замечание участников общественных обсуждений не было отражено в протоколе и заключении, не имеется.

Доводы административного истца о незаконности отказа Департамента градостроительства г.о.Самара в учете предложения ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 по проекту внесения изменений в Генеральный план, являются необоснованными и подлежат отклонению.

Письмо Департамента от 10.02.2022 №Д05-01/обр-30-0-1, в котором истцу сообщено об отсутствии оснований для изменения зонирования, не является отказом уполномоченного органа, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для заявителя юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие его права и обязанности, не определяет меру ответственности, не возлагает на административного истца какие-либо обязанности. Данное письмо носит информационный характер для заявителя.

Протокол общественных обсуждений, в котором дана рекомендация не учитывать предложение заявителей, также не обладает признаками решений, действий (бездействия) уполномоченного органа, не носит властно-распорядительного характера, по своей сути лишь отражает процедуру общественных обсуждений и содержит мнение организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета поступивших предложений и замечаний

В силу приведенного выше правового регулирования в рамках процедуры внесения изменений в проект генерального плана в компетенцию Департамента градостроительства г.о.Самара входит подготовка проекта внесения изменений в генеральный план, его опубликование, рассмотрение на публичных слушаниях, прием поступивших в ходе публичных слушаний предложений и направление подготовленного проекта внесения изменений Главе г.о.Самара. Департамент как организатор общественных обсуждений не принимает решения об учете либо отклонении поступивших в ходе публичных слушаний предложений, а только дает рекомендации по этим предложениям. Таким образом, сам по себе предмет оспаривания в виде отказа в учете предложения о внесении изменений в генеральный план отсутствует.

Следует также учитывать, что общественные обсуждения и публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует. Применительно к административному истцу соблюдение его прав подтверждается самим фактом участия в открытых обсуждениях в рамках публичных слушаний.

Как следует из системного анализа положений ГрК РФ, генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития. Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом и не направлен на фиксацию существующего положения. Отнесение региональным законодателем территории к определенной функциональной зоне само по себе не свидетельствует о нарушении прав граждан.

Так, согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Данной норме корреспондирует статья 2 ГрК РФ, предусматривающая, что одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать как права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, так и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами иных лиц.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара земельные участки с кадастровыми номерами: :42; :702; :701; :699; :68; :37; :537; :632; :536; :39 расположены в зоне лесов (т.1 л.д. 110-111).

Пунктом 5 части 2 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации установлен запрет на строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства, за исключением велосипедных и беговых дорожек, гидротехнических сооружений в городских лесах.

Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, земельные участки с кадастровыми номерами: :42; :702; :701; :699; :68; :37; :537; :632; :536; :39 расположены в зоне природных ландшафтов (Р-3) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы городского округа Самара от 29.12.2020 № 45 (т. 1 л.д. 110, 112).

Градостроительным регламентом не предусмотрено использование земельных участков для жилой застройки в указанной зоне (ст. 13 Правил землепользования и застройки городского округа Самара).

Согласно сведениям публичной кадастровой карты часть спорной территории, а именно, земельные участки с кадастровыми номерами :702 и :701 расположены границах лесов Самарского лесничества - зоне с особыми условиями использования территории, реестровый номер 63:01-6.1149 (т.1 л.д. 110, 113).

Учитывая, что градостроительной документацией рассматриваемая территория отнесена к функциональной и территориальной зоне, в которой не предусмотрено строительство и эксплуатация зданий и сооружений, часть территории отнесена к зоне с особыми условиями использования территории, основания для установления функционального зонирования для данной территории, предусматривающего индивидуальное жилищное строительство, отсутствуют. Таким образом, рекомендация Департамента не учитывать предложение заявителей о внесении изменений в Генеральный план г.о. Самара в части установления функциональной зоны, предусматривающей использование земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не является произвольной.

Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

По настоящему делу не установлено незаконных действий либо решений, повлекших нарушение прав и законных интересов административного истца, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Доводы административного ответчика о пропуске срока обращения в суд с административным иском являются необоснованными, поскольку заключение о результатах общественных слушаний, с даты публикации которого, по мнению ответчика, следует исчислять трехмесячный срок на обжалование действий Департамента, не содержало рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений. О том, что Департаментом дана рекомендация не учитывать предложение о внесении изменений в Генеральный план, административному истцу стало известно из письма Департамента градостроительства г.о.Самара от 10.02.2022, следовательно, с этого момента следует исчислять срок на обжалование соответствующих действий. Административный иск согласно штампу на почтовом конверте направлен в суд 29.04.2022, то есть с соблюдением установленного ст. 219 КАС РФ срока.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконными действий, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Решение в окончательной форме изготовлено 12.07.2022.